В это нужно поверить всем. Новая философия жизни. Жак Фреско 9 страница




Примеры из Нового Завета
Надежность Луки в качестве историка не подлежит никакому сомнению. Согласно Унгеру, именно этого евангелиста в наибольшей степени касаются археологические подтверждения достоверности Нового Завета. По словам учёного, "среди историков сейчас господствует мнение, что Деяния Апостолов написаны Лукой, относятся к I веку и представляют собой труд добросовестного историка, с большой ответственностью относившегося к своим источникам".
Одним из самых знаменитых археологов мира был сэр Уильям Рамсэй. Получив образование в Германии в середине XIX века, он был твердо убеждён, что Деяния Апостолов были написаны не ранее, чем полтора века после рождения Христа. В своей работе, однако, ему пришлось однажды заняться изучением топографии Малой Азии и в связи с этим исследовать произведения Луки. Результатом этих исследований стали обширные доказательства, заставившие учёного полностью переменить свои взгляды. Вот что он сам писал об этом: "Честно должен сказать, что я начал эти исследования безо всякой предвзятости по отношению к тому выводу, который сейчас постараюсь доказать читателю. Напротив, я даже был настроен против него, поскольку некогда был убеждён в правильности теории Тюбингена - теории блестящей и на первый взгляд исчерпывающей. В то время у меня не было возможности тщательно изучить этот вопрос. Однако не так давно мне пришлось соприкоснуться с Деяниями Апостолов в качестве источника сведений по топографии, памятникам древности и обществу Малой Азии. Постепенно я всё больше и больше убеждался в восхитительной истинности этого повествования по отношению к мельчайшим подробностям, начав с убеждения, что эта книга была в основном написана во II веке, и не может служить свидетельством условий жизни I века, я постепенно нашёл в ней верного союзника во многих трудных исследованиях, где испытывался недостаток данных".
Говоря об историческом даре Луки, Рамсэй приходит к следующему выводу, сделанному после 30 лет работы: "Лука является первоклассным историком; мы говорим не только о том, что все его фактические свидетельства достойны доверия... этот автор заслуживает того, чтобы быть поставленным в ряд с величайшими историками мира".
Рамсэй добавляет также, что "Историческая работа Луки не имеет себе равных по достоверности".
Рамсзй, в частности, окончательно и бесповоротно опроверг некоторые исторические взгляды. В свете археологических открытий Новый Завет отражает условия второй половины I века по Р.Х., а не какого-либо более позднего времени. Этот вывод имеет огромное историческое значение. Во всех упоминаниях внешних фактов автор Деяний был столь тщателен и точен, как может быть только современник
Некогда имелось мнение, что Лука дал волю своему вымыслу, когда описывал события, сопутствовавшие Рождеству Христову (Лук. 2:1-3). Критики уверяли, что в то время не было переписей, что Квириний в те годы не был правителем Сирии, и что жители не должны были возвращаться к месту своего рождения.
Прежде всего, археологические открытия показывают, что римляне вели постоянный учёт налогоплательщиков, а также каждые 14 лет проводили переписи населения, начатые ещё при императоре Августе (либо в 23-22 г., либо в 9-8 г. до Р.Х.). Именно эту последнюю упоминает Лука.
Далее, есть свидетельства, что Квириний был правителем Сирии в 7 г. до Р.Х. Об этом говорится в надписи, обнаруженной в Антиохии. После этого открытия мы можем думать, что он занимал пост дважды - вначале в 7 г. до Р.Х., а затем в 6 г. по Р.Х. (эту дату упоминает Иосиф Флавий).
