Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «В дороге»



«Ну, довольно, ямщик! Разогнал Ты мою неотвязную скуку!..»

Н. А. Некрасов

Николай Алексеевич Некрасов — певец народной доли. Не было такой жизненной ситуации, драматического поворота в судьбе народа, на которую бы не откликнулся поэт, не запечатлел в своей лирике. Уже в раннем стихотворении 1845 года «В дороге» отразились основные

черты поэзии Некрасова, позже обретшие характерные особенности его творчества: пристальное внимание к нуждам простолюдина, лиризм и горький юмор, временами переходящий в сатиру и даже в сарказм.

Стихотворение «В дороге» открывается нехитрым диалогом седока с ямщиком.

«Скучно! Скучно!.. Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку! Песню, что ли, приятель, запой Про рекрутский набор и разлуку...»

«Самому мне невесело, барин...»

И полилась горькая речь бедняка, рассказывающего знакомую до слез историю... Сокрушила злодейка-жена!..

Слышь ты, смолоду, сударь, она В барском доме была учена

Вместе с барышней разным наукам, Понимаеш-ста, шить и вязать,

На варгане играть и читать —

Всем дворянским манерам и штукам.

Стихотворение не отличается развернутыми характеристиками, эта ситуация была нередка, поэтому автор лишь намечает основу конфликта, остальное читатели прекрасно знали по

происходящему вокруг.

Вышла замуж господская дочь

Да и в Питер... Ее «благодетель» — Захворал, и на Троицу в ночь Отдал Богу господскую душу, Сиротинкой оставивши Грушу...

Через месяц приехал зятек...

В самом лексическом подборе слов чувствуется авторское отношение к повествованию:

«сиротинкой», «Грушу», «зятек». Нового помещика не интересуют чувства подвластных крестьян, он руководствуется сиюминутными настроениями и решениями.


Воротил он ее на село —

Знай-де место свое ты, мужичка!.. Как на грех, девятнадцатый год

Мне в ту пору случись... посадили На тягло — да на ней и женили...

Здесь поэт еще не отошел от натуралистических приемов — много просторечных слов и

оборотов, позже он будет избегать этого в своих произведениях. А пока складывается стиль, неповторимый язык его некрасовских произведений. Грустна повесть ямщика, не

понимающего, за что наказан он, да и его жена, в общем-то ни в чем не виноватая, разве что только рождением да горькой долей крепостной.

Погубили ее господа,

А была бы бабенка лихая!

Настоящая драматическая повесть открывается перед «барином» и читателем. Ямщику

невдомек, а нам понятно, почему гибнет его жена. Причина не в тяжелой и непривычной крестьянской работе, а в попрании человеческого достоинства, которое пытались в ней растоптать.

Слышь, как щепка худа и бледна, Ходит, тоись, совсем через силу,

В день двух ложек не съест толокна,— Чай, свалим через месяц в могилу...

И горькой иронией звучат слова седока, иносказательно объясняющие авторскую позицию.

Он полностью на стороне своих обездоленных героев. Пока только он слушает их, чтобы

узнать беды и чаяния родного народа, но вскоре увидит и путь к народному счастью, пусть очень длинный и тернистый, но единственно верный. А сейчас только горькая усмешка, едва скрывающая слезы сострадания, звучит в последней строке стихотворения.

«Ну, довольно, ямщик! Разогнал Ты мою неотвязную скуку!..»

Анализ стихотворения Н. Некрасова «В дороге»

Николай Алексеевич Некрасов — певец народной доли. Не было такой жизненной ситуации, драматического поворота в судьбе народа, на которые бы не откликнулся поэт, не запечатлел в своей лирике. Уже в раннем стихотворении 1845 года “В дороге” проявились основные черты поэзии Некрасова: пристальное внимание к нуждам простолюдина, лиризм и горький юмор, временами переходящий в сатиру и даже в сарказм.

