Мужские образы в прозе Нины Садур



Место женщины в обществе во все времена было подчиненным и зависимым от мужчины, почти всегда она выполняла второстепенную социальную роль. Доминирует эмпирический взгляд на место женщины в обществе, в котором ценности и нормы установлены и приняты другими.

В женской литературе часто изображается специфически советская форма матриархата, в которой вся ответственность лежит на женщинах, где мужчины оказываются слабыми и несостоятельными современниками, а переживаемая эмансипация базируется на женской самоотверженности[36].

Женщина у Садур одинока. Для нее характерно неприятие нынешней и тоска по какой-то другой жизни. Это хорошо можно заметить в романе «Немец», где главная героиня постоянно как бы странствует, ищет что-то новое, реальная жизнь для нее не представляет ничего ценного.

Мужчина же словно живет сам по себе, не понимает женщину, не заботится о положении женщины в семье, о ее бытовых проблемах, нередко подвергает ее унижению и насилию (рассказ «Девочка ночью»).

 Женщина чувствует свое нежелание подвергаться насилию и именно от нее исходит желание перемены в отношениях с мужчиной.

Он обладает силой и властью, чем-то напоминает божество, короля, ему подчинены женщины, которые подвластны ему, стремятся провести с ним пусть даже не идеальную, не ту, о которой они мечтают, жизнь.

Однако, на самом деле, мужчина далеко не идеален, он прост и даже груб.

Испокон веков среди женщин большей популярностью пользовались сильные, смелые мужчины-бойцы. Женщине всегда нравилось, когда мужчина добивается ее любви, переборов всех соперников, стоящих у него на пути.

Но женщина боится одиночества и способна любить и прощать даже самого заурядного мужчину. Ведь самое важное желание женщины - быть любимой и желанной.

Одной из главных ценностей становится вечная мечта женщины - мечта о настоящей Любви, приносящей счастье.

Женские персонажи Нины Садур зависимы от мужчины, хотя последний часто представлен далеко не совершенным.

 Он и дармоед, и нищий, и ограниченный, и гулящий, и с физическими недостатками, нередко обреченный на трагическую гибель. ПРИМЕРЫ ИЗ ТЕКСТОВ САДУР???

Женщина и мужчина снова противоположены. ГДЕ? У САДУР? Она – постоянно в работе, весь быт держится на ней. Мужчина ассоциируется с вечной сонливостью, расслабленностью и даже ленью. ПРИМЕРЫ ТЕКСТОВ, ГДЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ТАКИЕ МОДЕЛИ Несмотря на то, что женщина отдает всю себя бытовому устройству в семье, мужчина еще и недоволен ею. Вечные упреки со стороны мужчины заставляют женщину задуматься о том, как разорвать этот замкнутый круг. И, конечно же, в мечтах своих женщина кроме бегства ничего не может придумать, оставляя мужчину с воображаемой другой женщиной.

Но, НЕСМОТРЯ НА ПОДОБНЫЙ РАСКЛАД, ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ В ЖИЗНИ, ПО МНЕНИЮ Н, Садур, - это Любовь. Только Любовь дает силы и желание жить.

Мужчина и женщина, по мнению Нины Садур, должны стремиться к воссоединению, а не вражде и раздору.

Рассказ «Червивый сынок» стал программным текстом для феминистски настроенной «Женской прозы» 1980-1990х гг. Это один из немногих рассказов, где мужчина выступает как объект повествования. В рассказе  даётся яркая  и довольно – таки категоричная  характеристика мужчине как таковому: «Он хам. Он козёл. Кнехт. Наёмник. Он очень алчный…Он зверь. Он проглотил скорпиона. Он жалит» и т.д. Писательница с необыкновенной энергией разрушает миф о мужественности и женственности. В рассказе «Червивый сынок» Нина Садур пишет: «Мужчина только с виду "силен, красив, высок, но на самом деле "он не такой, как кажется. Он некрасивый, невысокий, мелкотряский. Он приходит и все сжирает».[37]

 Под этим рассказом, явно написанным, то, что называется «из амплуа», с горьким злорадством подписались бы героини многих рассказов других писательниц.

«Тщеславие и жестокость. И мужчина – кнехт спит без маски, и ужасно его лицо, а червяки – сосунки выглядывают и пи-и-ищат, какой он вкусный», - так заканчивается рассказ.

Автор показывает, что, несмотря на красоту и силу мужчины, внутри он гнилой, как испортившийся продукт. Изнутри его пожирают червяки, выползающие наружу. С виду спелое яблоко внутри может оказаться гнилым и невкусным, так же, как мужчины, которые носят «маски», душа оказывается больной и совсем не идеальной.