Наконец, что до учёта налогоплательщиков, то в Египте бы; обнаружен папирус, содержащий инструкции по проведению переписей В нём говорится следующее: "В связи с предстоящей переписью населения необходимо, чтобы все, кто по той или иной причине живёт вне собственного дома, были готовы немедленно вернуться под власть свои правительств, чтобы всей семьёй зарегистрироваться для переписи сохранить за собой возделываемые земли, принадлежащие им".
Археологи вначале сомневались в том, что, как подразумевалось у Луки, Листра и Дервия были расположены в Ликаонии, а Икония - нет (Деян. 14:6). Действительно, римские авторы, например, Цицерон писали, что Икония была расположена в Ликаонии. Таким образом археологи начали считать Деяния Апостолов ненадёжным источником Однако в 1910 году сэр Уильям Рамсэй обнаружил памятник, из которого явствовало, что Икония была фригийским городом. Эта находка была подтверждена дальнейшими открытиями.
Среди других исторических ссылок в книгах Луки - упоминание Лисания, который был четвертовластником в Авилении в начале служения Иоанна Крестителя в 27 г. по Р.Х. (Лук. 3:1). Единственный Лисаний, известный историкам, был убит в 36 г. до Р.Х. Однако надписи, обнаруженной близ Дамаска, говорится о "вольноотпущеннике Лисания четвертовластника". Эта надпись относится к периоду 14 и 2 годом.
В своём Послании к Римлянам, написанном в Коринфе, Павел упоминает городского казначея Эраста (Рим. 16:23). При раскопках Коринфе в 1929 году на мостовой была обнаружена надпись: ("Эраст, смотритель общественных зданий, построил эту мостовую за свой собственный счёт"). Согласно Брюсу, эта мостовая вероятнее всего существовала уже в первом веке, а построивший её Эраст - то самое лицо, о котором упоминается у Павла.
В Коринфе была обнаружена также отрывочная надпись, некогда, как полагают, гласившая: "Еврейская синагога". Вероятнее всего, она был выбита над входом в синагогу, где проповедовал Павел (Деян. 18:7-11). другой коринфской надписи упоминается "мясной рынок", о котором говорится у Павла в 1 Послании к Коринфянам (10:25).
Таким образом, археологические исследования помогли обнаружить большинство древних городов, упоминающихся в Деяниях Апостолов. В результате этих находок можно точно установить маршрут странствий Павла.
Лука пишет о мятеже в Ефесе и о народном собрании "на зрелище", т.е. в открытом театре (Деян. 19:23 и далее). Факты соответствуют его рассказу. В одной из найденных надписей говорится о серебряных статуях Артемиды (Дианы), которые должны быть установлены "в театре во время всеобщего народного собрания". Раскопки обнаружили, что в Ефесе действительно имелся открытый театр на 25 тысяч мест.
Лука пишет также о мятеже, вспыхнувшем в Иерусалиме, когда Павел якобы ввёл не-иудея в синагогу (Деян. 21:28). В обнаруженных надписях на латинском и греческом языках говорится, что "ни один иностранец не должен заходить за барьер, ограждающий синагогу и окружающую её землю. Кто же будет пойман за этим, сам навлечёт на себя свою смерть". Лука вновь оказывается прав.
Сомнению подвергалось также использование Лукой некоторых слов. Например, он пишет о Филиппах как о "части" или "районе" Македонии. Так, по крайней мере, переводилось употреблённое им греческое слово. Ф.Хорт считал, что Лука совершает ошибку, т.к. meris переводится как "часть", а не "район". Археологические раскопки, однако, показали, что это слово вновь использовалось для обозначения частей района. Таким образом наука вновь подтвердила точность евангельского автора.
