О СУДЕ ПАТРИАРШИХ ПРИКАЗНЫХ, И ДВОРОВЫХ ВСЯКИХ ЛЮДЕЙ, И КРЕСТЬЯН 10 страница



и(ы)сцовых искех по кабалам, и по записям, и в сносе винитися,

или в которых в и(ы)сцовых искех кого судом обвинят, и доправити

будет исцовых исков на тех людех не мочно, и поруки и переводу по

них в и(ы)сцовых искех не будет, и тех ответчиков в и(ы)скех

исцом выдавати головою до искупу.

40. А за работу тем людем зачитать в окуп исцова иску

мужскому полу по пяти рублев на год, а жонкам и срослым девкам

против того вполы, а детем их, которые у них будут болши десяти

лет, по два рубли за год, а. которые дети у них будут недоросли

менши десяти лет, и тем недорослям в окуп исцова иску ничего не

зачитать потому, что такие недоросли в таковы лета не работают. А

как такие люди у исцов своих иски их заработают сполна, и их от

тех исцов отпустить на волю. А будет исцы их помрут, а после их

останутся дети, а они исков их до тех мест сполна не заработают,

и им против того, чего они не заработают, доживать тех умерших

исцов у детей, а как они от тех исцовых детей отработаются, и их

потому же отпустить на волю.

41. А которые всяких чинов люди в голодное, или в и(ы)ное в

какое время, не хотя холопей своих кормить, сошлют их з двора, а

отпускных им не дадут, и крепостей не выдадут, а велят им

кормится собою, проча их впредь себе, и за тем тех их людей во

двор иные никто не примет, что у них отпускных нет, и в том на

них от тех их холопей челобитье будет, и по тому холопью 246

челобитью ис приказу Холопья суда судьям посылати по тех их бояр,

которые их з дворов сошлют, и тех их бояр роспрашивати, прямо ли

они их з дворов от себя сослали. Да будет те их бояре в роспросе

скажут, что они тех своих людей з дворов от себя отпустили, и

впередь им до тех холопей дела нет, и им к тем своим роспросным

речам велеть руки приложити. А которые грамоте не умеют, и они бы

в свое место к тем своим роспросным речам велели руки приложити,

кому они верят. А которые к тем роспросным речам рук прикладывати

не учнут упрямством своим, и им к тем роспросным речам велеть

руки приложити по неволе. Да как они к роспросным речам руки

приложат, и в Холопье приказе тех их холопей записав в книги,

дати им воля, и отпускные им дати ис Холопья приказу, и кому они

с воли бьют челом в холопство, тому они и холопи. А не

роспрашивая про таких холопей тех людей, на кого те холопи учнут

бити челом, воли им не давати.

42. А будет про тех холопей бояре их, на которых учнут бити

челом, скажут, что на них те их холопи бьют челом ложно, а они их

з двора от себя не ссылали, и тех холопей отдати тем их бояром, и

приказать тем их бояром, чтобы они их в голодное время кормили, а

голодом не морили, и за то что они на них били челом, дурна над

ними никакова не учинити.

43. А будет кто в голодное время сам себя з женою, или сына,

или дочь отдаст кому в работу за прокорм, и запись на себя в том

даст, или в записи напишет на себя и на детей своих заемныя

денги, и по той записи жити им у того, кому они в работу дадутся

до тех мест, покаместа они окупятся, или отработаются. А за

работу того долгу зачитати им по указу, как о том писано выше

сего.

44. А которые люди учнут у кого жити в дворех по записям, а

в записи написано будет имя того одного, кому запись будет дана,

а жити им у них по их живот или урочныя лета, а не доживут

урочных лет, и на них взять по записи заряд. А жен и детей тех,

кому они на себя такия записи дадут, в тех записях будет не

написано, и они по таким записям женам и детем тех, кому они

такия записи на себя дадут, не крепки, и жить им по тем записям у

тех людей, кому они те записи на себя дадут, по их живот, а по

смерти их женам их и детем до них дела нет.                    247

45. А кто отец или мати отдаст кому в работу сына или дочь

на урочныя лета, и по тех своих детех ручаются и дадут на себя

записи за руками в том, что тем их детем от тех людей, кому они

их отдадут, не збежати, и никакова дурна не учинить, и в Холопье

приказе те записи в книгах будут записаны, или кто по ком в таком

дворовом житье ручается сторонней человек, а те люди, по ком они

ручаются, не дожив урочных лет, от тех людей, кому они во двор

будут даны, збежат, а после того те люди, от кого они збежат, их

сыщут и к себе возмут, а на порутчиках их учнут по записям искати

заряду или сносу, а порутчики скажут, что те беглые люди от них

ничего не снесли, а сыскать будет про то неким, и им в сносе с

порутчики учинить вера, крестное целованье. А заряду по записи на

тех порутчиках править не велеть, а велеть тем людем, по ком они

ручались, у тех людей, кому они отданы в работу, доживать по

записям урочные годы. А которые жилые записи в Холопье приказе в

книгах будут не записаны, и по тем записям исцом отказывать.

