I. Проверка домашнего задания.



1. Аналитический пересказ статьи учебника о М. Булгакове – «Каким я представляю Булгакова».

2. Сообщение учащегося.

Рассказ о драматической писательской судьбе М. Булгакова и судьбе некоторых его книг.

II. Работа по теме урока.

1. Слово учителя о М. Булгакове и его повести «Собачье сердце».

М. А. Булгаков родился в Киеве, в семье профессора Киевской духовной академии; учился в гимназии, увлекался театром, пересмотрел все спектакли.

– Как это увлечение повлияло на творчество Булгакова? (Булгаков – автор ярких драматических произведений.)

В 1916 г. с отличием окончил медицинский факультет Киевского университета и полтора года служил в земской больнице села Никольского Смоленской губернии. Об этом времени он рассказывает в автобиографической повести «Записки юного врача».

– Единственный ли это прецедент в русской литературе, когда врач становится писателем? (Нет, не единственный. Врачами были и Чехов – любимый писатель Булгакова, и Вересаев, с которым Булгакова связывала многолетняя личная и творческая дружба.)

Критик Леопольд Авербах (прообраз Берлиоза в «Мастере и Маргарите») утверждал, что фантастические повести Булгакова – «злая сатира на советскую страну, откровенное издевательство над ней, прямая враждебность». Булгаков же не считал себя противником нового, считал, что помогает ему, помогает правдой. Хорош тот врач (а Булгаков и был врачом), который не только поставит диагноз, но и постарается прогнозировать течение болезни.

Сатирические произведения Булгакова, несомненно, слишком откровенно критиковали советскую власть и, конечно, не могли быть опубликованы. Автор так и не увидел напечатанной свою повесть «Собачье сердце», в которой писатель по-новому повернул тему ответственности науки перед живой жизнью. Рукопись вместе с дневником была изъята сотрудниками ОГПУ во время обыска 7 мая 1926 г. Впоследствии рукопись вернули в обмен на то, что Булгаков забрал свое заявление о выходе из Всероссийского союза писателей.

– О чем же идет речь в повести? (О непредсказуемых последствиях научных открытий, о том, что эксперимент, имеющий дело с неадекватным человеческим сознанием, опасен.)

Научная интуиция и здравый смысл дают сбой, когда профессор пересаживает уличной дворняге гипофиз человека. По прихоти науки возникает чудовищный гомункулус с собачьим нравом и замашками хозяина жизни. Булгаков с большим скептицизмом смотрел на попытки искусственного и ускоренного воспитания «нового человека».

2. Пересказ повести по группам.

Повесть состоит из 8 глав и эпилога. попытаемся пересказать ее (по группам).

1-я группа – I глава. «Показался гражданин, а не товарищ, и даже вернее всего – господин».

2-я группа – II глава. «Боже! Пропал Калабуховский дом!».

3-я группа – III глава. «Разруха не в клозетах, а в головах».

4-я группа – IV глава. «Эх, доктор Борменталь, жаль пса, ласковый был».

5-я группа – V глава. «Перед нами новый организм».

6-я группа – VI глава. «Дорогой доктор, я измучился за эти две недели больше, чем за последние 14 лет. Вот ведь тип, я вам доложу…».

7-я группа – VII глава. «Ей-богу, я, кажется, решусь».

8-я группа – VIII глава. «Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак».

9-я группа – эпилог. «То есть он говорил? Это еще не значит быть человеком».

Предложенные цитаты должны пояснить, на что вам следует обратить внимание при аналитическом пересказе.

3. Дискуссия на тему: «Шариков смешон или опасен?»

Вопросы:

1) Какие пороки сконцентрировались в двуногом существе?

2) Чем опасно его желание «взять все и поделить»?

3) К чему привела полученная Шариковым великая возможность произносить членораздельные звуки?

4) В чем смысл финала повести?

Итак, профессор Преображенский, выведя новую породу человека, хочет воздействовать на Шарикова словами, но безрезультатно. А вот у Швондера – идейного антагониста Преображенского – это получилось сразу, и Шариков понял, что он «труженик», потому что не нэпман и не профессор, живущий в семи комнатах и имеющий 40 пар штанов. «Труженик» уже потому, что у него нет собственности, а работать, по его мнению, не нужно – достаточно «взять все да поделить». Швондер, другим путем «выведенный» новый человек, борется за душу Шарикова, прививая ему нахрапистость, наглость, высокомерие к культуре. Хочу мять цветы – и буду, хочу мочиться мимо унитаза – мое право, хочу сделать политическую карьеру в государстве Швондеров – потесню кого-нибудь и сделаю. Вот плоды революционного «окультуривания» масс. Булгаков солидарен с Преображенским: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь, вместо того чтобы идти параллельно с природой, форсирует вопрос и поднимает завесу: «На, получай Шарикова и ешь его с кашей».

