Сопоставление и анализ стихотворений П. А. Вяземского и Ф. И. Тютчева
ЗДАНОВСКАЯ Наталия
С древних времен и до наших дней русские поэты в своих произведениях воспевали родину. С нежностию и любовью говорили и говорят они о России как о матери, самом близком и дорогом, что есть в жизни человека. Восхищение Россией мы чувствуем в стихах Ломоносова, бесконечную преданность родине запечатлели в своих стихах Пушкин и Лермонтов, писали о ней Есенин, Тютчев, Фет. Наверное, в творчестве любого поэта можно найти строки, посвященные родной стране.
Все писали и пишут о ней по-разному: одни — с грустью, другие — торжественно, третьи — с восхищением. Наша страна поражала и поражает всех необъятностью своих просторов. С севера на юг она постоянно меняется: на смену тундре — тайга, тайге — степь, степи — пустыня... В каждом уголке России — что-то удивительное, необыкновенное... И тот, кто увидел это, старается рассказать всем, кто не видел, не слышал, не чувствовал.
Например, П. А. Вяземский в своем стихотворении «Степь» изображает русскую степь, ее бесконечные просторы, в которых «тонут время и пространство».
Описания степи у Вяземского настолько ясны и четки, что читатель видит все, о чем говорит поэт, лучше, чем если рассматривал их написанными красками на холсте. Перед глазами встает огромное, голое, пустое пространство русской степи. Нигде ни единого деревца, негде укрыться от жары, исходящей от раскаленных небес. Читатель видит и убогую хату с гнездом аиста на крыше, и волов, тяжело ступающих по пыльной дороге. Наверное, можно сказать, что Вяземский рисует словами, или даже не рисует, а пишет настоящие картины, не хуже тех, что рисуют акварелью на бумаге или пишут маслом на холстах... В этом — мастерство поэта как художника слова.
|
|
При чтении создается впечатление, будто долго-долго едешь по однообразным, унылым, голым степным просторам. Вероятно, это отчасти из-за того, что все, за исключениєм первой, строфы построейы одинаково, и стихотворение читается очень спокойно, размеренно.
Первая же строфа отличается тем, что состоит из шести строк, которые не рифмуются между собой. Это своеобразное вступление, предшествующее долгому описанию степной однообразности. Оно представляет собой небольшое обращение к России, и уже здесь, в самом начале стихотворения, звучат слова о том, как широки и необъятны русские просторы.
Заканчивается стихотворение словами любви поэта к родине, любви, независимой от того, велика Россия или мала, однообразна или, напротив, поражает многообразием своих уголков. Однако эта любовь выражается Вяземским не только в последних восьми строках — она проскальзывает и в первой строфе, мелькает в разнообразных описаниях.
|
|
По моему мнению, в стихотворении поэт хотел выразить мысль о том, что любой уголок нашей страны, будь то юг или север, — это Россия, а Россия — это наша родина. А родина — это то, без чего невозможна жизнь. Поэтому-то и «песнь и честь» русским степям, какими бы они ни были — голыми, немыми, пустынными, унылыми. Главное то, что они русские, а значит, достойны любви.
Но, как я уже упоминала, разные поэты по-разному видят родину, а поэтому и стихи, которые они пишут, различаются между собой — по содержанию, по идеям, по стилю написания... Стихотворение Тютчева «Эти бедные селенья...», например, несмотря на то, что, как и стихотворение Вяземского, посвящено России, весьма отличается от него.
В своем стихотворении Тютчев не описывает Россию — об этом лишь две строчки в начале стихотворения. Здесь поэт не говорит о красотах и богатствах России, — напротив, в стихотворении селения — бедные, а природа — скудная. Но здесь Тютчев размышляет о том, что, по его мнению, важнее. Россия — страна, которую благословил сам царь небесный! Это важнее, намного важнее, чем красота морей и гор, чем богатые дома...
Стихотворение «Эти бедные селенья...» проникнуто любовью поэта к родине, почти благоговением перед нею и грустью. Грустью оттого, что страна, такая, как Россия, и народ, такой, как русский, вынуждены жить не так, как того заслуживают. Иностранцы гордо смотрят на нее, не понимая истинного величия, истинного могущества этой страны и этого народа.
|
|
Несмотря на это, Тютчев воспевает Россию — край родной и близкий не только ему, но и всем, кто родился здесь, вырос...
Россия для Тютчева — единственное благословенное Богом место на земле. Тем грустнее для поэта то, что жизнь России и русского народа не столь хороша, как могла бы быть.
На протяжении всего стихотворения поэт обращается к России — родному краю, родной земле. Оно (стихотворение) не отличается чрезмерной величиной или сложностью, торжественностью языка — напротив, поэт выражает свои мысли поразительно простыми, ясными, четкими словами. Каждое из них занимает точно, будто специально, подобранное место.
Из-за этого все стихотворение приобретает какую-то необъяснимую легкость. Эти три обычных на первый взгляд четверостишия наполнены удивительной любовью, которую испытывает к России поэт.