46. А которые люди учнут искать на ком по записям, а в тех

записях написано, что они тех людей скупили в долгех с правежу, а

тем людем жити у них, и у детей их во дворе служити и женитися, и

женясь потому же служити во дворе, а сколко лет служить, того

будет в записи не написано, и тех людей по таким записям отдавать

во двор тем людем, кому они на себя такия жилые затписи дали, по

тому что он тое запись дал на себя из воли.

47. А кто на холопа возьмет кабалу отец с сыном, или брат з

братом или дядя с племянником вместе, и учнут на тех людех по тем

кабалам холопства искати, и тем исцом по таким кабалам

отказывати, и таких людей, на кого они такия кабалы в суде

положат, от них свободити на волю потому, что по государеву указу

велено веем людем служилыя кабалы имати порознь, а дву человеком

вместе отцу с сыном, и брату з братом, и дяде с племяняиком на

одного холопа кабал имати не велено.

48. А будет у кого на холопей такия служилыя кабалы взяты до

сего государева указу, и им те кабалы приносити и холопей

приводити на Москве в Холопей приказ, а в городех к воеводам и к

приказным людем и к губным старостам в сьезжие избы, и на тех

холопей имати новыя кабалы по сему государеву указу, а старые

кабалы у них взяти в приказ, а воли по тем старым кабалам тем их 248

холопем не давати.

49. А кто на ком учнет искати беглых людей, а ответчик в тех

людех запрется, и скажет, что у него тех людей нет, и в тех людех

тот ответчик отцелуется, а после того те люди объявятся у него, а

истец тех своих людей у него вымет, и таким ответчиком за то, что

он накриве крест поцеловал, чинити указ против того, как написано

в суде о крестьянех выше сего.

50. А будет которой ответчик про чюжого холопа в ответе

скажет, что у него тот чюжой холоп был, да збежал до исцова

челобитья, и живет он в и(ы)ном городе. и тому ответчику того

чюжаго беглого холопа велети сыскивати, и для сыску дати ему

поверстной срок по указу. Да как он того чюжаго холопа сыщет, и

ему поставити его в Холопье приказе, а ис Холопья приказу того

холопа отдати тому, у кого на него крепость будет старее.

51. А которые ответчики в беглых в чюжих холопех не запрутся

же, а скажут, что от них тех люди збежали же, а где они живут,

того не ведают, и тем людем тех беглых людей сыскивати же, а

сроку давати им впервые на два месяца, а в другой после дву

месяцев на четыре месяца, а будет в полгода не сыщет, и им дати

третей срок другую полгода. А давати такия болшия сроки тем

ответчиком, которые скажут беглых людей в далних городех. А будет

кто и во все в три сроки беглых людей не поставит, и на них взяти

денгами по государеву указу за всякого человека по пятидесят

рублев и отдати исцу. А будет ответчик того человека сыщет, и

того человека отдати исцу, а денги пятьдесят рублев взяв у исца,

отдати ответчику.

52. А которые люди учнут у себя холопей держати по отцовским

кабалам, а отцы их померли, и тех отцовских людей от них отпущати

на волю, а с воли те люди кому дадут на себя служилыя кабалы,

тому они будут и холопи.

53. А кто старинного своего холопа или рабу отпустит на волю

при себе, или по смерти его таких старинных холопей по его

приказу отпустят прикащики его, и впредь до тех людей детем его и

братии и племянником дела нет.

54. А кто у кого за холопа поимается и приведет того холопа

к роопросу в Холопей приказ, и после роспросу на того холопа

подаст челобитную о суде, а  тот, у кого он за того холопа 249

поимается, учнет говорити, что он тому холопу в ответе не верит,

и учнет в том холопе сам отвечати, и ему в том дати на волю, а

холопу у суда быти же. А будет тот ответчик скажет, что холоп сам

за себя отвечает, и против исцовы исковой челобитной велети

холопу отвечати и с суда, прав ли или виноват будет, верити

холопу, что ни станет в суде говорити.

55. А которые люди к кому приставя в беглых людех и в сносе

подъписав челобитную, или приставную память, не станут искати

неделю, или ответчики дав по себе поруку к суду да не учнет

отвечати неделю же, и тем исцом или ответчиком указ чинити по

тому же, как о том писано выше сего в судной статье.

