Правовая аксиома - это положение, которое принимается в юридической науке и законодательстве без доказательств, в силу его убедительности и истинности.



Например, "закон обратной силы не имеет", "нет преступления и нет проступка, как нет наказания и нет проступка, если нет закона"; "нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав".

Нарушение правовых аксиом, их игнорирование приводит к произволу и юридическому хаосу.

Юридическая конструкция - это специфическое построение нормативно-правового материала по тому или иному типу связи между его элементами.

Юридические конструкции представляют собой плод многолетней, а нередко и многовековой мыслительной деятельности и вызваны к жизни объективными потребностями урегулирования человеческих отношений.

Например, в случае совершения преступления лицо, осуществляющее предварительное расследование, исходит из конструкции состава преступления: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона. Это конструкция четко определяет программу и порядок действий следователя и судьи.

Правовые символы - это закрепленные законодательством условные образы, используемые для выражения определенного юридического содержания. Например, герб, флаг.

Правовая презумпция (от лат. praesumptio - предположение) - это предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом.

Существенным признаком презумпции является их предположительный характер. Презумпции - это обобщения не достоверные, а вероятные. Однако степень их вероятности очень велика и основывается она на связи между предметами и явлениями объективного мира и повторяемости повседневных жизненных признаков.

В целом презумпции выступают в качестве способа, облегчающего достижение истины. В свою очередь правовые презумпции, являющиеся разновидностью общих презумпций, отражают обычный порядок связей между предметами и явлениями только в сфере права, либо только в связи с правом.

Многочисленные правовые презумпции делятся на виды. По факту правового закрепления презумпции бывают фактическими и законными. Фактические презумпции в законе не выражены и поэтому не имеют юридического значения. Законные презумпции - это предложения, прямо или косвенно закрепленные в законодательстве. По сфере действия различаются общеправовые и отраслевые презумпции. Отраслевая презумпция действует только в пределах одной отрасли права.

Общеправовые презумпции действуют во всех без исключения отраслях отечественного права. Они превратились в своего рода общеправовые принципы. В современных правовых системах это: презумпция добропорядочности граждан, находящая выражение в уголовном процессе в презумпции невиновности обвиняемого, презумпция знания закона, презумпция истинности нормативно-правового акта.

Правовая фикция (от лат. fictio - вымысел) - это несуществующее положение, признанное законодательством существующим и ставшее в силу этого общеобязательным. Например, фиктивным является положение уголовного законодательства, в силу которого судимость лица признается несуществующей, если она снята либо погашена в установленном законом порядке и др.

Завершая описание правовой системы, следует указать, что она не является застывшим, раз и навсегда сформировавшимся образованием. Находясь в постоянном развитии, та или иная правовая система может изменяться. Меняется как перечень ее компонентов, так и наши представления о ней.

В каждой стране действует своя правовая система, что позволяет говорить о самобытности систем. Однако наряду со спецификой в каждой правовой системе есть и элементы сходства, позволяющие объединять отдельные семьи в группы. Эти группы были названы выдающимся французским юристом Р. Давидом "правовыми семьями".

Под правовой семьей понимается совокупность правовых систем, объединенных общностью пути исторического формирования, общностью источников, форм закрепления и выражения норм права, структурным единством, единством понятийно-категориального аппарата.

С учетом сказанного выделяют следующие правовые семьи:

1) романо-германскую правовую семью;

2) семью англосаксонского общего права;

3) религиозно-правовые семьи;

4) семью социалистического права;

5) семью обычного права.

К романо-германской семье относятся правовые системы, возникшие первоначально в континентальной Европе на основе древнеримского права, а также канонических и местных правовых обычаев. Они как бы продолжают римское право, являются результатом его эволюции и приспособления к новым условиям. Господствующая роль в таких системах принадлежит закону и в первую очередь кодексу.

Романо-германская правовая система, существовавшая первоначально в странах континентальной Европы, затем распространилась на всю Латинскую Америку, значительную часть Африки, некоторые страны Азии. Этот процесс объяснялся колонизаторской деятельностью многих европейских стран, а также высоким уровнем кодификации в этих странах в XIX в., которую можно было использовать как образец для создания собственного права.

