Творчество Н. Г. Чернышевского. Роман «Что делать?



Основные положения общественно-политических, философских и эстетических взглядов Чернышевского. Роман «Что делать?»: идейное содержание, жанровое своеобразие, особенности композиции и образная система. Роль «снов» Веры Павловны в художественной структуре произведения. Реализация в романе эстетических принципов Чернышевского. Теория «разумного эгоизма». Характеры «новых людей» в романе, их социально-политические идеалы, нравственные представления. Споры вокруг романа. Его популярность и роль в формировании взглядов радикально настроенных слоев русского общества.

 

Творчество Ф. М. Достоевского в 1860-е годы.

Возвращение в Петербург. Достоевский – редактор журналов «Время» и «Эпоха», разработка писателем учения о «почвенничестве». «Записки из Мертвого дома», их проблематика, идейное содержание. «Зимние заметки о летних впечатлениях»: критика буржуазной европейской цивилизации. «Записки из подполья»: художественное исследование психологии «подпольного» человека, полемика с теориями утопического социализма и «разумного эгоизма».

«Преступление и наказание». Истоки теории Раскольникова, ее сущность и двойственный характер. Характер «наказания» Раскольникова. Лужин и Свидригайлов – «двойники» главного героя. Образы Сони Мармеладовой, Разумихина, Порфирия Петровича. Сны Раскольникова, их значение и место в художественной системе романа. Эпилог: надежда на духовное воскресение героя.

«Идиот» - роман о «положительно прекрасном человеке». Проблема идеала. Литературные и жизненные истоки образа князя Мышкина. Сложность образа главного героя. Миссии князя Мышкина. Трагедия Настасьи Филипповны, ее нравственные и социально-психологические истоки. Смысл бунта Ипполита Терентьева, носителя нигилистического сознания. Отражение в романе религиозных взглядов автора и славянофильских идей.

 

Творчество Л. Н. Толстого в 1860-е годы.

Начало литературной деятельности писателя. Дневник как подготовительный этап литературной деятельности. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». Замысел. Идейно-художественная проблематика, система персонажей. Образ Николеньки Иртеньева. Проблема нравственного самосовершенствования. «Диалектика души» (Чернышевский) в произведениях Толстого.

«Севастопольские рассказы», идейно-художественное своеобразие. Путешествие за границу.

Рассказ «Люцерн»: выражение неприятия европейской цивилизации.

Педагогическая деятельность Толстого. Яснополянская школа.

«Война и мир». Замысел, история создания. Жанровое своеобразие произведения. Философия истории в «Войне и мире». Вопрос о роли личности в истории. Образы Наполеона и Кутузова. Изображение Отечественной войны 1812 г. как войны народной.

Две группы действующих лиц: люди искусственной светской жизни и люди естественной жизни. Значение образа Наташи Ростовой в художественной системе романа. Отношения Наташи и Анатоля как один из смысловых узлов произведения. Представление Толстого о женщине и женской эмансипации. Андрей Болконский и Пьер Безухов, поиски ими смысла жизни. Искусство внутреннего монолога. Роль художественной детали. Значение эпилога.

 

Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина в 1860-е годы.

С. Е. Салтыков-Щедрин – писатель-сатирик. Социально-аналитический принцип его творчества. Цикл «Губернские очерки» - сатирическое изображение российской действительности. Собирательные образы (народ – «младенец-великан», помещики, чиновники). Символический образ дороги.

Салтыков-Щедрин в редакции «Современника» и в «Отечественных записках».

«История одного города». Жанровое своеобразие. Глупов и Россия: исторические соответствия. Проблема народа и власти: воинственная, разрушительная активность градоначальников и смирение, терпение глуповских обывателей. Глупов – общая модель российской истории. Сатирический гротеск Салтыкова-Щедрина. Символический смысл «Оно». Проблема финала: противоположные точки зрения.

 

Творчество Н. А. Некрасова.

Начало литературного пути. Сборник «Мечты и звуки». Поэзия Некрасова второй половины 1840-х – 1860-х годов, ее проблематика и художественное своеобразие. Демократизм поэзии Некрасова. Герои лирики Некрасова, повествовательные сюжеты. Ролевая лирика – рассказ персонажа о своей судьбе («Огородник», «Нравственный человек», «Песня Еремушке» и др.)

Сборник «Стихотворения 1856 г.»: содержание, композиция. «Поэт и гражданин» - декларация нового гражданского искусства, ориентированного на социальную проблематику. Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова, своеобразие Музы поэта («Вчерашний день...», «Блажен незлобливый поэт», «Элегия»). Народ как главный герой поэзии Некрасова («Размышления у парадного подъезда», «В полном разгаре страда деревенская», «Несжатая полоса», «Забытая деревня» и др.).

Любовная лирика Некрасова. «Панаевский цикл».

Поэмы Некрасова 1860-х годов. «Мороз, Красный нос» - продолжение народной линии творчества. Образ русской крестьянки.

«Кому на Руси жит хорошо» - поэма-эпопея. Сюжет и композиция поэмы. Фольклорные истоки. Экспозиция: в мире сказки. Панорама современной жизни: в поисках счастливого. Тема женской судьбы в поэме. «Пир на вес мир» - последняя часть незавершенной поэмы. Образ Гриши Добросклонова.

Поэмы «Дедушка», «Русские женщины»: изображение героев предшествующего поколения, декабристов и их жен.

 

Творчество Ф. И. Тютчева.

Творческий путь поэта. Тютчев – поэт мысли.

Природа и человек в лирике Тютчева. «О чем ты веешь, ветр ночной», «Весенняя гроза», «Осенний вечер», «Природа – сфинкс…». Философские размышления о человеке и мире «Silenium», Фонтан», «День и ночь», «Сны», «Видение» и др. Тема любви в лирике Тютчева. Автобиографическая основа «Денисьевского цикла». Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Своеобразие лирического героя. Главная героиня цикла: психологическая сложность ее характера. История и политика в творчестве Тютчева «Цицерон», «14 декабря 1825», «29 января 1837», «Наполеон».

Творчество А. А. Фета.

Творческий путь поэта. Своеобразие поэтического мира Фета. Природа, любовь, искусство – преобладающие мотивы его лирики. «Сияла ночь, луной был полон сад…», «Старые письма», «Шепот, легкое дыханье…», «Жду я, тревой объят…», «Бабочка», «Ландыш». Тема поэзии в творчестве Фета. Понятие «чистого искусства». Цикл «Вечерние огни». Антологические стихи («Вакханка», «Диана», «Венера Милосская»). Лирическая исповедь как форма авторского самовыражения.

Литература 1870-х годов.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 303; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!