В рассказе «Старик и шапка» мы встречаем одинокого человека. «Он был одинок, как ледокол «Ленин». Но не так уж он и одинок, этот старик, имеющий в сожителях пять кошек и три собаки. Но эта идиллия не может долго продолжаться. В одну из ночей в квартиру прокрадываются два милиционера, которые хотят убить старика и присвоить себе и своим милиционерским семьям его одинокое жильё, тем более, что «старик пренебрёг приватизацией, потому что не хотел отвлекаться».

Главное дело жильца трёхкомнатной квартиры – смотреть свои ночные сны. Сны старика – это, в сущности, те же походы в иную реальность. В этих снах «небольшие тихие люди, живущие на краю мира», мёртвому папе- полярнику «вырубили во льду комнатку, посадили в неё и закрыли вход ледяной глыбой. Чтоб теперь он из новой своей вечной жизни видел сияние безбрежного мира. Тончайшую ощутил бы негу холода и молился бы на северное сияние». Старику снится зима: «слепящие льды», «слепящее торжество», «слепящий безбрежный мир». В снах царит один только свет, пронизывающий всё живое и весь мир.

ВЫВОД: КАКОЙ ТУТ МУЖ ОБРАЗ?

В рассказе «Старик и шапка» мы также его наблюдаем. Днём старик пребывает в состоянии «бессильной ярости», но ночью, «поглубже уснув, он добреет». Ночью мир преображается, и наступает волшебная красота. Хотя в этом рассказе нет женских образов, путешествуя по гипертексту Н.Садур, становится очевидным, что в ее художественной системе само понятие Красоты является сутью женского начала. Так в рассказе «Старик и шапка» именно Красота становится главной героиней, ослепительной, манящей в другие миры. «И вот луна полилась в дивное огромное окно и залила комнату. А от стены напротив всплеснулись навстречу ей осколки хрусталей на косенькой палочке. А с груди старика навстречу ей вспыхнули и засияли безмолвным холодом кошачьи глаза. И все вместе они наделали столько безмолвного света, чудного, быстро мерцающего и меняющегося цвета, что облачком встало сияние, похожее на непостижимое сияние Севера. И красивый потолок белоснежной высоты лежал над всем этим». Ночь начинает переливаться разными цветами, лунным светом, перемешиваясь, которые создают необыкновенную радугу мыслей, жизни, снов старика. Здесь мотив ночи связан с красотой, проводником в другую реальность оказывается кошка, да и живет старик с множеством кошек. Это животное у всех народов было спутником колдунов. Народное суеверие приписывает ее видящим в темноте глазам необычайную силу, почерпнутую из мира таинственного. В облике черной кошки часто представляют нечистую силу. В то же время кошка, как полагают, способна видеть нечистую силу, невидимую для человека. В рассказе кошка олицетворяет всё потустороннее и ирреальное.

В рассказе «Печаль отца моего»: «Виктор был резковат с сыном, потому что объятием мог нечаянно раздавить его маленькое тельце. От слабости и мягкости этого тельца Виктор беспрестанно горевал».душа ребенка, чувствуя огромность и сложность мира, не выдерживает встречи с ним и впадает в летаргический сон, и единственное, что удерживает ее от полного погружения в небытие, - голос отца, читающего вслух сказки.

Некто Петров из рассказа «Что-то откроется» приезжает в город детства. Зачем приезжает и к кому – неясно самому Петрову. Он летит из Москвы, где вполне обустроен, но где мучает его неясная, накатывающая припадками болезнь. Ищет он на окраинах, на знакомых улицах, в сквере, в случайной встрече с приятелем какие-то приметы. И когда они вроде бы найдены, Петрова осеняет, что никакого смысла в них нет. «Смысла нет!» - кричит он маленькой девочке, а та жестоко смеётся в ответ и убегает.

Петров не был в этом городе пять лет. «Ровные пять лет без всякой мысли об этом городе…Мне стало не к кому приезжать». Герой также оказывается одиноким и бездомным. «Ночевать ему негде, пойти ему некуда».

«Петрову захотелось встретить кого-нибудь, но в этом городе встретить было некого». Он случайно натыкается на вроде бы знакомого человека, но не знает кто это. Выпив по «беленькой», он уходит всё дальше и дальше искать смысл. «Это даже хорошо было – пробиваться сквозь твёрдый раскалённый воздух, потому что за наказанием будет прощение. Это даже хорошо, вот так, всей грудью, напирать на адский огонь, стоящий суровой стеной до самого неба. В этом есть смысл. Потому что оставаться здесь нельзя, если остаться, то Петров сгорит, а в этом нет смысла. Значит, надо пробиваться вперёд – смысл в этом. Надо пробиваться до самой смерти, двигаться, всё время двигаться, без остановки, и в этом будет смысл».

