II. Реализация домашнего задания.



1. Ответ на вопросы:

– Каким представляется вам личность Заболоцкого?

– Что в воспоминаниях современников остановило ваше внимание?

2. Сообщения учащихся о поэте с чтением стихов.

3. Чтение наизусть понравившихся стихов Заболоцкого с комментарием.

III. Продолжение работы над новым материалом.

1. Чтение и анализ стихотворений.

1) «Завещание».

Элегия была написана в 1947 г. Образ природы воплощен в живом и целостном, субъективно окрашенном лирическом переживании. В этих элегических стихах использован отвечающий жанру размер – 5- и 6-стопный ямб.

При всей глубине и серьезности стихотворение отмечено живой интонацией разговора с современником и потомком о главных, жизненно важных вопросах. Это своего рода итог эволюции философской лирики поэта, его многолетних размышлений о человеке и мире, о личном бессмертии.

– В чем же видит смысл жизни автор? Какая философская мысль определяет содержание этого лирического стихотворения? (Лейтмотив стихотворения – утверждение вечно живого, прекрасного, многоцветного, сияющего мира. Именно в нем сохраняются «живая душа», ум, мысли, сознание человека, который остается в природе, «как медленная птица», «как летний дождь».)

2) «Я не ищу гармонии в природе…».

Выразительное чтение стихотворения.

Стихотворение носит программный характер для всего творчества Заболоцкого. Оно открывает раздел «Книга вторая. Стихотворения 1932–1958 гг.» в подготовленном поэтом в 1957 г. собрании своих сочинений. Написанное характерным для философской лирике 5-стопным ямбом, оно опирается на классическую (тютчевскую) традицию и в то же время вступает с ней в полемику.

– Какой мы видим природу у Заболоцкого?

Природа у Заболоцкого живая, бесконечно изменяющаяся, противоречивая. Она в постоянном стихийном, буйном движении, занята, как и человек, тяжким трудом и «бесплодною игрой». Мир ее одухотворен, и это проявляется во всей системе тропов (находим в словаре, зачитываем): эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений. Идя от частного к общему, поэт создает в финале образ природы-матери, пусть лишенной гармонии и разума, но обретающей их в деяниях человеческих. (Ответы подтвердить цитатами.)

2. Самостоятельная работа.

Анализ стихотворений «О красоте человеческих лиц» и «Можжевеловый куст» (по вариантам).

3. Заключительное слово учителя.

При всем многообразии творчества Н. Заболоцкого следует подчеркнуть единство и цельность его художественного мира. Художественно-философское осмысление противоречий бытия, раздумья о человеке и природе в их взаимодействии и единстве, своеобразное поэтическое воплощение современности, истории, «вечных тем» составляют основу этой цельности.

В творчестве Заболоцкого несомненно обновление и развитие русской поэтической мысли (философской лирики XVIII–XIX вв.: Державина, Пушкина, Баратынского, Тютчева). С другой стороны, Заболоцкий активно осваивает опыт поэтов ХХ в. (Мандельштама, Пастернака).

Жизненный и творческий путь Н. А. Заболоцкого по-своему отразил трагические судьбы русской литературы и русских писателей ХХ в. Заболоцкий унаследовал и развил достижения русской поэзии, соединив лучшие традиции литературы прошлого с самым смелым новаторством, характерным для ХХ столетия, по праву заняв место в ряду его поэтов-классиков.

IV. Итог уроков.

Домашнее задание:

1) выучить наизусть понравившееся стихотворение;

2) подготовиться к уроку по творчеству М. Цветаевой.

Уроки 78–79

«Я тоже была, прохожий!
прохожий, остановись!..»

Цели:познакомить с основными вехами жизни и творчества М. Цветаевой; определить основные черты личности поэта; создать атмосферу «погружения» в творчество мастера.

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

1. Объявление темы и целей урока.

2. Чтение стихотворения «Идешь, на меня похожий…».

Литературный монтаж.

         Идешь, на меня похожий,

         Глаза устремляя вниз.

         Я их опускала – тоже!

         Прохожий, остановись!

