О СУДЕ ПАТРИАРШИХ ПРИКАЗНЫХ, И ДВОРОВЫХ ВСЯКИХ ЛЮДЕЙ, И КРЕСТЬЯН 11 страница



и в городех у иноземцев же некрещеных розных же вер по купчим,

или полоняники, и похотят те иноземцы креститися в православную

християнскую веру, и учнут о том бити челом государю, чтобы

государь пожаловал велел их, взяв у тех иноземцов, у кого они во

дворех живут, крестити в православную християнскую веру, и по

тому челобитью тех иноземцов крестити в   православную

християнъскую веру, а окупу за них давать иноземъцом по

пятинатцати рублев за человека, и платить те денги им собою. А

будет у иноземцов в купчих, как они их купили, написано будет

болши пятинатцати рублев, и тем купчим не верить потому, что в

купчих денги пишут с прибавкою.

72. А в городех воеводам и всяким приказным людем и губным

старостам давать на холопей служилые кабалы за своими руками, а

не за печатьми. И выбирати в губные старосты, которые грамоте

умеют, а кто грамоте не умеет, и тех в губные старосты не

выбирать, А будет в котором городе воевода или приказной человек

грамоте не умеет, а губного старосты в том городе нет, и тем

воеводам и приказным людем на холопей служилых кабал никому не

давать, а имать тех городов всяких чинов людем на холопей

служилые кабалы в и(ы)ных городех, в которых городех будут

воеводы и приказные люди, которые грамоте умеют и где будут

губные старосты.

73. Да и кабалные записные книги из городов присылати к

Москве воеводам и приказным людем и губным старостам за своими же 254

руками, а не за печатьми ежегод. А которые кабалные книги учнут

присылать к Москве из городов воеводы и приказные люди и губные

старосты за своими печатьми, а рук их у тех книг не будет, и тем

книгам и кабалам, которые будут за печатьми, а не за руками, не

верить, а верить тем книгам и кабалам, у которых будут воеводские

и приказных людей и губных старост руки.

74. А которые люди в Холопье приказе положат купчие на

татар, и бьют челом, чтобы те купчие в Холопье приказе записати в

книги, а татарове, на кого имянем те купчие написаны, тех купчих

не лживят, и те купчие в книги записати. А будет в тех купчих

учинится какой спор, и те купчие записывати, по сыску, будет

доведется, а будет по сыску те купчие нарядные, или писаны за

очи, и тех купчих в Холопье приказе в книги не записывати, а

чинити по них указ, до чего доведется.

75. А которые люди положат в суде на одного холопа две

кабалы московские и в книги те обе кабалы записаны, а в рожей и в

приметы тот человек сойдется с книгами по одной кабале, а по

другой не сойдется, и того спорного человека отдати в холопи по

той кабале, по которой он с книгами в рожей и в приметы сойдется,

хотя будет та кабала и после тоя кабалы взята, по которой кабале

тот холоп в приметы с книгами не сойдется.

76. А впредь с нынешнего Уложения для таких споров холопьи

приметы описывати в кабалах имянно. чтобы всякой человек холопу

своему приметы ведал, а как холопьи приметы в кабалах будут

описаны имянно, и впредь ни у кого таких споров о холопех не

будет.

77. А кто старинных своих, или купленых людей напишет в

духовной своей кому в наделок, и духовная будет свидетельствована

и запечатана, и те люди не хотя жити у тех людей, кому они в

духовной будут написаны, збежав от них, дадут на себя служилые

кабалы иному кому, и тех старинных и купленых людей отдавати тем

людем, кому они в духовной написаны, а кому они после духовных

дадут на себя кабалы внов, и те кабалы не в кабалы.

78. А которой холоп бьет челом кому в холопство, и служилую

кабалу на себя напишет, и тот, кому он в холопство бьет челом,

приведет его с тою кабалою для записки в Холопей приказ, а иной в

те же поры учнет на того холопа бити челом, что тот холоп

напередь того ему в холопство бил челом и служилую кабалу на себя 255

ему дати хотел, и он ему и жалованье дал, и таким челобитчиком

отказывати, а давати на таких холопей кабалы тем людем, кто их в

приказ с кабалою приведет. А кто холопу жалованье даст не взяв

кабалы, и он то сам от себя потерял, не взяв кабалы, не давай

жалованья.

79. А кто истец, или ответчик в суде на холопа никакой

крепости не положит, и ничего про крепости не скажет, а после

суда на того спорного холопа крепости объявит, и у таких людей

после суда к судным делам крепостей не приимати, а вершити те

судные дела по тому, что в суде положено.