Луку обвиняли и в неточном употреблении других слов. Скажем, он, как считалось, не должен был называть правителей Филипп "преторами". По высокоучёному мнению, этот город управляется двумя "дуумвирами". Но и здесь Лука, как обычно, оказался прав. Археологические открытия показали, что управители римских колоний носили именно титул "преторов".
Его выбор слова "проконсул" для Галлиона (Деян. 18:12) подтверждается найденной в Дельфах надписью, где упоминается "Люций Юний Галлион, мой друг и проконсул Ахайи..."
Правителя Мальты Публия апостол Лука называет "начальником острова", буквально по гречески "первым мужем острова". Точно так он именуется и в некоторых обнаруженных при раскопках надписях.
Слово "политарх" (в русском переводе "городской начальник"), которым называет Лука представителей городских властей в Фессалониках, не встречаться в классической литературе. Это словоупотребление также считали ошибкой Луки, покуда не были обнаружены многочисленные надписи (на сегодняшний день 19), где упоминается этот титул. Интересно, что в 5 из них речь идёт именно о Фессалониках.
В 1945 году близ Иерусалима было обнаружено два оссуария (хранилища для костей), с надписями, которые их открыватель Э.Л.Сукеник назвал "первыми упоминаниями о христианстве". Оссуарии были обнаружены в гробнице, использованной до 50 г. по Р.Х. Помимо этих греческих надписей, "иесоус иоу" и "иесоус алоф", на них было начертано четыре креста. По-видимому, первая надпись - это молитва Христу о помощи, а вторая - о воскресении человека, чьи кости покоились в оссуарии.
Неудивительно, что Э.М.Блэйклок, профессор классической филологии в Оклендском университете, приходит к выводу о том. что "Лука - совершенный историк, занимающий почётное место в ряду великих греческих писателей".
Гаввафа. Так по-еврейски назывался суд, где Пилат судил Христа (Иоан. 19:13). По-русски это слово означает "мощёное место", ("Каменный помост"). В течение веков не удавалось обнаружить документов, где упоминался бы этот суд.
Уильям Ф.Олбрайт в книге "Археология Палестины" показал, что речь идёт о суде в башне Антонии, где размещалось римское военное командование в Иерусалиме. Эта башня, погребенная во время перестройки города при Адриане, была обнаружена лишь сравнительно недавно.
Водоём в Вифезде - ещё одно место, упоминающееся лишь в Новом Завете - также было в конце концов обнаружено. "С достаточной уверенностью можно говорить, что этот водоём был расположен в северо- восточной части Старого Города (называвшейся Безета, или "Новая Лужайка") в первом веке по Р.Х. Остатки его были обнаружены близ церкви Св. Анны при раскопках в 1888 г."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Попытавшись доказать, что Евангелие неисторично и ненадёжно, я пришёл к выводу о его исторической достоверности. Если считать ненадёжной Библию, то следует отбросить и почти всю литературу древности.
Мне постоянно приходится сталкиваться с людьми, которые стремятся судить светскую литературу по одним маркам, а Библию - по другим. Этот подход в корне неправилен. И к светской литературе, и к религиозной исследователь должен подходить с одинаковыми методами проверки.
Сделавший это, я думаю, может взять в руки Библию и сказать:
"Святое Писание - это достоверная и исторически надёжная книга".
Эту главу уместно будет завершить словами Вальтера Скотта. который выразил своё благоговение перед Писанием в следующих строках:

