Деталь в художественно-публицистическом тексте



С учетом ограниченного объема художественно-публицистического текста деталь является наиболее технологичным приемом создания публицистического образа. Она выступает основным средством художественной типизации. Точная и яркая деталь позволяет несколькими штрихами передать характерные черты внешности человека, его речи, манеры поведения, выпукло и зримо описать обстановку, место действия, предмет, или даже целое явление. Для этого деталь должна быть конкретной и емкой.

Журналист должен уметь выявлять такие детали, при этом ему понадобиться не только наблюдательность и записная книжка, но и представления о методах сбора деталей. Принято выделять два таких метода.

Первый - это вычленение опорной детали из обилия впечатлений. Для этого необходимо представлять себе замысел произведения, что позволит обратить внимание на какие-то определенные черты объекта информации. Далее необходимо сделать эту опорную деталь центром не только логической, но и художественной концепции произведения. В зависимости от этого необходимо продумать развертывание образного построения текста и микродетализацию.

Среди опорных деталей различают детали-образы и детали-символы. Деталь-образ схватывает наиболее существенные характеристики персонажа или явления, о которых пишет автор. Так, в очерке В.Курицына о Жанне Агузаровой деталью-образом становится шлем. Вот начало очерка: «Когда я впервые увидел ее, она была в мотоциклетном шлеме, внутри которого шуршали какие-то звуки: то ли проклятья далекой планеты в адрес своего блудного космонавта, то ли плохо настроенное радио 106,8". Затем тема шлема развивается в сюжете о космическом происхождении Жанны. Пересказывая ее совершенно «улетевшие» рассказы о своей внеземной жизни, Курицын комментирует – «и жужжит в шлеме». Дальше появляется такой комментарий к сюжету о шестилетнем писании книги: «Жанна хоть и пищит из-под шлема, но суеты в ней нет совершенно». Образ шлема воплощает авторское видение нового имиджа Жанны, который мотивируется ее сознательной отчужденностью от неуютного злободневья и нежелания в него вписываться. Вот в этом нежелании автор вполне солидарен с героиней своего очерка.

Деталь-символ, в отличие от образной детали, содержит в себе некое символическое обобщение, которое сопутствует этой детали с истории культуры.

Второй метод детализации - использование микродеталей, выполняющих в тексте вспомогательную роль. К ним относятся детали обстановки или портрета персонажа, которые служат воссозданию наглядности и характеризуют внутреннее содержание образа.

В памфлете «Фашизм на продажу» Андрей Колесников для создания образа Эдички Лимонова использует портретную деталь. Он называет писателя «мальчиком с морщинистым лицом». Деталь оказывается органично связанной с главной идеей памфлета, где речь идет о распространении фашизма среди подростков.

Ассоциативная деталь ярко представлена в эссе Андрея Колесникова «Вест мэн на рандеву с русским человеком». Салфетка, взятая им в качестве сувенира из одного типичного ресторанчика Мюнхена, послужила ассоциативным мостиком для разговора о менталитете западного человека. На салфетке был изображен весь набор ценностей западной онтологии: «В соответствии с законами перспективы на первом плане изображена газета, сложенная вчетверо и повернутая так, чтобы было видно начало логотипа… Чуть дальше - яйцо, варенье, кренделя и фрукты. Портят капиталистическую матафору забредшие невесть откуда в сознание художника социалистические колоски и встающее во весь рост солнце. Сверху аккуратным подчерком отличника-тинейджера написано «Гутен морген». (Известия, 2000)

Таким образом, журналист должен обладать умением отбора деталей, а также способами обыгрывания их в тексте.

Ассоциативный уровень произведения

Этот уровень текста связан с теми смыслами произведения, которые формируются подтекстом и контекстом данной публикации.

Основными приемами формирования подтекста являются реминисценции (цитаты, ссылки на литературные и исторические персонажи, разнообразные фразеологизмы).

Контекст складывается из указания связей текста с предыдущими произведениями по этой теме (например, о герое очерка) или этого типа текстов (корелляция с жанровыми законами текста).


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 444; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!