80. А кто учнет  у себя в дому делати беззаконие с рабою з

жонкою, или з девкою, и приживет с нею детей, и в том на него та

раба учнет государю бити челом, и таких жонок и девок, и на кого

они учнут государю бити челом, отсылати на Москве на Патриарш

двор к патриаршим приказным людем, а в городех к митрополичьим и

к архиепископлим приказным же людем, и велеть про них сыскивати

святительским судом, и указ им чинити по правилом Святых Апостол

и Святых Отец, и по допросу обеих их отцов духовных.

81. А на которого кабалного холопа с суда дана будет кому

правая грамота, и тот, кому та правая грамота будет дана, умрет и

после того умершаго от жены его и от детей того кабалного холопа

ис холопства свободити. А будет того умершаго жена и дети того

его кабалного холопа похотят у себя в холопстве удержати по той

правой грамоте, которая грамота дана тому умершему, как он жив

был, и та правая грамота им на того холопа не крепость потому,

крепок он был по кабале и по той правой грамоте тому, на чье имя

та кабала и правая грамота написана, а жене его и детем по той

кабале и правой грамоте до того холопа дела нет.

82. А будет правая грамота, кому будет дана на старинного,

или на купленого человека, и по той правой грамоте тот старинной,

или купленой человек крепок и жене его и детем.

83. А которые люди родятся у кого в кабалном холопстве, и

как они будут в возрасте, и они, покиня отцов своих и матерей, от

тех людей, у кого они в кабалном холопстве родятся, побежат и

дадут кабалу иному кому, и тех людей, которые породятся у кого в

кабалном холопстве да побежат, отдавати тем людем, у кого они

родилися и у кого служат отец их, или мати, а тем людем, кому они 256

кабалы дадут внов, отказывати.

84. А которой старинной, или крепостной холоп, у кого во

дворе женяся, збежит, покиня жену, и в бегах женится на иной

жене, а первую жену утаит, а после того придет он к прежнему

своему боярину, и к первой своей жене, или его прежней боярин в

бегах изымает, и ему по старине и по крепости жити у того своего

прежняго боярина с первою своею женою, а другой его жене быти в

холопстве у того, у кого он на ней женится. А будет втепоры, как

он в бегах был, первая его жена умерла, и его первому боярину

отдати з другою его женою, на которой он в бегах женится. Также

будет от кого збежит раба покиня мужа, и в бегах пойдет за

другого мужа, а после того придет она из бегов к первому своему

боярину, или ее поймают, и ей тот же указ что и мужу.

85. А кто кабалного своего холопа женит у себя на волной

жонке, а после того тот кабалной холоп у него умрет, а та жонка,

которая за тем его человеком была, от него збежит, и бьет челом

кому иному, и даст на себя служилую кабалу, а прежней ее боярин,

у которого она была за кабалным человеком, за нея поимается, и ту

жонку, по первом ее муже, отдати тому ее прежнему боярину. А что

она бегаючи от того своего боярина даст на себя кабалу, и та

кабала не в кабалу. А будет та жонка в бегах у кого во дворе

пойдет замужь и ее старому боярину отдать и с мужем.

86. А у кого будет кабалной человек, а у жены его, или у

сына кабалная девка, или вдова, и муж тоя жены, или отец тех

детей того кабалного своего человека женит жены своей, или детей

на кабалной девке, или на жонке, и как не станет у жены мужа, а у

детей отца, и тот холоп по кабалной рабе крепок в холопстве жене

его и детем. А будет умрет жена или сын и тот кабалной человек

после жены крепок мужу, а после сына крепок отцу.

87. А которой старинной, или кабалной холоп от кого збежав,

женится в бегах на волной девке, или на жонке, и приживет с тою

женою своею дети, и после того в бегах же бьет челом кому иному в

холопи, и тех своих детей, которых в бегах приживет, напишет в

кабале с собою, а после того за того беглого холопа имается

прежней его боярин по старине, или по кабале, и по суду доведется

его отдати тому его прежнему боярину, и того холопа прежнему его 257

боярину отдать в холопство з женою и з детми.

88. А кто беглого своего человека изымает без пристава, и

ему того своего беглого человека привести в приказ со всем с чем

его изымает, и того своего беглого человека на том, у кого он

живет искати судом. Да будет по суду и по сыску тот приводной

человек доведется  отдати тому, кто его в приказ приведет, а

рухлядь толко с тем приводным человеком будет того, у кого он в

бегах жил, и того беглого человека прежнему его боярину отдати

без рухляди, а рухлядь отдати тому, чья та рухлядь. А будет того

беглого человека жена и дети будут у того, у кого он в бегах жил,

и ту ему жену и дети велеть тому, у кого они в бегах жили, отдати

прежнему боярину со всеми животы, с чем к нему придут. А в чем

будет у них учинится спор, и им в том дати суд, и по суду учинити

им указ до чего доведется.

