Различия морали и позитивного права современности



Критерий сравнения Мораль Позитивное право современности западной традиции
Социальный источник формирования Формируются постепенно и стихийно в общественном сознании в духовной сфере жизнедеятельности общества Целенаправленно создаются компетентными органами государства в сфере социального управления
Сфера регулирования: отношение к внутреннему миру человека Как внешне выраженное поведение людей, так и их мотивы, цели, убеждения, мысли, чувства, которые имеют первостепенное значение для оценки поведения людей. Мораль оценивает человека в целом, интегрально. Внешне выраженное, социально значимое, поддающееся внешнему контролю поведение людей; «внутренние», психические феномены человека, не нашедшие своего поведенческого проявления, для позитивного права безразличны
Характер и пределы сферы регулирования Требования затрагивают как личную, так и общественную сферу и не имеют четких пределов своего приложения: моральные требования приложимы к любому проявлению человеческого Требования распространяются только на сферу жизнедеятельности, имеющую значение для социума, имеют вполне определенные пределы применимости (выраженность, массовость, возможность внешнего контроля)
Фундаментальные акценты в налагании обязанностей Для моральных обязанностей первостепенную важность имеет соответствие действий моральным мотивам Для юридических обязанностей важна внешняя нормосообразность действий лица диспозиции правовой нормы
Цели регулирования Нравственное, духовное совершенствование конкретного человека, мораль оценивает не только типичное, усредненное, но и поведение людей в чрезвычайных ситуациях; мораль человек «пе-ре-жи-ва-ет» внутренне, интимно Формирование механизмов сочетания частных и общественных интересов на основе социального компромисса; право как регулятор направлено на сферу типизированного, усредненного, не требует от человека подвигов, правом человек живет
Важнейшие функции Оценочная с позиций добра и зла, справедливости, чести, долга и т.д. Регулятивная и охранительная
Адресные социальные субъекты Имеет первостепенное значение для регулирования отношений в неформальных интимных группах, именно поэтому нормы морали в ценностно гетерогенном обществе могут носить сугубо групповой характер. Для морали свойственен ценностно объединяющий и примирительный характер. Имеет первостепенное значение для регулирования отношений не только между «своими», но и, прежде всего, «чужаками»; право стремится к всеобщности, формированию единого инструментального правопорядка в масштабах всего общества. Для права более характерна защита внешней самостоятельности субъекта
Характер социального регулятора Неинституциональный: у морали нет особого профессионального сообщества, свойственных только ей текстов и практик, органов, применяющих нормы морали Институциональный: есть юристы, специфические юридические тексты и практики, юридическое образование, правоохранительные, судебные органы
Характер действия регулятора Действует исключительно внутренне, через индивидуальное сознание, путем формирования внутренних установок как в сфере сознания, так и подсознания, действие носит интегральный характер, охватывает и рациональную, и эмоциональную сферы Действует через механизм правового регулирования: всегда есть внешний по отношению к индивидуальной психике властный субъект правотворчества, институционально реализующий требования правовых норм в социальные практики
Отношение «сущего» и «должного» В морали «миры» сущего и должного разделены непреодолимой границей: требования морали носят характер «чистого» долженствования, их основания не опираются на социальное «сущее»: аморальное поведение не становится моральным только потому, что так поступает большинство В праве «реальности» сущего и должного могут диалектически перетекать друг в друга: часть норм представляет собой типизированные образцы, сформированные социальным «сущим», часть основываются сугубо на «чистом» безусловном долженствовании
Исторический период формирования Формируется как относительно самостоятельный регулятор уже в догосударственную эпоху Становится относительно самостоятельным регулятором в государственную эпоху
Способы регулирования Превалируют обязанности и запреты; как самостоятельный способ регулирования дозволения в морали не существуют Помимо запретов и обязанностей самостоятельное значение имеют правовые дозволения
Возможность применения принуждения Не предоставляет субъектам правомочия требовать принудительного исполнения моральной обязанности. К соблюдению моральных норм физически принудить нельзя, применение такого принуждения выхолащивает суть и цели морали Предоставляет субъектам право-притязание, возможность требовать принудительного исполнения юридической обязанности. Право допускает применение физического принуждения к правонарушителям
Отношение к рациональности Не предполагает рациональных обоснований своих требований, мораль принимается и переживается, а не рационально понимается, дискутируется, модифицируется, аргументировано отвергается Как регулятор основывается на рациональных аргументах, предполагает следование правилам формальной логики, устраняет внутренние противоречия из нормативного массива
Характер норм Как правило, категоричный, безусловный. Требования часто носят очень общий и неопределенный ни по границам содержания, ни по субъектам, ни по срокам действия характер Как императивный, так и диспозитивный. Требования носят более определенный характер (субъекты, содержание обязанностей, формы и сроки исполнения, характер ответственности и др.)
Форма социальной трансляции Передаются из поколение в поколение в детстве в семье наиболее значимыми людьми, когда у субъекта отсутствует критическое их восприятие Усваиваются в течение всей жизни, начиная с периода вторичной социализации; передаются не «интимными» социальными институтами; предполагает критическое восприятие, сознательную легитимацию
Взаимосвязь норм-правил Системность практически отсутствует Системность выражена в гораздо большей степени
Способ фиксации Как правило, устный За редкими исключениями письменный
Способность к кардинальным изменениям Изменяются постепенно с течением времени, кардинальные изменения в сжатые короткие сроки в принципе невозможны Могут быть кардинально изменены законодателем в результате правовой революции (однако и здесь есть пределы)
Формы обеспечения Обеспечивается общественным воздействием (осуждение, бойкот, остракизм и др.). Виды и меры моральной «ответственности» четко не определены; однако по силе воздействия на индивидуальную психику они порой ничем не уступают, а иногда и превосходят меры юридической ответственности Обеспечивается государственным принуждением специальными органами (правоохранительные органы, судебные приставы, пенитенциарные органы) Меры юридической ответственности строго определяются в законодательстве (штрафы, лишение свободы, увольнение, неустойки и др.)