Семья англосаксонского общего права своими корнями уходит в правовую систему Англии. Эта система развивалась автономно и связь с европейским континентом не оказала на нее существенного влияния. Английские юристы любят подчеркивать историческую самобытность и преемственность своего права.

Наряду с английской правовой системой в данную семью входят системы США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и еще тридцати двух стран Британского Содружества Наций.

Историческими корнями английское право уходит в далекое прошлое. После нормандского завоевания Англии (1066 г.) основная нагрузка в осуществлении правосудия была возложена на королевские суды, находившиеся в Лондоне. В их деятельности постепенно сложилась сумма решений, которыми и руководствовались в последующем все суды (общее право). Однажды сформулированное судебное решение в последующем становилось обязательным для всех судей - появился судебный прецедент.

С течением времени возникла необходимость выйти за жесткие рамки закрытой системы уже сложившихся прецедентов. Эту роль взял на себя королевский канцлер, решая спорные дела, с которыми обращались к королю, он создал так называемое право справедливости. Оно также стало составной частью прецедентного права, но прецеденты здесь создавались иным путем и касались других отношений, чем общее право.

Реформа 1873 - 1875 годов слила общее право и право справедливости в единую систему прецедентного права.

Сегодня английское право традиционно продолжает оставаться в основном судебном, разрабатываемом судьями в процессе рассмотрения конкретных дел. Такой подход делает нормы общего права более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романо-германских систем, но одновременно придает праву большую казуистичность и меньшую определенность.

В английском праве отсутствует деление на публичное и частное. В нем значительно в меньшей степени восприняты категории и понятия римского права. Нет в Англии и кодексов европейского типа.

В результате государственного переворота, совершенного в ноябре 1917 года большевиками, в России возникла коммунистическая правовая система. После второй мировой войны она распространилась в Восточной Европе, ряде стран Азии и на Кубе. Душой данной группы систем стала коммунистическая идеология. Так сложилась семья социалистического права. По внешним признакам социалистическая правовая семья имеет определенное сходство с романо-германской системой. Она достаточно широко использует известную юридическую терминологию, юридические конструкции, правила законодательной техники, в какой-то степени и деление права на отрасли. Как и другие системы континентального права, она основывалась на верховенстве закона, кодификации основных сфер правового регулирования.

Однако социалистические правовые системы строились на сломе правовых институтов, основывающихся на защите и охране частной собственности, многопартийности и разделении властей. Их нормы устанавливали господство государственной собственности, законодательно признавали руководящую роль коммунистической партии во всех сферах жизни. Законы лицемерно провозглашали полновластие народа, свободу деятельности общественных объединений, широкие права и свободы граждан, однако на практике отсутствовали действенные механизмы, материальные и юридические гарантии их реального осуществления.

В настоящее время семью социалистического права составляют правовые системы Китая, Вьетнама, Северной Кореи и Кубы.

Среди традиционных религиозных семей особо следует выделить мусульманскую правовую семью. Правовые системы этой семьи берут свое начало в Коране и считаются плодом божественных установлений, а не продуктом человеческого разума и социальных условий.

Вторым по значимости источником исламского права после Корана является Сунна - собрание преданий о пророке Мухаммеде, о его бытии и поведении, своего рода итог толкований Корана и в первые десятилетия после смерти пророка.

Третьим источником мусульманского права служит так называемая Иджма - согласованное заключение древних правоведов, получившее значение юридической истины, извлеченной из Корана или Сунны.

Считается также источником мусульманского права аналогия (кияс) правила применения к новым сходным случаям предписаний, установленных Кораном, Сунной или Иджмой, причем Иджма имеет куда более важное значение по сравнению с другими источниками.

Два последних источника являлись результатом деятельности многочисленных суннитских и шиитских школ, оказавших огромное влияние на эволюцию мусульманского права.

Вся система норм мусульманского права, основанная на Коране, обычно называется шариатом.