89. А будет от кого побежат люди старинные, или кабалные,

или купленые, или полоняники иных земель, и тот, от кого те люди

побежат, учнет об них заказ чинить и переем сулити, и потому его

заказу будет кто тех его людей переимает, и ему за тех своих

беглых людей тому, кто их переимает дати переем, по уговору

сполна, безо всякаго переводу, да ему же дати за прокорм тех

своих людей, от человека по две денги на день.

90. А будет кто таких беглых людей изымав тому, от кого они

збежат, не отдаст, и учнет их держати у себя для работы, а тот,

чьи те люди, учнет на него о том государю бити челом, и с суда

сыщетца про то допряма, что он чюжих людей у себя держит для

работы, и тех людей, взяв у него, и отдати тому, чьи те люди. Да

на нем же велеть доправити за работу тех людей на всякую неделю,

сколко у него те люди поживут, на неделю по два алтына по две

денги человеку, и отдать те денги исцу жь.

91. А будет кто кому прикажет человека во двор, и по том

человеке ручаетца, что тот человек доброй, и воровства от него

никакова не будет, и запись на себя в том даст, а тот человек, по

ком ручаетца, учиня какое воровство, збежит, и тот, от кого тот

человек збежит, учнет на том порутчике того своего человека и

сносу и убытков своих по записи искать судом, а тот порутчик

записи лживить не учнет, и ему велети того человека, по ком он

ручался, сыскивать, и учинить ему срок, как ему того человека 258

сыскав, мощно поставить в приказе. А будет он того беглого

человека на первый срок не поставит, и ему в том человеке дать

другой и третей срок по указу. А будет он того человека и на

третей срок не поставит, и ему за того человека исцу платить

пятьдесят рублев, да снос и убытки по суду и по сыску.

92. А кому беглой человек ис приказу отдан будет в холопство

попрежнему, и тому, кому тот беглой человек будет отдан,

приказать накрепко, чтоб он того своего беглого человека до

смерти не убил и не изувечил, и голодом не уморил.

93. А кто у кого поимаетца за холопа, и на том холопе за

платья и приведет его в Холопей приказ и скажет, что тот холоп с

тем поличным снес от него многия его животы, а приводной холоп у

приводу в роспросе скажет, что на нем то платье того, кто за него

поимаетца, а иных животов он от него ничего не снашивал, а тот

человек, у кого за того холопа поимаются, скажет, что тот холоп

бил челом ему во двор внове, а сказался волной человек, и то

платье, за которое поимаются, принес к нему на себе, и он за то

платье не стоит, а опричь того платья иного ничего к нему тот

холоп не принашивал, и по той ответчикове и холопьей скаске, то

поличное платье отдавати исцом, а в досталном иску, чего в лицах

не будет, дати им суд, а по суду и по сыску межь ими указ

учинити, до чего доведется.

94. А которые люди учнут тягатися о холопе, а спорной холоп

до вершенья судного дела отдан будет беречи приставу, и как о том

спорном холопе судное дело будет вершено, и тот спорной холоп

отдан будет правому, и приставу пожелезное и прокорм за того

холопа велети доправити на виноватом. А велеть правити

пожелезново по три деньги, а прокорму по четыре деньги на день, и

обоего пожелезного и прокорму по семи денег на день.

95. А которые люди учнут в спорном холопе слатися в повалной

обыск около своего поместья версты по две, и по три, и по пяти, и

по шти, и по десяти, и будет доведется послати обыскати, а в

обыскех объявятся в скаске _немногие люди человек дватцать, или

тритцать, а обыщики, и истец, и ответчик скажут, что опричь того

в тольких верстах иных обыскных людей нет, и тот обыск ставити в

повальной обыск, и обыскным речем тех немногих людей верити.

96. А которые люди учнут межь себя тягатися о холопех и в 259

сносе, и по суду в том деле дойдет до веры, а на суде истец или

ответчик возмет крест целовати человеку своему, и имя тому своему

человеку в суде скажет, а после того учнет бити челом, что у него

тот человек, которому было крест целовати, збежал, или умер, и

вместо того беглого, или умершаго человека к крестному целованию

поставить иного своего человека. А тот, кому ко кресту приводить

учнет говорити, что он тому человеку не верит, а верит он иному

его человеку, и имя иному человеку скажет, и в том ему отказать,

а велеть крест целовати тому человеку, которой к крестному

целованью будет поставлен.