О сей величественный том!
В нём тайна тайн, и чудо в нём.
Блажен, кого сподобил Бог
Вкусить величье этих строк,
Свою познать с бессмертьем связь,
Страшась, надеясь и молясь -
И горе смертным тем, кто здесь
Впадал в сомненье или спесь.

ГЛАВА 9. Ветхозаветные пророчества о Мессии, исполнившиеся в Иисусе из Назарета

На протяжении всего Нового Завета апостолы говорят о двух сторонах жизни Иисуса из Назарета, чтобы доказать, что Он был Мессией: о Его воскресении и об исполнившихся в Нём ветхозаветных пророчествах. В Ветхом Завете, писавшемся на протяжении более тысячи лет, содержится несколько сот упоминаний о грядущем Мессии. Все они исполнились в Иисусе Христе, образовав, таким образом, нерушимое доказательство Его мессианского служения.

Введение

ЦЕЛЬ МЕССИАНСКИХ ПРОРОЧЕСТВ

Бог - это единственный истинный Господь, всеведущий и неизменно держащий Своё Слово
"Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?" (Чис. 23:19).
Всё, на свете подчиняется Божьей воле
"Вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я - Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времён то, что ещё не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и всё, что Мне угодно, Я сделаю" (Ис. 46:9-10).
Приход Мессии предсказан заранее
"Прежнее Я задолго объявлял; из Моих уст выходило оно, и Я возвещал это, и внезапно делал, и всё сбывалось... Поэтому и объявлял тебе задолго, прежде нежели это приходило, и предъявлял тебе, чтоб ты не сказал: "идол мой сделал это, и истукан мой изваянный мой повелел этому быть" (Ис. 48:3, 5).
"Которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своём, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, чрез воскресение из мёртвых, о Иисусе Христе, Господе нашем" (Рим. 1:2-4)."

ССЫЛКИ НА ПРОРОЧЕСТВА О МЕССИИ

Иисус
"Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков; не нарушить пришёл Я, но исполнить" (Матф. 5:17).
"И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нём во всём Писании" (Лук. 24:27).
"И сказал им: вот то, о чём Я вам говорил, ещё быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному обо Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах" (Лук. 24:44).
"Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют обо Мне. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь... ибо, если вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал обо Мне. Если же его писаниям не поверите, - как поверите Моим словам?" (Иоан. 5:39-40, 46-47).
"И сбывается над ними пророчество Исаии, которое гласит: "слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите" (Матф. 13:14 о притчах).
"Ибо он тот, о котором написано: "се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою" (Матф. 11:10 об Иоанне Крестителе).
"Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: "камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла: это - от Господа, и есть дивно в очах наших"? (Матф. 21:42).
"Сие же всё было, да сбудутся писания пророков" (Матф. 26:56).
"Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силой многою и славой" (Мар. 13:26; ср. Дан. 7:13-14).
"И закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами" (Лук. 4:20-21).
"Ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: "и к элодеям причтен". Ибо то, что обо Мне. приходит к концу" (Лук. 22:37).
"Но да сбудется слово, написанное в законе их: "возненавидели Меня напрасно"" (Иоан. 15:25).
Авторы Нового Завета говорят о пророчествах, исполнившихся в Иисусе
"Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и сделал" (Деян. 3:18).
"О Нём все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его" (Деян. 10:43).
"Когда же исполнилось всё написанное о Нём, то, снявши с древа, положили Его во гроб" (Деян. 13:29).
"Павел, по своему обыкновению, вошёл к ним и три субботы говорило ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мёртвых, и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам" (Деян. 17:2-3).
"Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребён был и что воскрес в третий день, по Писанию" (Деян. 15:3-4).
"Которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях" (Рим. 1:2).
"И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный. священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: "вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится" (I Пет. 2:5-6).
"И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано чрез пророка: "И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных: ибо из тебя произойдёт Вождь, Который упасёт народ Мой Израиля" (Матф. 2:4-6).
Жизнь и подвиги Христа соответствуют праздникам из книги Левит
Праздник (Левит 23) Исполнение в Христе
Пасха (апрель) Смерть Христа (1 Кор. 5:7)
Опресноки (апрель) Хождение по водам (1 Кор. 5:8)
Первый сноп (апрель) Воскресение (1 Кор. 15:23)
Пятидесятница (июнь) Излияние Духа Святого (Деян. 1:5; 2:4)
Праздник труб (сентябрь) Сбор народа Израиля (Матф. 24:31)
Праздник очищения (сентябрь) Очищение через Христа (Рим. 11:26)
Праздник кущей (сентябрь) Отдых и воссоединение с Христом (Зах. 14:16-18)

ЗНАЧЕНИЕ ПРОРОЧЕСКИХ ПРЕДСКАЗАНИЙ

1. Доказательство существования Божественного разума за текстом Ветхого и Нового Заветов
2. Установление факта Божественной воли
3. Доказательство Божественности Христа
4. Доказательство Богодухновенности Библии