Итак, перед нами два стихотворения о родине — Тютчева и Вяземского, «Эти бедные селенья...» и «Степь», и, несмотря на одну и ту же тему, поэты пишут совсем по-разному.
|
|
В стихотворении «Степь» поэт рассказывает о степях России, показывает их огромные размеры, говорит о том, что жители ее не испытывают довольствия и счастья. Стихотворение Вяземский строит на описаниях однообразной природы степей. Грусть поэта вызвана именно этими картинами природы, унылыми и пустыми, не радующими глаз. Эта грусть светлая, от нее в душе поэта «свято теплится любовь» — к родине, к России. Основная идея стихотворения — в том, что Родина, какой бы она ни была, не перестанет быть нашей родиной, и в том, что надо любить ее независимо от того, какая она, есть ли в ней леса или болота, степи или пустыни... «Родина—это родина!»— в этом основная мысль поэта.
Тютчев же в своем стихотворении переживает не из-за того, что Россия не «хороша собою». Грусть поэта вызвана тем, что Россию, страну необыкновенную, не могут понять страны другие.
Это стихотворение пронизано чувством огромной любви и огромного же сочувствия к России. Она — мать множества чудесных, замечательных людей, Россия — страна, которую благословил Бог, страна, лучше которой для поэта в мире не найти!
Стихотворение — гимн поэта, воспевающего свою родину, несмотря на то, что не все понимают истинное ее величие и красоту.
Итак, действительно, стихотворения Вяземского и Тютчева отличаются друг от друга — идеей, размерами, содержанием. Но оба эти произведения объединены одной очень важной мыслью: и Вяземский, и Тютчев — люди, горячо любящие Россию, и этими стихотворениями оба поэта подтверждают свою любовь, ибо готовы любить Россию только за то, что она их (и наша) родина.
Это роднит стихотворения «Эти бедные селенья...» и «Степь» со стихами множества других великих русских поэтов — уже упомянутых мной Есенина, Пушкина, Лермонтова...
А разве может быть иначе? Разве поэты, да и не только они, могут не любить Россию? Они, родившиеся в России, выросшие здесь, жившие и живущие здесь — разве могут они не любить родину?
Россия — матушка, как говорят поэты, а какое дитя, маленькое или большое — не важно, не любит свою мать?
НЕНОХОВА Татьяна
У каждого из нас есть самое любимое, самое дорогое место на земле, место, где мы родились, где провели годы своей юности, место, с которым связаны теплые воспоминания, которое мы бережно храним в своей памяти всю жизнь. Это место — наша малая Родина. А малая Родина каждого составляет маленькую, крохотную частичку нашей общей Родины — России.
П. А. Вяземский и Ф. И. Тютчев в своих стихотворениях раскрывают личное отношение к России, к своей Родине, стараясь показать читателям всю прелесть, всю красоту нашей России.
Давайте задумаемся, почему Вяземский назвал свое стихотворение «Степь». Почему он так образно, так выразительно и ярко рисует образ степи, хотя подразумевает (и это его главная тема) матушку Россию? У меня степь ассоциируется с вольностью, раздольем. Обширные степные пространства навевают на меня чувство грусти, но грусти светлой, безмятежной. Необъятная степь сравнивается с необъятностью России. Таким образом, Вяземский, описывая степь, через ее образ раскрывает свое отношение, показывает свою огромную любовь к Родине.
Стихотворение Ф. И. Тютчева намного короче стихотворения Вяземского, но от этого оно не становится менее выразительным, не теряется глубина мысли автора. В трех строфах Тютчев удивительно точно смог выразить свои чувства к Родине. «Край ты русского народа!» — восклицает поэт. И эта фраза, эта единственная короткая фраза открывает нам душу поэта, душу, наполненную гордостью за свою страну, неизмеримой любовью к ней, грустью по бедным селеньям и скудной природе, болью из-за того, что «Не поймет и не заметит / Гордый взгляд иноплеменный, / Что сквозит и тайно светит / В наготе своей смиренной».
Тютчеву, который жил в Германии, вдали от России, чувство тоски по Родине было знакомо не понаслышке. Лирический герой Тютчева переживает из-за того, что он далек от России, от «края родного долготерпенья».
Оба поэта отмечают тяжелую долю России и русского народа. Это отражается в использованных эпитетах. У Вяземского: «хатой бедной», «бедная ветла», «семьи убогой». Повтор эпитета «бедный» еще больше усугубляет настроение смиренности, может быть, даже безысходности. Но все-таки оптимистический настрой автора побеждает. Стихотворение заканчивается хвалой России: «Какова она ни есть».
У Тютчева: «бедные селенья», т. е. та же грусть о тяжелой судьбе России. Его стихотворение очень эмоциональное, несмотря на то что поэт использует немного художественно-изобразительных средств.
Первая строфа представляет собой одно восклицательное предложение, в котором встречается анафора («Эти бедные... Эта скудная... Край родной... Край...»). Это свидетельствует о том, что тема близка сердцу поэта и волнует его.
Стихотворение Тютчева написано четырехстопным хореем с использованием пиррихиев. Пиррихии придают звучанию стихотворения певучесть, размеренность, спокойствие. Строение стихотворения Вяземского сходно со стихотворением Тютчева: оно также написано четырехстопным хореем с использованием пиррихиев, но здесь встречаются усеченные стопы. Усеченные стопы делают стихотворение еще более мягким, плавным, благозвучным. Читая стихотворение, представляешь себе обширную степь. Ты смотришь на нее с тихим восторгом, неописуемой радостью, каким-то неясным волнением, всматриваешься в даль и никак не можешь насладиться ее первозданной красотою, ее величием и необъятностью. Куда ни посмотри — только «степь да степь кругом...», как подчеркивается в песне...