         Прочти – слепоты куриной

         И маков набрав букет –

         Что звали меня мариной

         И сколько мне было лет.

Демонстрируется портрет М. Цветаевой.

         Не думай, что здесь – могила,

         Что я появлюсь, грозя…

         Я слишком сама любила

         Смеяться, когда нельзя!

         И кровь приливала к коже,

         И кудри мои вились…

         Я тоже была, прохожий!

         Прохожий, остановись!

         Сорви себе стебель дикий

         И ягоду ему вслед:

         Кладбищенской земляники

         Крупнее и слаще нет.

         Но только не стой угрюмо,

         Главу опустив на грудь.

         Легко обо мне подумай,

         Легко обо мне забудь.

         Как луч тебя освещает!

         Ты весь в золотой пыли…

         – И пусть тебя не смущает

         Мой голос из-под земли.

                                 Коктебель, 3 мая 1913

Учитель. 26 сентября 1882 г., с субботы на воскресенье, в ночь на праздник святого Иоанна Богослова родилась Марина Цветаева.

                     Красною кистью

                     Рябина зажглась.

                     Падали листья,

                     Я родилась.

                     Спорили сотни

                     Колоколов.

                     День был субботний:

                     Иоанн Богослов.

                     Мне и доныне

                     Хочется грызть

                     Жаркой рябины

                     Горькую кисть.

                                 16 августа 1916 г.

Демонстрируется портрет Марины с отцом.

Отец Марины, Иван Владимирович Цветаев, был человеком необыкновенно образованным. Он стал создателем и первым директором музея изящных искусств в Москве (ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Будучи известным филологом и искусствоведом, именно отец познакомил Марину с историей и культурой Эллады, с ее нравами и обычаями, мифами и легендами. Античный мир постепенно стал неотъемлемой частью духовного мира будущего поэта. Сюжеты и образы античности встречаются во многих цветаевских произведениях.

Звучит музыка Бетховена, на ее фоне демонстрируется портрет матери поэта.

Мария Александровна, мать марины, была музыкантом. Свою жизнь она посвятила детям и музыке. Она была человеком мятежным и страстным. Пылкую романтическую натуру она выплескивала в звуках. «После такой матери мне оставалось одно – стать поэтом», – говорила Марина.

Портрет Марины с Асей.

«Марина Цветаева родилась в семье, – писала ее дочь, – являвшей собой некий союз одиночеств». Еще одним «одиночеством» была Маринина младшая сестра Ася, человек необычайно тонкий, в ком и смогла найти Марина своего первого слушателя, родственную душу.

Портрет Марины за роялем.

Марина росла среди музыки и книг. Любимыми стали для нее немецкие сказки, образ Наполеона, музыка Бетховена; она любила родной Трехпрудный переулок, Москву и воображаемый ею Париж. Таким было ее детство.

В зале

         Над миром вечерних видений

         Мы, дети, сегодня цари.

         Спускаются длинные тени,

         Горят за окном фонари,

         Темнеет высокая зала,

         Уходят в себя зеркала…

         Не медлим! Минута настала!

         Уж кто-то идет из угла.

         Нас двое над темной роялью

         Склонилось, и крадется жуть.

         Укутаны маминой шалью,

         Бледнеем, не смеем вздохнуть.

         Посмотрим, что в мире творится

         Под пологом вражеской тьмы?

         Темнее, чем прежде, их лица, –

         Опять победители мы!

         Мы цепи таинственной звенья,

         Нам духом в борьбе не упасть,

         Последнее близко сраженье,

         И темных окончится власть.

         Мы старших за то презираем,

         Что скучны и про́сты их дни…

         Мы знаем, что многое знаем

         Того, что не знают они!

                                            1908–1910 гг.

Взрослела Марина, а вместе с нею креп и ее талант. В 1910 г., тайком от родителей, она выпустила свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Он стал историей ее законченного детства.

Молитва

         Христос и Бог! Я жажду чуда

         Теперь, сейчас, в начале дня!

         О, дай мне умереть, покуда

         Вся жизнь как книга для меня.

         Ты мудрый, ты не скажешь строго:

         «Терпи, еще не кончен срок!»

