Пространственно-временная организация
Второй крупный план поэтики произведения - это его пространственно-временная организация, или хронотоп. Технологически они реализуются в таких составляющих поэтики как сюжет, система персонажей, приемы создания образа героя: портрет, речевая характеристика, психологическая характеристика, пейзаж, деталь.
Использование таких средств художественной выразительности как пейзаж, портрет, речевая характеристика подчинены задаче воспроизведения эмоционально-чувственного, зримого образа предмета или явления. Они являются теми приемами, которые включают читателя в процесс эстетического переживания.
Психологическая характеристика героя
В последнее время отмечается, что в современном очерке возрастает роль психологизма в обрисовке персонажей. Публицистика все активнее осваивает методы художественного изображение характера героя.
Характер человека проявляется в конкретных поступках, эмоциональных реакциях, проявлении волевых качеств, отношения к окружающим и т.д. Рассказывая о человеке важно показать, какие черты характера он проявляет в той или иной ситуации, как комментирует свой выбор, как реагирует на происходящее.
Для раскрытия психологического облика персонажа журналисты используют:
· рассказ о поступках, монолог персонажа, диалоги, реконструкция мыслей, изображение жестов, мимики, пейзажа, который соответствует состоянию персонажа;
|
|
· прямые характеристики психологического состояния героя – это авторские ремарки, реплики, комментарии.
Образ читателя
Рассматривая образную систему очеркового произведения, необходимо остановится на таком понятии как образ читателя. Образ читателя возникает в сознании автора как возможный образ, в виде совокупности подразумевающихся черт. Он складывается из представлений автора о читателе. Дело в том, что публицистические тексты всегда адресны. Они адресованы определенной аудитории, характер которой определяется идеологией издания, результатами социологических опросов, собственным общением журналиста с читателями. На этой основе складываются определенные объективные (это возраст, пол, сфера деятельности) и субъективные (связанные с информационными потребностями) характеристики образа читателя. Без учета этих характеристик текст рискует оказаться не интересным для читателя, не понятным, и в конечном итоге, не востребованным. Так, создавая очерк для женского журнала, автор должен учитывать особенности женского восприятия, связанные с активностью эмоционально-образного начала. В данном случае необходимо ориентироваться на так называемый чувствующий тип образа читателя и в соответствии с этим усилить роль эмоциональных средств воздействия. Серьезные аналитические издания, вроде «Коммерсанта», чаще всего апеллируют к другому типу читателей – читателю размышляющему. Основной тип читателя, на который ориентируются такие издания, – это человек из деловых кругов, который имеет практические интересы в сфере экономики, политики и которому необходимы информация и аналитический комментарий. Художественная публицистика на страницах таких изданий в большей степени будет сосредоточена на логичности и аналитической глубине изложения.
|
|
Нередко образ читателя называют вторым авторским я. Журналист должен сформировать этот образ читателя для того, чтобы установить коммуникативный контакт с аудиторией. Для этого можно использовать разные приемы активизации читательского внимания – это риторический вопрос, прямое обращение к читателю, с предложением совместного размышления, уточнение какого-либо факта для читателя, объединение своей позиции с позицией читателя, когда авторское я превращается в мы. «Кто знает, может нам действительно не хватило этих граненых строчек поэтического схимника из Перми», – говорит о пермском поэте Борисе Гашеве Юрий Беликов, приобщая читателя очерка к числу своих единомышленников.
|
|
А вот как уточнение факта определяет характер читателя. В очерке 1999 года о бывшем председателе Пермского обкома Борисе Коноплеве Владимир Винниченко вставляет в текст краткую историческую справку об этом персонаже. Он пишет о человеке, имя которого уже мало известно молодому поколению. Появление справки – это не только информация, это важный элемент в характеристике образа читателя, который принадлежит новому поколению. Этот образ оправдан самой логикой очерка, в котором автор размышляет о смене поколений и о поколение ушедшем. Таким образом, учет особенностей читательского восприятия активизирует поиск новых средств выразительности, а также становится важным принципом формирования текста как целостного произведения.
Итак, автор должен считаться с познавательными потребностями своего читателя. При этом необходимо не только представить образ возможного читателя, но и заставить реального читателя идентифицировать себя с этим образом.
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 215; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!