Симптом духовной катастрофы в Советской России налицо – делает вывод своим произведением писатель.

4. Анализ художественных особенностей повести.

1) «Говорящие» фамилии – традиционный прием писателей-сатириков. Попытайтесь «расшифровать» их.

2) В повести несколько рассказчиков. Кто выступает рассказчиками?

3) Символика повести, точная хронология. Проследите ее.

– С какими православными праздниками совпадают «рождение» и «смерть» Шарикова? Как с этой точки зрения высвечивается символика повести?

– Какие события в повести описаны реалистически, а какие – фантастически?

– Где изображение становится гротескным?

– В каких сатирических произведениях русской литературы вы встречались с таким приемом?

4) Сюжет повести позволяет автору использовать прием речевой характеристики. Проследите его использование на примере речи Шарикова.

5) Повествованию свойственна афористичность. Найдите такие примеры в речи как отрицательных, так и положительных героев.

6) Некоторые образы повести стали нарицательными. Какие это образы?

III. Итог уроков.

Домашнее задание: письменно ответить на вопросы:

1) Почему действие повести происходит в Москве?

2) Как история Калабуховского дома показывает процессы, происходящие в России?

Уроки 70–71

«СЕРЕБРяНЫЙ век» русской поэзии.
своеобразие лирики А. А. блока

Цели:обзор понятия «серебряный век»; познакомить с основными направлениями, традициями и новаторством поэтов «серебряного века»; ввести понятие «символизм»; познакомить со стихами Блока.

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

1. Лекция учителя «Серебряный век» русской поэзии».

Впервые выражение «серебряный век» было употреблено А. А. Ахматовой в «Поэме без героя»:

              Были святки кострами согреты,

              И валились с мостов кареты,

              И весь траурный город плыл

              По неведомому назначенью,

              По Неве или против теченья, –

              Только прочь от своих могил.

              На Галерной чернела арка,

              В Летнем тонко пела флюгарка,

              И серебряный месяц ярко

              Над серебряным веком стыл…

Термин этот возник по аналогии с выражением «золотой век», а поэзия «серебряного века» своими корнями уходит в гениальное творчество Пушкина, Баратынского, Фета.

«Серебряный век» – сложное культурное явление, проявившееся в русской философской мысли, разных видах искусства, но прежде всего, конечно, в литературе, а точнее – в поэзии, так как именно она с ее мгновенностью мироощущения, быстротой, силой и яркостью воплощения смогла стать выразителем настроений эпохи. Что же это была за эпоха?

Философ Н. Бердяев писал: «Это была эпоха пробуждения самостоятельной философской мысли, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни; виделись новые зори, соединявшие чувство заката с чувством восхода и надеждой на преображение жизни». З. Гиппиус: «Что-то в России ломалось, что-то оставалось позади, что-то, народившись или воскреснув, стремилось вперед».

Эпоха повлияла и на условия бытования культуры в целом и литературы в частности.

Появилось много течений, групп, группировок. Параллельно существовали разные эстетические направления: декаданс (упадок), русский ренессанс (возрождение, духовное обновление), модернизм («новый, современный»).

К модернистским течениям обычно относят символизм, акмеизм, футуризм.

Понятие «серебряный век» прежде всего связано с символизмом.

На доске и в тетрадях:

Наряду с этим были поэты, стоящие вне групп и направлений: И. Бунин, А. Толстой, М. Цветаева и др.

Однако в равной мере нельзя измерять, например, Блока только символизмом, а Маяковского – футуризмом, хотя их индивидуальный облик приобретен именно на том пути, который они прошли, особенно в начале своего творчества.

2. Обсуждение эпиграфа ко второй части урока.

Он был Лермонтовым нашей эпохи. У него была та же тяжелая тяжба с миром, богом, собою, тот же роковой демонический ток, та же тяжелость не умеющей приспособиться к миру души, давящей, как бремя.

К. И. Чуковский

Итак, вторую часть урока мы посвящаем творчеству Александра Александровича Блока. Как сопоставление с Лермонтовым приближает нас к пониманию Блока?

Что значит «роковой демонический ток»?

3. Чтение статьи о Блоке (с. 61–72, II ч.).