         ты сам мне подал – слишком много!

         Я жажду сразу – всех дорог!

         Всего хочу: с душой цыгана

         Идти под песни на разбой,

         За всех страдать под звук органа

         И амазонкой мчаться в бой;

         Гадать по звездам в черной башне,

         Вести детей вперед, сквозь тень…

         Чтоб был легендой – день вчерашний,

         Чтоб был безумьем – каждый день!

         Люблю и крест, и шелк, и каски,

         Моя душа мгновений след…

         Ты дал мне детство – лучше сказки,

         И дай мне смерть – в семнадцать лет!

                                            Таруса, 26 сент. 1909 г.

Марина была человеком, не любившим своей внешности. Не любила она и говорить о ней. Но мы изменим этому правилу и посмотрим, что пишет о Марине ее дочь в своих воспоминаниях.

Портрет Марины 1925 г.

«Моя мать была невелика ростом – 163 см, с фигурой египетского мальчика. Строгая осанка была у нее: даже склоняясь над письменным столом, она хранила «стальную выправку хребта». Волосы ее, золотисто-каштановые, рано начали седеть. Светлы и немеркнущи были глаза – зеленые, цвета винограда. Лицо было полно постоянного внутреннего напряжения, движения, потаенной выразительности, изменчиво и насыщено оттенками, как небо и вода…» Такой была Марина.

Марина с С. Эфроном. Коктебель.

Они встретились 5 мая 1911 г. на пустынном коктебельском побережье, куда Марина приехала вместе с Асей по приглашению Максимилиана Волошина. Здесь решилась ее судьба… Это произошло в самом начале мая… Она собирала камешки на морском берегу. Он стал помогать ей – красивый грустный юноша с поразительно огромными глазами. Взглянув в них, марина загадала: «если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж». Конечно же, сердолик этот он нашел сразу, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых. Вложил ей в ладонь розовый крупный камень, который Марина хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день.

Марина Цветаева обвенчалась с Сергеем Эфроном в январе 1912 г. в Палашевской церкви Рождества Христова перед иконой «Взыскание погибших». Затем их ожидало свадебное путешествие в Париж и Италию.

Портрет Ариадны, дочери марины и Сергея.

В октябре этого же года у Марины и Сергея родилась дочь, ее назвали Ариадной (Алей), в честь героини греческой легенды о Минотавре.

Дочь стала центром внимания и любви Марины:

         Ты будешь невинной, тонкой,

         Прелестной – и всем чужой.

         Стремительной амазонкой,

         Пленительной госпожой.

         И косы свои, пожалуй,

         Ты будешь носить, как шлем,

         Ты будешь царицей бала –

         И всех молодых поэм.

         И многих пронзит, царица,

         Насмешливый твой клинок,

         И все, что мне – только снится,

         Ты будешь иметь у ног.

         Все будет тебе покорно,

         И все при тебе – тихи.

         Ты будешь, как я – бесспорно –

         И лучше писать стихи…

         Но будешь ли ты – кто знает –

         Смертельно виски сжимать,

         Как их вот сейчас сжимает

         Твоя молодая мать.

                                 5 июня 1914 г.

Позже у них родилась вторая дочь, Ирина, а вскоре началась революция и Гражданская война, и муж Марины оказался за границей.

Судьба распорядилась так, что М. Цветаева провела в России годы Первой мировой войны, революции и Гражданской войны. Этот человек, обладавший даром письма и чувств, наделенный безграничным талантом, любовью к жизни, вынужден был, как и миллионы сограждан, жить среди голода и нищеты, холода и смерти.

Домашний быт был каторжным. Не было денег. Все, что можно было продать, было продано. Все, что можно было сжечь, чтобы не замерзнуть, – сожжено. Ее томила разлука, полная неизвестность о судьбе Сергея. Она отдала дочерей в приют, чтобы хоть как-нибудь спасти от голода. Но голод был и в приюте. Ирина, младшая, умерла. При одной мысли о гибели Сергея Марину пронизывал ужас. Так жила она, каждый день ожидая развязки.