Стихотворение “В дороге” открывается нехитрым диалогом седока с ямщиком. Слово “скука” несколько раз повторяется: седоку, явно барину, скучно потому, что не знает он

настоящих трагедий, равнодушно просит спеть про “рекрутский набор и разлуку”, то есть не затрагивают его страдания крестьян. И только в итоговых строках мы ощущаем, что даже на такого человека подействовала история ямщика.

А история проста: жену его смолоду воспитывали в барском доме наравне с барышней. Очевидно, что господа девушку любили, но просто не подумали, что, дав ей дворянское


воспитание, они не дадут ей дворянского положения, крепостной она и останется, ее лишь на

время “выдернули” из привычной среды.

Стихотворение не отличается развернутыми характеристиками, подобная ситуация была нередка, поэтому автор лишь намечает основу конфликта, остальное читатели прекрасно знали по происходящему вокруг. Барышня вышла замуж и уехала, барин захворал и умер,

“сиротинкой оставивши Грушу”. Через месяц приехал зятек... В самом лексическом подборе слов чувствуется авторское отношение к повествованию: “сиротинкой”, “Грушу”, “зятек”.

Нового помещика не интересуют чувства подвластных крестьян, он руководствуется

сиюминутными настроениями и решениями. Девушку он отослал на село и выдал замуж. Воротил он ее на село -

Знай-де место свое ты, мужичка!.. Как на грех, девятнадцатый год

Мне в ту пору случись... посадили На тягло — да на ней и женили...

Здесь поэт еще не отошел от натуралистических приемов — много просторечных слов и оборотов, позже он будет избегать этого. Грустна повесть ямщика, не понимающего, за что наказан он, да и его жена в общем-то ни в чем не виновата, разве что только рождением да горькой долей крепостной.

Погубили ее господа,

А была бы бабенка лихая!

 

Настоящая драматическая повесть открывается перед барином и читателем. Ямщику

невдомек, а нам понятно, почему гибнет его жена. Причина не в тяжелой и непривычной крестьянской работе, а в попрании человеческого достоинства, которое пытались в ней растоптать.

И горькой иронией звучат слова седока, иносказательно объясняющие авторскую позицию.

Он полностью на стороне своих обездоленных героев. Пока он только слушает их, чтобы

узнать беды и чаяния родного народа, но вскоре увидит и путь к народному счастью, пусть очень длинный и тернистый, но единственно верный. А сейчас только горькая усмешка, едва скрывающая слезы сострадания, звучит в последней строке стихотворения.

Анализ стихотворения Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…»

В стихотворении Н.А. Некрасов определяет сущность своего поэтического творчества. Н.А. Некрасова как гражданского поэта заботит судьба крестьянства, роль поэтического творчества, назначение поэта. Поэтому в своих лирических произведениях Николай

Алексеевич не раз обращается к теме назначения поэзии, к судьбе поэта и его творческих произведений.

Н.А. Некрасов пишет стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…», в котором в рамках одного художественного целого соединяются две темы: тяжелое положение крестьянства и сложная миссия поэта в обществе. Лирическое произведение – небольшое по объему, всего


два четверостишия. В центре первой части стихотворения образ молодой крестьянки,

публично избиваемой кнутом на Сенной площади Санкт-Петербурга: Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

Молчание женщины свидетельствует о ее особой гордости: она не просит пощады у своих палачей. В лирическом произведении используются метафоры, олицетворения («били женщину», «бич свистал, играя»), характеризующие действия палачей. Стихотворение

написано четырехстопным ямбом. Этот стихотворный размер передает звуки совершаемого действия, свист бича.

Поэт сравнивает свою музу с публично избиваемой женщиной:

И музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!»

Так Н.А. Некрасов определяет сущность собственного поэтического творчества. Муза здесь олицетворяется и становится сестрой избиваемой женщины. Но так же как и молодая

крестьянка, поэзия Некрасова горда и независима от общественного мнения. (2 вариант)

Стихотворение Н.А. Некрасова написано в 1848 году, то есть задолго до отмены крепостного права в России.

Стихотворение состоит из двух предложений, двух частей. Первая – определение времени («вчерашний день», «часу в шестом») и места (Сенная) действия.