 

Одним из наиболее сложных и многогранных вопросов является взаимодействие морали и позитивного права. Отрицать факт взаимодействия между данными нормативными регуляторами человеческого поведения нельзя. Даже в современном западном обществе, в котором разграничение права и морали «аксиоматично» проводится на уровне обыденного сознания по вполне определенным критериям, ни позитивное право не в состоянии полностью отделиться непреодолимым «железным занавесом» от морали, ни общественная или групповая мораль не в силах действовать в абсолютном вакууме, не испытывая воздействие норм позитивного права – хотя бы по той простой причине, что у данных социальных регуляторов, в конечном счете, единая «среда» их формирования и действия (и право, и мораль неразрывно связаны с «материальными условиями жизни общества» и с общественным сознанием (общепринятые ценности, цели), у них общие фундаментальные ценности (справедливость, социальная стабильность и др.), их способы (запрет, обязывание) и предметы регулирования (социально значимое поведение людей) необходимым образом частично пересекаются. Поэтому вполне справедливым представляется нам суждение В.П. Малахова о том, что между правом и моралью «имеются качественные различия на уровне целей, но не ценностей. Между ними функциональные различия, а не структурные и не сущностные» (Малахов В.П. Концепция философии права. М., 2007. С 462.)

Принципиально важным представляется также указать, что четкое разграничение моральных и юридических норм проводится далеко не во всех культурных системах: его не существовало в древних традиционных обществах, в западном средневековом обществе, в котором религиозная мораль одновременно находила и позитивно-правовое оформление, гарантировалась и защищалась государством в рамках судебного процесса, нормы морали и права неразрывно связаны (не отдифференцированы) во многих правовых системах современного мира – в мусульманском, традиционном, иногда между ними не проводится четкой границы и в социалистических правовых системах («революционное правосознание рабочего класса»). Четкое разделение данных социальных норм впервые начинает проводиться лишь в Древнем Риме в середине IIIв. до н.э., когда правовая система по своему характеру приобретает самостоятельный, «отдифференцированный» характер, право четко отграничивается от иных социальных норм: завершается формирование сословия профессиональных практикующих юристов (судей, адвокатов и др.), профессиональных правоведов и регулярного юридического образования (университеты, школы-гильдии), формирование массива юридических текстов, норм и процедур (Г.Дж. Берман). Об окончательной «эмансипации» права от религиозных, морально-нравственных, корпоративных систем социального регулирования в романо-германской правовой семье на уровне правовой доктрины можно с XIIв., а на уровне юридической практики – лишь с XVIIв., в то время как в англо-американской правовой семье в XII-XIIIвв. формируется относительно самостоятельная система регулярного академического юридического образования и правовых текстов, а на уровне юридической практики дифференциация общего права английского королевства от системы морально-нравственных и религиозных норм произошла в большей степени также в XIIIв. Разумеется, множество факторов порождает глобальный для социального регулирования процесс отдифференциации права от иных социальных норм, но среди этих факторов существенное значение имеет культурная гетерогенность социума, несущая с собой качественную морально-нравственную разнородность различных социальных групп. Целенаправленно обсуждаться философами и юристами вопрос о сходствах и различиях права и морали начинает лишь в XVII столетии (Х. Томазий, С. Пуффендорф и др.).

Поэтому, на наш взгляд, различение права и морали – есть вопрос не онтологический, а вопрос социокультурных интерпретаций, придания значений и их реализации в социальном взаимодействии; данный вопрос не может быть адекватно рассмотрен в рамках субъект-объектной научной парадигмы, когда исследователь (субъект) беспристрастно познает свойства права и морали как объектов, якобы самостоятельно существующих в обществе, независимо от его сознания. В силу данного принципиального методологического полагания, на наш взгляд, не существует единственно верного решения вопроса об «онтологических» сходствах и различиях права и морали.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!