Мусульманское право представляет собой яркий пример "права юристов". Оно было создано учеными-богословами. Юридическая наука, а не государство играет роль законодателя, мнение специалиста имеет нормативно-обязательное значение. При рассмотрении дела судья никогда не обращается к Корану или Сунне. Вместо этого он ссылается на правоведа, авторитет которого общепризнан. Исламское право, как совокупность обязательных предписаний, сформировалось за первые два века существования ислама, в VII - IX веках. После того как все правовые школы приняли классическое учение о "корнях" мусульманского права, созидательская деятельность юристов пошла на убыль и мусульманская правовая мысль постепенно стала сугубо догматической и архаичной. Идея развития и совершенствования права в зависимости от динамики общественного развития чужда системе исламского права, и в этом состоит основная причина его реакционной роли в современных условиях.

Основные страны, в которых действуют исламские правовые системы: Пакистан, Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт, Оман, Объединенные Арабские Эмираты.

Страны Экваториальной Африки и Мадагаскар являются зоной последней рассматриваемой в учебнике правовой семьи - семьи обычного права.

Термин "обычное право" означает форму регламентации общественных отношений, основанную на государственном признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных норм (обычаев). Если в странах романо-германского и англосаксонского права обычай выполняет лишь второстепенную роль, то в Африке и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов.

Одна из характерных черт обычного права заключается в том, что правовые и моральные нормы выступают в неразрывной связи, а при решении конфликтов стороны руководствуются в первую очередь идеей примирения. Задача суда заключается не столько в том, чтобы устранить причиненное зло, восстановить согласие в общине и обеспечить ее сплоченность.

Другая черта африканского обычного права сводится к тому, что оно регулирует отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов. Так, брачный договор представляет собой скорее соглашение двух семей, нежели союз двух индивидов; развод возможен лишь с согласия семей. Имущество по наследству тоже, как правило, переходит не к индивидам, а к семьям или группам. При возмещении ущерба выплату производит обычно одна семья или клан другой семье или клану. Правами на землю по обычаю наделен не индивид, а группа. Тяжбы также возникают главным образом между сообществами и группами. И, наконец, принцип коллективизма касается и ответственности за проступки: ответственность за деяния несет не отдельный индивид, а вся его семья.

Период колонизации Африки создал предпосылки для заимствования современного законодательства, судебной системы, но принципиально не изменил образ правового сознания большинства сельского населения, которое продолжает ориентироваться на прежнюю систему ценностей. В настоящее время лидеры независимых африканских государств осуществляют систематизацию действующих обычаев, включая их в отраслевые кодексы, иные нормативные акты, но при этом нередко игнорируют обычаи других проживающих в данных странах народностей, социальных групп.

Таким образом, современное состояние правовых систем экваториальной Африки соответствует переходному периоду, в ходе которого определяются пути их дальнейшего развития.

Наконец, рассмотрим вопрос о соотношении системы права и системы законодательства. Первая не полностью совпадает с системой законодательства, т.е. с системой нормативно-правовых актов. Если нормы права представляют собой строительный материал отраслей системы права, то нормативно-правовые акты строятся из статей.

Однако главное различие между системой права и системой законодательства заключается в следующем. Каждая отрасль права имеет единый предмет и метод регулирования, поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной, экономической, социальной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства не является столь однородным, как у отрасли права. Он может включать в себя весьма различные отношения. В силу этого отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

Но это только одна точка зрения - естественно-правовая, в соответствии с которой под правом можно понимать нравственные качества, некие рассудочные построения. В этом случае законодательство становится независимым, оторванным от права. А система права и система законодательства живут отдельной, не связанной между собой жизнью.

Но если стоять на позициях обоснованного нормативизма, полагая, что закон - всего лишь одна из форм права, то тогда законодательство - это форма права, его источник - источник права позитивного, положительного, объективного.

 

Тема 3.8. Правосознание и правовая культура

 

В реальной жизни правосознание выступает как правовые взгляды и чувства отдельных личностей (индивидов) и определенных социальных групп общества (классов, общественных групп, слоев населения).

Правосознание - это знания, представления и настроения людей, связанные с их отношением к праву, правовым явлениям, необходимости существования и осуществления общеобязательных государственных правил поведения.