Спасибо поэту за то, что мы можем так живо представить себе описанную картину, благодаря искусному использованию им художественно-изобразительных средств. С помощью сравнений Вяземский достигает создания яркого, четкого образа. Например: «Бесконечная Россия / Словно вечность на земле!» Восклицательный знак подчеркивает важность этих слов с точки зрения поэта. «Степь... словно огненное море...»; «небеса, как купол медный...»; «курганы, как разбитые палатки...». Сравнения дополняют метафоры, например: «аист... добрый друг семьи убогой...»; «пыль... метелью знойной...» или «курганы... загадки неразгаданных времен...». Вслушайся, читатель, в звучание этих удивительно точно подобранных метафор, сравнений. Чувствуешь? Чувствуешь необычайную силу русского языка, его красоту, его мощь? Оба поэта это чувствовали, знали о великой силе русского языка и умели управлять этой силой, поэтому они и создали такие замечательные стихотворения.
Оба поэта используют перекрестную рифму. Эта рифма нарушается только в первой строфе стихотворения П. А. Вяземского, что, впрочем, способствует напевному звучанию слов. Также в обоих стихотворениях ритм, динамика хорея смягчаются с помощью использования неточной рифмы. Например, у Вяземского: «немые — Россия». У Тютчева: «крестной — небесный». Я писала выше, что первая строфа стихотворения Тютчева представляет собой одно восклицательное предложение, в котором поэт искренно говорит о своих чувствах. П. А. Вяземский свое стихотворение начинает и заканчивает восклицанием. Эти восклицательные предложения также играют определенную роль. Предложение в начале стиха: «Бесконечная Россия / Словно вечность на земле!» является идеей, главной мыслью стихотворения, которую автор будет доказывать, раскрывать на протяжении стихотворения. Последнее восклицательное предложение: «Степи голые, немые, / Все же вам и песнь, и честь!» как бы подводит черту всему сказанному, всему написанному. Это предложение и последующие две строчки последней строфы являются своеобразным выводом, моралью.
В первой строфе П. А. Вяземский, изображая необъятность нашей Родины, прибегает к приему аллитерации: «Едешь, едешь, едешь, едешь...» Однообразное повторение звука «е» и повтор глагола «едешь» создают впечатление долгой дороги, как пишет поэт: «Дни и версты нипочем!»
В общем, стихотворения двух прекрасных поэтов — П. А. Вяземского и Ф. И. Тютчева — сходны по строению и выбранной теме, но различны по способам раскрытия этой темы. П. А. Вяземский раскрывает тему с помощью введения символа — степи, а Ф. И. Тютчев описывает «край родной», «родную землю», не выбрав для этого какой-то один-единственный символ, а описывая общую картину.
Давайте последний раз взглянем на эти творения русских поэтов. Что осталось в душе после прочтения? Грусть и удрученность? Конечно, нет. Осталась неизмеримая гордость за свою страну, патриотизм, а также вера в то, что «Россия вспрянет ото сна...», что жизнь русского народа станет легче, что уж не будет «бедных хат» и «бедных селений».
Но во что бы то ни стало, как написал Вяземский: «Все вы — матушка Россия, Какова она ни есть», надо ценить и любить свою Родину такой, какая она есть, и делать все, чтобы она стала лучше.
ВЕРЯСОВА Наталья
Патриотизм, чувство преклонения перед Родиной сквозит во многих произведениях русских поэтов. Восхищение природой России, силой и мужеством ее народа (вспомним пушкинское «Россия вспрянет ото сна...»), искренняя боль и сочувствие бедам родной страны стали основными мотивами таких стихотворений. Несомненно, яркими примерами являются стихотворения П. А. Вяземского «Степь» и Ф. И. Тютчева « Эти бедные селенья...».
Оба стихотворения написаны в середине XIX века — во время кризиса России. Сохранение крепостного права и самодержавия, страдания народа и произвол власть имущих — все это не могло не вызвать сострадания в душах поэтов. Оно вылилось в их творчестве — в прекрасных стихотворениях, не оплакивающих, однако, а воспевающих русскую землю.
Стихотворение П. А. Вяземского можно отнести к пейзажной лирике. Описание просторов русской степи проникнуто светлой грустью и, несомненно, затрагивает лирические струны души читателя. В то же время Тютчев уделяет меньше внимания внешнему облику страны. Поэт пишет о неком незримом духе России (который, разумеется, находит свое отражение в ее народе). Вот что «сквозит» и «светит», несмотря на внешнюю неприглядность («бедные селенья», «скудная природа»).
Идеи стихотворений, на мой взгляд, сходны. Россия обладает истинной красотой, которая способна тронуть душу человека, заставить его полюбить и «голые, немые» степи, и «бедные селенья».
Однако следует заметить, что авторы по-разному доносят эту мысль до читателя. Вяземский замечает изумительную красоту русского пейзажа, навевающего особую грусть. Поэт пишет:
От нее в душе согретой Свято теплится любовь.
То же и у Тютчева. Однако он в своем стихотворении воспевает Россию скорее, как «край русского народа», нежели страну необычной природы.
