ПРАВИЛО СКРОМНОСТИ И ШКОЛА РЕКЛАМИРОВАНИЯ



 

Еще одно потенциальное препятствие, мешающее успешно заниматься бизнесом, — это английское правило скромнос­ти. Англичане от природы не более скромны и благопри­стойны, чем любой другой народ — если уж говорить начис­тоту, заносчивости и самомнения нам не занимать, — но мы высоко ценим эти качества, и у нас есть целый ряд неписа­ных правил, обязывающих нас выказывать хотя бы видимостъ скромности. Может быть, правила скромности приду­маны для того, чтобы мы не давали воли своей природной надменности, равно как правила вежливости сдерживают в нас агрессивные наклонности? Каков бы ни был источник их происхождения, английские правила, запрещающие хвас­товство и предписывающие скромность и выдержку, зачас­тую идут вразрез с законами современного бизнеса.

Когда я занималась изучением мира конного спорта, ме­ня, как официального антрополога «племени» любителей скачек, однажды попросили поговорить с группой владель­цев и администраторов ипподромов о том, как им сделать свой бизнес более прибыльным. Я предложила им более ак­тивно рекламировать скачки с точки зрения социальной привлекательности — превозносить солнечный «микрокли­мат» ипподромов. Один из администраторов, глядя на меня с неописуемым ужасом на лице, воскликнул: «Но это же хвас­товство!» Стараясь сохранять невозмутимость, я возразила: «Нет, думаю, сегодня эта практика носит название «привле­чение клиентуры»». Однако правила скромности оказались сильнее моих доводов, и он сам, и целый ряд его коллег оста­лись непреклонны в своем суждении.

Это крайний случай, и большинство английских бизнес­менов теперь посмеялись бы над таким старомодным подхо­дом, и все же отголоски подобных умонастроений по-пре­жнему бытуют в английских деловых кругах. Большинство из нас не станут впадать в крайность, отвергая такой вид мар­кетинговой деятельности, как «хвастовство», но «навязчи­вость», «назойливость», «бесцеремонное тыканье в лицо» при рекламировании и сбыте товара — так называемый амери­канский метод, как неизменно презрительным тоном гово­рят англичане, — почти у всех нас вызывает отвращение. Как обычно, данный стереотип больше характеризует самих ан­гличан, чем пресловутых американцев: нам нравится думать, что наш метод продажи товаров и услуг более утонченный, более изысканный, более ироничный — и, разумеется, осно­вывается не на неприкрытом хвастовстве.

И в общем-то, так оно и есть. Как я уже указывала, эти ка­чества свойственны не нам одним, но нам они присущи в большей степени, чем представителям других культур, и мы доводим их до крайности, особенно в своем отношении к рекламе. Например, недавно вышла серия телевизионных рекламных роликов о «Мармайте»40, в которых показывали, как люди с отвращением — вплоть до рвоты — реагируют на малейший вкус или запах этой пасты.

----------------------

40 «Мармайт» — фирменное название соленой пасты темно-ко­ричневого цвета из побочных продуктов брожения пива.

 

Всем известно, что «Мармайт» — продукт, который одни обожают, другие на дух не выносят, но рекламную кампанию, пропагандирующую одну только ненависть к данному продукту, многие иност­ранцы восприняли как извращение. «Такое не прошло бы ни в какой другой стране, — сказал мне один из американцев, которых я интервьюировала, — Ну да, смысл мне ясен. „Мармайт" либо любят, либо ненавидят, и, поскольку тех, кому он противен, полюбить его ты никогда не заставишь, значит, нужно хотя бы пошутить на эту тему. Но чтобы выпустить рек­ламу, в которой говорится: «Некоторые это едят, но большинс­тво на дух не выносит»? Такое возможно только в Англии!»

В I960 г. юморист Джордж Майкс заявлял: «Все рекламы — особенно телевизионные — сделаны совершенно не по-анг­лийски. Они слишком откровенные, слишком определенные, слишком хвастливые». Вместо того чтобы «рабски имитиро­вать американский стиль превосходных степеней», советовал он, англичане должны изобрести свой собственный стиль рекламы-рекомендации типа «Попробуйте фруктовый сок «Бампекс». Многим он не нравится. Вы, возможно, станете ис­ключением». Якобы подобный способ нехвастливого рекла­мирования товара вполне соответствует нашему духу.

Разумеется, данный пример был комическим преувеличе­нием, карикатурным стереотипом, и тем не менее теперь, спустя сорок лет, отсутствие превосходных степеней является нормой в английском рекламном бизнесе, а производители пасты «Мармайт» выпустили весьма удачную рекламу своего продукта, очень похожую на рекламу выдуманной Майксом торговой марки «Бампекс». Сходство потрясающее. Такое впе­чатление, что рекламное агентство списало текст рекламы прямо из книги Майкса. Это навело меня на следующую мысль: идея Майкса о том, что рекламное дело само по себе чуждо природе англичан, почему необходимо радикально пересмот­реть его принципы, приведя их в соответствие с английскими правилами скромности и сдержанности, — это нечто боль­шее, чем просто забавное преувеличение. Майкс был абсо­лютно прав, по сути, он выступил пророком. Реклама и в более широком смысле все формы привлечения клиентов и сбыта товаров и услуг — это почти по определению хвастовство, а значит, в основе своей они противоречат одному из осно­вополагающих принципов английской культу ры. Правда, в кои-то веки ограничения, к которым мы сами себя принудили, сослужили нам добрую службу: реклама не вписывается в нашу систему ценностей, поэтому вместо то­го, чтобы отказываться от своих негласных правил, мы изменили правила рекламирования, придумав методику, позволя­ющую нам не нарушать правило скромности. Остроумная новаторская реклама, снискавшая англичанам мировую сла­ву и всеобщее восхищение, как утверждают люди, занятые в рекламном бизнесе, — на самом деле просто способ оста­ваться скромными.

Мы, англичане, если придется, можем и похвастать, мо­жем трезвонить во все колокола, прославляя наши товары и услуги, но правила, запрещающие хвастовство и важничанье, означают, что в нашем понимании это непристойно и пос­тыдно, и потому хвастливая реклама у нас получается неубе­дительной. Это характерно не только для большого бизнеса. Работники из социальных низов к хвастовству относятся с таким же отвращением и неприятием, как и образованные представители верхушки и среднего слоя среднего класса.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 213; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!