…Марина получила письмо от Сергея только 1 июля 1921 г. «Мой милый друг, Мариночка, получил письмо от Ильи Эренбурга, что Вы живы и здоровы. Прочитав письмо, я обезумел от радости. Наша встреча с Вами была величайшим чудом, еще большим чудом будет наша встреча грядущая…»

Марина записала в дневник: «С сегодняшнего дня – жизнь… Я верю в чудо, Сережа!»

Она еще не знала, что должен пройти год, чтобы в июне 1922 г. они наконец встретились. С июля 1921 г. до мая 1922 г., до приезда в Берлин, марина написала больше 100 стихотворений, поэм.

    Гордость и робость – родные сестры,

    Над колыбелью, дружные, встали.

     «Лоб запрокинув!» – гордость велела.

     «Очи потупив!» – робость шепнула.

     Так прохожу я – очи потупив –

     Лоб запрокинув – Гордость и Робость.

                                                 20 сентября 1921 г.

Берлин, Прага, Париж – по этим дорогам прошла вся судьба Марины. Весь сложный путь она была рядом с необыкновенным человеком – Алей, посвятив ей много замечательных стихов.

    Когда-нибудь, прелестное созданье,

    Я стану для тебя воспоминаньем.

    Там, в памяти твоей голубоокой

    Затерянным – так далеко-далеко.

    Забудешь ты мой профиль горбоносый

    И лоб в апофеозе папиросы,

      И вечный смех мой, коим всех морочу,

    И сотню – на руке моей рабочей –

    Серебряных перстней, – чердак-каюту,

    Моих бумаг божественную смуту…

    Как в страшный год, возвышены Бедою,

    Ты – маленькой была, я молодою.

                                                        Ноябрь 1919 г.

1 февраля 1925 г. у Марины родился «вымечтанный сын», – Георгий, Мур (так звали его дома).

Портрет Марины и Георгия.

«Если бы мне пришлось сейчас умереть, я бы дико жалела мальчика, которого люблю какой-то тоскливою, умиленною, благодарною любовью. Алю бы я жалела за другое и по-другому. Аля бы меня никогда не забыла, мальчик бы меня никогда не вспомнил», – писала Марина.

в последние годы эмиграции М. Цветаева чувствовала особенно сильную тягу к истинно русскому.

Именно тогда, в 30-е годы, она обращается к Пушкинской теме.

                  Нет, бил барабан перед смутным полком,

                  Когда мы вождя хоронили:

                  То зубы царевы над мертвым певцом

                  Почетную дробь выводили.

                  Такой уж почет, что ближайшим друзьям –

                  Нет места. В изглавьи, в изножьи,

              И справа, и слева – ручищи по швам –

                  Жандармские груди и рожи.

                  Не диво ли – и на тишайшем из лож

                  Пребыть поднадзорным мальчишкой?

                  На что-то, на что-то, на что-то похож

                  Почет сей, почетно – да слишком!

                  Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,

                  Монарх о поэте печется!

                  Почетно-почетно-почетно – архи-

                  Почетно, – почетно – до черту!

                  Кого ж это так – точно воры вора?

                  Пристреленного – выносили?

                  Изменника? Нет. С проходного двора –

                  Умнейшего мужа России.

                                                                 19 июля 1931 г., Медон

в 1936–1937 гг. Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Сначала уехала Ариадна, следом – Сергей Яковлевич. Летом 1939 г. Марина вместе с Георгием вернулась в Россию.

Портрет марины Цветаевой 1939 г.

Именно тогда в нашей стране наступило время жестокого и беспощадного террора. Сергей Яковлевич и Аля были обвинены в измене Родине и арестованы.

Портрет Ариадны и Сергея Эфронов.

Елабуга, куда волею судьбы во время войны была заброшена Марина Ивановна Цветаева, стала последним местом ее жительства.

Заявление в Литфонд.

Чтение текста.

В совет Литфонда

Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда.

М. Цветаева. 26 августа 1941 года

Фотография дома в Елабуге.

