ПРАВИЛО ПРОМЕДЛЕНИЯ ИЗ ВЕЖЛИВОСТИ



Правила, регулирующие порядок знакомства и обмена при­ветствиями в рабочей обстановке, позволяют избежать тра­диционных проблем, связанных с неназыванием имен и ру­копожатием, однако с завершением данной процедуры, которая протекает безболезненно для ее участников, может возникнуть целый ряд затруднительных ситуаций.

Как только первоначальные формальности соблюдены, . всегда наступает период неловкости, обычно продолжающийся пять —десять минут, но порой длящийся все двадцать минут. В течение этого времени отдельные участники встречи или все стороны в полном составе, опасаясь проявить невоспитанность, умышленно оттягивают начало «делового разговора» и старательно делают вид, будто они пришли на дружескую вечеринку. Вместо того чтобы сразу перейти к обсуждению деловых вопросов, мы из вежливости говорим о погоде, интересуемся друг у друга, кто как доехал, обязательно жалуемся на пробки на дорогах, хвалим хозяина за умение объяснять маршрут, подшучиваем над теми, кто заблудился, и бесконечно суетимся по поводу чая и кофе. Все это сопро­вождается стандартными «спасибо» и «пожалуйста», одобри­тельными репликами гостей и шутливо-уничижительными извинениями хозяев.

Я всегда с трудом сохраняю невозмутимость во время та­ких ритуалов «промедления из вежливости». Ведение бизне­са — для нас процесс, вызывающий дискомфорт и нелов­кость, поэтому, чтобы снять стресс, мы оттягиваем начало переговоров, исполняя массу никчемных ритуалов.

И горе тому, кто посмеет прервать наши терапевтические процедуры пустой болтовни и мелочной суеты. Один канад­ский бизнесмен жаловался: «Хоть бы кто предупредил меня об этом заранее. На днях я присутствовал на деловой встре­че, где все примерно с час только тем и занимались, что без толку мельтешили, болтали о погоде и шутили по поводу движения на М25*. Я предложил приступить к обсуждению контракта, и на меня так посмотрели, будто я воздух испор­тил! Словно спрашивали, как можно быть таким идиотом?» Еще один бизнесмен поведал мне, что он работал в Японии, где его часто приглашали на чайную церемонию. «Но там вы либо пьете чай, либо ведете бизнес. В отличие от вас здесь, японцы не делают вид, что деловая встреча — это на самом деле чайная церемония».

--------------------

*М25 — автострада в районе аэропорта Хитроу.

 

ТАБУ НА РАЗГОВОРЫ О ДЕНЬГАХ

 

«Но почему, — недоумевал еще один озадаченный иностра­нец, иранский иммигрант, с которым я обсуждала ритуалы «промедления из вежливости», — именно так они себя и ве­дут? Причем могут тянуть до бесконечности. Меня это с ума сводит. Только не пойму, зачем им это? Какой в том резон? Почему сразу не перейти к делу?»

Хороший вопрос, на который, боюсь, нет разумного отве­та. Для англичан «ведение бизнеса» — неприятный процесс, вызывающий дискомфорт и неловкость, по крайней мере, отчасти из-за того, что в нас глубоко укоренилось необъяс­нимое отвращение ко всяким разговорам о деньгах. А на том или ином этапе деловой встречи разговор непременно заходит о деньгах. Если не принимать в расчет присущую нам от природы скованность, можно сказать, что мы чувствуем себя вполне комфортно при обсуждении почти всех остальных аспектов бизнеса. Пока не требуется прибегать к хвастовству проявлению излишней серьезности, мы достаточно не­принужденно обговариваем все детали проекта или проблемы, связанные с производством и сбытом продукции, обсуж­даем поставленные цели, решаем практические вопросы — например, что необходимо сделать, каким образом, где, кто это должен сделать и т. д. Но когда дело доходит до так назы­ваемой грязной темы денег, мы становимся косноязычными и теряемся. Некоторые прячут свое смущение за шутками, другие сбиваются на повышенный тон, прямолинейные вы­сказывания, а то и вовсе ведут себя агрессивно, третьи начи­нают возбужденно тараторить, четвертые проявляют чрез­мерную учтивость и принимают виноватый вид, либо раз­дражаются и занимают оборонительную позицию. Но вы редко увидите, чтобы англичанин сохранял полнейшее са­мообладание при обсуждении денежных вопросов. Некото­рые держатся развязно и самоуверенно, но это зачастую та­кой же признак смущения, как нервные шутки или винова­тый вид.

Одна раздосадованная иммигрантка из Америки поведа­ла мне, что она «наконец-то поняла, что переговоры по фи­нансовым вопросам лучше всего вести с помощью перепис­ки или по электронной почте. Англичане просто не способ­ны говорить о деньгах при личных встречах, им приходится делать это в письменной форме. Переписка их вполне устра­ивает: не нужно смотреть друг другу в лицо, произнося вспух все эти «непристойные» слова». Как только она это сказала, я вдруг осознала, что сама именно таким образом всегда умуд­ряюсь решать данную проблему. Во всем, что касается денег, я щепетильна, как всякая типичная англичанка. И если нужно договориться о сумме гонорара за консультационные услуги или найти средства на какой-то проект, «грязные» слова — «деньги», «стоимость», «цена», «гонорар», «оплата» и т. д. — я всегда стараюсь довести до противной стороны в письмен­ной форме, а не при личной встрече или по телефону. (Чест­но говоря, я даже писать их не люблю и обычно пытаюсь пе­реложить переговоры на плечи своего многострадального содиректора, ссылаясь на то, что я не сильна в математике.)

