I. Проверка домашнего задания.



Чтение сочинений-миниатюр с последующим рецензированием учителя.

II. Лекция учителя «Как писать сочинение-очерк?».

Прослушанные работы свидетельствуют о глубоком понимании вами изученного произведения Л. Н. Толстого. А что если вы сравните жизненный опыт Николеньки со своим собственным? ведь многим из вас практически столько же лет, что и герою трилогии. А сравнение это мы попытаемся воплотить в сочинении-очерке о себе или своем современнике.

Что же такое очерк?

Очерк – это жанр публицистики, потому что изображает и разъясняет значительные и интересные явления действительности.

– Как вы считаете, почему сочинение на указанную тему целесообразнее писать в жанре очерка?

– Почему указанная тема может считаться общественно значимой?

Очерк очень похож на рассказ, поэтому можно использовать разные формы изложения: описание, повествование, рассуждение, диалог. Очерк ярко выявляет личность автора.

Существуют такие разновидности очерка:

1) путевой очерк – проблема связана с картинами быта, природы или дорожными событиями.

2) проблемный очерк – автор рассуждает о важных и острых идейно-политических, экономических, эстетических или нравственных вопросах;

3) портретный очерк – в центре такого очерка человек, его дело; очерк решает общественно значимую проблему, связанную с характером или поступками героя, и, с другой стороны, выражает авторское отношение к самому герою очерка.

– Какой вид очерка целесообразнее писать по указанной теме?

– Какой стиль речи подходит для изложения такой темы?

– Вспомним, как нужно конструировать публицистическую речь.

Публицистический стиль речи допускает:

1) публицистическую лексику: «идеалы добра», «переломные годы», «свобода и независимость» и т. д.;

2) повторы: «давным-давно», «молодо и свежо» и т. д.;

3) антитезы (сила – слабость; вера – безверие);

4) риторические вопросы (например: «Кого может обмануть этот агрессивный внешний вид?»);

5) побудительные и восклицательные предложения («Представьте себе…», «Вспомните…» и т. д.);

6) сопоставительные и противопоставительные конструкции («как молодые, так и взрослые люди…»).

– О чем же мы будем писать, размышляя о своем современнике? Рассмотрим основные, ключевые вопросы к теме.

· Чем отличается жизнь современного молодого человека?

· Какие проблемы свойственны этому поколению? Как они решаются?

· Есть ли среди твоих сверстников личности, о которых можно сказать, что они постоянно развиваются?

· Справедливы ли упреки взрослых в том, что «молодежь не та пошла»?

· Проще или сложнее, по сравнению с веком XIX, стала жизнь твоего сверстника?

· Сохранились ли в наше время те идеалы, которые провозглашали молодые люди XIX в.?

III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».

Домашнее задание:

1) завершить работу над сочинением;

2) читать рассказ А. П. Чехова «Анна на шее»;

3) индивидуальное сообщение об А. П. Чехове.

Уроки 62–63

эпоха А. п. чехова. художественное
мастерство чехова-рассказчика

Цели:повторить биографию писателя; вспомнить юмористические рассказы, изученные ранее; отметить художественное мастерство Чехова-рассказчика. 

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжаем наше знакомство с писателем, о котором М. Горький сказал как-то: «Никто не понимал так ясно и тонко, как он… трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни».

Да, наш рассказ об А. П. Чехове. (Запись темы на доске и в тетради.) Время, а вернее безвременье, 80-х гг. XIX века, когда Чехов входил в литературу, наложило отпечаток на мировоззрение писателя.

80-е гг. XIX в. – эпоха разочарований, эпоха переоценки ценностей, эпоха поисков новых путей развития России. Чехов же не искал никаких новых путей, не изобретал средств спасения. Он просто эту Россию любил, любил искренне, со всеми ее недостатками и слабостями, и рисовал жизнь такой, какая она есть в ее повседневном течении.

В отличие от своих предшественников, героем своих произведений писатель делает не какую-то выдающуюся личность, а самого обыкновенного человека. Его интересует духовный мир человека, погруженного в поток обыденной жизни.

Основной темой творчества зрелого Чехова становится наблюдение за процессом постепенной нравственной деградации, утраты человеком истинных духовных ценностей. При этом для писателя важны не размышления героя, а его эмоции и переживания.

Чехов не дает советов, не поучает читателя и не раскрывает прямо психологическое состояние своих героев (которого они сами порой не понимают), а так воспроизводит это состояние, что читатель, проникаясь настроением героя, ставит себя на его место и чувствует вместе с ним.