И он бежит, пробивается, пробирается, пока не девочка, преграждающая его путь. «За черту нельзя, - запретила девочка, сама стоя в нетронутой яркой травке». Снова между героями появляется преграда, черта, отделяющая их друг от друга. Девочка появилась из другого мира, из мира, в котором есть смысл. Она смеётся ему вслед и кричит: «Замри!». Этот детский призыв звучит «жестоко» для нашего героя, который стоит весь в слезах, ничего не понимая. Ребёнок говорит истину о том, чтоб он остановился и всё осознал, зачем и куда нужно бежать?!

 

 

Заключение

 

Талант – это уклонение от нормы…

В этом смысле Нина Садур, безусловно, талантлива. Ее героини – настоящие монстры, не любящие ни жизнь, ни самих себя, несчастные, неудовлетворенные, закомплексованные, убегающие от мерзости жизни в свои эротические и прочие фантазии. Фантазии эти еще более омерзительные, чем реальность. Ну так что ждать от таких героев?

С другой стороны, в ее произведениях царит некая гармония. Это гармония безумного абсурда и естественной логики, гармония опрокинутых с ног на голову следствия и причины. Настоящее писательство – это походы и путешествия за границы реальности. Причем иногда случается, что там, за чертой, располагается как бы такая же реальность, и дальше снова похожая, и дальше… и так до бесконечности. Голова писателя – как чудесная сумочка, в которой все эти реальности приносятся домой, поближе к письменному столу, претерпевая по пути самые различные и неожиданные изменения. Бесконечное разнообразие оттенков реальности – это отражение внутреннего мира писателя, с которым она, эта реальность, невольно соприкоснулась. Не все художники слова ходят за «материалом» не близко. 

Чтобы понять до конца неординарного, талантливого человека – и целой жизни, проведенной рядом с ним, окажется мало.

Как видим, главные усилия современной русской женской прозы в настоящее время направлены на то, чтобы разбить зеркало, в котором отражается не настоящее женское лицо, а миф о женственности, созданный мужской культурной традицией. (Это определяет, кстати, и эстетику оформления сборников женской прозы - женские фигуры и лица на обложках и иллюстрациях намеренно деформированы, отталкивающе некрасивы - в отличие от глянцевых красавиц из популярных мужских журналов). Женщины- писательницы колотят по ненавистному зеркалу яростно, голыми руками и потому в их произведениях так много боли, шрамов, крови, натуралистических подробностей, которые приводят в ужас критиков-мужчин.

Здесь что-то иное, потому что злы все. Только у кого-то есть внутреннее чувство правды, а кто-то плевать на нее хотел.

Таким образом, женщина по Садур – это проводник в иной, более совершенный мир, но это мир «другой», непознанный, потому часто в текстах предстает как ночной, темный.

В женской литературе, в частности в творчестве Н. Садур, часто изображается специфически советская форма матриархата, в которой вся ответственность лежит на женщинах, где мужчины оказываются слабыми и несостоятельными современниками.

Женщина у Садур одинока. Для нее характерно неприятие нынешней и тоска по какой-то другой жизни. Это хорошо можно заметить в романе «Немец», где главная героиня постоянно как бы странствует, ищет что-то новое, реальная жизнь для нее не представляет ничего ценного.

Мужчина же словно живет сам по себе, не понимает женщину, не заботится о положении женщины в семье, о ее бытовых проблемах, нередко подвергает ее унижению и насилию (рассказ «Девочка ночью»).

 Женщина чувствует свое нежелание подвергаться насилию и именно от нее исходит желание перемены в отношениях с мужчиной.

Он обладает силой и властью, чем-то напоминает божество, короля, ему подчинены женщины, которые подвластны ему, стремятся провести с ним пусть даже не идеальную, не ту, о которой они мечтают, жизнь.

Однако, на самом деле, мужчина далеко не идеален, он прост и даже груб.

Испокон веков среди женщин большей популярностью пользовались сильные, смелые мужчины-бойцы. Женщине всегда нравилось, когда мужчина добивается ее любви, переборов всех соперников, стоящих у него на пути.

Но женщина боится одиночества и способна любить и прощать даже самого заурядного мужчину. Ведь самое важное желание женщины - быть любимой и желанной.