Интересна композиция обоих стихотворений. У Вяземского первая часть произведения — изображение пейзажа. Однако в него незаметно вплетаются и упоминание о народе («убогой» семье) и отзвуки истории (загадки / Неразгаданных времен). Во второй части, косвенно, в просьбах к читателю, выражаются чувства автора. Именно в его душе «теплится любовь», любовь к «необъятности» и необъяснимой красоте России.
Тютчев же после упоминания о природе в начале стихотворения немедленно выражает восхищение «долготерпением» русского народа. Во втором четверостишии еще ярче проявляется патриотизм и гордость своеобразием России, которое, как пишет поэт:
Не поймет и не заметит Гордый взгляд иноплеменный...
Необычны образные ряды, которые создают Тютчев и Вяземский в своих произведениях. Так, через стихотворение «Степь» яркой нитью проходит образ огня: «огненное море» степи, которое «пышет и палит», «небеса», которые «раскалились», «огненная зола» пыли. Возможно, поэт проводит параллели между яркостью, всеохватностью этой стихии и Россией, ее самобытностью.
В стихотворении Тютчева нельзя не обратить внимания на образ «царя небесного». Его благословение указывает не на преимущества России перед другими странами, а на своеобразие ее судьбы и, вероятно, на ее сложность, наполненность как радостью, так и печалью. Интересно, что похожий образ присутствует и в стихотворении Вяземского. Это «аист долгоногой», что «хранит ее [семью] от бед». Образ аиста, навсегда обосновавшегося на крыше дома, ассоциируется с образом ангела-хранителя, всюду сопровождающего человека, оберегающего его от горестей.
Оба стихотворения написаны хореем, причем как Вяземский, так и Тютчев использовали пиррихии, сделавшие звучание стихотворений ненавязчивым, плавным. Остается лишь изумляться мастерству и таланту поэтов, создавших столь различные стихи, используя один и тот же размер.
Интересно, что каждое стихотворение обладает и своими фонетическими особенностями. Так, в стихотворении «Степь» почти все строфы различны. Например, следующее четверостишие:
С кровли аист долгоногой Смотрит, верный домосед; Добрый друг семьи убогой, Он хранит ее от бед... —
обладает ассонансом на о, аллитерацией на г, р, что заставляет его звучать утвердительно, словно уничтожая впечатление от образа «семьи убогой». А в четверостишии:
Небеса, как купол медный, Раскалились. Степь гола; Кое-где пред хатой бедной Сохнет бедная ветла... —
аллитерация на я объединяет впечатления о пышущих жаром небесах и сухой одинокой ветле.
В стихотворении Тютчева трудно не обратить внимание на нежную трель звуков [л], [л'] в последней строке: «Исходил, благословляя». Этот перелив заставляет читателя на мгновение будто оторваться от земли, прочувствовав глубокий смысл последнего четверостишия.
Разумеется, нельзя не отметить и художественное своеобразие обоих произведений. Так, у Вяземского, наряду с привычными нам эпитетами, метафорами («ветерок крылатый», «душа согретая») встречаются очень необычные («воздух сжатый», «вьюга огненной зари», «голодают взор и слух»). Они, как магниты, притягивают внимание читателя, заставляя его глубже осознать и смысл стихотворения.
У Тютчева, напротив, немного метафор, нет пышных сравнений, однако несмотря на это, образы стихотворения остаются четкими, запоминающимися.
Стихотворения П. А. Вяземского «Степь» и Ф. И. Тютчева «Эти бедные селенья...» во многом различны. Но, несмотря на это, они вызывают у читателя сходные мысли и чувства. Возможно, тема патриотизма, преклонения перед Родиной кому-то покажется стереотипной, даже избитой, недостойной поэта. Однако, по моему мнению, поэтический талант, умение «глаголом жечь сердца людей» состоит именно в способности заставить людей вновь задуматься о том, на что раньше не обращали внимания, как на нечто привычное, а потому незначительное. Патриотизм нельзя было считать такой темой ни в XIX, XX и даже в XXI веке. Как бы привычно для современного человека это ни звучало, и сейчас мы должны быть признательны Отчизне, «какова она ни есть».
*******************************************************************************
Сопоставление стихотворений А. С. Пушкина, К. Д. Бальмонта, И. А. Бунина
ВОРОНИН Павел
Со времен Древней Греции лира служила символом поэзии. Читая представленные к анализу стихотворения, начинаешь понимать почему: слова красивой, правильной русской речи плавно льются в душу, минуя сознание, словно звуки лиры в руках прекрасной нимфы. Строчка за строчкой, они уносят тебя все дальше от реальности, рутины в другой мир —- мир мечтаний, стремлений и великих свершений; мир, где свобода — действительно высшая ценность; мир, где человек, его высшая сущность, не заключен в телесную оболочку, а существует в той форме, что наиболее соответствует его внутреннему состоянию: в задумчивости он лунный свет в ветвях дуба, в мечтаниях — легкое облако, в веселье — озорной ветер в небесах.
