Литературно-общественное движение 1880-1890-х гг.



Общественно-политическая ситуация в стране. Пушкинские торжества 1880 г. Речь Ф. М. Достоевского. Кризис народнической идеологии. Возникновение новых политических идеологий и учений: марксизм, теория «малых дел» и др. Учение Л. Н. Толстого и его сторонники («толстовство»). Последние произведения Л.Н. Толстого и Н. С. Лескова Особенности литературного процесса. Начало литературной деятельности А. П. Чехова, В. Г, Короленко. Творческий путь В. М. Гаршина («Четыре дня», «Красный цветок» и др.). Поэзия последнего десятилетия 19 в. Поэзия С.Я. Надсона. Проблематика и поэтика. Русская поэзия 1870-1880-х годов. Общая характеристика.

 

Творчество В. Г. Короленко.

    Начало творческой деятельности Короленко. Увлечение идеями революционного  народничества. Проблемы народа и революционной интеллигенции («Чудная»). «Сон Макара» - повесть о страданиях и «грехах» народа. Роль фантастики в рассказе.

«В дурном обществе»: мир «отверженных» и «хорошее» общество.

«Слепой музыкант» - психологическая повесть о духовном становлении личности. Изображение людей из народа («Река играет»). Проблема русского национального характера. «Сказание о Флоре…»: спор с идеей Л. Толстого о непротивлении злу насилием. «Мгновение», «Огоньки»: философско-символический смысл произведений. «История моего современника» - повествование о формировании личности в нерасторжимой связи с судьбой своего поколения. История русского общественного сознания 1870-1880-х годов.

 

Творчество А. П. Чехова.

Начало литературной деятельности. Сотрудничество в юмористических журналах. Тема «маленького человека» в творчестве Чехова: преодоление традиции («Маска», «Смерть чиновника, «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев»). Детские рассказы Чехова («Гриша», «Кухарка женится», «Детвора» и др.). Повесть «Степь»: герои повести, осмысление проблемы «человек и природа», Повесть «Скучная история» - произведение об утрате руководящей жизненной идеи.

Поездка на Сахалин, ее роль в развитии творчества писателя. «Дуэль», «Рассказ неизвестного человека», «Дом с мезонином», «Палата № 6»: столкновение жизненных позиций главных героев. Рассказ «Студент» - произведение о стремлении человека к истине и красоте. Тема капитализма в творчестве Чехова («Случай из практики», «Бабье царство»). Тема народа, крестьянства в творчестве Чехова («Мужики», «В овраге»). Проблема народа и интеллигенции: рассказ «Новая дача». Трилогия о «футлярных» людях («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»): проблематика, идейное содержание, художественное своеобразие. Повесть «Дама с собачкой»: проблема двойственности современного человека. Рассказ «Невеста»: идейно-художественная проблематика. Новаторский характер поэтики Чехова.

Раздел 5. Русская литература 1890 - 1910-х гг. (Серебряный век).

 

Введение. Литературная ситуация рубежа ХIХ - ХХ веков. Общая характеристика.

Хронологические рамки, этапы развития литературы "Серебряного века". Внутренняя антиномичность эпохи: кризис и «духовный ренессанс». Понятия "Серебряный век", «модернизм», «декадентство». Переоценка ценностей. Перестройка художественного мышления. Установка на эксперимент в искусстве. Роль субъективного начала в литературе эпохи и главенствующее место поэзии в ней. Лиризация эпоса. Реализм и модернизм. Основные направления литературы модернизма (символизм, акмеизм, футуризм). Взаимодействие реализма и модернизма в литературе рубежа веков.

 

Символизм. Старшие символисты.

 Этапы развития русского символизма, школы, группы. Философские и эстетические предпосылки появления символизма. Дебют символистов. Литературные манифесты старших символистов ("О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы" Д.С.Мережковского, "Элементарные слова о символической поэзии" К.Д.Бальмонта, "Ключи тайн" В.Я.Брюсова). Символ как главная художественная категория всего направления.

Основные черты эстетики и художественной практики старших символистов. Эпатаж, декадентство, субъективизм ранних символистов. Выработка нового языка поэзии. Творчество Н.Минского, Д.Мережковского, З.Гиппиус, Ф.Сологуба, К.Бальмонта, В.Брюсова. Близость лирики Ин. Анненского поэтическим исканиям старших символистов.

    Символистский роман как новый тип прозы в литературе 20 в. (неомифологизм, симфонизм, роль чужого слова и.т.д.). Трилогия Д.Мережковского "Христос и Антихрист" (философия истории; словарь ключевых символов и мотивов русского символизма). Роман Ф.Сологуба "Мелкий бес" (бытовое как воплощение символики мирового хаоса). Роман В.Брюсова "Огненный ангел" (поэтика стилизации, приемы символизации автобиографического и историко-литературного подтекста).

 

5.3. Младшие символисты.         

      Философия, эстетика и художественная практика. Смена символизма "идеалистического" символизмом "реалистическим" (Вяч.Иванов). Влияние учения Платона о двоемирии. Влияние идей и поэзии Вл.Соловьева. Эсхатологизм младосимволистов и учение о «теургии». Разработка теории символа и дальнейшая разработка нового литературного языка.

   Творчество А.А.Блока.  Идея пути как основа поэтической эволюции Блока. Соловьевство Блока. Этапы творчества. Стихотворения трех томов лирики - «трилогия вочеловечения». Лирический цикл как структурообразующая единица поэзии Блока. Основные темы и мотивы стихотворений. Поэмы.

       Творчество А.Белого. Лирика 1900-х гг.: «Золото в лазури», «Пепел», «Урна»: основные темы и мотивы. Творческие и биографические связи Белого и Блока. Основные черты эксперимента в прозе. Роман "Петербург": круг идей, тем, особенности построения.

        Поэзия В.Иванова. Роль «башни» в культуре эпохи. Эстетическая и театральная утопии Иванова.

        Роль А.Белого и В.Иванова как теоретиков символизма.

 

А.И. Куприн.

        Традиции русского реализма XIX в. (Л. Толстой, И. Тургенев). Проблема взаимодействия человека и среды. Тема интеллигента в условиях технической цивилизации ("Молох"). Интерес к таинственным сторонам человеческой психики. Природное и социальное, образы "естественного" человека ("Олеся", рассказы 1900-х гг.). Тема сильной личности в прозе 1900-х гг. Тема искусства. Повесть "Поединок": смысл названия, нравственные искания героя, пути освобождения личности. Двойственность авторской позиции. Тема любви ("Суламифь", "Гранатовый браслет").

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 527; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!