Одной из главных ценностей становится вечная мечта женщины - мечта о настоящей Любви, приносящей счастье.

Женские персонажи Нины Садур зависимы от мужчины, хотя последний часто представлен далеко не совершенным.

 Он и дармоед, и нищий, и ограниченный, и гулящий, и с физическими недостатками, нередко обреченный на трагическую гибель.

Женщина и мужчина снова противоположены. Она – постоянно в работе, весь быт держится на ней. Мужчина ассоциируется с вечной сонливостью, расслабленностью и даже ленью. Несмотря на то, что женщина отдает всю себя бытовому устройству в семье, мужчина еще и недоволен ею. Вечные упреки со стороны мужчины заставляют женщину задуматься о том, как разорвать этот замкнутый круг. И, конечно же, в мечтах своих женщина кроме бегства ничего не может придумать, оставляя мужчину с воображаемой другой женщиной.

В итоге, рассмотрев прозу Нины Садур с точки зрения проблемы «женского» идентитета, можно прийти к выводу, что писательница пытается поднять вопросы, связанные с феминными ценностями через мистическое отношение к мужчине, женщине. Однако, в конечном счете, мужские и женские гендерные роли в прозе Садур патриархатно стереотипны, поэтому женщине в ее прозаических текстах все же близко патриархатное сознание.

 

И что хотелось бы сказать в заключении, любое чувство у Садур находится в пространстве трех координат: любви, печали и злости. Когда любовь растоптана или безответна, а печаль постоянна и незаметна, наиболее действенной становится злость. Может, оттого, что героини жалки, их злость вызывает сочувствие, а не отторжение. Да и злость эта детская: пусть мне будет плохо, и тогда они поймут, как были несправедливы ко мне… Есть, правда, среди героинь настоящие злые девушки. Такие же, в сущности, ведьмы, как и их мучители.

Но среди всего этого в прозе Садур не затерялось чувство Любви. Только благодаря этому чувству наладятся отношения в обществе, в семье.

Мужчина и женщина, по мнению Нины Садур, должны стремиться к воссоединению, а не вражде и раздору.

 

 


[1] Нарбикова В. Литература или утопическая полемика с культурой. (Интервью) // Постмодернисты о посткультуре. С.128.

 

[2] Скоропанова, И.С. Русская постмодернистская литература. Учебное пособие / И.С. Скоропанова. – М.: Флинта, 2001

Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература: 1950 – 1990-е годы. Учебное пособие. В 2 т. Т.2: 1968 – 1990 / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. – М.: Академия, 2003

[3] Канунникова, И.А. Русская драматургия 20 века / И.А. Канунникова. – М.: Флинта, 2003

Данилова, И.Л. Стилевые процессы развития современной русской драматургии. Автореферат дисс. … доктора филол. Наук / И.Л. Данилова. – Казань, Казанский государственный университет, 2002

 

 

[4] Скоропанова, И.С. Русская постмодернистская литература. Учебное пособие / И.С. Скоропанова. – М.: Флинта, 2001

Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература: 1950 – 1990-е годы. Учебное пособие. В 2 т. Т.2: 1968 – 1990 / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. – М.: Академия, 2003

[5] Канунникова, И.А. Русская драматургия 20 века / И.А. Канунникова. – М.: Флинта, 2003

Данилова, И.Л. Стилевые процессы развития современной русской драматургии. Автореферат дисс. … доктора филол. Наук / И.Л. Данилова. – Казань, Казанский государственный университет, 2002

 

 

[6] Садур, Н.Н. Злые девушки // Немец / Н. Садур. – М.: Вагриус, 2003

[7] Там же, с. 110

[8] Молчанов А. «настоящая женская проза» ∕ ∕ Писатель.ru  21 февраля 2003

[9] Пушкарева Н. Гендерные исследования и исторические науки // Гендерные исследования. 1999. № 3. С. 166-167.

[10] Понятие постфеминизм возникло по аналогии с понятиями постструктурализм, постмодернизм и т.п., поскольку постфеминистский дискурс 1980 – 90-х годов и вышел собственно из дискурсов постмодернизма и постструктурализма.   

[11] В 1990-е годы в научное поле гендерных исследований также попадают не только мужской и женский, но и другие типы субъективации, в частности – гомосексуальный, гетеросексуальный, транссексуальный тип. 

