Гендерные исследования в российском литературоведении



В отличии от социологии или исторической науки, применение методологии гендерных исследований в области литературоведения, уже несколько десятков лет продуктивно развивающееся на Западе (в США, Великобритании, во Франции и т.д.), в России еще не получило широкого распространения. Показательно, что из существующих отечественных гендерных центров только в тверском центре разрабатывается Гендерная тематика литературоведческого профиля. Современные гендерные исследования литературы в России по большей степени находятся на стадии обобщения западного опыта, адаптации западной терминологии к отечественному литературному и культурному контексту.

И все же отечественные исследователи все активнее вырабатывают собственные подходы к анализу женского творчества.

Логика обособления женского творчества постепенно сменяется вниманием к особенностям «женского письма» и женской литературной традиции, понятым в широком литературном, культурном, философском контексте. Женская проза стала предметом профессиональных филологических штудий, о ней защищают диссертации. За последние десять лет появилось несколько монографий и сборников статей, сделавших предметом изучения русскую женскую литературу.

Поскольку явление женской прозы в современном ее бытовании – это дискурс не только художественный, но и критический (именно критика и формирует не только понятие, но и в большей степени саму литературную практику), можно рассматривать здесь и логику развития этого литературного явления, и логику его освоения в критике.

Понятия «женщина писательница», женщина-поэт» (поэтесса) начинают употребляться в русской критике и журналистике с конца 18 – начала 19 века. Большинство исследователей (Е. Щепкина, Е. Лихачева, И. Савкина, К. Келли) связывают появление в России женщин писательниц с 1770-ми годами. Исследовательница 20 века Е. Лихачева первая обратила внимание на обусловленность женского творчества государственными и общественными изменениями: время, когда русской женщине в первый раз представилась возможность «проявить свою мысль и талант», совпало именно с временем правления Екатерины ΙΙ, когда женское в прямом смысле сливается с властью[19]. То обстоятельство, что место власти (мужское место) занимала императрица-писательница, покровительствующая женскому самообразованию и литературным занятиям, безусловно, способствовали всяческому поощрению со стороны власти (авторитетных людей того времени – А. Сумароков, Г. Державин, М. Херасков, Н. Новиков) женских литературных занятий.

Сегодня женскую прозу можно рассматривать как целостное и даже завершенное явление, со своей логикой развития.

На рубеже 1980 – 90-х годов российские писательницы буквально «прокричали» о себе (такова была энергия манифестов и текстов) в программных женских сборниках «Не помнящая зла» (1990) и «Новые амазонки» (1991). Сборники включали в себя рассказы, повести, стихи, пьесы очень разных – как известных (Нина Садур, Валерия Нарбикова), так и малоизвестных тогда писательниц (Лариса Ванеева, Светлана Василенко, Ольга Татаринова, Ирина Полянская, Нина Горланова, Татьяна Тайганова, Татьяна Набатинкова, Елена Тарасова, Марина Палей и др.).

В 1990-е годы развернулась длительная и горячая дискуссия о месте «женской прозы» в русской литературе.

Постепенно под понятие «женская проза» в отечественной критике попадает творчество всех женщин прозаиков, известных с начала 1990-х, поэтому часто в одном ряду рассматриваются Нина Садур, Татьяна Толстая, Людмила Петрушевская, Виктория Токарева, Людмила Улицкая, Галина Щербакова, и, конечно, те писательницы, которые заявили о себе в нашумевших сборниках (Валерия Нарбикова, Лариса Ванеева, Светлана Василенко, Марина Палей и др.).

К концу 1990-х годов сформировалась своего рода субкультура женского творчества: художественные и академические издания, гендерные центры[20] (как правило, занимающиеся не только социальными проблемами, но и эстетическими), круг критиков и литературоведов… Складывается единый женский критико-литературный дискурс.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 361; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!