Период ссылки на юг и в Михайловское в творчестве А.С. Пушкина.



Изучение Пушкиным творчества Байрона. Самобытность южных поэм («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан»). Образ современного человека в южных поэмах. Композиция, способы типизации, язык южных поэм. Начало работы над романом в стихах «Евгений Онегин». Поэма «Цыганы» и кризис романтического мироощущения в творчестве Пушкина. Период Михайловской ссылки. Образ поэта-пророка в лирическом творчестве Пушкина.

 

Пушкин после восстания декабристов.

Тема государственной власти и петровская тема в творчестве Пушкина («Стансы», «Полтава», исторический роман «Арап Петра великого»). Тема творчества в лирике этого периода. Утверждение свободы художника. Роман в стихах «Евгений Онегин». Особенности стиха. Своеобразие жанра, лирическое начало в романе. Автор и герой в романе. «Онегин – страдающий эгоист» (В.Г. Белинский), образы «лишних людей» в русской литературе. Образ Татьяны, нравственное содержание образа. Образы Ленского и Ольги. Петербургский, провинциальный и московский быт в романе. Композиция романа. Значение открытого финала. Споры вокруг романа. Болдинская осень. «Повести Белкина», их проблематика, разработка темы «маленького человека». Своеобразие сюжетики, композиции, языка «Повестей Белкина».

 

Творчество Пушкина 1830-х гг.

Исторические темы в творчестве Пушкина. Поэма «Медный всадник» как социально-историческая и философская поэма. Образ Петербурга, образ Петра I и «маленький человек» Евгений в поэме. Художественное своеобразие поэмы, язык поэмы. «Дубровский» - тематика, основные образы, элементы романтизма в повести. История создания повести «Капитанская дочка». Образы Гринева и Маши Мироновой в повести. Образ Пугачева. Тема народного бунта в повести. Сказки Пушкина, их связь с народным творчеством. Лирика 1830-х гг., ее проблематика. Повесть «Пиковая Дама», фантастика и реальность в повести. Герман – «колоссальное лицо» (Ф.М. Достоевский). Пушкин – издатель «Современника». Литературно-критические и эстетические взгляды Пушкина. Позднее лирическое творчество Пушкина.

Поэты пушкинской поры.

Значение творчества поэтов пушкинской поры в развитии русской поэзии. Общий обзор поэтического творчества Д.В. Давыдова, П.А. Вяземского, В.К. Кюхельбекера, А. А. Дельвига (основные темы, мотивы, образы). Творчество Е.А. Боратынского. Основные мотивы лирики Е.А. Боратынского, стремление к философским обобщениям, психологизм.

    3.3. Литературно-общественное движение 1826-1830-х годов.

Социально-политические и литературные кружки. Роль Московского университета в развитии прогрессивной мысли. Философские искания. Теория «официальной народности». Охранительная периодика: «Северная пчела», «Сын отечества», «Библиотека для чтения». Значение журналов «Московский телеграф», «Телескоп» в развитии русской литературы. Романтизм как главное направление литературы этого периода. Развитие русской романтической прозы. Повести А.А. Бестужева-Марлинского, Н.А. Полевого, В.Ф. Одоевского, М.П. Погодина. Исторические романы М.Н. Загоскина и И.И. Лажечникова. Романтическая поэзия. Поэзия кружка Н.В. Станкевича.

 

3.3.1. Романтизм в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Пора ученических исканий. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова (свобода, бунт, одиночество, неразделенная любовь). Образ лирического героя лирики Лермонтова. Жанры лирики Лермонтова раннего периода. Ведущие мотивы зрелой лирики Лермонтова. Скептические и пессимистические раздумья как форма лирического протеста. Образ лирического героя зрелой лирики Лермонтова. Появление и развитие в романтическом творчестве Лермонтова реалистических тенденций. Своеобразие поэмы Лермонтова «Тамбовская казначейша». Поэма «Мцыри», ее тема, сюжет, композиция. Поэма «Демон», редакции поэмы. Философское содержание поэмы «Демон». 

Образ Демона – отражение основных противоречий духовного самосознания эпохи. Художественное своеобразие поэмы.

 

Проза М.Ю. Лермонтова в контексте прозаических произведений 1830-х годов.

«Герой нашего времени» как социально-психологический и философский роман. Основной идейный смысл романа. Его место в истории русской литературы. Композиция романа. Романтические черты в образе Печорина. Печорин как социальный тип. Связь Печорина с другими образами «лишних людей» в русской литературе. Система образов в романе: роль Максима Максимовича, Бэлы, Вернера, Грушницкого, Мэри в раскрытии образа главного героя романа.

 

Творчество Н.В. Гоголя.

Идейно-эстетическое формирование писателя. Романтические и реалистические тенденции в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки». Трагические мотивы в цикле. Лиризм повестей. Особенности композиционного построения цикла «Миргород». Двойная оценка человека в повести «Старосветские помещики». Традиции народно-героического эпоса в повести «Тарас Бульба». Проблематика петербургских повестей Гоголя. Мечта и действительность в повести «Невский проспект». «Расчет» с романтической концепцией фантастического в повести «Нос». Проблема искусства в повести «Портрет». Образ «маленького человека» в петербургских повестях. «Шинель» - этапное произведение русской литературы. Замысел, особенности жанра и композиции поэмы «Мертвые души». Структура образов: роль портрета, бытовых деталей в создании образа. Идея человеческого омертвления в поэме. Образ Чичикова. Сатира и лирика в поэме. Образы дороги, прицы-тройки в поэме. Поэма Гоголя в восприятии критики того времени. Второй том «Мертвых душ», его замысел. Идейный и творческий кризис Гоголя. «Выбранные места из переписки с друзьями», своеобразие произведения. Значение Гоголя в истории развития русской литературы.

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 311; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!