Отъединение сына, болезненно переживавшего страшные беды, выпавшие на его долю, резко усугубляло одиночество Марины. Она продолжала работать: готовила сборник, много переводила…

           …О черная гора,

           Затмившая весь свет!

           Пора – пора – пора

           Творцу вернуть билет.

           Отказываюсь – быть.

           В Бедламе нелюдей

           Отказываюсь – жить.

           С волками площадей

           Отказываюсь – выть.

           С акулами равнин

           Отказываюсь плыть –

           Вниз – по теченью спин.

           Не надо мне ни дыр

           Ушных, ни вещих глаз.

           На твой безумный мир

           Ответ один – отказ.

                                            Май 1939 г.

У марины не было больше Сергея. Она не знала, что с дочерью. Между нею и сыном вырастала полоса отчуждения. Встреча с читающей Россией не состоялась… 1941 год стал для нее роковым годом. Марина Ивановна Цветаева покончила жизнь самоубийством.

Снова звучит музыка Бетховена.

II. Итог уроков.

Домашнее задание: познакомиться со стихами М. И. Цветаевой; одно стихотворение подготовить на аналитическое чтение.

Уроки 80–81

любовь в жизни и творчестве м. цветаевой.
«дневник психеи»

Цели:показать исключительность чувств лирической героини цветаевской лирики и органическую связь ее с философией любви начала ХХ века.

Ход уроков

Звучит песня на стихи М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…».

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

Любовь Марины Цветаевой – это любовь такой высоты, до которой не дотягивал ни один ее избранник. Ведь для Марины она равна Безмерности.

А как русские философы начала ХХ века осмысляли значение любви в жизни человека?

2. Работа по карточкам и обмен впечатлениями (по группам).

Карточка 1 (I группа).

1) Прочтите высказывания и ознакомьтесь со справочным материалом об их авторах.

2) Найдите сходные мысли и аргументы у разных авторов.

3) Какую из формулировок вы предлагаете вынести в название карточки?

…Любовь есть не только источник творчества, но и сама любовь к человеку есть творчество, есть излучение творческой энергии. Любят ни за что. Любовь есть благодатная излучающая энергия. Величайшая тайна жизни скрыта в том, что удовлетворение получает лишь дающий и жертвующий, а не требующий и поглощающий. Всякое творчество есть любовь… (Н. Бердяев.)

Бердяев Н. А. (1874–1948 гг.) – русский философ. Автор работ по философии, истории, творчеству, любви, русской идее. В основе его концепции лежит понимание личности как средоточения духовных и душевных способностей, осуществляющего связь с миром творчества и свободы.

Любовь открывает для человека новые возможности, просветляет и озаряет его, способствует введению его в Столп Истины… (П. Флоренский.)

Флоренский П. А. (1882–1943 гг.) – русский философ, ученый, священник. Автор работ по математике, физике, семиотике, философии имени. Создатель учения о Софии на материале православной церкви. Основное философское сочинение – «Столп и утверждение Истины».

Карточка 2 (II группа).

1) Прочтите высказывания и ознакомьтесь со справочным материалом об их авторах.

2) Какая мысль вас особенно поразила и чем?

3) Какую формулировку вы предлагаете вынести в название карточки?

…Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма… (В. Соловьев.)

Соловьев В. С. (1853–1990 гг.) – русский религиозный философ, поэт, публицист. Оказал большое влияние на русский идеализм и символизм. Автор работ «Смысл любви», «Оправдание добра». Сторонник идеи двойственности мира, «вечной женственности (Софии)…»

…Эрос есть влюбленность в жизнь, жажда полноты, жажда полноценности, рождение в красоте, жажда вечной жизни, жажда воплощения, преображения и воскресения, богочеловеческая жажда, жажда рождения Богочеловека, жажда обожания и веры, что «красота спасет мир…» (Б. Вышеславцев.)

Вышеславцев Б. П. (1877–1954 гг.) – русский философ. Автор работы «Этика преображенного Эроса», в которой рассматривается центральная для философа тема – столкновения долга и этики творчества, основанная на открытиях психоанализа.

Карточка 3 (III группа).

1) Прочтите высказывания современного русского литературоведа и философа Г. Гачева о сущности русского Эроса.