– Как и в чем эпиграф и статья перекликаются?

– Чем объяснить трагическую тональность творчества Блока?

– Что значит выражение «уход в мистику»?

Мистика – 1) вера в сверхъестественное, в возможность непосредственного общения человека с потусторонним миром; 2) нечто загадочное, непонятное, необъяснимое.

Мистик – человек, склонный к мистике.

Для мистика реальный мир – лишь покров, под которым скрыта загадка.

         Милый друг, иль ты не видишь,

         Что все видимое нами –

         Только отблеск, только тени

         От незримого очами…

                                 В. Соловьев, поэт и философ

Разгадать высший смысл, скрытый под оболочкой жизненных явлений, – такова сверхзадача поэтов-символистов, которая требует и особой формы выражения – в виде слов-символов (условных изображений чего-либо), вызывающих различные толкования и ассоциации.

А. Блок создал целую всеобъемлющую систему символов. В ее основе лежит простой мотив: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к Прекрасной Даме. За этим стремлением стоит многое: мистическое постижение Бога, поиск жизненного пути, порыв к идеалу и бесконечно много иных оттенков, толкований. Заря, звезды, солнце, белый свет – все это синонимы Прекрасной Дамы. Размыкание кругов – порыв к Ней. Ветер – знак Ее приближения. Утро, весна – время, когда надежда на встречу наиболее крепка. Зима, ночь – разлука, торжество злого начала. Синие, лиловые миры, одежды – крушение идеала, веры в саму возможность встречи с Прекрасной Дамой. Болото символизирует обыденную жизнь, не освященную мистически. «Жолтые» фонари, «жолтая» заря (Блок придавал «о» в этом случае большое значение) символизируют пошлость современности.

4. Чтение и анализ стихотворений Блока.

1) «Ветер принес издалека…».

– О чем это стихотворение?

– В чем тайна его музыкальности?

2) «Ушла. Но гиацинты ждали…».

– Какие чувства переживает лирический герой?

– А каков образ его возлюбленной? Как он создается? Отметьте цветовой ряд стихотворения.

3) «О доблестях, о подвигах, о славе…».

– В чем перекличка с пушкинским «Я помню чудное мгновенье…»?

– Как рассказывает поэт о личной драме? (Жанр – послание. Любовь трагична. Женщина – вдохновительница поэзии, она же – олицетворение молодости поэта. Расставшись с ней, он расстался и со своими иллюзиями: синий плащ – знакомый образ крушения идеалов в поэзии символистов.)

5. Заключительная беседа.

– Ахматова сказала о Блоке: «…трагический тенор эпохи». Какое из стихотворений, помещенных в учебнике, может подтвердить лирический тезис поэтессы? («Как тяжело ходить среди людей…»)

Выразительное чтение стихотворения.

– Какова тема этого стихотворения?

– А в каких стихах Блок раскрывается по-другому? («О, я хочу безумно жить…», «О, весна без конца и без краю…».)

Выразительное чтение стихотворений.

– Что значит для лирического героя «жить»?

II. Итог уроков.

Домашнее задание: одно стихотворение Блока наизусть.

Уроки 72–73

литературно-музыкальная композиция,
посвященная сергею есенину

Цели:вспомнить с учащимися страницы жизни и творчества С. Есенина; отметить своеобразие его лирики; работать над выразительным чтением стихотворений.

Ход мероприятия

Ученица. Есенинское небо над Россией

  Раскинулось, как голубой шатер,

  А в поле василек хрустально-синий

  Ведет с ромашкой звонкий разговор.

  Звенит листвою изумрудной лето,

  Звучат незримые колокола,

  Березы – сестры русского рассвета –

  Сбежались у околицы села:

  В них жажда жить до трепета, до дрожи,

  Им повезло – он здесь бродил в тиши.

  На их коре, на их шершавой коже –

  Тепло его ладоней и души.

  Он чувствовал в родном многоголосье

  И многоцветье, близко и вдали,

  Как во поле колышутся колосья

  России всей и всей большой земли.

  Он видел, как ложится синий вечер

  Пушистой шалью на плечи села.

  И в ельнике ему горели свечи,

  И в городе земля его звала…

  Он так любил, что мы забыть не в силах

  Тоску поэта, радость и печаль,

  Ведь главная любовь его – Россия –

  Земля добра и голубая даль.

  И в дом его со ставнями резными

  По-прежнему мы входим не дыша.

  Сергей Есенин – то не просто имя, –

  России стихотворная душа.

