Характер политико-правового режима в определенной степени зависит от:



а) формы правления;

б) типа государства;

в) формы государственного устройства;

г) сущности государства.

Совокупность методов и приемов, с помощью которых осуществляется государственная власть, а также уровень политической свободы в обществе и характер правового положения личности соответствует понятию:

а) система государственного управления;

б) политико-правовой режим;

в) политическая система.

Признаками авторитарного политико-правового режима являются:

а) признание и обеспечение юридического равноправия граждан;

б) сведение роли парламента до положения сугубо формального института власти;

в) сосредоточение огромных властных полномочий в руках главы государства и правительства.

 

Решите практические задачи

 

2.1. Определите форму правления указанных ниже государств. Впишите буквы в таблицу.

Парламентарная монархия    
Абсолютная монархия    
Дуалистическая монархия    
Президентская республика    
Парламентская республика    
Смешанная республика    
а) Великобритания б) Франция в) Иордания г) Норвегия д) США е) Швейцария ж) Бельгия з) ФРГ и) Бразилия к) Италия л) Марокко м) Дания н) Австрия о) Япония п) Испания р) Катар с) Оман т) Саудовская Аравия у) Германия (1871-1918) ф) Швеция х) Мексика ц) Индия ч) Россия ш) Финляндия щ) Уругвай э) Нидерланды ю) Венесуэла я) Китай

2.2. В чем выражаются достоинства и недостатки президентской и парламентской республики?

Президентская республика.

достоинства недостатки
     

Парламентская республика

достоинства недостатки
   

 

2.3. Чем унитарная форма государственного устройства отличается от федеративной?

 

2.4. В чем заключается своеобразие конфедерации?

 

 

2.5. Определите форму государственного устройства указанных ниже государств. Впишите буквы в таблицу

 

Федерация  
Унитарное государство  
Конфедерация  

 

а) Великобритания б) Франция в) Мексика г) ФРГ д) США е) Австро-Венгрия (1867-1918) ж) Германский союз (1815-1867) з) Япония и) Россия к) Италия л) Венгрия м) Швейцарский союз (1815-1848) н) Бразилия о) Польша п) США (1781-1787)

 

 

 

Тема 7.

Правовое государство и гражданское общество

Решите практические задачи

1.1. Соответствует ли, по вашему мнению, современное Российское государство понятию правового? Для ответа на данный вопрос, проанализируйте принципы правового государства. Ответ обоснуйте.

1.2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы

Джон Локк[5]

<…> Следовательно, когда какое-либо число людей так объединено в одно общество, что каждый из них отказывается от своей исполнительной власти, присущей ему по закону природы, и передает ее обществу, то тогда и только тогда существует политическое, или гражданское общество. <…>

Отсюда очевидно, что абсолютная монархия, которую некоторые считают единственной формой правления в мире, на самом деле несовместима с гражданским обществом и, следовательно, вообще не может быть формой гражданского правления. Ведь цель гражданского общества состоит в том, чтобы избежать и возмещать те неудобства естественного состояния, которые неизбежно возникают из-за того, что каждый человек является судьей в собственном деле. Это достигается путем установления известного органа власти, куда каждый член этого общества может обратиться, понеся какой-либо ущерб или в случае любого возникшего спора, и этому органу должен повиноваться каждый член этого общества. <…>

Поскольку люди являются, как уже говорилось, по природе свободными, равными и независимыми, то никто не может быть выведен из этого состояния и подчинен политической власти другого без своего согласия. Единственный путь, посредством которого кто-либо отказывается от своей естественной свободы и надевает на себя узы гражданского общества, - это соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, благополучно и мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо, не являющийся членом общества. <…> Когда какое-либо число людей таким образом согласились создать сообщество или государство, то они тем самым уже объединены и составляют единый политический организм, в котором большинство имеет право действовать и решать за других остальных.

<…> Народ нашел, что его собственность не находится в безопасности <…> до тех пор, пока законодательная власть не была отдана в руки коллективного органа, который можно назвать сенатом, парламентом или как угодно.

Благодаря этому каждое отдельное лицо стало наравне с другими, самыми ничтожными людьми подданными тех законов, которое оно само как член законодательного органа установило: точно так же никто не мог по своей собственной власти избегнуть силы закона после того, как этот закон был создан. Не мог никто также под предлогом превосходства просить об исключении для собственных нарушений или для нарушений, связанных с кем-либо для его близких. Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключения из законов этого общества.

Если человек в естественном состоянии так свободен, как об этом говорилось, если он абсолютный господин своей собственной личности и владений, равный самым великим людям и никому не подчиненный, то почему расстается он со своей свободой, почему отказывается он от этой империи и подчиняет себя власти и руководству какой-то другой силы?

Потому-то великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их собственности. А для этого в естественном состоянии не хватает многого.