2) Подумайте над каждым высказыванием. Какое из них самое значительное и почему?

– Сквозь всю русскую литературу проходит высокая поэзия неосуществленной любви.

– Жизнь разводит влюбленных для того, чтобы усиливались духовные тяготения и чтобы стягивалась из конца в конец необъятная Русь перекрестными скитаниями рассеянных по ней существ, чтобы, как ветры, гуляли по ней души тоскующих в разлуке.

– Вся Русь – распростертый океан любви. Недаром в русском языке самое любовное слово – это не «дорогая» и не «любимая», а «родная», «родненький», т. е. русская любовь между мужчиной и женщиной той же природы, что и любовь к Родине.

– Русская любовь – это взаимное истязание, страдание, и в нем – наслаждение. Телесной похоти здесь нет, зато есть похоть духа.

Вопрос:

– Какое место занимала любовь в жизни Цветаевой?

Ученица читает отрывок из письма Цветаевой:

«Вчера вечером я вышла из дома, чтобы снять белье, ибо надвигался дождь. И приняла в свои объятия весь ветер – нет! весь Север! И это был ты. я не взяла его домой, он остался на пороге. Он не вошел в дом, но едва я уснула, он умчал меня с собою в море. И все же это называется только так: я люблю тебя».

Учитель. Эти красивейшие строки – не из романа, не из поэмы, они – из письма к любимому человеку. И письмо это для Цветаевой обычно, потому что с такой силой и красотой она чувствует всегда. Перед нами стоит трудная задача: попытаться понять, как Марина чувствует и как выражает себя в слове «любовь».

Она любила всю жизнь, многих, по-разному. Сегодня мы не будем останавливаться на фактах, на событиях, и посмотрим сверху на ВСЕ, что зовется Любовью Марины Цветаевой.

Итак, назовем нашу первую страничку «Я – ласточка твоя, Психея…» (название каждой «страницы» урока записывается на доске и в тетрадях.).

– Почему Марину Цветаеву так привлек образ Психеи?

Карточка 4 (IV группа).

1) Внимательно прочтите словарную статью из энциклопедии «Мифы народов мира».

2) Познакомьтесь с цветаевским стихотворением «Психея» и определите, есть ли в этом тексте то, что вы узнали из словаря.

Психея («психэ» с греч. – «душа», «дыхание») – в греческой мифологии олицетворение души. Представлялась на памятниках изобразительного искусства в виде бабочки или летящей птицы. Легенда о Психее, созданная Апулеем и объединившая разные мифы, говорит о странствиях человеческой души, жаждущей слиться с любовью. Вот ее краткое содержание.

С помощью Зефира Амур получил в жены царскую дочь Психею. Однако Психея нарушает запрет никогда не видеть лицо супруга. Ночью она, сгорая от любопытства, зажигает светильник и восхищенно смотрит на юного бога, не замечая капли горячего масла, упавшей на нежную кожу Амура. Амур исчезает, и Психея должна вернуть его себе, пройдя много испытаний. Преодолев их, Психея вновь обретает Амура, который просит разрешения у Зевса на брак с возлюбленной.

ПСИХЕЯ

              Не самозванка – я пришла домой,

              И не служанка – мне не надо хлеба.

              Я – страсть твоя, воскресный отдых твой,

              Твой день седьмой, твое седьмое небо.

              Там на земле мне подавали грош

              И жерновов навешали на шею.

              – Возлюбленный! – Ужель не узнаешь?

              Я ласточка твоя – Психея!..

                                                 1918 г.

в стихотворении два мира – Небо и земля. Все, что связано с землей, – отрицается, это тяжкая ноша. В поднебесном мире есть все, что любимо героиней. Небо – ее дом.

Ученица читает два отрывка из писем Марины:

– «Психею (невидимую!) мы любим вечно, потому что невидимое в нас любит – только душа! Психею мы любим психикой, Елену (тело) мы любим глазами, – чуть ли не руками. Психея вне суда рук и глаз».