Отголоски тех песен, что поются в этом мире, в гармонии с которым стремится жить любой поэт, каждый может открыть для себя в природе: ведь любой колосок, покачивающийся на ветру, любая бабочка, перепархивающая с цветка на цветок, — вообще, любой нетронутый, девственный уголок природы куда свободнее любого из нас, возомнивших себя ее королями. И приобщившись к природе, проникшись ее красотой, по-настоящему поняв ее суть, человек становится добрее, чище, искренней; в его душе рождается то чувство абсолютной свободы, что знакомо лишь орлам, парящим в заоблачных высотах, и поэтам в сладостные моменты вдохновенья. Именно эта тема — тема единения с природой, свободы и вдохновенья — и объединяет три прекрасных образца истинно русской поэзии — стихотворения А.С.Пушкина «Из Пиндемонти», К.Д.Бальмонта «Лунный свет» и И. А. Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...». Каждое из них фактически об одном и том же, но каждый из авторов по-своему расставляет акценты: Пушкин акцентирует внимание на свободе и ее понимании; Бальмонт пишет о том чувстве полета в бескрайних просторах сознания, что охватывает его в минуты вдохновенья; Бунин говорит, что главную роль в его жизни и творчестве всегда играла природа, в ней он черпал силы и она — единственная вещь, что не сотрется из его памяти ничем — даже смертью.
И для Пушкина, и для Бальмонта, и для Бунина характерно одинаковое понимание свободы. Сравним строчки: «По прихоти своей скитаться здесь и там, / Дивясь божественным природы красотам...»; «К лесам, к горам, к вершинам белоснежным / Я мчусь в мечтах...» и «И забуду я все — вспомню только вот эти / Полевые пути меж колосьев и трав...» Не правда ли, очень похоже? А ведь это — ощущение абсолютно различных людей, которых разделяет не только время — целые эпохи, — но и различия в мировоззрении, принадлежность к разным литературным стилям и многое другое. Я для себя объясняю это так: для всех истинных поэтов источником, дающим идеи произведений и подсказывающим нужные слова, не может быть разум; побуждать к написанию стихотворения не может ни один заказ; ни один истинный поэт не будет писать что-либо лишь потому, что это модно и будет востребовано. Настоящий поэт — то есть Пушкин, а не Демьян Бедный; Бальмонт, а не Хлебников — питает силы в вечном источнике, одаряющем озарением уже сотни поколений пиитов, — в природе; настоящий поэт пишет лишь то, что у него сейчас на душе, и лишь тогда, когда он не писать уже просто не может.
Все три стихотворения довольно интересны в отношении использованных художественных средств и приемов, но каждое по-своему. Композиционно наиболее интересно стихотворение «Из Пиндемонти». Оно разделено на две части, причем разделителем служит цитата из Шекспира. До нее автор говорит о том, от чего он в этой жизни устал и до чего ему уже нет никакого дела; после нее — о том, что для него составляет истинную жизнь, в чем заключается истинное счастье и истинная свобода. Все стихотворение построено на антитезе: противопоставляются лесть, интриги, конфликты, зависимость от власти — то, что Пушкин называет «слова, слова, слова» — и независимость, свобода, вдохновенье — «Вот счастье! вот права...»
Наиболее красиво и приятно в отношении языка стихотворение Бальмонта «Лунный свет». Эпитеты, метафоры, сравнения — все это столь красиво и столь органично сочетается друг с другом, что вызывает ощущение вечности этих строк: как будто они были всегда и знакомы тебе с самого рождения. Слова настолько естественны, насколько это вообще возможно, как будто писал их не человек, а сама Природа, хранительница вечной мудрости.
У писателей-классиков жанра эпического фэнтези, у многих оккультологов и исследователей древнейших религий и цивилизаций часто встречается такое понятие, как Истинная Речь (иначе ее называют язык Древнейших, язык Мирозданья и пр.). Истинная Речь рассматривается как язык самой природы; как единственный язык, на котором можно с ней общаться; как язык, слова которого и составляют саму суть бытия. Так вот, читая стихотворение Константина Бальмонта, я никак не мог избавиться от ощущения, что оно написано не словами русского языка, а именно словами Истинной Речи: в каждой строчке мы слышим то легкое подвывание ветра в снежных вершинах, то мягкий шелест деревьев в лунном свете, то тихий смех облаков. Завороженные красотой слов и необычностью ощущений, мы несемся вслед за автором по просторам его мечтаний, и последняя строчка дает определение не только внутреннему состоянию автора, но и описывает ощущения читателя: «Я — облачко, я — ветерка дыханье».
Стихотворение Бунина, хотя и самое короткое из представленных, отнюдь не уступает двум другим по емкости. Всего в восьми строчках он выразил глубочайшую философскую мысль и основу своей жизненной идеологии. Вдумавшись в эти строчки, начинаешь понимать, что Бунин был друидом от поэзии: он обладал великим и одновременно простым знанием ■— он понимал, что природа — вечный источник мудрости и основа внутреннего баланса любого человека; что лишь постигнув природу, человечество сможет познать себя; что именно она — высшая ценность и лишь приняв эту истину как аксиоматическую, человек может быть свободен от всего. И Бог для Бунина — высшее сосредоточение природы, олицетворение Мудрости, Безгрешности, Красоты, Чистоты и Свободы. И строчки «И от сладостных слез не успею ответить, / К милосердным коленам припав» можно рассматривать как символ преклонения перед красотой и вечным ее спокойствием.
Несмотря на мою давнюю страсть к Пушкину, чья поэзия в свое время заложила основы моего мировоззрения, из трех представленных стихотворений мне больше всего понравилось принадлежащее перу Константина Бальмонта стихотворение «Лунный свет». Этот сонет, как его назвал автор, идеален во всех отношениях, и как образец красоты и органичности языка и содержанья произвел на меня неизгладимое впечатление. Несмотря на то что в современном мире человек мало в чем может быть абсолютно уверен, одно я знаю точно — мои ближайшие выходные начнутся с того, что я достану с полки желтый томик стихотворений Бальмонта и найду по оглавлению стихотворение * Лунный свет».