Во-первых, не хватает установленного, определенного, известного закона, который был бы признан и допущен по общему согласию в качестве нормы справедливости и несправедливости и служил бы общим мерилом, при помощи которого разрешались бы между ними все споры. <…>

Во-вторых, в естественном состоянии не хватает знающего и беспристрастного судьи, который обладал бы властью разрешать все затруднения в соответствии с установленным законом. <…>

В-третьих, в естественном состоянии часто не достает силы, которая могла бы подкрепить и поддержать справедливый приговор и привести его в исполнение. <…>

Таким образом, люди, несмотря на все преимущества естественного состояния, <…> быстро вовлекаются в общество. <…>

Основной целью вступления людей в общество является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средством для этого служат законы, установленные в этом обществе; первым и основным положительным законом всех государств является установление законодательной власти. Точно так же первым и основным естественным законом, которому должна подчиняться сама законодательная власть, является сохранение общества и в той мере, в какой это будет совпадать с общественным благом каждого члена общества.

Та власть, которую каждый отдельный человек передал обществу, когда он вступил в него, никогда не может снова вернуться к отдельным людям, до тех пор пока общество продолжает существовать. <…>

Следовательно, когда общество вручило законодательную власть какому-либо собранию людей для того. Чтобы эта власть находилась у них и их преемников, и это собрание имеет право и полномочие назначать таких преемников, то законодательная власть не может вернуться к народу до тех пор, пока существует данный государственный строй.

Локк Дж. Два трактата о правлении. - Цит. по: Политика. Право. Граждановедение. Школьный практикум. 9-11 кл. – М., 1999. С. 157-160.

 

Вопросы.

1. Что, по мнению Дж. Локка, должно составлять основу гражданского общества? Как он обосновывал свою мысль?

2. Каким Дж. Локк видел отношение человека к закону и закона к людям?

3. Что, по мнению философа, является единственной целью объединения людей в государство? Вам хотелось бы поддержать эту идею или опровергнуть ее? Аргументируйте свой ответ.

4. Перечислите те властные структуры, которые, как полагал Дж. Локк, должны существовать в гражданском обществе. Вы согласны с автором, или он, по-вашему, заблуждается?

5. Как вы считаете, в чем Дж. Локк предвосхитил нынешнее время, а в чем его взгляды безнадежно устарели?

 

1.3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы

Георг Вильгельм Фридрих Гегель[6]

<…> Одним принципом гражданского общества является конкретная личность, которая служит для себя целью как особенная, как целокупность потребностей и смесь природной необходимости и произвола, но особенное лицо, как существенно находящееся в соотношении с другой такой особенностью, так что оно заявляет свои притязания и удовлетворяет себя лишь как опосредованное другим особым лицом и вместе с тем всецело опосредованное формой всеобщности – другим принципом гражданского общества.

Прибавление. Гражданское общество есть разъединение, которое появляется посередине между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства, так как в качестве разъединения оно предполагает наличность государства, которое оно должно иметь перед собой как нечто самостоятельное, чтобы существовать. Гражданское общество создалось, впрочем, лишь в современном мире, который один только воздает свое каждому определению идеи. Когда государство представляют как единство различных лиц, как единство, которое есть лишь общность, то этим разумеют лишь определение гражданского общества. <…> В гражданском обществе каждый для себя – цель, все другие суть для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть объема своих целей; эти другие суть потому средства для целей особенного. Но особенная цель посредством соотношения с другими дает себе форму всеобщности и удовлетворяет себя, удовлетворяя вместе с тем благо других.

С одной стороны, особенность как распространяющееся во все стороны удовлетворение своих потребностей, случайного произвола и субъективного каприза разрушает в своих наслаждениях самое себя и свое субстанциональное понятие; с другой же стороны, удовлетворение необходимых и случайных потребностей как подвергающееся бесконечному возбуждению, находящееся во всесторонней зависимости от внешней случайности и внешнего произвола, а также ограниченное властью всеобщности, случайно. Гражданское общество представляет нам в этих противоположностях и их переплетении картину столь же необычной роскоши, излишества, сколь и картину нищеты и общего обоим физического и нравственного наслаждения.

Гегель Г. Общество и государство. - Цит. по: Политика. Право. Граждановедение. Школьный практикум. 9-11 кл. – М., 1999. С. 9-10.

 

Вопросы.

1. Что понимал Г. Гегель под гражданским обществом?

2. Что выделил философ в качестве главной ценности гражданского общества?

3. Согласны ли вы с его утверждением, что в гражданском обществе конкретная личность всегда связана с другой особенной личностью? Обоснуйте свою точку зрения.

4. Какой из современных терминов, на ваш взгляд, ближе всего по смыслу к гегелевскому понятию «конкретная личность, которая служит для себя целью как особенная»: индивидуализм, эгоизм, самобытность, самосознание?

 

 

Тема 8.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 2617; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!