В Ветхом Завете содержится более трёхсот предсказаний о Мессии, исполнившихся в Иисусе Христе

ВОЗРАЖЕНИЕ - Пророчества эти были написаны при жизни Иисуса или после Его воскресения и, следовательно, исполняются задним числом. ОТВЕТ - Если вас не устраивает 450 г. до Р.Х. как дата завершения написания Ветхого Завета, подумайте над следующими данными: Септуагинта, греческий перевод древнееврейских Писаний, была начата при царе Птолемее Филадельфе (285-246 г. до Р.Х.). Очевидно, что если в 250 г. до Р.Х. была начата работа над греческим переводом, то древнееврейский текст был написан раньше этого времени. Иными словами, между пророчествами Ветхого Завета и исполнением в Христе лежит по крайней мере 250 лет.

Исполнение пророчества - доказательство мессианского назначения Христа

ПРОРОЧЕСТВА О ЕГО РОЖДЕНИИ

1. РОЖДЕНИЕ ОТ СЕМЕНИ ЖЕНЩИНЫ
Пророчество: "И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт. 3:15).
Исполнение: "Но когда пришла полнота времени. Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону" (Гал. 4:4; см. также Матф. 1:20).
Древнееврейский источник "Таргум Онкелос", содержит следующий перифраз этого пророчества: "И положу вражду между тобой и между женщиной, между твоим сыном и её сыном. Он не забудет того, что причинил ты ему в самом начале, и ты будешь подчиняться ему до самого конца".
Другой древнееврейский документ, "Таргум Псевдо-Ионафана", даёт расширенное толкование этой вражды между "змеем" и "потомством женщины": "И будут потомки женщины, соблюдая заповеди Закона, метить в тебя и сокрушать твою голову; если же отступят они от Закона, то ты будешь преследовать их и поражать в пяту. Но у них будет искупление, которого не дам тебе; настанет время царя-Мессии, когда их пята станет для тебя неуязвимой".
Современный исследователь следующим образом комментирует пророчество из книги Бытия: "В Книге Бытия 3:15 мы впервые читаем пророчество о Спасителе мира, где Он называется "семенем женщины". В этом предсказании Бог говорит о многовековой вражде между "семенем женщины" и "семенем змея" и о победе, которую в конце концов одержит "семя женщины". В простейшей форме речь здесь идёт о схватке Мессии Израиля, Спасителя мира, с сатаной, врагом человеческой души, причём предсказывается окончательная победа Мессии. Некоторые комментаторы считают, что отзвук этого обещания, а также его понимание Евой, обнаруживаются в Быт. 4:1, когда при рождении своего первого сына Каина Ева говорит: "Приобрела я человека от Господа". Верно поняв это простейшее предсказание, она, однако, решила, что оно исполнилось в Каине. Очевидно, что, по ожиданиям Евы, обещанное ей дитя должно было быть Самим Иеговой. Некоторые еврейские богословы считают, что в этих словах упущено слово "ангел", и что в действительности Ева считала своего сына "ангелом Иеговы". Такое предположение совершенно лишено оснований".
Один из современных переводов Библии на английский язык, так называемая Новая Американская Стандартная Библия, предлагает такой вариант слов Евы: "...и сказала: "Приобрела я младенца с помощью Господа".
2. РОЖДЕНИЕ ОТ ДЕВСТВЕННИЦЫ
Пророчество: "Итак Сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил" (Ис. 7:14).
Исполнение: "...и оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святого. И Иосиф... принял жену свою, и не знал Её, как на конец Она родила Сына Своего первенца, и он нарёк Ему имя: Иисус" (Матф. 1:18, 24, 25; см. также Лук. 1:26-35).
Слову "дева" в древнееврейском языке соответствуют два слова:
