Строковые функции и процедуры



 

Строковые функции и процедуры введены в систему программирования Turbo Pascal для облегчения манипуляции со строками. Имеется восемь строковых функций и процедур.

 

1. Функция CONCAT ( склеивание )

Синтаксис: concat (S1, S2, ..., Sn: string): string. Возвращает строку, полученную конкатенацией строк S1,...,Sn. Если длина результата больше 256, то излишние символы отбрасываются. Эта функция фигурирует в правой части «:=» и в строковых выражениях.

П р и м е р: 

NUMBER := concat ('12', '34', '50'); NUMBER = '123450'.

 

2. Функция LENGTH ( длина )

Синтаксис: length (S: string): integer. Возвращает длину строки S.

П р и м е р :

N := length ('345'); N = 3.

 

3. Функция POS ( позиция )

Синтаксис: pos (S,T: string): integer. Функция POS в качестве аргументов использует две строки и определяет, содержится ли первая строка во второй. Возвращает номер символа, начиная с которого S входит в T. Если вхождения нет, то возвращает 0.

П р и м е р : 

N := pos ('E', 'HELLO');

N = 2.

N := pos ('A', 'HELLO');

N = 0 .

 

4. Функция COPY (вырезка фрагмента)

Синтаксис: copy (S: string; N1, N: integer): string. Возвращает подстроку, полученную из N символов строки S, начиная с позиции N1. Значение переменной S при этом не меняется.

 

П р и м е р :

FRAGMENT := copy ('PROGRAMM', 2, 3);

FRAGMENT = 'ROG'.

 

5. Процедура DELETE (стирание фрагмента)

Синтаксис: delete (var S: string; POS, LEN: integer). Убирает из строки S LEN символов, начиная с POS, при этом длина строки уменьшается на LEN позиций.

П р и м е р :

FRAGMENT := 'PROGRAMM';

delete (FRAGMENT, 2, 3);

FRAGMENT = 'PRAMM'.

 

6. Процедура INSERT ( вставка )

Синтаксис: insert (S: string; var D: string; POS: integer). Вставляет строку S в строку D перед символом с номером POS, при этом длина строки D увеличивается на LENGTH (S) позиций.

 

П р и м е р :

FRAGMENT := 'PRAMM';

insert ('ROG', FRAGMENT, 2);

FRAGMENT = 'PROGRAMM'.

 

7. Процедура STR (преобразование в строку)

Синтаксис: str (I: integer; var S: string); str (R: real; var S: string).

Преобразует I или R из числа в строку и записывает эту строку в S, причем R и I могут записываться форматно, как в процедуре WRITE.

 

 П р и м е р :

a) R := 123.654; str (R:5:2, S); S = '123.65';

б) I := 5683; str (I, S); s = '5683'.

 

8. Процедура VAL (преобразование в число)

Синтаксис: val (S: string; var I, J: integer); val (S: string; var I: real; var J: integer).

 Преобразует строковую переменную S в число типа I. Переменная J получает значение 0, если перевод прошел без ошибок. Если же сделана попытка конвертировать в число строку, где есть нецифровые символы, то переменная J принимает значение позиции первого нецифрового символа. При этом работа процедуры прерывается.

 

П р и м е р : 

a) S := '4326';      б) S := '43p8';

val (S, I, J);          val (S, I, J);

I = 4326, J = 0;    I – не определено, J = 3.

 

Рассмотрим теперь пример на применение указанных функций и процедур обработки строк.

 

П р и м е р . Изменение порядка слов в строке.

 

program REVERSE;

var OLD_LINE, NEW_LINE: string [50];

PROBEL: integer; WORD: string [50];

begin

NEW_LINE := ''; readln (OLD_LINE);

OLD_LINE := concat (OLD_LINE,' ');

while OLD_LINE <> '' do

begin

PROBEL := pos (' ', OLD_LINE);

word := copy (OLD_LINE, 1, PROBEL);

NEW_LINE := concat (WORD, NEW_LINE);

Delete (OLD_LINE, 1, PROBEL);

end;

writeln (NEW_LINE)

end.

 

Пояснение . С клавиатуры вводится строка OLD_LINE, и к ней справа подклеивается пробел. Это делается для того, чтобы строка имела одну и ту же структуру: слово плюс пробел. Затем в цикле, признаком конца которого является пустая константа, выделяется очередное по порядку слово и подклеивается слева в переменную NEW_ LINE. После выборки очередного слова из OLD_LINE оно оттуда выбрасывается, что приводит к постепенному уменьшению самой строки. Здесь переменная PROBEL служит для хранения позиции первого пробела в строке, а WORD – для выбранного из OLD_LINE слова.

Например, строка 'Наша Таня громко плачет' преобразуется в строку 'плачет громко Таня Наша'.

 

Лабораторная работа №6

Цель работы: освоить строковые операции, процедуры и функции; научиться создавать программы обработки текстовых данных, представляющих последовательность символов и строк, состоящих из слов, разделенных одним или несколькими пробелами.

Общие сведения

Для обработки текстовой информации можно использовать те же методы, что применяют для одномерных массивов, так как структура строкового типа схожа с массивом. Однако для упрощения написания программ по работе с текстами были разработаны стандартные строковые процедуры и функции. Поэтому основной задачей этой лабораторной работы является освоение строковых операций, функций Length , Pos , Copy и процедур Delete , Insert.