97. А которые люди купленых татар крестят, и тех

новокрещеных людей учнут продавати и приводити к  записке, и на

таких новокрещеных людей в Холопье приказе никому служилых кабал

не давати, и от тех людей, кто их к записке приведет, свободить

потому, что по государеву указу крещеных людей никому продавати

не велено.

98. А будет которые люди учнут купленых своих людей

татарскаго полону кому поступатися по добродетели безденежно, и

даные на них учнут давати, и те люди, которым те купленые люди

будут даны, с теми даными приведут их для записки в Холопей

приказ, и в Холопъе приказе тех даных людей, и на них даные в

книги записывати.

99. А будет кто приведет к записке татар по купчим, или по

даным, а скажет, что те татаровя куплены на Дону, или в городех,

или кто возмет сам полоном, и тех татар полоненых по купчим и по

даным по тому же в книги записывати.

100. А которые купленые люди татаровя новокрещеные останутся

после кого умершаго, а духовных после умерших не останется, или

духовныя и останутся, да тех новокрещенов в тех духовных никому в

надел будет не написано, а как они куплены, и в купчих про них

того будет не написано же, что их тот, после кого они останутся,

купил себе и жене своей и детем, а жены или дети тех умерших на

волю их не отпустят для того, что они их купленые люди, а те

купленые  люди учнут бити челом государю о них о свободе потому,

что они им в духовных и в купчих не написаны, и тем купленым

людем по смерти тех людей, кто их купит, быти у жон их и у детей

потому, что многие люди таких людей покупают до женидбы своей, а  260

которые люди таких людей покупают и женяся, и они тех своих

купленых людей в купчих пишут себе, а того не повелося, что таких

купленых людей в купчих писати себе и жене своей и детем.

101. А которые люди учнут на ком искати холопъства по полной

деда своего, а в полной деда его будет написано, что дед его того

холопа купил себе и детем своим, а про внучат и про правнучат в

той полной ничего будет не написано, а ответчик на того же холопа

положит в суде кабалу новую, и по той кабале тому холопу и

впередь велеть быти в холопстве у ответчика, а исцу в том холопе

отказати потому, что он о том холопе бьет челом по полной деда

своего, а в полной деда его того холопа ему не написано.

102. А кто за холопа поимався в холопъстве, и засадя у

пристава холопъства искати не учнет, и от него отступится, и

приставу за того человека пожелезное и прокорм велеть доправити

на том, кто его у него засадя отступится.

103. А кто истец в суде положит на холопа кабалу старую за

дьячьею, или губных старост, или городовых прикащиков за рукою, а

писана та кабала до московского разорения, а книг кабалных тех

годов нет, и подьячей и послухи померьли, а ответчик ту кабалу

учнет лживити, и про ту кабалу сыскивати иными такими кабалами.

Да будет у кого такие же кабалы сыщутся, а приказной человек в

тех кабалах написан тот же, которой в той спорной кабале написан,

и рука с рукою сойдется, и той кабале верить.

104. А которые волные люди похотят жити у протопопов, и у

протодьяконов и у попов, и у дьяконов и у иных причетников

церковных, или у служек монасгырьских, и на тех людей протопопом

и протодьяконом давати служилые кабалы, а у попов, и у дьяконов,

и у иных причетников церковных, и у служек монастырьских тем

вольным людем жити из воли, по записям урочные годы, а служилых

кабал на таких вольных людей попом и дьяконом, и иным причетником

церковным и служкам манастырьским не давать.

105. Такъже которые вольные люди похотят жить у боярских

людей, и тем людем у боярских людей жить из воли, по записям же

урочные годы, а служилых кабал на таких вольных людей боярским

людем не давать же. А которым будет боярским людем на таких людей

служилые кабалы даны в прошлых годех, и те кабалы не в кабалы 261

потому, что в прошлом во 143-м году такие кабалы велено

отставить.

106. А кто, отходя сего света, напишет в духовной своей, что

сына его кабальных людей отпустить на волю, и тех кабальных

сыновних людей, по отцовым духовным, на  волю отпущать, и

отпускные им давать, а по кабалам у детей его служити им не

велеть.

107. А которые кабалы и кабалные книги писаны в городех, и

из городов присыланы к Москве в прошлых годех, во 148-м году

августа по двадесять шестое число, а приказных людей рук у тех

кабал и у кабалных книг нет, и челобитья на те книги до сего

государева указу ничьего не бывало, и ничем те книги и кабалы не

оспорены, и тем кабалам и кабалным книгам верить, и те книги

закрепить дьячьею рукою.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!