1. "Бетула" - незамужняя девственница (ср. русское "дева"). (Быт 24:16 - девица, дева; Левит 21:13, Второэак. 22:14, 23, 28; Суд. 11:37; 3 Цар. 1:2). Унгер считает, что "молодая жена", упоминающаяся у Иоиля 1:8, также обозначает "деву", поскольку речь там идёт о обрученной девушке, ещё не вышедшей замуж.
2. "Алма" (скрытая) - молодая женщина брачного возраста. Это слово используется в Ис. 7:14. "Святой Дух, выражая Себя через Исаию, не применил слова "бетула", поскольку здесь следовало в одном слове сочетать идею как девственности, так и брачного возраста, чтобы отразить непосредственную историческую ситуацию и пророческую сторону рождения Мессии от девы".
По-гречески девственница, незамужняя женщина, молодая замужняя женщина обозначается словом "партенос" (Матф. 1:23; 25:1,7,11; Лук. 1:27; Деян. 21:9; 1 Кор. 7:25,28,33; 2 Кор. 11:2). Именно это слово употребили переводчики Библии на греческий язык при создании Септуагинты. Для них слова Исаии 7:14 означали, что Мессия родится от девственницы.
3. СЫН БОЖИЙ
Пророчество: "Возвещу определение: Господь сказал мне: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя" (Пс. 2:7; см. также 1 Пар. 17-11- 14; 2 Цар. 7:12-16).
Исполнение: "И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение" (Деян 13:30-33; Иоан. 1:34, 49).
Марк 3:11 - духи нечистые признают Иисуса Сыном Божьим. Матф. 26:63 - даже первосвященник понимал, что Иисус - Сын Божий.
Даже недавние противники того, что Псалом 2 имеет отношение к Христу, - пишет Е.В.Хенстенберг, - единодушно признают тот несомненный факт, что древние евреи видели в этом Псалме предсказание о грядущем Мессии".
"При своём воплощении Первородный был введен в мир (Евр. 1:6). Однако лишь при Его воскресении проявлялась и удостоверилась Его Божественная сущность как Единородного Сына Своего Отца, "рождённого от семени Давидова во плоти". После этого Он "открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, чрез воскресение из мёртвых" (Рим. 1:4).
4. СЕМЯ АВРААМОВО
Пророчество: "И благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего" (Быт. 22:18; Быт. 12:2, 3).
Исполнение: "Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова" (Матф. 1:1). "Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано "и потомкам", как бы о многих, но как об одном: "И семени твоему", которое есть Христос" (Гал. 3:16).
Важность пророчества в книге Бытия 22:18 становится ясной, если иметь в виду, что это - единственный раз, когда Бог приносит клятву патриарху. Говоря о семени Авраама, подчёркивает М.Хенри, Бог несомненно имеет в виду одного из потомков Авраама, как пишет и апостол Павел в Послании к Галатам 3:16. Через этого Потомка обретут спасение все народы земли (Ср. также Ис. 65:16). Вышеприведенное пророчество указывает, что Мессия выйдет из еврейского народа.
5. СЫН ИСААКА
Пророчество: "Но Бог сказал Аврааму... в Исааке наречётся тебе семя"(Быт. 21:12).
Исполнение: "Иисус... сын Исаака..." (Лук. 3:23, 34; Матф. 1:2).
У Авраама было два сына, Исаак и Измаил. Здесь Бог оставляет в стороне одну из двух линий в потомстве Авраама.
6. СЫН ИАКОВА
Пророчество: "Вижу Его, но ныне ещё нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстаёт жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых" (Чис. 24:17; Быт. 35:10-12).
Исполнение: "Иисус... сын Иакова..."(Лук. 3:23, 34; Матф. 1:2; Лук. 1:33).
В древнееврейских пересказах Библии, таргумах, мы находим следующий вариант стихов 35:11, 12 из книги Бытия: "И Господь сказал ему: Я Повелитель: расселяйся и размножайся; святой народ, и множество пророков и священников произойдёт от твоих сыновей, зачатых тобой, и два царя произойдут от тебя. И землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, отдам я тебе, и твоим сыновьям после тебя дам я землю" (Таргум Ионафана).