56. А которые всяких чинов люди станут искати на холопех

холопъства, а кабалу положит на того холопа 120-го году за дьячею

рукою и за подьячих справкою, хотя тех кабал и книг нет, или

будет которыя кабалы у кого взяты на холопей и старее того, а те

кабалы за дьячьими же руками и за подьяческими справками, а книг

на те кабалы нет же, и тем кабалам верить и людей по тем кабалам,

на чье имя те кабалы писаны, отдавать потому, что те кабалы

писаны до тех мест, как на Московском государстве учинился

блаженныя памяти великий государь царь и великий князь Михайло

Феодоровичь всеа Русии.

57. А которые люди учнут на ком искать беглых людей, а сносу

втепоры искать не учнет, а в и(ы)сковой челобитной напишет, что

он сносу учнет впередь искать доискався холопства, и таким исцом

после того в сносе суда не давать.

58. А которые люди будучи в городех по воеводствам и по

приказом, возмут на кого служилые кабалы в тех же городех, и те

кабалы не в кабалы, потому что воеводам и приказным людем, будучи

в городех, ни на кого служилых кабал и никаких крепостей имати не

велено.

59. А будет кто на ком ищет холопства, и после суда тех

спорных холопей давать на поруки з записми мимо исца и ответчика.

А будет по ком поруки не будет и тех холопей до вершения судного

дела держать приставу.

60. А которой боярской человек, или раба, которому исцу или

ответчику крепчае, и по суду доведется отдать мужа, а тот будет

холоп женат, отдать с ним и жена. А будет доведется отдать кому

по крепости жену, а у нея есть муж, отдать за жонкою и мужа да с 250

них же взять головные пошлины.

61. А в приданые давати и женам, и детем, и внучатом, и

правнучатом в надел в духовных и в даных и в рядных писати полных

и докладных и купленых людей и полонеников иных земель.  И кому

такие люди будут в приданые или в надел даны, и тем людем такие

люди крепки и женам их, и детем, и внучатом, и правнучатом а

кабалных людей в приданые не давать и в духовные и в рядные и в

даные не писать. А будет кто кому кабалного холопа или рабу в

приданые даст, или в духовную, или в рядную, или в даную напишет,

а таким кабалным холопем и рабам давать волю.

62. А кто кому старинных своих или купленых людей даст в

приданые за сестрою, или за дочерью, и судом Божиим тоя его

сестры или дочери не станет, а детей после их не останется, и тех

умерших мужьем таких приданых людей по рядым записям отдавати тем

людем, кто их в приданые даст, хотя будет у кого приданые жонки,

или девки замуж выданы, а мужики поженилися, и их отдать совсем

по тому, по правилу Святых Апостол и Святых Отец жены с мужем

розводить не велено, где муж, тут и жена, кому жена, тому и муж.

63. А которые люди отходя сего света напишут в духовной

кабалных своих людей по своем животе жене и детем своим, а те его

кабалные люди у жены и у детей его жить не похотят, и учнут по

смерти бити челом в холопство кому иному, и служилые кабалы на

себя дадут, и те люди тому и крепки, кому они после смерти

первого своего боярина дадут на себя кабалы. А духовным прежних

их бояр не верить, потому что всяких чинов людем холопи крепки по

кабалам по смерть бояр своих, а женам их и детем те холопи по

прежним кабалам некрепки, и отпускать таких холопей после умерших

на волю.

64. А которые люди отходя сего света в духовную жене, или

детем своим в наделок людей своих напишет их старинными, или

иными какими крепостными, а не кабалными, и та духовная будет

свидетельствована, а у свидетелства та духовная будет не

оспорена, а после того с кем в тех людех, или с теми холопи

умершаго у жены и у детей спор учинится, а на старину крепостей

опричь духовныя на тех холопей не положат, а холопи учнут

оказывать, что они у того, кто их в духовной своей написал в 251

наделок жене своей или детем, служили по кабалному холопству, и

тех холопей роспрашивати, где на них и в котором году кабалы

иманы. Да будет те спорные холопи скажут про то, где на них, и в

котором году кабалы взяты, и против тех их речей сыскати про них

кабалными записными книгами. Да будет на тех спорных людей в

кабалных записных книгах кабалы в записке объявятся, а иманы на

них те кабалы имянем того, кто их в духовной напишет жене и

детем, и тех холопей того умершаго от жены и от детей свободити,

и дать им воля. А будет на тех людей в записных кабалных книгах

кабал в записке не объявится, и тех холопей по духовной отдати

тому, кому они после умершаго в духовной его будут написаны.

65. А которые холопи после умерших своих бояр будут отпущены

на волю, и с воли учнут приставливать умерших своих бояр к женам

и к детем в животах, в грабежах, для того что они отпущены без

животов, и тем холопем в том суда не давати.