Не в первый раз поэт обращается к теме Петербурга, причем не парадного, а Петербурга простого народа, подавляемого, избиваемого, терпеливого. Перед нами бытовая, вполне

типичная сцена: на одной из улиц Питера за что-то наказывают плетьми молодую крестьянку. Женщина не стонет, не плачет, не умоляет, а терпеливо переносит наказание, вдвойне жестокое, так как оно еще и публичное. Это – сюжетная основа стихотворения, картинка,

предстающая перед нашими глазами в первой части произведения.

Образ русской крестьянки – один из основных образов поэзии Некрасова. Кто не знает

знаменитых его слов о женщине «в русском селении», которая «коня на скаку остановит» и «в горящую избу войдет». Только неожиданно фантазия поэта поставила рядом крепостную

крестьянку и Музу. Большинству из нас Муза представляется красивой молодой женщиной в белом длинном одеянии с арфой, пером или книгой в руках, воздушная, не от мира сего, само вдохновение, мечта. А здесь? Распростертое на земле или на помосте обнаженное крепкое тело крестьянки, привычной к работе, к побоям, не слышавшей за всю жизнь слова

благодарности, терпеливо, молча сносящая любое оскорбление, любое надругательство. Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…


И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Что же позволило Н.А. Некрасову сравнить Музу и крепостную крестьянку? Прежде всего – долготерпение, которое не первый раз осуждает поэт в своих произведениях («Ты проснешься ль исполненный сил?..»).

Как и женщина на Сенной, русская поэзия XIX века бесправна, избиваема критикой, цензурой.

Поэта за его неблагонадежные стихи можно сослать, посадить в тюрьму, убить, если не физически, то морально. Но она сильна и терпелива, она вынесет все и оставит свое слово гнева потомкам.

«Вчерашний день, часу в шестом...»

Редко кто из поэтов не обращался к своей Музе, представавшей то резвой, веселой

«вакханочкой», то задумчивой, то вольной и шаловливой, то суровой и гневной. Лики муз в русской поэзии бесконечно разнообразны. Совершенно новый образ создан в коротком стихотворении Некрасова.

Прежде всего сразу же возникает необычная конкретность: поэт точно называет время (день, час), место (рыночную площадь в Петербурге), где совершилось событие, врезавшееся в его память и взволновавшее его гражданское чувство. Стихотворение о «высоком» предмете начинается с «низкой» сцены и в тоне простого сообщения, краткой информации, не содержащей ничего поэтического, а, напротив, намеренно сниженной. Самая интонация

нейтральна — нет ни гнева, ни жалобы» Все прозаично и обычно. Слова выбраны обыденные

- «вчерашний день», «часу в шестом», «зашел». Особенно удивительно слово «зашел» — с ним сопрягаются ассоциативно такие выражения, как «зашел по дороге», «зашел по пути»,

«зашел случайно» и т. д. Оттого и последующие стихи («Там били женщину

кнутом,/Крестьянку молодую») тоже рисуют как бы привычную, а совсем не исключительную ситуацию. Но второе четверостишие резко переключает всю тему в новый, «высокий» план. И это подчеркнуто лексикой и интонацией. На первое место выдвигаются слова, обладающие

устойчивыми поэтическими ассоциациями («звуки», «грудь»). Примечательна тут и замена слова «кнут» на «бич». Еще более неожиданно, что тут же оказывается и Муза как некое лицо, к которому поэт обращается с очень важными и тоже неожиданными словами: «Гляди! Сестра твоя родная!» Так устанавливается кровное родство Музы поэта с крестьянкой.

Поднимая жизненную картину до высочайшего поэтического обобщения, Некрасов вместе с тем сохраняет интимный тон. Между «крестьянкой молодой» и Музой нет никаких преград, они одинаково дороги и близки поэту. Их общность подчеркнута, во-первых, тем, что стихи о крестьянке и Музе замыкают четверостишия и явно соотносятся между собой, а во-вторых, одинаково инверсивным строением фразы («крестьянку молодую» — «сестра твоя родная»).