И в заключение я хотел бы сказать, что свобода в моем понимании — это величайший дар, и лишь обладающий им может с гордостью сказать: «Я— счастлив!!!» Так давайте стремиться к ней, ценить ее и верить, что все в конечном' счете будет хорошо.
КОРОЛЬКОВА Александра
С первых же строк этих стихотворений читателя поражает то, что все они пронизаны одним состоянием: отчужденностью. Лирических героев не притягивает ничто земное, бренное, преходящее. Рассуждая о смысле жизни, о счастье, они выдвигают на первое место совсем другие ценности, и у каждого эти ценности — свои. От темы, выражающей в себе постановку вопроса о смысле жизни, они переходят каждый к своей идее, своему выражению этого / смысла, своей формуле счастья. И счастье для них — понятие, касающееся только их, только их внутреннего мира. Они далеки от всех других людей, но именно через эту отдаленность достигается небывалая близость к природе, к нематериальному, возвышенному миру, к высшим силам, которая и является для них счастьем. Это указывает на самодостаточность героев стихотворений, на отсутствие зависимости их от преходящих ценностей.
Для того чтобы продолжать анализ, я думаю, стоит сначала обратиться к каждому из стихотворений.
Судя по заглавию, первое — «Из Пиндемонти» Пушкина — является вольным переводом. Но, учитывая особенности художественного перевода XIX века — то, что в основном переводили только очень близкие автору по духу стихотворения, иногда перерабатывая и изменяя их до неузнаваемости, а порою даже приписывали собственное стихотворение зарубежному автору, — мы можем считать, что даже если мысли этого стихотворения не принадлежат Пушкину, но полностью им разделяются.
Тема пушкинского стихотворения — определение системы ценностей для лирического героя, его понятия свободы и счастья; идея его такова, что счастье состоит в том, чтобы «никому отчета не давать, себе лишь самому служить и угождать... по прихоти своей скитаться здесь и там, дивясь божественным природы красотам, и пред созданьями искусств и вдохновенья трепеща радостно в восторгах умиленья», то есть в полной самодостаточности и преклонением лишь перед красотой.
По композиции это стихотворение напоминает одну большую антитезу: описываемый в первой части мир преходящих, фальшивых ценностей противопоставляется миру вечной красоты — окружающей нас (природы) и духовной (искусства).
Лирический герой такого типа, как в «Из Пиндемонти», не нов для Пушкина. Подобный ему образ мы встречаем в сонете «Поэту», где выражается та же идея («Ты царь: живи один»). Этот герой — поэт, служитель Высокого Искусства, поднявший себя над толпой своих поклонников и хулителей, над их ценностями, славой, политикой, войнами и мнениями — типичный герой золотого века.
Из-за описания «двух миров» Пушкину приходится совмещать в своем стихотворении слова «высокого» и «низкого» стилей. С такими словами и словосочетаниями в описании мира поэта, как «коих», «ропщу», «дивясь божественным природы красотам», «трепеща радостно в восторгах умиленья» соседствуют «мало горя мне», «печать морочит олухов», «балагура».
Главными художественными приемами в стихотворении являются антитеза и анафора. Оригинальным ходом поэта было начать стихотворение с отрицания. Интересный элемент формы — цитата из «Гамлета», намекающая на родство духовного мира Пушкина и Шекспира. „
«Из Пиндемонти» написано шестистопным ямбом со смежными рифмами. Это во многом обусловливает настроение некоторой торжественности в стихотворении.
Тема «Лунного света» Бальмонта — единство души человека с природой, а идея его, та формула счастья, о которой говорят все три поэта, выражена в финальном трехстишии («Людей родных мне далеко страданье, чужда мне вся земля с борьбой своей, я — облачко, я — ветерка дыханье») и состоит также в достижении счастья через слияние с природой и отчуждение от обыденного мира. Лирический герой Бальмонта также не является обычным человеком, но и не похож на пушкинского. Это рафинированный, утонченный мечтатель и мыслитель, не снисходящий до земных проблем и страданий, носитель высокой, но гибнущей культуры — человек серебряного века.
Композиция бальмонтовского стихотворения последовательна, расположение его частей по смыслу и по форме вполне соответствует жанру сонета. Излюбленные приемы автора — повтор (особенно местоимения «я»), параллелизм, сравнение. Сонет написан пятистопным ямбом с характерным для этой формы чередованием рифмующихся строк: АВАВ — ВАВА — CDC — CDC.
Общее настроение стихотворения также довольно далеко от пушкинского: это возвышенная и немного ленивая мечтательность.
Однако третье — бунинское — стихотворение отличается от двух других, пожалуй, даже больше, чем они — друг от друга, несмотря на разницу во времени написания. Его отделяет от них непреодолимая пропасть — революция, заставившая произойти полную переоценку ценностей.
Тема бунинского стихотворения — это тот же вопрос о счастье, но несколько в другой форме — «Был ли счастлив ты в жизни земной?». Лирический герой «не успеет ответить» на этот вопрос, но подразумевается, что он хочет ответить «да». Что же побуждает его «забыть все» — все обиды, страдания, лишения; что является для него формулой счастья? Это «полевые пути меж колосьев и трав» — пути к Богу. Лишь Он и природа не способны предать лирического героя, и в этом — счастье.