Обнаружен и такой перифраз Чис. 24:17: "Я вижу его, но не сейчас, узрел его, но не близко. Будет время, и восстанет царь из Иакова, и Мессия из народа Израиля..." (Таргум Онкелос).
По этим источникам мы видим, что евреи придавали данным отрывкам мессианское значение. Можно было бы процитировать в доказательство и документ, известный под названием "Мидраш Бамидбар Рабба". Пол Хайниш пишет, что "во времена Адриана (132 г. по Р.Х.) евреи восстали против римского ига. Своего предводителя они называли Бар-Кохба, "Сын звезды", так как верили, что в нём исполняется пророчество Валаама о звезде Иакова, и что через это восстание римляне будут окончательно разбиты Богом".
В своей "Христологии Ветхого Завета" Хенгстенберг указывает, что "под этим Правителем евреи с древнейших времён имели в виду Мессию, либо исключительно, либо главным образом, так что Давид играл вспомогательную роль. Говорили либо о его исключительном отношении к Мессии, либо о том, что речь идёт о Давиде, одна ко при этом и сам он, и его исторические победы рассматривались как нечто характеризующее Христа и его духовные победы, которые и имел в виду пророк".
У Исаака было два сына, Иаков и Исав. Здесь Господь устраняет из родословной Мессии линию Исава.
7. ПЛЕМЯ ИУДИНО
Пророчество: "Не отойдёт скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, и ему покорность народов" (Быт. 49:10; Мих. 5:2).
Исполнение: "Иисус... Сын Иудин..." (Лук. 3:26, 30, 33; Матф. 1:2; Евр.7:14).
В "Таргуме Ионафана" обнаруживаем следующий вариант Быт. 49:10: "Не прекратятся цари из племени Иегуды, ни законники, проповедующие закон от ног его, до тех пор, покуда не явится самый юный из его сынов, Царь-Мессия, и не воссоединятся через Него все народы. Сколь прекрасен Царь и Мессия, Который поднимется из дома Иегуды".
"Сколь благороден Царь-Мессия, Который подымется из дома Иудина!" - так пишет Таргум Псевдо-Ионафана.
У Иакова было 12 сыновей, от которых пошли 12 колен Израиля. Здесь Господь определяет одно из колен, которое должно дать Мессию. Ни одно из колен не было названо по имени Иосифа, однако свои колена пошли от его сыновей Ефрема и Манассии.
8. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОТ ИЕССЕЯ
Пророчество: "И произойдёт отрасль от корня Иессеева, и ветвь произойдёт от корня его" (Ис. 11:1; Ис. 11:10).
Исполнение: "Иисус... сын Иессеев..." (Лук. 3:32; Матф. 1:6).
В древнееврейском "Таргуме Исаии" написано: "И придет Царь из сынов Иессеевых, и возрастёт Помазанник (Мессия) из числа сынов его сына. И снизойдёт на него дух от престола Господня, дух мудрости и проницательности, дух примирения и мощи, дух знания и богобоязненности".
Как комментирует Делицш "из пня Иессеева, т.е. из остатка избранной царской семьи, которая опустилась до незначительности дома, из которого возникла, пойдёт веточка (хотер), обещающая занять место ствола и кроны, а внизу, в корнях, лежащих под землёй, пробьётся нетцер, т.е. свежий зелёный побег (от слова натцер, сиять, цвести). Обратите внимание, как в исполнении пророчества фигурируют даже его звуки: нетцер. вначале столь скромный и незначительный, был бедным и презираемым Назореем" (Матф. 2:23).
9. ДОМ ДАВИДОВ
Пророчество: "Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле" (Иер. 23:5; ср. 2 Цар. 7:12-16; Пс. 131:1).
Исполнение: "Иисус... сын Давидов..." (Лук. 3:23, 31; ср. Матф. 1:1,9:27, 15:22, 20:30-31, 21:9, 15, 22:41-46: Мар. 9:10, 10:47-48; Лук. 18:38-39; Деян. 13:22-23; Отк. 22:16).