                                                 Т. Зубкова

Учитель. С. А. Есенин родился в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье. «Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах, – вспоминал он в 1925 г. в автобиографии. Эти воспоминания нашли и поэтическое отражение в его творчестве.

Ученик. Худощавый и низкорослый,

  Средь мальчишек всегда герой,

  Часто, часто с разбитым носом

  Приходил я к себе домой…

Учитель. И снова строчка из автобиографии: «Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16–17 годам».

О чем же его стихи?

Он часто повторял: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».

Ученик читает стихотворение «Гой ты, Русь моя родная…».

Учитель. Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. «Россия… Какое хорошее слово… и «роса», и «сила», и «синее что-то…»

Ученик. Спит ковыль. Равнина дорогая,

  И свинцовой свежести полынь.

  Никакая родина другая

  Не вольет мне в грудь мою теплынь.

  Знать, у всех у нас такая участь,

  И, пожалуй, всякого спроси –

  Радуясь, свирепствуя и мучась,

  Хорошо живется на Руси?

  Свет луны, таинственный и длинный,

  Плачут вербы, шепчут тополя.

  Но никто под окрик журавлиный

  Не разлюбит отчие поля.

  И теперь, когда вот новым светом

  И моей коснулась жизнь судьбы,

  Все равно остался я поэтом

  Золотой бревенчатой избы.

Ученица. «Нет поэта без Родины», – говорил Есенин. Для нее берег он самые заветные эпитеты. Слово «Русь» было для него любимым.

  О, Русь – малиновое поле

  И синь, упавшая в реку, –

  Люблю до радости и боли

  Твою озерную тоску.

  Холодной скорби не измерить,

  Ты на туманном берегу.

  Но не любить тебя, не верить –

  Я научиться не могу.

              (Из стихотворения «Запели тесаные дроги…».)

Учитель. Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиций крестьянской поэзии. Он с болью воспринимал перемены, происходящие в русской деревне, ему жаль было Русь уходящую.

Ученик читает стихотворение «Край ты мой заброшенный…».

Учитель. В стихах Есенина запечатлен прекрасный облик нашей родины и тогда, когда

              Нивы сжаты, рощи голы,

              От воды туман и сырость.

              Колесом за сини горы

              Солнце тихое скатилось…

и тогда, когда она превращается в

              Несказанное, синее, нежное…

              Тих мой край после бурь, после гроз.

              И душа моя – поле безбрежное –

              Дышит запахом меда и роз…

С родиной у Есенина связана и лучшая метафора – «страна березового ситца».

Звучит песня «Не жалею, не зову, не плачу…».

Ученица. Природу России поэт всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал ее: «Спит черемуха в белой накидке…», «Словно белою косынкой подвязалася сосна», «Отговорила роща золотая березовым, веселым языком…».

Звучит песня «Отговорила роща золотая…».

Учитель. Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает его, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Выражение чувств через явления природы – одна из самых характерных особенностей есенинской лирики.

Звучит песня «Клен ты мой опавший…».

Учитель. Стихи, обращенные к матери… Сколько русских поэтов прикасались к этой священной теме! И только, пожалуй, Некрасову и Есенину удалось со всей непосредственностью и теплотой передать в стихах неизбывность сыновнего чувства к матери.

Ученик. О первом чтении Есениным стихотворения «Письмо матери» вспоминает писатель Иван Евдокимов: «Помню, как по спине пошла мелкая, холодная оторопь, когда я услышал:

              Пишут мне, что ты, тая тревогу,

              Загрустила шибко обо мне,

              Что ты часто ходишь на дорогу

              В старомодном ветхом шушуне.

Я искоса взглянул на него: у окна темнела чрезвычайно грустная и печальная фигура поэта…

              Я вернусь, когда раскинет ветви

              По-весеннему наш белый сад…

Дальше мои впечатления пропадают, – заканчивает Евдокимов, – потому что зажало мне крепко и жестко горло; таясь и прячась, я плакал…»

Звучит песня «Письмо матери».

Учитель. Обратили ли вы внимание еще на одну особенность стихов Есенина? Ну конечно же, они удивительно музыкальны! Давайте послушаем еще одно стихотворение, посвященное матери.

Ученик читает стихотворение «Разбуди меня завтра рано…».

Учитель. В 1924–1925 гг. на Кавказе Есенин создал изумительный цикл лирических стихотворений «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»

стихотворения Есенина о любви обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием ее неполности, то стремлением к ее торжеству. Очень сложная гамма эмоций сопровождает это страдание.

Ученик читает стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!».