[12] Пушкарева Н. Гендерные исследования и исторические науки // Гендерные исследования. 1999. № 3. с. 171

[13] Сторонники биологического детерминизма считают, что биология человека четко определяет распределение социально-половых ролей («женскую» и «мужскую»), которые, являясь «естественным проявлением биологической сущности индивидов, признаются равнозначными, хотя и разными по содержанию (женская роль в социальной системе – это экспрессивная роль, роль добытчика и защитника). Гендерная теория противопоставляет традиционному биологически-предопределенному распределению социальных ролей теорию социального конструирования гендера. Речь здесь идет о культурно обусловленных конструктах «мужского» и «женского». Цель состоит в их «деконструкции», в том, что показать, что они складывались/ются исторически, а не являются данными природой. См. об этом: Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера: феминистская теория // Введение в гендерные исследования. Ч.Ι: Учебное пособие / Под.ред. И. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С. 147-174.   

[14] Классификация мира по признаку пола закреплена в культуре через символику мужского и женского начала, которая отражает и поддерживает существующую гендерную иерархию общества. Многие не связанные с полом понятия, явления, предметы отождествляют с мужским/маскулинным или женским/феминным началом («мужское/маскулинное» отождествляют с культурой, светом, Богом, творчеством, силой, активностью, и, в свою очередь, культура, свет, Бог и т.д. символизируют маскулинность, мужское начало; «женское/феминное» отождествляют с природой, тьмой, пустотой, хаосом, пассивностью, слабостью, которые так же символизируют феминность, женское начало), по этому понятие гендер рассматривают не только в социальном, но и в культурно-символическом аспекте. См.: Кириллина А.В. Гендерная метафора // Словарь гендерных терминов / ред. А.А. Денисова. М.: информация 21 век, 2002. С. 40-41.  

[15] Шоре Э. Феминистское литературоведение на порге 21 века // Литературоведение на порге 21 века: материалы международной научной конференции (МГУ, май 1997). М., 1998. С. 97-98

[16] Жеребкина И. «Прочти мое желание…». Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. М.: Идея-Пресс, 2000. С. 135.

[17] Батлер Дж. Феминизм под любым другим именем. Интервью с Рози Бардотти // Гендерные исследования. 1999. №2 (1/1999). С. 53-75

[18] Бовуар Симона де. Второй пол / пер. с фр. Ред. С. Азайлова. М.: Прогресс; СПб.: Алетейа, 1997. С. 31, 32, 33.

[19] Лихачева Е. Материалы для истории женского образования в России (1086 – 1796). СПб.: тип. М.М. Стасюлевича, 1890. С. 273

[20] Ивановский Центр Гендерных исследований (ИЦГИ), Московский Центр Гендерных исследований (МЦГИ), Харьковский Центр Гендерных исследований (ХЦГИ), Петербургский Центр Гендерных исследований (ПЦГИ), Тверской Центр женской истории и гендерных исследований ТвГУ, Владивостокский Центр Гендерных исследований (ВГУЭС) и др.

[21] Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский – Л., 1940. – с.495

[22] Гегель Г.В. Лекции по эстетике. В 2т. – т.1 / Г.В. Гегель. – СПб., 1999. – с.206 – 208

[23] Е. Ульченко. Загадочная писательница, с которой не дружат.//(электронный ресурс) Режим доступа: http://www.sem40.ru

[24] Садур, Н.Н. Злые девушки // Синяя рука / Н. Садур. – М.: Вагриус, 2003

[25] Садур, Н.Н. Злые девушки // Синяя рука / Н. Садур. – М.: Вагриус, 2003

[26] Садур Н.Н. Злые девушки / Н. Садур. – М.: Вагриус, 2003. – с. 9

[27] Там же

[28] Там же, с. 45

[29] Садур Н.Н. Злые девушки / Н. Садур. – М.: Вагриус, 2003. – с. 23

[30] Садур Н.Н. Злые девушки // Немец / Н. Садур. – М.: Вагриус, 2003

[31] Садур Н.Н. Злые девушки // Немец / Н. Садур. – М.: Вагриус, 2003. – с. 25

 

[32] Садур Н.Н. Злые девушки // Немец / Н. Садур. – М.: Вагриус, 2003

[33] Там же

[34] Садур Н.Н. Злые девушки // Запрещено - все / Н. Садур. – М.: Вагриус, 2003

 

[35] Садур Н.Н. Злые девушки // Запрещено - все / Н. Садур. – М.: Вагриус, 2003

 

[36] И. Петроченко. Проблема женского идентита в современной женской поэзии.

[37] Н.Садур. Червивый сынок // Н.Садур. Злые девушки. – М.: «Вагриус», 2003. С.291


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 279; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!