– «Я не для жизни. У меня все – пожар! Мне больно, понимаете? Я ободранный человек, вы все в броне. У меня на глубине – ни-че-го. Все спадает как кожа, а под кожей – живое мясо или огонь: я – Психея…»

3. Чтение учащимися стихов.

4. Беседа.

– Какие новые страницы «Дневника Психеи» написаны Мариной?

– Какое понятие (слово) повторяется в нижеприведенном письме чаще всего и несет в себе основную идею написанного?

«…Вы действительно дитя мое через боль. Ни на одно из моих писем я не получила ответа. Станьте на минуту мной и поймите: ни строки, ни слова, целый месяц, день за днем, час за часом…

Вначале это был сплошной оправдательный акт: невинен, невинен, невинен, это злое чудо, знаю, ручаюсь, верю! Дождусь, дорвусь. Завтра. Но завтра приходило, письма не было, и еще завтра, и еще, и еще…

О, много было мыслей, возгласов, чувств. И такая боль потери, такая горечь за живую мою душу, такая обида, что – не будь стихов! – я бы бросилась к первому встречному: забыться, загасить, замыть…

…Друг, я не маленькая девочка, больно жгла, обжигалась, больно горела, страдала – все было! – но ТАК разбиваться, как я разбилась о Вас, всем размахом доверия – о стену! – никогда. Я оборвалась с Вас, как с горы».

Ключевое слово отрывка – «боль».

– Итак, мы записываем следующую страницу. дневник: «Так вдалбливаются в любовь». Любовь для Марины была самой настоящей Болью в высоком смысле этого слова. многие из стихов написаны «шрамом на шраме»… В них вся Марина в своей искренности и незащищенности.

5. Чтение отрывка из «Поэмы Конца» (подготовленным учеником).

                Движение губ ловлю.

                И знаю – не скажет первым.

                – Не любите? – Нет, люблю.

                – Не любите! – Но истерзан,

                Но выпит, но изведен.

                (Орлом озирая местность):

                – Помилуйте, это – дом?

                – Дом – в сердце моем. – Словесность!

                Любовь – это плоть и кровь.

                Цвет, собственной кровью по́лит.

                Вы думаете, любовь –

                Беседовать через столик?

                Часочек – и по домам?

                Как те господа и дамы?

                Любовь – это значит…

                 – Храм?

                Дитя, замените шрамом

                На шраме! – Под взглядом слуг

                И бражников? (Я, без звука:

                «Любовь – это значит лук

                Натянутый – лук: разлука».)

                – Любовь это значит – связь.

                Все врозь у нас: рты и жизни…

Отрывок проецируется на доску.

– Обратите внимание на строфы, в которых автор определяет понятие любви.

Давайте выпишем эти цветаевские формулы и поработаем над их смыслом:

1) «Любовь – это плоть и кровь»: кровь как жертва, символ Духа. Плоть и Душа – любовь. Может ли плоть страдать? От любви страдает душа.

2) «Любовь… шрам на шраме». Предельная боль, одна наслаивается на другую. Сердце превращается в сплошной шрам.

3) «Любовь – это значит лук // Натянутый – лук: разлука». Когда натягивают лук, его концы приближаются друг к другу, но не встречаются. «Лук» и «разлука» – этимологически родственные слова.

4) «Любовь, это значит – связь». Духовная и телесная («все врозь у нас: рты и жизни…»). Невозможность связи, рок.

Слово учителя.

Над Мариной всегда висел рок разлуки: часто она была далека от любимого человека, а иногда вообще никогда его не видела. Но любовь для нее – не только боль, разлука, страдание. Это еще и радость, и полет, и источник творчества.

Обратимся вновь к ее письмам.

1-й ученик. «Арлекин! – Так я вас окликаю. Первым в первый раз ищу счастье, а не потери, хочу взять, а не отдать, быть, а не пропасть! Я в Вас чувствую силу, этого со мной никогда не было. Силу любить не всю меня, а лучшую меня, главную меня…

Вы сделали надо мной чудо, я в первый раз ощутила естество неба и земли».