Учитель. О животных, о «братьях наших меньших» (кстати, это выражение – строка из его стихотворения) Есенин говорит с неизменной нежностью. С животными поэта роднило ему самому свойственное простодушие и незащищенность.

«Корова», «Песнь о собаке», «Лисица», «Лебедушка»… В этих стихах Есенин признается: «Для зверей приятель я хороший, / Каждый стих мой душу зверю лечит…», «Звери, звери, придите ко мне / В чашки рук моих злобу выплакать…».

А вот что вспоминает известный артист Василий Иванович Качалов о стихотворении Есенина «Собаке Качалова».

Ученик. Придя в гости к великому артисту, поэт сразу же подружился с его собакой. «…Я отыграл спектакль, прихожу домой. Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима… Тогда Джиму было всего 4 месяца. Я вошел и увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что это за лапа, я сроду не видал такой». Джим, радостно взвизгивая, стремительно высовывал голову из подмышки Есенина и лизал его лицо…» Через несколько дней Есенин опять пришел в дом к Качалову и вручил стихи, посвященные Джиму.

Ученик читает стихотворение «Собаке Качалова».

Учитель. Время Есенина – время крутых поворотов в истории России. Оно отмечено и пожарами мировой войны, и крушением самодержавия в февральские дни 1917 г., и октябрьским залпом «Авроры». Поэт пытался разобраться в происходящем: «Учусь постигнуть в каждом миге коммуной вздыбленную Русь…». Ему до боли в сердце жаль разрушенную гражданской войной страну, ее русские деревни.

Ученица.       …Россия! Сердцу милый край!

              Душа сжимается от боли.

              Уж сколько лет не слышит поле

              Петушье пенье, песий лай.

              Уж сколько лет наш тихий быт

              Утратил мирные глаголы.

              Как оспой, ямами копыт

              Изрыты пастбища и долы,

              Немолчный топот, громкий стон,

              Визжат тачанки и телеги.

              Ужель я сплю и вижу сон,

              Что с копьями со всех сторон

              Нас окружают печенеги?..

                          (Отрывок из поэмы «Гуляй-поле».)

Учитель. Прекрасно понимая необходимость перемен в России, но не принимая разрушения и разорения русской земли, поэт всю жизнь мучился этим противоречием.

Ученик.       Я человек не новый! Что скрывать?

              Остался в прошлом я одной ногою,

              Стремясь догнать стальную рать,

              Скольжу и падаю другою.

Учитель. Завершающее место в лирике Есенина занял цикл стихотворений, написанных в 1925 г. Главное здесь – воспоминания поэта о своей жизни.

Ученик.      Снежная равнина, белая луна,

              Саваном покрыта наша сторона.

              И березы в белом плачут по лесам.

              Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

Учитель. Этот «зимний цикл» – последний аккорд есенинской лирики. Прозвучал он в самый канун рокового спада сил, который окончился для поэта трагически. Времени на жизнь оставалось совсем немного.

Звучит песня в исполнении А. Малинина «Мне осталась одна забава…».

Учитель. На смену плодотворному периоду литературной деятельности Есенина, на смену радостным, светлым дням его жизни пришла полоса душевного кризиса. Много передумал и перечувствовал Есенин в то время. Одинок и неприкаян был поэт в последние месяцы перед гибелью. Уже началась травля крестьянских поэтов. Все это осложнилось физическим нездоровьем Есенина.

Ослабленный болезнью, издерганный, поэт не выдержал очередного приступа депрессии: в Ленинграде, в гостинице «Англетер», ночью 27 декабря Есенин ушел из жизни. Покончил ли он с собой или это было убийство? пока нет точного ответа на этот вопрос.

Весть о гибели поэта тяжкой болью отозвалась в сердцах миллионов людей. Она быстро распространилась по стране. В газетах печатали портреты Есенина в траурной рамке, его прощальное письмо.

Ученик читает стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…».

Учитель. 31 декабря 1925 г. в Москве состоялись похороны Есенина. По Никитскому бульвару траурный кортеж направился на Страстную площадь, к памятнику Пушкину. Трижды вокруг памятника был обнесен гроб с телом Есенина, символизируя живую связь народных поэтов России. Затем путь лежал на Ваганьковское кладбище.

Несметное число людей шло за гробом Есенина. Со дня похорон Некрасова в Петербурге Россия не видела такого величественного прощания народа с поэтом!

Ученик.      Да кто ж так до́ сердца проймет?

              Да кто же плакать так заставит?

              Да кто ж так Русь свою поймет

              И сгоряча бел свет оставит?