Композиция стихотворения, несмотря на его небольшой размер, имеет определенную структуру: картины природы чередуются с картинами духовного мира героя. Лирический герой этого стихотворения — не стоящий над толпой гений и не утонченный мыслитель. Это — человек вообще, человек вне времени и пространства, вне истории и политики, не отягченный собственностью или репутацией. Это — обобщенный образ русской души.
Средствами выражения таких качеств бунинского лирического героя и общего настроя стихотворения служат прежде всего повторы («И цветы, и шмели, и трава, и колосья, и лазурь, и полуденный зной...», «И забуду... и... не успею ответить...»). Также в стихотворении встречается легко распознаваемая отсылка к библейскому тексту — Притче о блудном сыне, раскаявшемся и вернувшемся к Отцу.
Размер стихотворения — трех-, четырехстопный анапест, то есть четырехстопные строки с нечетными номерами чередуются с трехстопными четными. Рифмовка также достаточно своеобразна — точные рифмы в коротких строках соседствуют с ассонансами в длинных.
Общее настроение стихотворения — умиротворенность и легкая грусть, может быть — грусть об ушедшем и уходящем.
Итак, тематика поисков счастья и смысла жизни в этих стихотворениях варьируется от «В чем счастье и свобода?» до «Был ли ты счастлив?». Так в чем же состоит счастье и смысл жизни для разных поэтов?
Для Пушкина — в выполнении высокой миссии поэта, в любовании красотой. Для Бальмонта — в созерцании и сопереживании природе. Для Бунина — в единении со всем живущим и пути к Богу.
Между лирическими героями трех стихотворений есть существенные различия, хотя все они — образы необычного, более духовного, человека для того времени, когда жил автор. Можно проследить, как с течением лет лирические герои этих все же в чем-то сходных стихотворений «эволюционируют» от наблюдения и восхищения красотой и при-" родой — к сопереживанию ей и единению с нею, от единения — к осознанию себя ее неотъемлемой, но не возвышающейся над другими частью. Еще одна неожиданная черта сходства лирических героев — это их слезы, слезы умиления и счастья.
Для своего времени характерно не только содержание, но и внешний облик стихов: употреблявшийся в XVIII — первой половине XIX века шестистопный ямб, излюбленная символистами утонченная форма в сонете, оригинальный ритм и рифмовка в лирическом стихотворении.
Настроения этих произведений также различаются между собой; все они выражают думы, желания, представления о счастье людей той эпохи, в которую были написаны.
СИДОРЦОВА Наталья
Проблема смысла жизни всегда занимала величайших философов. Со времен Сократа, Платона и Аристотеля до эпохи Спенсера ученые задавались вопросом, «где круга этого начало, где конец, откуда мы пришли, куда — уйдем отселе?» — как выразил эту мысль Омар Хайям. Тема духовного поиска личности стала ведущей и в русской литературе XIX—XX вв. Причем каждый из писателей и поэтов предлагал собственную концепцию жизни и мудрости бытия.
Стихотворения русских поэтов А. С. Пушкина «Из Пин-демонти», К.Д.Бальмонта «Лунный свет» и И.А.Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...» посвящены именно вопросу «в чем же смысл жизни? К чему должен стремиться человек? Как достичь ему гармонии и познать вселенскую истину?». И все три автора сходятся в одном: человек — часть природы, смысл бытия — в единении с окружающим миром, но не миром фальши и суррогатных чувств, а миром первозданным и прекрасным в своей перво-зданности.
Стихотворение А. С. Пушкина «Из Пиндемонти» по форме и жанру напоминает иронический монолог персонажа-резонера сатирической комедии XVIII—XIX веков, и использованная Пушкиным реминисценция «слова, слова, слова» (строки из «Гамлета») особенно усиливает эффект театральности (в лучшем смысле этого слова). «Все это, видите ль, слова, слова, слова», — вот скрытый лейтмотив стихотворения. В словах, по мнению лирического героя, нет правды жизни. Слова — удел тех, кто «в сладкой участи оспаривает налоги». Удел царей, но не правителей. Удел цензоров, но не творцов. И внешняя пассивность героя — лишь ширма, маска «усталого скептика» (Зависеть от царя, зависеть от народа / Не все ли нам равно? Бог с ними...). За этой маской герой-бунтарь скрывает глубокую заинтересованность в судьбе индивида и общества в целом. Иначе откуда же такое пристальное внимание к социально-историческим процессам той эпохи и подробное их описание в первой логической части стихотворения?..
Интересны лексические особенности произведения. Если при описании «красот природы» и созданий искусств и вдохновенья в повествовании преобладает возвышенная лексика (метафоры «божественная красота», «восторги умиленья», восклицательное предложение в кульминационном стихе «Вот счастье! Вот права», глаголы и деепричастия, создающие эффект беспрерывного движения природы и искусства — понятий, по мнению Пушкина, тождественных, «скитаться», «дивясь», «трепеща радостью»), то к земному миру лирический герой демонстрирует явно насмешливое отношение. При этом разговорные слова и даже вульгаризмы («морочить олухов», «балагур») Пушкин возводит до язвительно-метких, энергичных определений. Еще одно средство выражения авторской иронии — употребление таких риторических фигур, как инверсия («Чуткая цензура/ В журнальных замыслах стесняет балагура»), синекдоха («для власти, для ливреи»), силлепс («ни гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи»), что позволяет автору сак-центировать внимание именно на тех словах, которые наиболее точно выражают суть авторской позиции. В стихотворении Пушкина — энергия афоризма, своеобразной словесной карикатуры. Безусловно, на настроение произведения повлияло личное мировосприятие Пушкина, связанное с его нелегкой судьбой— судьбой «поэта-пророка». Резко критическая позиция вообще свойственна поздней лирике Великого Мастера.
