II.I Регистр и диапазон детского голоса.



Наиболее типичный диапазон для детей подросткового возраста : сопрано, дисканты обычно имеют объем от до- ре- первой октавы до фа- соль- второй. Естественно, что крайние звуки диапазона неудобны для пения и частое их использование может принести большой вред голосу. Для определения удобства исполнения произведения тем или другим голосам в практике введено понятие - тесситура.

Удобной с тесситурной стороны является та часть диапазона, в которой выявляются лучшие качества голоса. Так, для первых голосов наиболее благоприятной частью диапазона будет отрезок от соль1 –до2, у вторых голосов - от ре1 до си1. Однако следует помнить, что не объем звуков определяет вид тесситуры, а высота той части диапазона, которая используется в произведении. Если в песне часто встречаются верхние звуки диапазона, значит, тесситура песни высокая; если же преобладают низкие звуки, то тесситура песни низкая. Исполнение произведений с низкой или высокой тесситурой может привести к напряженному, неестественному пению, а значит , нанести вред детскому голосу. Вот почему педагогу следует очень внимательно относиться к выбору сочинений с точки зрения тесситурных удобств.

Развитие певческого диапазона зависит от умелого использования регистров голоса. Как известно, различные звуки диапазона воспроизводятся в гортани неодинаковыми по качеству колебаниями складок. Звуки, имеющие однородный механизм воспроизведения, относятся к одному регистру.

Как уже указывалось, в младшем возрасте детскому голосу свойствен фальцет, при котором происходит неполное замыкание голосовой щели. Вибрируют только края голосовых складок, черпаловидные хрящи в колебаниях не участвуют. Хотя дети, особенно мальчики, могут достичь при фальцетном пении большой звонкости, настоящей же звучности и силы голос достигает только тогда, когда в пении используется грудной регистр, который образуется при полном смыкании голосовой щели, вибрации всей массы складок. Этот регистр возникает у детей после 10 лет.

Следует отметить, что в подростковом возрасте уже достаточно ярко проявляются различия в механизме образования звука у девочек и у мальчиков. У девочек основную часть диапазона составляет так называемый микст, имеющий от природы смешанный тип звукообразования, а чисто грудное и головное звучание прослушивается только на крайних звуках. У мальчиков же смешанное звучание получается исключительно искусственным путем. Недаром многие из них имеют очень ограниченный диапазон, так как пользуются при пении только одним регистром, чаще грудным.

Научившись воспроизводить звуки головным и смешанным регистром, они значительно расширяют свой диапазон и нередко переходят в первые голоса.

Голосам девочек от природы присущ смешанный регистр, что позволяет сравнительно легко добиться ровности звучания всех звуков диапазона. С мальчиками же требуется кропотливая работа, чтобы они, используя смешанное звучание, смогли свободно переходить от грудного регистра к головному.

Таким образом, одной из важнейших задач в развитии голоса является воспитание у мальчиков и совершенствование у девочек смешанного типа звукообразования. Именно этот тип звукообразования помогает выработать гладкий, спокойный переход от регистра к регистру и одинаково красивое звучание всего диапазона.

При пении восходящего или нисходящего звукоряда смешанный тип звукообразования начинается с так называемых переходных нот. У верхних голосов девочек переходными от грудного регистра к центральному будут ноты ми, фа, для диез первой октавы; от смешанного к головному – ми, фа, для диез второй октавы. Так как у мальчиков имеются 2 регистра, то и переходными нотами для них будут только те, которые ведут к головному звучанию: у дискантов – ми- фа- диез второй октавы; у альтов – до- ре- диез второй октавы.

Педагогу вокала необходимо помнить, что грудной регистр в подростковом возрасте следует использовать умеренно, так как он нередко ведет к неестественному, крикливому звуку.

Практика показывает, что на различных участках диапазона можно требовать только определенной силы звука; если же пренебрегать этими правилом, можно нанести голосу большой вред.

Сила детского голоса в период его становления ограничена, да она и не имеет первостепенного значения. Прелесть детского пения заключается в его красоте: звонкости, полетности, нежности, легкости, непосредственности, эмоциональности. Добиваясь полноты, насыщенности звучания, певучести при естественной силе голоса преподаватель способствует нормальному развитию голосового аппарата в целом.

Вопрос 26.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1517; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!