                               <…>

              Хоть годы – счастливы, быстры,

              Есенин…

              Это имя в сердце носим,

              В помин его летят листы

              Со всех берез русоволосых!

              Заплакав, гуси даль пронзают.

              Звенит осинник в синь дождей.

              И в честь его себя сжигают

              Рябины по России всей!

                                                 Т. Смертина

Звучит песня «Над окошком месяц…». Выходит ученик, и под песню читает отрывок из рассказа В. Астафьева «Есенина поют» (из книги «Затеси») (См. также в журнале «Литература в школе» (1989. – № 2. – С. 40).)

Ученик. «…Плачет тальянка, плачет…

Только не там, не за рекою, а в сердце. И видит все в исходном свете.

Дальний плач тальянки, голос одинокий…

Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то? Самого певучего поэта! Неужто и мертвого все его отторгают локтями? Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из мяса, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенес, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнем, тянемся к слову рязанского парня, чтоб еще и еще раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска.

Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и все утешаю, утешаю его…

А где утешишь? Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью…

…На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озер, с умолкшей церковью посередине оплаканная русским певцом Россия.

                                   Смолкни, военная труба!

                                   Уймись, велеречивый оратор!

                                   Не кривляйтесь, новомодные ревуны!

                                   Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята!

                                   Шапки долой, Россия!

                                   Есенина поют!»

Уроки 74–75

слово о маяковском.
«громада-любовь» и «громада-ненависть»

Цели:познакомить с очерком жизни и творчества поэта, его любовной лирикой; работать над чтением «лесенки» поэта.

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

1. Чтение учителем стихотворения «А вы могли бы?» и его анализ.

– Догадались, кто автор этого стихотворения?

Конечно. Сегодня наш разговор – о В. В. Маяковском, с творчеством которого мы уже ранее знакомились с вами, отмечая и пристрастия поэта к гиперболам, и необычность тонической системы, и новаторство поэта в лексике (его неологизмы).

Не правда ли, очень необычно содержание этого стихотворения-вызова, использованы необычные метафоры, яркие контрасты.

– В чем же состоит конфликт поэта с окружающим миром? Какова роль метафоры в оформлении этого конфликта?

Окружающий поэта-футуриста мир не соответствует его представлениям. Он, во-первых, будничный – метафора «карта будня» и означает заведомую расчисленность будней, уподобленных географической карте, с отсутствием на ней таинственной, манящей неизвестности – такой, в общем, и была карта мира к 1913 году. Далее, героя окружают, оскорбляя его, пошлые предметы быта. «блюдо студня» из их числа, эта еда фигурирует как мещанская в поэзии Маяковского. Вывеска рыбного магазина («жестяная рыба») создает урбанистическую картину давящего, теснящего мегаполиса. Ну, а «водосточная труба» завершает картину противопоставленного человеку, угрожающего ему своей пошлостью мира вещей.

Поэт-футурист переделывает мир неудовлетворяющей его действительности. Он «сразу смазал» (обратите внимание на аллитерацию) «карту будня», плеснув на нее краски, то есть праздник. Преображение мира продолжается: поэт видит «косые скулы океана» (еще одна метафора), преображается и «жестяная рыба», ведь по форме она напоминает губы (а этот образ – метафора любви в лирике Маяковского). И мелодия ноктюрна – музыка ночи, сыгранная «на флейте водосточных труб», инструментирует мир, созданный поэтом по своим меркам. Метафора в поэзии раннего Маяковского – основной способ пересоздания мира, постижения связи отдельных явлений, главная формула его поэтического открытия.

2. Чтение и обсуждение статьи учебника (с. 97–102, II ч. ).

– Что поразило вас в личности Маяковского?

– Какие факты личной и творческой жизни поэта привлекли ваше внимание?

3. Анализ стихотворений.

Поэзия Маяковского – ораторская по сути и форме, она предполагает присутствие публики, причем вряд ли благосклонно расположенной к поэту, потому что поэт часто «заводит» ее дерзким вызовом. Уподобление грубо-прозаической водосточной трубы изысканно-поэтической флейте тоже должно шокировать публику, привыкшую отделять язык поэзии от языка «улицы». Своей задачей в поэзии Маяковский считал сближение литературы и жизни.

Послушаем еще один вызов Маяковского миру сытых и богатых.

1) Чтение и анализ стихотворения «Нате!» (с. 388–389).

– В чем вы видите конфликт поэта с миром? Каковы ценности поэта и ценности толпы?

