М.Горький в дооктябрьский период.



Единство романтического и реалистического начал в ранней прозе писателя. Особенности героев и конфликтов. Образ героя-рассказчика. Интерес к «выломившимся людям». Социально-нравственная проблематика творчества в 1900-е гг. Горький и "Знание". Горький и революция. Богостроительство Горького (роман «Мать»). Тема мещанства. Обобщающий образ уездной России как духовного болота ("Городок Окуров"). Романтический миф о едином героическом народе ("Сказки об Италии"). Особенности автобиографического персонажа в повестях и рассказах Горького.

 

Л.Н.Андреев.

  Особенности личности и мироощущения писателя. Споры о художественном методе Андреева. Реалистические и модернистские принципы художественного отражения действительности в прозе Андреева. Обращенность к экзистенциальной проблематике (одиночество, жизнь, смерть, свобода человека как личностная проблема и пути ее реализации - "Молчание", "Большой шлем", "Стена", "Рассказ о Сергее Петровиче", "Мысль" и др.). Библейские мотивы («Жизнь Василия Фивейского» "Иуда Искариот" и др.); амбивалентность авторской интерпретации евангельского образа. Проза Андреева как выражение кризиса традиционных гуманистических моделей человека, истории, религиозного и рационального отношения к реальности. Внимание к иррациональным и бессознательным аспектам человека. Пессимистическое решение темы добра и зла ("Иуда Искариот", "Дневник сатаны").

 

И.А.Бунин.

     Поэзия и ранняя лирическая бессюжетная проза. Натурфилософия и поэтика рассказов 1890-1900-х гг. Размышления о судьбе России и о национальном характере: повести "Деревня" и "Суходол". Русская тема в рассказах 1910-х гг. и в период эмиграции. Философские новеллы 1910-х гг. Размышления о судьбах современной цивилизации, о смысле жизни, о катастрофичности человеческой жизни вообще ("Господин из Сан-Франциско", "Чаша жизни", "Сны Чанга", "Братья" и др.). Сосуществование социально-исторических, психологических и метафизических аспектов образа мира и человека в прозе Бунина Тема любви в до- и послереволюционном творчестве Бунина. "Темные аллеи". Нобелевский роман "Жизнь Арсеньева". Тема творческой личности.

 

       5.8. Акмеизм.

Кризис символизма, выступления В.Брюсова, А.Блока, В.Иванова. Акмеизм как реакция на cимволизм (преодоление символистского дуализма, отрицание религиозно-мистического утилитаризма младосимволистов, критика символистской поэтики). Статья М.Кузмина "О прекрасной ясности" (1910 г.) и его поэтические опыты. Группа «Цех поэтов». Манифесты акмеистов ("Наследие символизма и акмеизм" Н.Гумилева, "Некоторые течения в современной русской поэзии" С.Городецкого, "Утро акмеизма" О.Мандельштама).

      Символистские влияния в поэзии раннего Гумилева. Роль Н.Гумилева в возникновении акмеизма. Акмеистический период творчества. Особенности лирического героя в поэзии Гумилева. Судьба поэта.

                Поэзия А.Ахматовой (книги стихов «Вечер», «Четки», «Белая стая»). Основные темы и мотивы. Особенности поэтики и образа лирической героини.

                Поэзия О.Мандельштама (книга стихов «Камень»). Круг идей и тем. «Архитектурность» как основа эстетики Мандельштама 1910-х гг. 

      

Футуризм.

      Русский футуризм как одно из первых явлений авангарда в русской литературе. Отношение отечественных футуристов к европейскому футуризму. Группы. Кубофутуризм (Д.Бурлюк, В.Каменский, А.Крученых, В.Маяковский, В.Хлебников, Б.Лившиц и др.) как наиболее радикальное явление русского футуризма. Литературные манифесты и первые сборники кубофутуристов («Садок судей», «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна». «Рыкающий Парнас» и.т.д.). Связь кубофутуристов с живописью авангарда 1910-х гг. Особенности поэтического эксперимента кубофутуристов.

      Поэзия В.Маяковского. Своеобразие поэтического языка и стиля Маяковского. Пути построения художественного образа. Новаторство в области стиха. Образ мира и лирического героя в поэзии Маяковского 1910-х гг.

   Творчество В.Хлебникова. Стремление к синтезу знаний и футуристическая утопия Хлебникова. Особенности поэтического эксперимента и концепция заумного языка.            

      Эгофутуризм. ТворчествоИ.Северянина.

Сатирическая литература эпохи.

Журналы «Сатирикон», «Новый Сатирикон». Творчество Н.А.Тэффи,

Саши Черного, А.Аверченко.

 

Раздел 6. Русская литература конца 1910 - 1920-х гг.

 

      6.1. Литературная ситуация 1917 – 1920-х гг.             

   Отношение писателей к Февральской и к Октябрьской революциям 1917 г. Публицистические выступления М. Горького («Несвоевременные мысли» (1917-18 гг.), И.Бунина ("Окаянные дни", 1918-19 гг.), В.Короленко ("Письма к Луначарскому", 1920 г.), А.Блока ("Крушение гуманизма" и "Интеллигенция и революция", 1919 г.). Проблема свободы творчества и создание института советской цензуры (Декрет о печати, октябрь 1917; Революционный трибунал печати, декабрь 1918; Главлит, июнь 1922). Речь А.Блока "О назначении поэта" (1921 г.). Статья Е.Замятина "Я боюсь" (1921 г.). Начало эмиграции представителей отечественной культуры. Роль НЭПа в литературном процессе 1920-х гг.

Литературные группировки 1920-х гг. как проявление культурного многоголосия эпохи. Соотношение идеологии и творчества - ключевая проблема в литературной борьбе эпохи. Имажинизм. Серапионовы братья. Перевал, роль А.К.Воронского. Идейно-эстетические позиции Пролеткульта, ЛЕФа, РАППа. Политика партии большевиков в области литературы. Постановление ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы" (1925 г.). Отношение к "попутчикам".

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 600; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!