Совершенно иное по характеру стихотворение К. Д. Бальмонта «Лунный свет». Мотив лунного света является сквозным в лирике символистов, особенно «старшего поколения». В данном случае робкий свет луны — символ. Символ сокрытой от взора истины, что доступна лишь избранным. К. Бальмонт описывает момент познания красоты лирическим героем как момент созерцательного восторга и трепета. В отличие от пушкинского стихотворения здесь с первых же строк задается мотив природы — единственного источника покоя и творческого вдохновения.
Когда луна сверкнет во мгле ночной Своим серпом блистательным и нежным...
При этом «мгла ночная» отождествляется с «миром иным», «миром вертикальным» — миром гармонии, красоты, духовности. Интересно, что расплывчатые видения лирического героя — это не просто сон. Это состояние некоего гипнотического погружения в мечту. В природу. В вечность.
.. .Как будто дух больной,
Я бодрствую над миром безмятежным,
Я сладко плачу...
Герой противопоставляет себя остальному миру.
Все — живут днем. Он — дитя ночи. Он «эльф», «облачко», «ветерка дыханье».
Лишь в последней строфе герой упоминает о мире земном. Мире палящего дневного света.
Людей родных мне далеко страданье, Чужда мне вся земля с борьбой своей...
Вот принципиальное отличие пушкинского и бальмон-товского походов к проблеме правды жизни. Если Пушкин, писатель-реалист, акцентирует внимание на описание исторических реалий николаевской эпохи (первая часть), то Бальмонт, истинный символист, стремится показать, как далек его герой от мирской суеты. Проблема двоемирия воспринимается Бальмонтом абстрактно, Пушкиным — конкретно. Пушкин следует традициям романтизма, противопоставляя два мира. Но то реальные миры — антиподы. Мир «искусств и вдохновенья» и «мир корысти и войн». В отличие от Пушкина Бальмонт не стремится к семантической точности. Отрезвляющим определениям он предпочитает аморфные словесные формы и расплывчатую композицию, следуя принципу, провозглашенному П. Верленом: «Никаких цветов. Одни лишь нюансы». Оксюмороны «говорит молчание», «сладко плачу», алогизм «дышу луной» помогают понять прелесть жизни в ее противоречиях. Мелодичность, порой гипертрофированная музыкальность, свойственная бальмонтовской лирике, проявляется и здесь. Поэт активно использует приемы звукописи, а именно — аллитерацию.
Моя душа стремится в мир иной, Пленяясь всем далеким, всем безбрежным.
Многократное повторение сонорных звуков дает возможность читателю самому достроить звуковую картину происходящего. Отличает стихотворение и нарочитая нестройность композиции. Если у Пушкина произведение имеет классическую двухчастную форму и построено по принципу градации и усилением эмоционального накала к последней строфе, то у Бальмонта наблюдается цикличность построения, создаваемая за счет чередования музыкальных эффектов crescendo— diminuendo. Виртуальный пейзаж — вот что предстает взору и слуху читателя. Ни одного восклицательного знака. Мир. Спокойствие. Самая жизнь.
Идиллические картины природы предстают перед нами и в элегии И. А. Бунина. Послереволюционной лирике писателя свойственно ностальгическое настроение, светлая грусть об ушедшей России. «Певец осени и дворянских гнезд» видел смысл жизни в единении человека с природой и их вечной гармоничной связи. Но если у Пушкина природа прямо отождествляется с искусством, у Бальмонта пейзаж — мечта, то у Бунина природа — это прежде всего Родина. Источник вдохновения. Creative Impulse, как писал Моэм. Внешняя скупость лексического колорита компенсируется использованием приемов синтаксической архитектоники (запятые, тире, плавность повествования, многосоюзие и эпифорическое построение предложений — акценты, назывные предложения — эффект отрывочности воспоминаний). Лирический герой сравнивает себя с блудным сыном, потерявшимся среди стран и континентов. Библейский образ становится в строках поэта нарицательным. Вообще, у Бунина наблюдается увлеченность религиозными мотивами, часто его стихотворения —* диалог с Господом, а проблему двоемирия он, в отличие от других авторов, трактует как проблему мира земного и мира божественного. Особое внимание «последний русский классик уделял духовному совершенствованию человека», а мотив веры был неразрывно связан с мотивом родины... Это высшая правда поэта...
При всей внешней схожести взглядов трех поэтов в стихотворениях выражены различные философские взгляды на проблему поиска смысла жизни. Что ж, так и должно быть. Большая литература не признает творцов-близнецов. Ведь смысл жизни для каждого разный. Это полет прекрасной птицы, это «полевые пути», это поиск «мира иного», это борьба за справедливость. Так будет всегда. Движение по кругу мироздания в поисках истины — вечно. Мы. Будем. Жить.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 5759; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!