Характеристика  возможных нарушений этико–деонтологических норм и их последствия для пациента.



Деонтология – наука о совокупности этических норм, необходимых медицинскому работнику для выполнения своих профессиональных обязанностей, то есть деонтология – практическое воплощение морально-этических принципов в деятельности медицинского персонала. Она направлена на создание благоприятных условий для эффективного лечения пациентов.
Исторические корни медицинской деонтологии заложены в концепциях Гиппократа, Авиценны, во взглядах основоположников отечественной клинической медицины конца XVIII-начала XIX в.

Важнейшая особенность медицинской профессии – гуманизм. Он вытекает из самой сути этой профессии и глубокого уважения к людям. Стать хорошим медицинским работником без уважения к больному человеку, без преданности своей профессии, невозможно.

Труд медицинских сестер как специфическое общественное явление имеет свои особенности. Прежде всего он предполагает процесс взаимодействия людей. В профессиональной деятельности медицинской сестры предмет – человек, орудие – человек, продукт – тоже человек.

Одна из необходимых черт медицинской сестры – умение ставить себя на место пациента

Следует всегда помнить, что человек представляет собой не только организм, но и личность, поэтому все его особенности необходимо учитывать как при лечении, так и в процессе предотвращения заболеваний. Кроме того, возникновение ряда болезней (как психологической этиологии, так и соматического характера) и их лечение зависимы непосредственно от особенностей личности, а иногда даже определяются этими особенностями.

Личность – это прежде всего живой конкретный человек со своими достоинствами и недостатками. Каждая личность имеет свой неповторимый набор психологических качеств, учитывая характер, темперамент, мотивы поведения, социальный опыт; характеризуется своей жизненной позицией, т.е. соответствующим отношением к материальным условиям жизни, к обществу, к самому себе; формирует индивидуальную активность, которая находит свое проявление в удовлетворении потребностей (физиологических, материальных, духовных).

Депрессия может иметь замаскированный характер и задерживать выздоровление пациента, более того, может усиливать патологические изменения в организме.

Одним из факторов, который сильно влияет психологически на пациента, является боль, особенно в тех случаях, когда она воспринимается как сигнал опасности, угрозы жизни. Иногда тягостна не столько сама боль, как ее ожидание, которое держит пациента в состоянии постоянной тревоги. Боль вызывает ряд функциональных изменений, особенно в вегетативной нервной системе (расширение зрачков, холодный пот, бледность лица), по которым оценивается интенсивность боли.

Отношения в системе «врач-пациент», «медицинская сестра-пациент» всегда имеют созависимый характер.
В современных условиях непростые отношения между медицинскими работниками и пациентами еще более усложнились вследствие того, что неизмеримо вырос культурный уровень пациентов, и знание психологии людей оказалось не менее важным фактором, чем профессиональная подготовка. К сожалению, не всегда врачи, медицинские сестры обращают внимание на особенности психологического состояния своих пациентов. Однако не учитывать такой весомый фактор, от которого во многом зависит процесс выздоровления пациента, нельзя.

Один из основоположников отечественной терапии М.Я. Мудров говорил на лекциях студентам медицинского факультета Московского университета по этому поводу: «Зная взаимодействие души и тела, считаю долгом отметить, что есть душевные лекарства, которые лечат тело». Такими лекарствами, отмечал М.Я. Мудров, является «твердость духа, которая побеждает телесные болезни». Такое деонтологические кредо выдающегося клинициста не утратило своей актуальности и сейчас. Способность расположить к себе душу пациента может только умный, мудрый медицинский работник, умеющий сочетать данные объективного и субъективного обследования пациента.

В наше время научно-технического прогресса непростые отношения между медиками и пациентами еще более усложнились. Вместо принципа «врач-пациент» сейчас нередко утверждается принцип «врач-прибор-пациент». А прибор, при всей его диагностической ценности, может заслонить от врача не только организм, но и личность с ее сложным психическим, моральным миром. По мнению Б.В. Петровского, чрезмерная технизация таит в себе определенную опасность дегуманизации медицинской профессии. Процесс эксциализации профилирования, который сейчас происходит в медицине при все более задействованной технизации, может сказаться на недооценке вопроса психотерапии, частью врачей породить невнимание к этическим проблемам медицины.