Для создания такого настроя писатель часто пользуется приемом несобственно-прямой речи, которая в его произведениях вытеснила столь привычный внутренний монолог.

Чехов не вторгается в глубины человеческого подсознания, а воспроизводит внутренний мир человека косвенно. Такой прием называют приемом скрытого психологизма. Наблюдая за повседневной внутренней жизнью человека, писатель приходит к выводу (и подводит читателя), что смутные, случайные душевные движения, малозначительные факты, постоянно накапливаясь, могут привести к серьезному изменению человеческой личности. В его произведениях изображается то, что происходило и происходит всегда, что может случиться со всяким, а человек интересен писателю именно своей обыкновенностью, своей похожестью на других.

Вспомним этапы биографии и творчества писателя.

2. Сообщение учащегося о Чехове (индивидуальное задание).

3. Составление хронологической таблицы.

Годы Основные события жизни и творчества
17 (29) янв. 1860 Родился в Таганроге в купеческой семье
1868–1879 Учеба в Таганрогской гимназии, репетиторство
1879–1884 Учеба на медицинском факультете Московского университета
1880–1884 Первые юмористические рассказы в журналах «Стрекоза», «Будильник», «Осколки» и др.
1884 Начало медицинской практики
1888 Повесть «Степь» – итог чеховских исканий 80-х гг.
1890 Поездка на Сахалин
1893–1894 Книга «Остров Сахалин»
1892 Поселился в приобретенной подмосковной усадьбе Мелихова. Определяется основная тема творчества – равнодушие, символом которого стал «человек в футляре»
1898 Работа для Московского Художественного театра. Пьеса «Чайка»
1899 Пьеса «Дядя Ваня»
1901 Пьеса «Три сестры». Женитьба на актрисе Художественного театра О. Л. Книппер
1902 Вследствие заболевания туберкулезом переселяется в Ялту
1903–1904 Пьеса «Вишневый сад»
1904 В связи с обострением болезни выезжает на лечение на курорт Баденвейлер (Германия), где скончался 2 (15) июля. Похороны в Москве.

4. Работа с опорными тезисами.

«Краткость – сестра таланта».

«Искусство писать – это искусство сокращать».

                                                Из писем А. П. Чехова.

Жанр рассказа – малой эпической формы – Чехов довел до совершенства. Просто поражает лаконизм и огромное социальное содержание его рассказов.

– Как этого достигает Чехов? (Записать в тетради.)

1) Заглавие имеет точное идейное звучание.

2) Сюжет строится на остром, необычайном положении.

3) Композиция: экспозиция → очень краткое, динамичное действие → неожиданная развязка, где чаще всего сосредоточена суть рассказа.

4) Художественная деталь заменяет многоречивые описания.

5) Авторская речь: четкость синтаксических конструкций, простота и ясность; речь героев – в соответствии с их характером.

6) Сравнения подсказаны жизнью; эпитеты немногочисленны, новы, органически сочетаются со словами общенародного языка.

7) Афористичность речи как положительных, так и отрицательных персонажей.

8) Наличие подтекста.

Подтекст – способ построения художественного текста, основанный на несовпадении внешнего, прямого смысла слова и его внутреннего значения.

5. Тест по рассказу Чехова «Хамелеон».

1. Главный герой «Хамелеона»:

а) Очумелов;

б) Овсов;

в) Денис Григорьев.

2. В творчестве Чехова важную роль играют внешние детали. На перемену внутреннего состояния полицейского надзирателя указывает:

а) узелок в руке;

б) снятая или накинутая на плечи шинель;

в) корзина с конфискованным крыжовником.

3. Отличительной чертой произведения является:

а) глубокий лиризм;

б) искрящийся юмор, громкий смех;

в) пафос.

4. Жанр произведения:

а) рассказ;

б) очерк;

в) повесть.

5. Автор относится к Очумелову:

а) нейтрально;

б) с сарказмом;

в) с сочувствием.

6. Отношение Очумелова к Хрюкину меняется в связи с тем, что он:

а) разобрался в происшедшем;

б) пожалел золотых дел мастера;

в) узнал, чья собака.

7. Произведение:

а) основано на жизненных ситуациях;

б) является вымыслом;

в) сочетает авторский вымысел и жизненную ситуацию.

8. Особенность произведения:

а) за анекдотической ситуацией скрыт глубокий жизненный смысл;

б) наличие нескольких рассказчиков;

в) высокий лиризм.