Специфической чертой правосознания, отличающей его от других форм общественного сознания (политического, морального, религиозного), является то, что оно тесным образом связано с правом и государством. Государственная власть фиксируется как таковая при помощи права. В соответствии с правосознанием и правом закрепляются структура и полномочия государственных органов, формы и методы их деятельности. Связь правосознания с правом и государством состоит также в том, что с помощью государства правосознание трансформируется в общеобязательные нормы права, становится правом.

 

Функции правосознания

 

Правосознание играет очень важную роль в общественной жизни. Эта роль выражается в познавательной, моделирующей, оценочной и воспитательной функциях правосознания.

Познавательная функция правосознания заключается в том, что с его помощью познается право, его прошлое, настоящее и будущее.

Моделирующая функция правосознания связана с правотворческой деятельностью государства, учетом мнения населения и его отдельных групп о разрабатываемых правовых нормах.

Оценочная функция правосознания представляет собой оценку права, его отдельных элементов и практической деятельности государства и граждан по осуществлению норм права.

Воспитательная функция правосознания способствует формированию мировоззрения индивидов, социальных групп и всего общества, повышению правовой культуры и правопорядка.

Таким образом, правосознание, как и право, является важным средством регулирования общественных отношений, внесения определенного устойчивого порядка в жизнь общества. Право представляет собой формализованное, объективированное государством правосознание. Право и правосознание существуют в определенном единстве: без правосознания не может существовать и реализовываться право, а без права не может существовать правосознание.

Структуру правосознания образуют два элемента: правовая идеология и правовая психология:

 

Правовая идеология - это упорядоченные, внутренне согласованные идеи, взгляды и представления людей о праве и других правовых явлениях, об их роли в обществе. Правовая идеология содержит знания о реально существующей правовой действительности - нормах, формах и системе права, реализации права и правовых отношениях, других правовых категориях, а также об истории права, национальных правовых традициях и тенденциях развития права в будущем
Правовая психология - это стихийно складывающиеся чувства, настроения людей относительно права и других правовых явлений. Правовая психология содержит преимущественно эмоциональные оценки права и отдельных правовых явлений, деятельности государства, его органов по созданию и реализации права

 

В зависимости от глубины знаний и эмоционального отношения к праву выделяют три уровня правосознания: обыденное, профессиональное и научное.

 

Обыденное (житейское) правосознание Включает в себя простые, элементарные представления и чувства людей о праве. Оно формируется на основе общего образования, культуры, действующего права
Профессиональное правосознание Представляет собой систему устойчивых правовых взглядов, сформированных на основе специального (профессионального) изучения права и сложившихся соответствующих знаний и умений применять право для решения профессиональных задач
Научное правосознание Это более высокий (теоретический) уровень правосознания. Оно выступает как система внутренне упорядоченных правовых взглядов, выраженных в виде правовых идей, понятий и определений, раскрывающих сущность и социальное назначение права

 

В зависимости от специфики субъекта правосознание разграничивается на три основных вида: индивидуальное, групповое и общественное.

 

Индивидуальное правосознание - это правовые взгляды, убеждения и чувства отдельного человека - индивида. Оно складывается под влиянием непосредственных социальных условий, в которых живет человек, под воздействием окружающих его людей, средств массовой информации и практической деятельности государственных органов по созданию и осуществлению права
Групповое правосознание - это правовые представления и чувства различных групп, слоев общества. Оно складывается на основе индивидуального правосознания людей и характеризуется особенностями условий жизнедеятельности этих групп и слоев. Поэтому каждая социальная группа, слой имеют свои представления о действующем праве в целом и его отдельных элементах
Общественное правосознание - это целостная система существующих в обществе представлений, взглядов о праве и иных правовых явлениях и их эмоциональная оценка. Оно представляет собой результат сосуществования интересов отдельных лиц, социальных групп, слоев и общества в целом

 

Правосознание может быть как положительным (позитивным), так и отрицательным (негативным, или деформированным).

Положительное правосознание характеризуется тем, что его обладатели понимают и одобряют значение и роль права в практической жизни, поддержании общественного порядка.

Носители отрицательного правосознания также имеют определенный уровень знаний, представлений о праве, но не понимают либо понимают, но не одобряют его содержания и значения.

Негативное правосознание может выступать в форме правового инфантилизма или правового нигилизма.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 559; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!