Гуманистическая концепция личности А.Маслоу (потребности)



• Каждый из нас ответственен за то, кто мы и кем мы становимся

• Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы

• В каждом человеке есть потенциальные возможности для позитивного роста

• Это рост может быть обеспечен творческим самосовершенствованием личности

Творчество-это наиболее универсальная характеристика людей

• Чтобы встать на путь творческого совершенствования, необходимо удовлетворить ряд потребностей

• Все потребности человека врожденные и организованы в иерархическую систему – пирамида Маслоу.

 

Клиент-центрированная терапия Роджерса

 

Основополагающий принцип клиент-центрированиой терапии заключается в уважении к человеку и всемерном поощрении присущего ему стремления к личностному совершенствованию. Данный принцип основан на двух предпосылках.

Первая предпосылка состоит в том, что возможно существование множественных личностных реальностей. И никому не дано судить, что чья-то реальность менее верна или более искажена (менее адекватна), чем реальность другого человека.

Вторая предпосылка состоит в том, что если другие уважают личность индивида и проявляют к ней базовое доверие, то процесс его саморазвития пойдет в позитивном, жизнеутверждающем направлении.

К. Роджерс полагал, что реальность относительна и воспринимается каждым человеком со своей точки зрения.

Он утверждал, что личность, которую высоко ценят и которой доверяют, естественно выберет позитивные социальные ценности.

К. Роджерс считал, что принятие людей и доверие к ним способствуют их личностному росту, и они начинают уже больше заботиться о других, а не просто о собственной актуализации.

При этом для Роджерса принимать реальность другого человека или доверять чувствам не означает соглашаться или одобрять. Он имеет в виду безоценочное принятие того, что человек действительно переживает.

Главная установка клиент-центированной терапии - принимать и уважать переживания клиента. Это означает признание возможности существования различных путей восприятия реальности. Принятие не требует ни одобрения картины мира или действий клиента, ни согласия с ними.

 

К. Роджерс считал, что полноценно функционирующие личности ориентируются на движение.

Природа человека характеризуется способностью к изменениям, то есть полноценно функционирующая личность постоянно открыта для переоценки ценностей, целей и взглядов на жизнь. Ориентация на движение предполагает также сосредоточение внимания на действиях, нежели на их результатах.

Сосредотачиваясь только на том, насколько они преуспевают, люди могут увеличить свои шансы на неудачу.

По мнению Роджерса, люди должны сосредоточиться на том, что они сделали «неправильно» не для того, чтобы оценить себя, а лишь затем, чтобы попять, как улучшить то, что они делают.

Иметь фиксированную позитивную «Я»-концепцию не лучше, чем иметь фиксированную негативную «Я»-конценцию.

У полноценно функционирующих личностей совсем не бывает никаких жестких фиксированных убеждений относительно себя, и в этом смысле они могут вовсе не думать о своих «Я».

В соответствии с представлениями Роджерса, человек не должен принимать на веру суждения авторитетов только лишь потому, что они - авторитеты. Люди должны всегда ответственно подходить к тому, что слышат, и оценивать любую идею независимо от ее происхождения, чтобы понять, имеет ли она смысл для них.

Полноценно функционирующие индивиды автономны, способны к самоуправлению и конгруэнтны, то есть их поведение определяется выбранной системой ценностей, которая находится в согласии (конгруэнтна) с их ощущениями и опытом.

Цель клиент-центрированной терапии состоит в том, чтобы помочь клиентам суметь осознать чувства и прислушаться к своему опыту переживания. Для психолога, применяющего клиент-центрированный подход, «вхождение в контакт с чувствами» означает попытку уловить, какой смысл вкладывает клиент в переживание своего опыта. Роджерс полагал, что опыт чувств оказывает на людей большее влияние, чем интеллект. Самое главное, считает автор, - слушать свои переживания..

С точки зрения клиент-центрированного подхода психопатология проявляется, когда человек не проверяет свои личностные конструкты, не вслушивается в свои переживания и в результате оказывается неспособным к творческому росту и внутреннему изменению.

Когда индивиды функционируют оптимально и сталкиваются с проблемой, неудачей или личным препятствием, они способны прислушаться к своим переживаниям, ищут, что в данной ситуации является для них новым или иным по сравнению с их старыми конструктами и используют эту информацию для творческого обучения и развития.

Действуя дисфункционально, человек не способен прислушиваться к своему опыту и, следовательно, не в состоянии определить, что изменилось или ново для него в сложившейся ситуации, то есть не может творчески подойти к поиску новых путей разрешения жизненных проблем.