9. Смысл названия произведения связан с тем, что:

а) Очумелов то снимает, то надевает шинель;

б) надзиратель меняет свои пристрастия и убеждения, как хамелеон меняет свою окраску.

Эта викторина по уже знакомому тексту подтверждает правильность наших записей в тетрадях.

6. Анализ рассказов «Тоска» и «Счастье». 

1) Слово учителя.

Обратимся теперь к рассказам Чехова 80-х гг. Вся первая половина 80-х гг. в творчестве Чехова связана с юмористикой. вспомните, какой «перевернутой» предстает в рассказе «Толстый и тонкий» тема «маленького человека». Пафос чеховского повествования – не в сочувствии жертве, а в высмеивании чинопочитания, лишающего человека всего человеческого. То же относится и к рассказу «Смерть чиновника».

К середине 80-х гг. в творчестве Чехова наметился некоторый перелом. Все чаще в его произведениях начинают звучать серьезные нотки, появляются рассказы с симптоматичными заглавиями – «Горе», «Тоска», в центре которых – человек, оставшийся один на один со своим горем. Это одиночество отдельного человека отражало общую ситуацию того времени, свидетельствуя о разрыве человеческих и общественных связей, что становится одной из ведущих тем чеховского творчества этого периода.

2) Краткий пересказ одним из учеников рассказа «Тоска» (1886 г.).

В центре рассказа – образ петербургского ночного извозчика Ионы Потапова. У старого Ионы умер сын, и он пытается рассказать о своем горе седокам: сначала военному в шинели, затем компании загулявших молодых людей. Но все равнодушно отмахиваются от него. первый говорит: «Поезжай, поезжай… Эдак мы и до завтра не доедем», вторые заняты разговором о гулянье. Он обращается тогда к молодому извозчику, но и тот отвернулся и заснул. Иона идет дать корму лошади и рассказывает ей: «Так-то, брат кобылочка… Взял и помер зря… Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать… И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить… Ведь жалко?» Рассказ «Тоска» был отнесен Л. Н. Толстым к «первому сорту» чеховских произведений.

В основе рассказа – короткая бытовая сцена, показанная в грустно-лирическом свете. Бытовой случай помогает раскрыть глубокое психологическое содержание, которое неразрывно связано с социальным: писатель заставляет увидеть в личном несчастье людей отражение общей социальной несправедливости.

3) Краткий пересказ рассказа «Счастье» (1887 г.).

Рассказ «Счастье» был написан в 1887 г. Он посвящен Якову Полонскому. Современники писателя видели в рассказе лишь живописные достоинства. Однако сам писатель весной 1888 г. утверждал, что «Счастье» – лучший из всех рассказов, написанных им к этому времени. «Степной субботник, – писал А. П. Чехов брату, Александру Павловичу, – мне самому симпатичен своей темой, которой вы, болваны, не находите».

Тема эта – мечта человека о счастье.

– Как она разработана в рассказе?

В рассказе изображается степь: равнина, ночь, бледная заря на востоке, стадо овец и три человеческие фигуры, рассуждающие о счастье. На этом фоне сосуществуют два повествовательных плана – реально-бытовой и поэтический.

– Как они выражены в повествовании?

Первый заключается в разговорах о погребенных в степи сказочных кладах: «мечты призрачные, туманные, ленивые, вполне под стать степной дремотной обстановке, сонным овечьим мыслям». Второй скрыт в подтексте и проявляется в пейзажных зарисовках, написанных как бы акварельными красками. Это потаенная мечта о человеческом счастье; именно этот второй план повествования определяет истоки поэтичности и драматизма, присутствующих в произведении.

– А каково сюжетное движение в рассказе?

Вместо него мы наблюдаем движение мысли, мысли о счастье.

– Какую роль отводит автор пейзажным зарисовкам?

Поэтическая картина создает настроение, которое выражено в реплике объездчика: «Экая ширь, Господи помилуй! Пойди-ка найди счастье!»

Так сливаются в едином поэтическом образе тема родины и тема народного счастья.

– Найдите в тексте портретные характеристики участников события. Как они характеризуют персонажей?

– Как выражена в рассказе авторская точка зрения на проблему человеческого счастья?

– В чем же заключается мастерство Чехова-рассказчика?

II. Итог уроков.

Домашнее задание: прочитать «Маленькую трилогию» Чехова; перечитать рассказ «Анна на шее».

Урок 64

Рассказ А. П. Чехова «Тоска».
Трагизм судьбы героя рассказа
*

Цели: раскрыть смысл чеховского рассказа; развивать способности учащихся анализировать художественное произведение.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Выявление читательского восприятия учащихся.