Перед нами картина выступления поэта в артистическом кафе «Розовый фонарь» (это улично-дразнящее название, очевидно, было придумано по контрасту с салонно-манерным «Зеленая лампа», названием литературного общества пушкинского времени). Поэты-футуристы часто выступали перед столичной и провинциальной публикой, и одной из форм «привития» ими своих новаторских идей толпе был скандал, эпатаж. В стихотворении показано именно такое выступление – вряд ли понравятся публике дерзкие характеристики, портреты «пошлых» мужчин и женщин, собравшихся развлечься. Но задачу поэзии Маяковский видел совсем в другом.

Конфликт здесь возникает из резкого противопоставления «толпы» и поэта (традиционная тема русской поэзии: ее разрабатывали Пушкин, Лермонтов). Люди, перед которыми должен «кривляться» поэт, забавляя их, меряются поэтом своеобразной меркой – количеством «обрюзгшего жира». Не по литру или килограмму, а «по человеку» вытопит он через час, и «чистый переулок» станет грязным. Возникает характерный для молодого Маяковского контраст сильного, стройного поэта и жирных, старых его врагов.

Чтобы дать толпе представление о своих ценностях, поэт упоминает «шкатулки» своих стихов – ведь в шкатулках у этих буржуа драгоценности, и шкатулки эти не открываются перед людьми, поэт же «открыл» их. В «шкатулках стихов» лежат более ценные вещи – «бесценные слова», которые он, опять же в отличие от накопителей-мещан, мотает и транжирит.

«Стоглавая вошь» – метафора отвратительного паразитизма, тупого единства этой «толпы», которая хочет смять «бабочку поэтиного сердца». Но поэт может, если ему надоест «кривляться», захохотать и «радостно плюнуть» в лицо лощеной публике. Этим неэстетическим жестом и завершается стихотворение, озаглавленное «Нате!».

2) Чтение и анализ стихотворения «Послушайте!».

В сравнении с задорным выкриком «А вы могли бы?», с дерзким вызовом, бравадой стихотворения «Нате!», в «Послушайте!» совсем другая – проникновенная, исповедальная, даже просительная – интонация.

Мы впервые слышим поэта, который не боится показаться беззащитным; он обращается к людям, которые его понимают. Прихотливая строфика этого стихотворения доносит до читателя прерывающийся голос, волнение лирического героя. В просьбе «чтоб обязательно была звезда» – детская наивность, максимализм.

Пафос этого стихотворения передает страстную борьбу человека за идеал. Существование без идеала, без смысла названо здесь «беззвездной мукой», идеал – «звезда». Лирический герой Маяковского активен в отстаивании своих ценностей и поэтому, несогласный с бессмысленным существованием, отсутствием звезд на небе, «врывается к Богу» (гиперболизм). Целуя «жилистую руку» творца, он верит, что действительно «не перенесет эту беззвездную муку».

Бог внял его мольбам – на небе появилась звезда. И только после этого герой «наружно» успокоился, ему стало «не страшно», хотя он остался «тревожным» – это тревога за свой идеал. Герой стихотворения противопоставлен людям, для которых звезды – это «плевочки», а не «жемчужины», для которых вовсе не обязательно, «чтобы они были».

4. Сообщения учащихся: «адресаты Маяковского»; «особенности любовной лирики Маяковского».

5. Выступление учащегося «Громада-любовь».

II. Итог уроков.

Домашнее задание: подготовиться к уроку по творчеству Н. А. Заболоцкого (с. 148–151, II ч.); индивидуальные сообщения о жизни и творчестве.

Уроки 76–77

н. а. ЗАБОЛОЦКИЙ. слово о поэте.
«образ мирозданья» в лирике ЗАБОЛОЦКОГО

Цель:познакомить с жизнью и творчеством Н. А. Заболоцкого, его стихами.

Ход уроков

I. Работа по теме уроков.

1. Вступительное слово учителя о Н. А. Заболоцком.

Впервые стихотворения Н. А. Заболоцкого «Красная Бавария», «Футбол», «Поход» были опубликованы в конце 1927 г. в ленинградской периодике, хотя настоящая известность пришла к нему с выходом в 1929 г. книги стихов «Столбцы», сразу обратившей внимание читателей на творчество самостоятельного художника.

Склонность к сочинению стихов обнаружилась у будущего поэта в детстве, в школьные годы. Но серьезные занятия поэзией приходятся на начало 20-х, когда Заболоцкий учится сначала в Московском университете, а затем в Педагогическом институте им. А. И. Герцена в Петрограде. В «Автобиографии» об этом периоде сказано: «Много писал, подражал то Маяковскому, то Блоку, то Есенину. Собственного голоса не находил».