66. А которые боярские люди в прошлых во 141-м и во 142-м

годех з бояры своими были на государеве службе под Смоленским, и

на боех, и в загонех взяты были в полон в Литву, и ис полону

вышли, и тем боярским людем для полонского терпения дана воля, и

жены их отданы им же, а детем их, которые у кого в холопстве

породилися, и на которых их детей у кого есть кабалы и иные

крепости, велено быть во дворех в холопстве попрежнему. А которые

боярские люди ис под Смоленска, и с и(ы)ных государевых служеб от

бояр своих збежали в казаки, или в и(ы)ное какое воровство, и в

воровстве взяты в полон, и ис полону вышли, и тем боярским людем

велено быть во дворех у прежних же своих бояр. А которые боярские

люди бегали с службы, и служили у иных дворян и детей боярских, и

у всяких людей, и были в полону же, и тех холопей велено отдавати

прежним их бояром по старым крепостям. А ныне и впередь о таких

холопех указ чинить по томужь, как указано преже сего.

67. А которые холопи или рабы збежав от кого постригутца,

или которые холопи в бегах станут в попы, или во дьяконы, а те

люди, от кого они збежат, учнут за них иматца, и похотят на них

искати холопства и сносу, и на таких беглых людей бояром их в

холопстве и в сносе давать суд в Холопъе приказе. Да будет по

суду и по сыску на таких беглых людех холопства и сносу доищутца, 252

и на них снос доправя, отдати исцом, а их отослати к патриарху,

или в котором городе ко властем, а патриарх и иные власти учинят

об них указ по правилом Святых Апостол и Святых Отец.

68. А будет такие беглые люди чернеческое платье или скуфьи

сами на себя положат, и сыщетца про то подлинно, и с них по сыску

чернеческое платье и скуфьи сняв, отдать в холопство тем людем,

от кого они збежат.

69. А которые литовские полоняники женаты в боярских дворех

на руских крепостных и на старинных робах, или которые жонки или

девки литовские полонянъки в бояръских дворех выданы замуж за

крепостных, или за кабалпых холопей, а в приводе те литовские

полоняники и полонянки перед бояры в роспросе сказалися, что они

в Литву итти, и у тех своих бояр, где они поженилися на русских,

и полонянки, которые выданы замуж за русских, жить не хотят, и те

литовские полоняники с женами с рускими жонками, и полонянки с

мужьями, с рускими людьми из боярских дворов и ото всяких чинов

людей свобожены и велено жить им на воле, где кто похочет. А

которые литовские полоняники были у записки перед бояры, а

похотели жить у тех же, у кого преже того жили, и те отданы тем

же людем, кто у кого живет. А впредь толко те полоняники и

полонянки учнут бити челом, чтоб им дати воля, и тех литовских

полоняников по тем запискам велено отдавати тем же людем, у кого

они жили. А ныне о таких литовских полоняникех и о полонянъках

чинить указ против того же, как об них указано напередь сего.

70. А иноземцем некрещеным на Москве и в городех держати у

себя во дворех в работе иноземцев же всяких розных вер, а руским

людем у иноземцев некрещенных, по крепостям и доброволно, в

холопстве не быть, для того, в прошлом во 136-м году ведомо

учинилося, блаженныя памяти великому государю царю и великому

князю Михаилу Феодоровичю всеа Русии, и отцу его государеву,

блаженныя памяти, великому государю святейшему Филарету Никитичю,

патриарху Московскому и всеа Русии, что на Москве и в городех у

иноверных у некрещеных иноземцев служат православные християне, и

тем православным християном от иноверцов чинитца теснота и

осквернение, и многие бес покаяния, без отцов духовных помирают,

и в великой  пост и в и(ы)ные посты мясо и всякой скором едят 253

неволею. И блаженныя памяти великий государь царь и великий князь

Михаил Феодоровичь всеа Русии, и отец его государев блаженные жь

памяти великий государь, святейший Филарет Никитичь патриарх

Московский и всеа Русии указали православных християн у иноземцев

некрещеных из дворов взять, и вперед тем православным христианом

у иноверных, у некрещеных у иноземцев, во дворех быти не велели,

чтоб в том христианским душам осквернения не было и бес покаяния

не помирали б. И ныне по тому же у иноземцев некрещеных русским

людем во дворех не быть никоторыми делы. А будет которые русские

люди учнут у некрещеных иноземцев во дворех служити по крепостям,

или доброволно, и тех сыскивая, чинити им жестокое наказанье,

чтоб им и иным таким не повадно было так делати.

71. А которые иноземцы розных вер некрещены живут на Москве


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!