В древнееврейской священной литературе (талмудах) Мессия неоднократно называется Сыном Давидовым. Согласно комментарию Драйвера, в 2 Цар. 7:116 "Нафан переходит к главной теме своего пророчества: обещанию, которое касается не самого Давида, но его потомства, и провозглашает, что не Давид построит дом для Яхве, а наоборот, Яхве построит дом (т.е. семью) Давиду".
Оставляя без внимания мистические умозрительные построения, касающиеся происхождения, деятельности и чудесных способностей Мессии, известный древнееврейский учёный Моисей Маймонид "настаивал, что его следует рассматривать, как смертное человеческое существо, которое будет отличаться от своих собратьев людей лишь тем, что будет более мудрым, великим и могучим, чем они. Он должен будет происходить из Дома Давидова, и, подобно Давиду, заниматься изучением Торы и соблюдением её заповедей".
"Вот наступают дни" - это обычное выражение, которое использовалось в связи с наступлением эры Мессии (Иер. 31:27-34).
У Иессея было по крайней мере восемь сыновей (1 Цар. 16:10,11). Господь устраняет из родословной Мессии семерых, оставляя одного - Давида.
10. РОЖДЕНИЕ В ВИФЛЕЕМЕ
Пророчество: "И ты, Вифлеем - Ефрафа, мал ли ты меж тысячами Иудиными? из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных" (Мих. 5:2).
Исполнение: "...Иисус родился в Вифлееме Иудейском..." (Матф. 2:1; Иоан. 7:42, Матф. 2:4-8; Лук. 2:4-7).
В Матф. 2:6 книжники с уверенностью сообщают Ироду, что Христос родится в Вифлееме. Евреи хорошо об этом знали (Иоан. 7:42). Естественно, что именно Вифлеем - что означает "дом хлеба" - должен был быть местом рождения Того, Кто являет собою Хлеб Жизни.
В этом пророчестве Господь точно определяет единственный из всех городов земли, где должен родиться Его воплощённый Сын.
11. ПРИНОШЕНИЕ ДАРОВ
Пророчество: "Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары" (Пс. 71:10; Ис. 60:6).
Исполнение: "...Пришли в Иерусалим волхвы с востока... и падши поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары..." (Матф. 2:1,11).
В историческом аспекте этот отрывок относится к Соломону. Его мессианское значение усиливается в стихах 12-15 Псалма 71.
Сава также относилась к Аравии. Согласно Маттью Хенри, волхвы из Матф. 2:1,11 были "жителями востока, известными своими чародействами ( Ис. 2:6). В Быт. 25:6 Аравия называется "землёй востока", а аравийцы назывались "жителями востока" (Суд. 6:3). Подарки, принесённые ими, производились на востоке".
12. ИСТРЕБЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ИРОДОМ
Пророчество: "Так говорит Господь: голос слышен в Раме; вопль и горькое рыдание: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет" (Иер. 31:15).
Исполнение: "Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов" (Матф. 2:16).
В 31:17,18 Иеремия говорит о рассеянии и истреблении Израиля. Какое это имеет отношение к избиению младенцев Иродом? Неужели Матфей ошибался, считая зверства Ирода исполнением пророчества (Матф. 2:17, 18) или же убийство невинных - чем-то родственным разрушению Израиля или Иудеи? Разумеется, нет. Как указывает Латч, "весь контекст главы 31, начиная с 20 стиха и вплоть до гл. 33:26 является мессианским. В этих четырёх главах говорится о приближении к спасению через Господа, о приходе Мессии, который восстановит Царство Давида на новом основании, каким станет отпущение грехов (31:31-34), Царство, где всякая усталая и скорбная душа найдёт полное утешение (31:12-14, 25). Утешатся, обещает Господь, даже матери, испытавшие во имя Христа страшное горе - зверское убийство своих младенцев-сыновей".


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!