Будучи англичанкой, я всегда считала, что уклонение от разговора о деньгах — это нормальное явление, что всем проще обсуждать запретную тему в письменной форме, но один мой много путешествующий информатор твердо за­явил, что эта проблема существует только у англичан. «Нигде в Европе я с подобным не сталкивался, — сказал он. — О де­ньгах все говорят совершенно открыто. Никто не стыдится и не смущается. Это абсолютно нормальный разговор, никто не пытается обойти денежные вопросы, не считает, что он зачем-то должен извиняться или отделываться шутками. А у англичан тема денег неизменно вызывает нервные смешки и нелепые остроты».

Шутки, конечно, это еще один вариант защитной реак­ции, наш излюбленный способ противостоять всему, что нас пугает, смущает или расстраивает. Табу на разговоры о де­ньгах не могут игнорировать даже влиятельные банкиры и брокеры из Сити — люди, которым приходится вести разго­воры на эту тему целыми днями. Сотрудник одного коммер­ческого банка сказал мне, что некоторые типы сделок и пе­реговоров проходят совершенно безболезненно, потому что задействованы «не деньги как таковые», но, когда речь идет о его собственных гонорарах, он смущается и теряется, как все остальные. Другие финансисты из Сити подтвердили его слова и объяснили, что, как и все англичане, финансисты при обсуждении денежных вопросов справляются с нелов­костью с помощью шуток. Если что-то не ладится, сказал мне один из них, «вы говорите: «Надеюсь, вы не вычеркнули нас из списка адресатов рождественских поздравлений?»»

Если честно, табу на разговоры о деньгах, хотя сама я не­укоснительно его соблюдаю, приводит меня в недоумение. Самоанализ не помог мне выяснить природу отрицательно­го отношения англичан к разговорам о деньгах на работе. Запрет на разговоры о деньгах в повседневном общении это устоявшаяся норма: вы никогда не спрашиваете у людей, сколько они зарабатывают, никогда не сообщаете свой собс­твенный доход; никогда ни у кого не спрашиваете, сколько они заплатили за какую-то вещь, никогда не сообщаете стои­мость собственных приобретений. Применительно к соци­альному контексту, табу на разговоры о деньгах имеет некую «внутреннюю логику», во всяком случае, в какой-то мере оно соотносится с основными правилами «английской самобыт­ности», регулирующими установки на скромность, непри­косновенность частной жизни, вежливый эгалитаризм и прочие формы лицемерия. Но распространение данного за­прета на сферу труда и бизнеса — это, мягко выражаясь, из­вращение. Несомненно, должно быть исключение из этого правила — область, в которой, из практических соображе­ний, мы забываем про свою дурацкую щепетильность и «раз­говариваем по-деловому», как все нормальные люди. Но тог­да это означало бы, что англичане ведут себя рационально.

И раз уж я решила быть столь безапелляционно честной, мне следует признать, что я несколько покривила душой, когда заявила, что табу на разговоры о деньгах имеет некую «внутреннюю логику». Да, совершенно очевидно, что данный запрет связан, так сказать, «грамматически», с правилами скромности, неприкосновенности частной жизни и вежли­вого эгалитаризма, но ведь именно таким образом антропо­логи объясняют наиболее диковинные, противоречащие здравому смыслу верования или нелепые обычаи племен, ко­торые они изучают. Пусть какое-либо верование или некий обычай на первый взгляд нам представляются неразумными (в иных случаях откровенно глупыми или жестокими), но, доказываем мы, во взаимосвязи с другими элементами систе­мы верований, обычаев и ценностей изучаемого племени или общины они кажутся абсолютно обоснованными. Ис­пользуя этот умный трюк, мы можем найти «внутреннюю ло­гику» в любой безумной или непонятной идее или тради­ции — от колдовства и танцев-заклинаний для вызова дождя до женского обрезания*.

-------------------

* Женское обрезание — удаление клитора, в редких случаях по­ловых губ; практикуется у ряда народов, исповедующих ислам.

 

 Не спорю, «внутренняя логика» объ­ясняет многое, и нам важно понимать, почему люди поступают так, а не иначе. Но от этого нелепые обычаи не становятся менее абсурдными.

Разумеется, я не равняю английское табу на разговоры о деньгах с женским обрезанием. Я просто хочу сказать, что по­рой антропологам не мешало бы честно признать, что отде­льные национальные верования и обычаи выглядят весьма странно и, пожалуй, не в полной мере соответствуют интере­сам данного народа. По крайней мере, здесь меня не смогут обвинить в этноцентризме*, колониальных воззрениях или высокомерии (на языке антропологов это все эквиваленты святотатства — преступления, за которое человек может быть подвергнут общественному остракизму), поскольку критику­емое мною глупое табу является неписаным правилом моей родной культуры, которому я слепо и рабски повинуюсь.

-------------------------

* Этноцентризм — национальное или расовое чванство.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!