На протяжении 20-х гг. поэт проходит путь интенсивных духовных поисков и художественного эксперимента. От подражательных юношеских стихотворений 1821 г. («Сизифово рождество», «Небесная Севилья», «Сердце – пустырь»), несущих следы влияний разнородных поэтических школ – от символизма до футуризма, он приходит к обретению творческой самостоятельности. С середины десятилетия одно за другим создаются его оригинальные стихотворения, впоследствии составившие первую книгу.

Когда в 1929 г. вышла книга «Столбцы», включившая 22 стихотворения 1926–1928 гг., она сразу же привлекла к себе внимание и вызвала разноречивые отклики: с одной стороны, были серьезные положительные рецензии, отмечавшие приход нового поэта со своим оригинальным видением мира, с другой – грубые разносные статьи-окрики. Что же вызвало такую неоднозначную реакцию?

В стихотворениях «Столбцов» («Новый быт», «Ивановы», «Свадьба» и др.) проявилось резко индивидуальное и отстраненное восприятие автором современной действительности. Сам поэт позже писал, что темой его стихов был глубоко чуждый и враждебный ему «хищнический быт всякого рода дельцов и предпринимателей», «сатирическое изображение этого быта». В них возникают черты абсурдизма, реалистическая конкретность соседствует с гиперболизацией и алогизмом образов.

Выступая в 1936 г. в дискуссии о формализме и вынужденно соглашаясь с обвинениями критики в адрес его экспериментальных стихов, Заболоцкий не отказывался от сделанного им в начале пути и подчеркивал: «Столбцы» научили меня присматриваться к внешнему миру, пробудили во мне способность пластически изображать явления. В них удалось мне найти некоторый секрет пластических изображений».

Основная направленность лирики Заболоцкого середины 30-х гг. – философская. Стихотворения 1936–1937 гг. «Вчера, о смерти размышляя…», «Бессмертие» (позднее получившее название «Метаморфозы») свидетельствуют о пристальном внимании поэта к вечным вопросам бытия. Во «Второй книге» (1937) восторжествовала поэзия мысли. Произошли существенные изменения в поэтике Заболоцкого, хотя найденный им еще в «Столбцах» «секрет пластических изображений» получил здесь явное и весьма выразительное воплощение.

Несмотря на кажущиеся благоприятными внешние обстоятельства жизни и работы (выход книги стихов, высокая оценка его перевода «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели, начало работы над стихотворным переложением «Слова о полку игореве»), поэта подстерегала беда. В марте 1938 г. он был арестован органами НКВД и после жесточайшего допроса, продолжавшегося четверо суток, и содержания в тюремной психиатрической больнице получил пятилетний срок исправительно-трудовых работ.

С конца 1938 и до начала 1946 г. Заболоцкий пробыл в лагерях Дальнего Востока, Алтайского края, Казахстана, трудился в тяжелейших условиях на лесоповале, взрывных работах, строительстве железнодорожной магистрали и лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств смог устроиться чертежником в проектное бюро, что и спасло ему жизнь.

Это было десятилетие вынужденного молчания. С 1937 по 1946 г. были написаны лишь два стихотворения, развивающие тему взаимоотношений человека и природы («Лесное озеро» и «Соловей»). В последний год Великой Отечественной войны и в первое послевоенное время он возобновляет работу над художественным переводом «Слова о полку Игореве», сыгравшим важную роль в возвращении его к собственному поэтическому творчеству.

Послевоенная лирика Заболоцкого отмечена расширением тематического и жанрового диапазона, углублением и развитием социально-психологических, нравственно-гуманистических и эстетических мотивов. Уже в первых стихах 1946 г. – «Утро», «Слепой», «Гроза», «Бетховен» и др. – как бы распахнулись открывшиеся горизонты новой жизни и вместе с тем сказался опыт жестоких испытаний.

В эти годы Заболоцкий пишет такие замечательные стихотворения, как «Слепой», «Я ищу гармонию в природе», «Завещание», «Прощание с друзьями». Последнее посвящено памяти А. Введенского, Д. Хармса, Н. Олейникова и других товарищей по группе Обериу, ставших в 30-е гг. жертвами сталинских репрессий. Стихи этих лет отмечены поэтической конкретностью, пластикой и живописностью образов и одновременно – глубоким осмыслением проблем бытия, природы и искусства.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1424; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!