Медицина была и будет медициной личности. Этому нас учит щедрый опыт отечественной и мировой медицины. Поэтому и личные качества врача, медицинской сестры должны соответствовать не только профессиональным, но и психологическим требованиям своей профессии.

Древняя индийская мудрость гласит: «Можно бояться отца, мать, друзей и учителей, но не нужно испытывать страха перед врачом, потому что он для больного и отец, и мать, и друг, и наставник».

Моральный долг медицинских работников – уделять таким пациентам больше внимания, чем другим, терпеливо и настойчиво добиваться изменений их переоценки своих негативных убеждений.

Не способствуют повышению авторитета врача и медицинской сестры и такие вредные привычки, как курение и злоупотребление спиртными напитками.

Медицинский работник вызывает доверие пациентов, если он спокоен, но не надменный, если ловкость, настойчивость и решительность сочетаются в нем с искренностью, сочувствием и деликатностью.

Уравновешенность личности медицинского работника является одним из гармоничных внешних стимулов, способствующих выздоровлению пациентов. Каждый медицинский работник должен воспитывать и формировать свою личность, а также помочь своим коллегам в ликвидации их недостатков.

Из всего сказанного следует выделить, что медицинский работник должен быть образцом для окружающих, должен выделяться своей интеллигентностью, толерантностью, воспитанностью.

Однако воспитанность это не только хорошие манеры, но и кое-что более глубокое. Это прежде всего внутренняя культура человека, которая предполагает уважение к людям, умение устанавливать с ними контакты. Особенно важным является уважение к больному человеку. Уважать каждого пациента, его родных – дело не простое, это сложная работа ума и сердца. У нас много врачей, медицинских сестер, которые уважают людей, обладают «силой простоты» в общении. В такой простоте и естественности проявляются ценнейшие для медицинского работника грани человеческой души.

В профессии медицинского работника совесть, ответственность, любовь к профессии, признание своей обязанности приобретают особое значение.

Обязанность – это основа осознанных нравственных принципов поведения перед отдельным человеком и обществом. Понятие обязанности медицинского работника включает в себя такие этические элементы, как честность, скромность при выполнении повседневной работы и проявление мужества в чрезвычайных обстоятельствах.

Совесть – это самоосознание, «внутренний судья» человека, его отношение к моральным требованиям общества.

Слово «долг» часто стоит рядом со словом «честь». Академик Д.С. Лихачев сказал: «Честь настоящая всегда совмещена с совестью. Честь фальшивая – мираж в пустыне человеческой души». Медицинская профессия и совесть неразделимы. Таким образом, моральный долг, совесть, честь – человеческие черты, без которых невозможно само существование медицинской профессии.

Этико-деонтологические факторы. Этико-деонтологические факторы в качестве причины медицинских ошибок встречаются не только сами по себе (4,0%), но и в сочетании с другими факторами. Среди них по частоте и значимости выделяются факторы: психологические и ситуационные. По степени влияния на происхождение ошибок наибольшую потенциальную опасность представляют случаи с повышенным риском возникновения конфликтных ситуаций.

Причем не только с больными и их родственниками, но и с коллегами при выезде бригад СМП в лечебные учреждения. С этой точки зрения заслуживают особого внимания этико-деонтологические проблемы, связанные:

Этико-деонтологические факторы. Этико-деонтологические факторы в качестве причины медицинских ошибок встречаются не только сами по себе (4,0%), но и в сочетании с другими факторами. Среди них по частоте и значимости выделяются факторы: психологические и ситуационные. По степени влияния на происхождение ошибок наибольшую потенциальную опасность представляют случаи с повышенным риском возникновения конфликтных ситуаций.

Причем не только с больными и их родственниками, но и с коллегами при выезде бригад СМП в лечебные учреждения. С этой точки зрения заслуживают особого внимания этико-деонтологические проблемы, связанные:

  • а) с госпитализацией и транспортировкой больных;
  • б) с проведением реанимаций (в случаях привлечения родственников к участию в осуществлении реанимационных мероприятий, отказе от них или кратковременности проведения, например, при «мозговой» смерти и т.д.);
  • в) с отказом больных с жизнеопасными заболеваниями или их родственников (в том числе и в педиатрии) от осмотра, лечения и (или) госпитализации;
  • г) с выездом к больным с психическими заболеваниями (при социально опасным поведении, суицидальных попытках);
  • д) с выездом к больным, находящимся в заключении.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 782; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!