Поэтика художественной публицистики



Являясь сферой словесности, художественная публицистика становится подотчетна требованиям целостности текста, которая выражается в гармонии внутреннего содержания и внешней формы, внешних изобразительных средств. Художественная публицистика обладает своей поэтикой - системой изобразительных средств, в основе своей сопоставимых с приемами художественной литературы. Все поэтические приемы публицистики можно, как и в литературном творчестве, поделить на 4 основные группы: образ автора, хронотоп, ассоциативный уровень, интонационно-речевое построение.

Образ автора

Цементирующим, фокусирующим художественно-публицистическое повествование элементом является образ автора. Автор в публицистике – это не условный персонаж, это конкретная биографическая личность. Присутствие автора в тексте определяется особой манерой письма, в методах подачи информации, особенностях авторского мировосприятия, выбираемой роли. Не сложно заметить, что эти особенности формируют авторское я и в других, не только художественных жанрах, публицистики. Мы должны подчеркнуть особый характер этих приемов самовыражения авторского я в художественно-публицистических произведениях, связанный с задачами эмоционально- образного воздействия на читателя.

Создавая образ персонажа или социального явления, автор выстраивает и свое присутствие в соответствии с законами образного построения текста. Формирование образа автора во многом сопряжено с некой мерой условности в отборе и расположении жизненного материала – от этого напрямую зависят объем и задачи авторского присутствия. Несмотря на узнаваемость и биографичность, автор публицистического произведения предстает как образ, созданный в соответствии с целями и задачами данного текста. Каждый журналист, выстраивая свой текст, должен продумать и характер своего присутствия в тексте, тот образ, который будет оптимален для выражения авторской позиции по отношению к изображаемому. В портретном очерке это может быть образ почитателя таланта, оппонента, стороннего наблюдателя, ученика - в соответствии с той оценкой, позицией, которая в данном случае будет наиболее эффективной. В путевом очерке – это образ неофита-туриста, профессионального путешественника, журналиста, командированного с определенной целью; он тоже выбирается в зависимости от того, какова цель путешествия. В судебном очерке это может быть образ следователя, адвоката, свидетеля и т.д. При написании очерка необходимо выбрать оптимальную ролевую позицию (социальную роль) и определить способы своего присутствия в тексте, т.е. набор оценок и художественных приемов.

 

Формы проявления авторского я

Авторское я может присутствовать в тексте репрезентативно и интроспективно, т.е. как герой действующий и герой размышляющий.

· В качестве действующего автора можно выделить несколько моделей появления автора в тексте – это автор-очевидец происходящего, автор-участник события, автор-наблюдатель. Такие формы авторского присутствия чаще встречаются в путевом и портретном очерках и фельетоне.

· Я размышляющее сориентировано на совместную с читателем постановку проблемы, совместное исследование. Этот тип построения образа автора характерен для проблемного очерка и эссе.

 

Как отмечают исследователи, в современном очерке особенно активным становится действующее я, которое появляется и в проблемном, и в портретном очерке.

Отличие очеркового образа автора от репортажного заключается в том, что время и пространство очерка не ограничено, как в репортаже, рамками одного события. В этом отношении специфическим очерковым приемом можно считать прием воспоминания. Возвращение во времени и пространстве – это возможности художественного текста и создаваемой им условной реальности. Очеркисты довольно часто прибегают к этим возможностям для того, чтобы сделать образ более емким. Воспоминание позволяет проводить параллели, сопоставлять.

Несмотря на то, что сегодня доминирует активное проявление авторского я, формы предъявления автора в тексте этим вариантом не ограничиваются. Автор может быть представлен не только от первого лица («я», «мне», «вспоминаю», «думаю»), но и от обобщенного «мы» («нам», «давайте задумаемся», «поспорим» и т.д.), и от третьего лица (автор не присутствует в тексте, будучи рассказчиком). Выбор этой формы также связан с основной концепцией образа в художественно-публицистическом тексте.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 368; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!