Наконец, драматизм второй части резко контрастирует с обыденностью первой, и это

высекает новую поэтическую искру, рождая множество совсем не традиционных реальных и поэтических ассоциаций. Некрасов в коротком стихотворении сумел сказать и о том, что его Муза — сестра униженной и страдающей крестьянки, что она печалится народной печалью, что она тоже подвергается истязаниям, цензурным и иным гонениям, физическому насилию,


что она так же бесправна, как и крестьянка, что он, Некрасов, поэт народа, потому что

крестьянка символизирует весь народ. Так возникает новый в русской поэзии образ Музы, столь же терпеливой, непреклонной и волевой, как и молодая крестьянка с занесенным над ней бичом. Для полноты картины важно отметить и то, что реальный план совместился в стихотворении с метафорическим, и происшедшее с крестьянкой переносится на ее «родную сестру». Так уже в первые годы творчества (стихотворение написано в 1848 г.) Некрасов

образно сказал о своих общественных симпатиях. Но этим содержание стихотворения не исчерпывается: в нем есть еще один план, скрытый, но живо представленный в более

позднем стихотворении 1851 г., названном «Муза». Оно посвящено традиционной теме отношений поэта с музой, которая либо оказывает ему покровительство, либо отказывает в нем. В первой строфе возникает привычный до Некрасова образ музы, которого он, однако, не знал:

Нет, музы ласково поющей и прекрасной Не помню над собой я песни сладкогласной!

Этот лик музы, ласкающей слух и учащей волшебной гармонии, волнующей поэта

«мечтой неясною», бывшей ему «подругой любящей», как признается поэт, ему неведом. Над ним рано «отяготели узы» иной «неласковой и нелюбимой музы»:

Печальной спутницы печальных бедняков, Рожденных для труда, страданий и оков, — Той музы плачущей, скорбящей и болящей...

И отношения между музой и поэтом складывались драматично: ее напев был полон тоски и «вечной жалобы». Порою же она плакала или исторгала звуки разгульной песни,

иногда побуждала мстить. Подчас же, смиряясь, «шептала надо мной: «Прощай врагам своим!» Вот тогда-то, по откровенному слову поэта, «нелюбимая» муза — потому что такую вечно тревожащую, надрывающую сердце стоном, неласковую и не услаждающую слух

гармоничными звуками музу трудно любить — все-таки овладела душой поэта, который, не поддаваясь ее «суровым напевам» и плачу, вступил с ней «в ожесточенный бой».

Но поединок поэта с музой не привел к разрыву — в драматизме борьбы родился

«прочный и кровный союз». Поэт учил музу не смиряться, не стихать в гневе, изживать

всепрощенческие настроения. Этот оттенок есть и в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом...». Он выражен в том повелительном тоне, в каком поэт обратился к ней: «Гляди!» Здесь заключено предупреждение: не увлекай меня на ложный путь, не делай меня слабым, ибо того, что ты видишь, нельзя простить. Но и скорбная муза учила поэта песнопенью:

Чрез бездны темные насилия и зла, Труда и Голода она меня вела —

Почувствовать свои страданья научила И свету возвестить о них благословила...

Драматическое, сложное общение поэта с музой мыслится Некрасовым постоянным противоборством двух равных сил, прочный и кровный союз которых держится на

неизбывности народных страданий и необходимости сказать о них.


Николай Алексеевич Некрасов. "Мы с тобой бестолковые люди..." 1851

Стихотворение впервые опубликовано в "Современнике", 1851, №11. Обращено к А.Я.Панаевой.

("Панаевский цикл", "Мы с тобой бестолковые люди")

Любовь в стихах Некрасова согревает человека, помогает выжить в жестоком мире. Драматичной была и любовь самого поэта, связавшая его с Авдотьей Панаевой. Она была его счастьем и мукой. Вызвала целую серию любовных стихов под названием "Панаевский цикл". Влюбленные встречаются, сорятся, мирятся и в этом романе утверждается идеал заботливой, ласковой женщины, подруги, как опоры в трудной, жизненной борьбе, как целительницы

поэта, испытывающего творческие и сердечные муки.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 528; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!