Проблема женского творчества в контексте гендерных исследований.



Не будем повторять общеизвестные истины о том, что в патриархатной культуре женщина всегда занимает маргинальное положение. Напомним только, что эта общая для всех стран закономерность в России осложняется еще некоторыми обстоятельствами. Тоталитарная система, которая царствовала здесь много веков, с подозрительностью и агрессивностью относилась к любым формам "инаковости", инакомыслия. Женщине из высших, образованных слоев общества десятилетиями приходилось тратить творческую энергию на доказательство того, что она имеет право быть личностью, а не игрушкой мужчины и украшением гостиной. В простонародной среде положение дел было еще более ужасным: для крепостного крестьянина женщина (баба) была единственным еще более бесправным, чем он, существом. Прибавьте к этому еще влияние православной церковной традиции с ее ясно выраженными патриархатными установками, и вы легко поймете, почему в русском фольклоре довольно многочисленны пословицы типа "Курица не птица, баба - не человек".

Советский режим, как известно, объявил "женский вопрос" решенным и закрытым. Так было декларировано еще в сталинской конституции 1936 года. Однако итогом "эмансипации по-советски" явилось, прежде всего, то, что на женщин взвалили двойное бремя - она должна была тянуть лямку и на производстве, и дома. Беспрерывные войны, палаческая практика Гулага, постоянная нехватка продуктов и многого другого - все это не облегчало жизнь и быт, "бороться" с которым большинству женщин приходилось в одиночку. Советская действительность породила такие монструозные женские сообщества, как кухня в коммунальной квартире на десять и больше хозяек, женский барак в лагере или на принудительных работах и очередь, очередь, очередь, в которой советская женщина, стервенея и расчеловечиваясь, проводила добрую треть своей жизни. При этом, как я уже говорила, на идеологическом уровне женского вопроса не существовало, слово "феминизм" было таким же табуированным, как другие обозначения "буржуазных извращений", а проблема женской литературы возникала только в форме фельетонов о "дамской повести", родовыми свойствами которой объявлялись мелодраматизм, слащавость и жеманство. При этом именно русская литература создала великолепные мистифицированные образцы женственности: "тургеневская девушка", идеальная мать Льва Толстого (Толстой) или Ивана Аксакова, Прекрасная Дама Александра Блока и т.п. 

 Только в середине 80-х гг. XX века женская проза оформилась и начала заявлять о себе. Она объединила писательниц разных поколений с разным жизненным опытом, иногда с диаметрально противоположными взглядами и художественными пристрастиями.

Женская литература как литература, написанная женщинами – сложный и противоречивый феномен. Она существует внутри всего объёма литературы. Определить, что ту или иную книгу можно отнести к данному явлению легко. Для этого нужно всего лишь прочитать имя автора на обложке. Хотя и это не всегда является правдой. В эпоху мистификаций писатель-женщина может скрыться под псевдонимом (для примера можно упомянуть феномен Макса Фрая, под именем которого плодотворно работает Светлана Мартынчик).

Литературный критик А. Молчанов пишет в статье: «Я глубоко убежден, что любой мужчина пишет мужскую прозу, а любая женщина - женскую. И те, и другие могут делать ее плохо или хорошо. И могут устраивать мистификации, выдавая себя за лицо другого пола с помощью фамилии на обложке. Все возможно, но по-настоящему хорошая проза получается тогда, когда человек рассказывает о сокровенном, о том, что пережил, о том, что любит и знает изнутри, глубоко, детально»[8].

Перестройка, запущенная Горбачевым, позволила сделать гласными среди других и интересующие нас проблемы. Правда в социальной сфере положение женщин в России в постперестроечное время, если и изменилось, то к худшему. Но в области культуры женская точка зрения получила возможность заявить о себе. Об этом свидетельствует в частности и то, что один за другим вышли в свет сборники современной женской литературы: "Женская логика" - М., 1989, "Мария" - Петрозаводск, 1990, "Не помнящая зла" - М., 1990, "Новые амазонки" - М.,1991, "Абстинентки" - М.,1991,"Жена, которая умела летать" (сборник прозы русских и финских писательниц) - Петрозаводск,1993, "Злые девушки" – М., 2003,  "Чего хочет женщина" - М.,1993. (Последний сборник выпущен по итогам международного конкурса на лучший женский рассказ) и др.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 350; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!