Процесс психотерапии по Роджерсу - это восстановление способности индивида использовать все свои возможности, чтобы творчески разумно справляться с жизненными проблемами. Это осуществляется, прежде всего, через процесс самопринятия. Если клиенты смогут выработать безоценочное принятие себя, то они смогут научиться настраиваться на восприятие смысла своих переживаний. Для Роджерса жизнь есть непрерывный процесс роста, в котором мир периодически бросает вызов людям, чтобы они развивали и совершенствовали свои навыки, оказываясь в новых ситуациях.

Цель процесса клиент-центрированной терапии Роджерса состоит в том, чтобы высвободить и укрепить творческий потенциал клиента. Психологи, работающие в области клиент-центрироваиной терапии, полагают, что люди, преодолевающие жизненные трудности, при надлежащих терапевтических условиях могут выработать новый, более цельный, творческий синтетический подход, который поможет им найти новые пути решения проблемы. Поэтому представители клиент-центрированного направления не претендуют на знание того, какие решения для их клиентов являются правильными. Скорее, они верят в создание оптимальных условий, при которых начинают работать творческие способности самих клиентов.

Процесс психотерапии включает в себя два элемента. Сначала клиенты учатся слушать и принимать свои переживания. Делая это, они становятся более гибкими и самоуправляемыми и начинают проверять опытом свои конструкты. Далее принятие всего внутреннего опыта мобилизует собственные способности клиента к саморазвитию и самовосстановлению, что позволяет ему найти новые творческие решения жизненных проблем и выработать более широкие и организованные способы справляться с жизненными ситуациями.

Так, в соответствии с представлениями Роджерса, приобретение нового опыта, сопровождающееся конструктивным изменением и повышением эффективности в функционировании личности происходит, если:

• клиент испытывает психические страдания и неудовлетворенность;

• клиент вступает в контакт с терапевтом;

• терапевт сохраняет конгруэнтность во взаимоотношениях с клиентом;

• терапевт сохраняет-безусловное позитивное отношение к клиенту;

• терапевт эмпатически понимает опыт клиента и передает клиенту свое понимание;

• клиент хотя бы в малой степени воспринимает безусловное позитивное отношение и эмпатическое понимание.

При наличии всех этих условий происходят позитивные терапевтические изменения.

Взаимоотношения между клиентом и психологом сами по себе являются терапевтическими. Определенные личностные качества важнее профессиональных знаний, полученных в процессе обучения теориям и методикам.

Профессионально значимые психологические качества психолога, оказывающего клиентам профессиональную помощь: недирективная доброжелательность, эмпатическое понимание и подлинность (конгруэнтность).

Недирективную доброжелательность называют также «неподавляющая теплота» или «безусловное позитивное отношение», принятие, уважение, забота или даже несобственническая любовь.

Терапевт, по мнению Роджерса, должен проявлять позитивное заботливое отношение, признавать ценность клиента. Недирективность терапии означает признание автономии клиентов, принятие их выбора без навязывания им своей воли. Принятие при этом не означает одобрение.

Принятие - это полное безоценочпое признание: клиента слушают и принимают все сказанное им без одобрения или порицания.

Уважительное отношение психотерапевта укрепляет веру клиентов в себя и в то, что они способны принимать самостоятельные решения.   Уважение предполагает также доверие к клиенту. Такое отношение психотерапевта должно повысить доверие клиентов к себе и к врачу и ослабить сопротивление. При этом повышается степень открытости клиента в общении с психотерапевтом.

Эмпатическое понимание предполагает способность войти в мир клиента и видеть вещи в его системе координат.

Чтобы проявить подлинную эмиатию, нужно обладать децентрацией.  Децентрация - это способность выйти за пределы собственного мира и с помощью воображения понять взгляды и чувства другого человека, посмотреть на все с его точки зрения.

Подлинная эмпатия заключается не в том, чтобы представлять себя на месте клиента, а в том, чтобы попытаться представить себе, что он чувствует, то есть что чувствовали бы вы, если бы были на его месте.

 

С помощью эмпатии клиенты учатся слушать свой собственный опыт с тем, чтобы постараться уловить его значение.

Подлинность - конгруэнтность, честность, аутентичность, искренность, способность к самораскрытию.

Хотя психотерапевт и должен всегда быть подлинным, ему не нужно злоупотреблять самораскрытием - его необходимо применять избирательно и разумно.

Самораскрытие психотерапевта должно способствовать внутреннему росту клиента и не походить на откровения случайного попутчика. Психотерапевт должен включать обратную связь так, чтобы стимулировать рост клиента.