Беседа.

1) Понравился ли вам рассказ А. П. Чехова «Тоска»?

2) Как вы его поняли? О чем рассказал нам А. П. Чехов?

3) Кто главный герой рассказа?

4) Отчего так болит душа извозчика Ионы Потапова?

5) Какова судьба героя? Отношение к нему окружающего мира?

6) Можно определить тему и основную идею рассказа «Тоска»?

2. Погружение в текст рассказа, чтение отдельных фрагментов, слово учителя.

Слово учителя. Как будто простенький, непритязательный по сюжету рассказ «Тоска» таит в себе громадное гуманистическое содержание.

Обратим внимание на настоящее время, в котором ведется повествование: это не только прием, оживляющий героев и события, – перед нами не уходящая в прошлое, постоянная душевная боль человека.

Извозчик Иона Потапов и его лошаденка застыли как изваяние под пластами снега. Настойчиво повторяющаяся деталь – снег, пласты снега, засыпающие и красящие набело извозчика и его лошаденку, – вырастает в конце концов чуть ли не в символ холодного и равнодушного мира.

Лошаденка, по всей вероятности, погружена в мысль. Заметим: не хозяин, а лошаденка размышляет; Иона словно окаменел. Поглощенный горем, он должен бы думать о сыне, но, как узнаем далее из рассказа, «про сына, когда один, думать он не может… Поговорить с кем-нибудь о нем можно, но самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко…»

Какова же «мысль» лошаденки? По сути, это раздумья, которые постоянно должны бы посещать Иону: «Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда, в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать».

Враждебный город врывается в сознание извозчика истошными криками, руганью, бранью. Попытка Ионы поделиться с седоком-военным своим горем прерывается грубым окриком: «Сворачивай, дьявол! Повылазило, что ли, старый пес? Гляди глазами!» Да и седок остается равнодушен к словам извозчика.

Тройка седоков, сменившая военного, оказывается еще более бесчеловечной. Равнодушие переходит в глумление и даже в рукоприкладство. Но вот что странно: измученный одиночеством человек и ругань, и подзатыльник воспринимает чуть ли не с радостью: все же рядом с ним люди, «и чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от груди». Отсюда – неадекватная реакция на ругань и подзатыльник. «Гы-ы, – смеется он. – Веселые господа… дай Бог здоровья!» Жутью веет от сопровождаемых смехом слов Ионы: «Гы-ы… веселые господа! Таперя у меня одна жена – сырая земля… Хи-хо-хо… Могила то есть… Сын-то вот помер, а я жив… Чудное дело, смерть дверью обозналась… Заместо того, чтоб ко мне идтить, она к сыну…»

А когда гуляки покидают сани, Иона долго глядит им вслед: «Опять он одинок, и опять наступает для него тишина… Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь с еще большей силой».

Легкий юмор Чехова, пронизывающий весь рассказ, сменяется глубоким, грустным лиризмом, когда он говорит о тоске, «громадной, не знающей границ».

Внешне комичный эпизод беседы извозчика с лошадью на самом деле неизбывно трагичен. Это о нем слова брата писателя: «…вспоминаются слова твоего рассказа, где Иона говорит кобыле: "…был у тебя, скажем, жеребеночек и помер, и ты ему, скажем, мать… Ведь жалко?.." Я, конечно, перевираю, но в этом месте рассказа ты бессмертен».

3. Аналитическая беседа.

– Обратите внимание на описание снегопада, фигуры извозчика, его лошаденки. Какова роль этого описания?

– Какое значение для понимания картины и судьбы Ионы имеют слова рассказчика: «Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда, в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать»?

– Каков, по-вашему, характер трагедии извозчика Ионы Потапова – сословный, возрастной или какой-то еще?

– Как сочетаются в рассказе сатира, тонкий юмор и грустный лиризм?

II. Итог урока.

– Современник А. П. Чехова С. Я. Елпатьевский писал: «Я несколько раз прочитывал рассказ «Тоска», и теперь, когда Чехов совсем ушел из жизни, я вспоминаю судьбу его, вспоминаю всего Чехова и не могу без волнения читать взятый им к этому рассказу эпиграф „Кому повем (поведаю) печаль мою?”».

Домашнее задание:вопросы 7, 9, 10, с. 39 (II часть учебника).

Уроки 65–66

русская литература хх века:
многообразие жанров и направлений

Цели:продолжать обучать конспектированию; учить обмениваться мнением о прочитанном.

Ход уроков


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 749; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!