Перед выполнением работы необходимо ознакомиться с теоретическим материалом по теме «Обработка литерных величин. Данные типа Char и String».

Пример 1. Составить программу обработки данной строки, позволяющую выписать все знаки сравнения и все скобки, сохранив их последовательность.

Решение. Все знаки сравнения и скобки перечислим в строковой константе srav _ sk. В теле программы последовательно рассмотрим все символы введенной строки s, проверяя каждый на вхождение в строку srav _ sk, выводя на экран содержащиеся в строковой константе символы строки s.

program string_1;

const srav_sk='<>=(){}[]';

var s:String; i:Integer;

begin

Writeln('Введите строку:'); Readln(s);

for i:=1 to Length(s) do

if Pos(s[i],srav_sk)<>0 then write(s[i]);

Readln

end.

Пример 2. Дана строка, состоящая из слов, разделенных пробелами (одним или несколькими). Составить программу обработки данной строки, выводящую через запятую слова четной длины, которые при обмене местами левой и правой половины дают то же слово (например, папа, мама, канкан).

Решение. В строке, последовательно перебирая элементы, будем выделять начало ns и конец ks каждого слова, копировать слово в другую строковую переменную, а затем проверять четность длины и равенство частей строки slovo. Слова, для которых выполнено условие задания будем склеивать в переменной otv. После добавления к ответу последнего слова в конце otv будет лишняя запятая, которую перед выводом на экран необходимо удалить.

program string_2;

var s, slovo, otv:String; ns, ks, i, m: Integer;

begin

Writeln ('Введите строку:'); Readln(s);

i:=1; ns:=1; otv:=''; s:=s+' ';

while i<=Length(s) do

begin

while (i<=Length(s)) and (s[i]<>' ') do i:=i+1; {ищем очередной пробел}

ks:=i; slovo:=Copy(s, ns, ks-ns); {выделяем слово}

m:=Length(slovo) div 2; {половина длины слова}

if (Length(slovo) mod 2=0) and (Copy(slovo,1,m)=Copy(slovo,m+1,m))

    {если слово имеет четную длину}

     then otv:= otv+slovo+ ','; {добавляем слово к ответу}

while (i<=Length(s)) and (s[i]=' ') do i:=i+1; {пропускаем пробелы}

ns:=i; {начало следующего слова}

end;

Delete(otv, Length(otv), 1); {удаляем лишнюю запятую в конце}

Writeln(otv);

Readln

end.

Варианты заданий

Задание 1. Составить программу обработки данной строки, позволяющую:

a) выписать все прописные буквы из данной строки в порядке их следования;

b) определить, содержатся ли в тексте цифры;

c) найти общее количество круглых, квадратных и фигурных скобок в тексте;

d) выписать все знаки препинания из данной строки, сохранив их последовательность;

Задание 2. Дана строка, состоящая из слов, разделенных пробелами (одним или несколькими). Составить программу обработки данной строки, выводящую через запятую:

a) слова, одинаково читающиеся справа налево и слева направо;

b) слова заданной длины, в которые входит данная буква;

c) слова, начинающиеся с прописной буквы, в которых все остальные буквы строчные;

d) слова, которые начинаются и заканчиваются одной и той же буквой и содержат хотя бы одну введенную с клавиатуры букву.

 

Дополнительные задания

Дана строка, состоящая из слов, разделенных пробелами (одним или несколькими). Составить программу обработки данной строки, позволяющую:

 

a) определить количество слов в строке;

b) удалить из строки избыточные пробелы, чтобы между словами осталось только по одному пробелу;

c) найти самое короткое слово и его длину;

d) найти в тексте слова-перевертыши.

 

Контрольные вопросы

1. Как описываются в языке Паскаль строковые величины?

2. В чем сходство и в чем различие между массивами и строками?

3. Существуют ли ограничения, накладываемые на длину строки?

4. Какие строковые процедуры существуют в языке Паскаль?

5. Для вывода значений каких строковых функций нужны переменные типа string, а для каких – integer?

6. Какие есть возможности извлечения из строки одного символа?

7. Строка для обработки процедурой должна быть ее параметром-аргументом или параметром-результатом? 

 

ПРОГРАММИРОВАНИЕ ГРАФИКИ

Компьютер может оперировать либо с символами (символьный режим), либо с геометрическими фигурами (графический режим). Для создания на экране геометрических фигур с помощью языка Паскаль используются графические операторы, которые позволяют рисовать различные геометрические фигуры (точки, отрезки, окружности и пр.).

Графические объекты могут находиться на экране только в то время, когда работает программа. Для формирования графических изображений в системе TurboPascal предназначен стандартный библиотечный модуль GRAPH. В нем содержится 79 графических процедур, функций, десятки стандартных констант и типов данных. Все они составляют единый комплекс средств, позволяющих разрабатывать профессиональные программные продукты. Подключение модуля GRAPH к пользовательской программе осуществляется стандартным способом - с помощью зарезервированного слова USES: USES GRAPH. С этого момента все графические средства доступны пользователю.

Взаимодействие программы и видеосистемы в графических режимах обеспечивают драйверы. Драйверы собраны в файлах, имеющих расширение BGI: CGA.BGI, EGAVGA.BGI, HERC.BGI, IBM 8514.BGI, ATT.BGI , PC3270.BGI и др. Драйвер – это специальная программа, осуществляющая управление тем или иным техническим средством ПК. Графический драйвер управляет графическим адаптером в графическом режиме.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 360; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!