Подлинность является терапевтической в сочетании с теплотой и эмпатией, потому что это помогает установить истинно позитивные, ориентированные на внутренний рост клиента взаимоотношения, в которых клиенты могут учиться доверять себе и слушать себя.

Если психотерапевт применяет самораскрытие в экспериментальных целях, это дает психотерапевту и клиенту возможность вместе исследовать, что происходит в их отношениях, и прояснить, как они воспринимают друг друга.

Психотерапевт может выступать в качестве своеобразной модели поведения для клиента. С помощью самораскрытия психотерапевт может передать клиенту идею о том, что человек вовсе не должен быть совершенным.

Таким образом, теория Роджерса, центрированная на личности, придерживается следующих общих положений: во-первых, это убеждение, что в каждом человеке заложен потенциал для творческого жизнеутверждающего роста и, во-вторых, это уверенность в том, что наличие трех терапевтических качеств - теплоты, эмпатии и подлинности - является важнейшим условием, соблюдение которого обеспечивает благоприятную атмосферу для внутреннего роста клиентов.

В рамках этих положений развился целый ряд разнообразных подходов к терапии и психологическому консультированию.

Итак, зкзистенциально-гуманистические подходы являются уникальными, поскольку уделяют внимание человеку в целом, оперируя терминами, которые люди используют для описания и переживания собственной жизни. По существу, экзистенциально-гуманистические подходы основное внимание уделяют креативности человека. В рамках этого подхода впервые возникло представление о том, что человек в определенной степени является конструктором своего собственного мира. На основании такого вывода были сформулированы понятия о личном выборе и индивидуальной ответственности человека за собственную жизнь. Данное направление одним из первых приняло системный взгляд на личность.

 

Логотерапия

Многие авторы пытались систематизировать все поступки и переживания человека. Некоторые из авторов свели все желания и действия к двум мотивам: достижение максимальной любви и власти. Другие - к поискам смысла жизни и самоактуализации. Направление практической психологии, которое считает поиск смысла жизни и его реализацию мотивом всех поступков человека, называется логотерапией. Основателем этого направления является В. Франкл.

Основные положения логотерапии:

■ человек не может жить нормальной жизнью, если у него нет цели и смысла жизни;

■ смысл жизни не дается человеку извне, его нельзя предложить или навязать, человек должен найти его самостоятельно.

Франкл рассматривает поиск смысла жизни основным двигателем поведения человека. Все человеческие поступки Франкл делит на способствующие развитию, разрушающие и безразличные. Человек несет ответственность за свои поступки. В принятии решения и выборе он свободен, но смысл жизни каждого реализуется только тогда, когда мы совершаем поступки, способствующие созиданию нашей духовности.

По мнению Франкла, вопрос о смысле жизни, стремление его обрести закономерен для любого человека. Когда человек не видит путей к этому, у него начинаются пси хологические трудности, негативные переживания. A смысл жизни, по Франклу, существует в любые моменты жизни, даже трагические. Психолог как раз и должен помочь клиенту осознать этот смысл, особенно в психотравмирующих ситуациях (ситуациях гибели родных, в военных событиях). Смысл жизни, утверждает Франкл, надо искать в творчестве, в эмоциях, в смирении.

Для того чтобы помочь человеку найти смысл жизни, Франкл предлагает следующие техники:

1. Методика дерефлексии заключается в снятии излишнего самоконтроля, чрезмерного самокопания. Психологу важно показать клиенту, что самокопание непродуктивно, оно только отнимает время и энергию.

2. Методика парадоксальной интенции (интенция - намерение). Заключается она в подведении клиента к осуществлению именно того, чего он стремится избежать. Вдохновить клиента на это поможет использование юмора, т. к. юмор Франкл считает формой свободы. Так, если человек боится закрытых помещений, ему предлагают заставить себя находиться там длительное время. В результате, как правило, страх исчезает, а человек перестает бояться того, чего раньше избегал.

3. Сократовский диалог — это своего рода словесный поединок, вскрывающий противоречия в суждениях клиента. Психолог последовательно, при помощи вопросов, подводит клиента к запланированному выводу. Вопросы подбираются таким образом, чтобы клиент давал как можно больше положительных ответов.

4. Персональное осмысление жизни. Эта техника помогает найти смысл жизни, когда он потерян, путем осознания своей уникальности и незаменимости. Человеку, утратившему смысл жизни, нужно показать, что он нужен другому человеку, что жизнь другого без него теряет смысл (например, женщина, потерявшая ребенка, может создать фонд помощи матерям, оказавшимся в подобной ситуации).

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!