2-й ученик. «Милый друг, Вы вернули меня к жизни… Вы поверили в меня, Вы сказали: «Вы все можете», и я, неверное, все могу… Другие слабые: сочувствовали. Никто не пытался излечить. Это было жестоко. Нужно было или излечить – или убить. Вы меня просто полюбили».

3-й ученик. «Люблю Ваши глаза… Люблю Ваши руки, тонкие и чуть холодные в руке. Внезапность усмешки. О, как Вы глубоко правдивы! Как Вы при всей Вашей изысканности – просты!.. Я сказала Вам: есть – Душа. Вы сказали мне: есть – Жизнь.

Вы – мое спасение и от смерти и от жизни.

Вы – жизнь (Господи, прости меня за мое счастье)…»

Из писем А. Бахраху, 1923 г.

II. Итог уроков.

Мини-реплика (письменно, не более двух фраз, в которые вложить свое понимание главных мыслей урока).

Домашнее задание:

1) выбранные стихи о любви вписать в странички «Дневника Психеи», объяснить свой выбор. Или написать сочинение-миниатюру «Моя Цветаева»;

2) подготовиться к уроку по творчеству А. Ахматовой (по группам).

Уроки 82–83

«Я не плачу, я не жалуюсь,
мне СЧАСТЛИВОЙ не бывать…».
ранняя лирика А. Ахматовой

Цели:познакомиться с жизнью и ранним периодом творчества А. Ахматовой; проанализировать раннюю лирику поэтессы;
услышать своеобразие авторского голоса, осознать ее пророческий дар, предощущение будущей трагедии. 

             От странной лирики,

             Где каждый шаг – секрет,

            Где пропасти налево и направо,

             Где под ногой, как лист увядший, слава,

             По-видимому, мне спасенья нет.

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

Оформляем на доске и в тетрадях тему: «Анна Андреевна Ахматова (Горенко), 1889–1966».

1. Слово учителя.

Творчество Анны Андреевны Ахматовой – не просто высший образец «женской» поэзии. Оно являет собой исключительный, ставший возможным только в ХХ в. синтез женственности и мужественности, тонкого чувства и глубокой мысли, эмоциональной выразительности и редкой для лирики изобразительности.

Ахматова – литературное имя поэтессы. Согласно семейной легенде, ее бабушка вела свое происхождение от татарского хана Ахмата.

                     Татарское, дремучее,

                     Пришло из ниоткуда,

                     К любой беде липучее,

                     Само оно беда…

– О чем четверостишье?

– Современницей каких трагических событий в истории России была Ахматова?

2. Чтение автобиографии «Коротко о себе», оформление таблицы.

В нашем учебнике напечатана с небольшими сокращениями автобиография Анны Андреевны. Как рассказывает о себе Ахматова? Что необычного и привлекательного вы находите в ее жизни? Запись легче будет оформить в виде таблицы:

Дата События Источник Ответ на вопрос
       

3. Выразительное чтение стихотворений, «защита» своего произведения (домашнее задание).

Учитель. Я предлагаю как бы перелистать страницы ахматовского альбома. задача слушателей – делать краткие заметки по имеющемуся плану, не быть безучастными, чтобы в конце прослушивания понравившихся стихов вы смогли ответить на вопрос:

– Чем очаровывали и продолжают очаровывать наших современников ранние стихи А. Ахматовой?

1) Стихотворение I группы: «Читая «Гамлета».

1

  У кладби́ща направо пылил пустырь,

  А за ним голубела река.

  Ты сказал мне: «Ну что ж, иди в монастырь

  Или замуж за дурака…»

  Принцы только такое всегда говорят,

  Но я эту запомнила речь, –

  Пусть струится она сто веков подряд

  Горностаевой мантией с плеч.

2

                И как будто по ошибке

                Я сказала: «Ты…»

                 Озарила тень улыбки

                Милые черты.

                От подобных оговорок

                Всякий вспыхнет взор…

                Я люблю тебя, как сорок

                Ласковых сестер.

                                                 1909

Эти стихи несут на себе кинематографический отпечаток.

Учащиеся демонстрируют «кадры» киноленты (рисунки, выполненные в серо-голубых тонах.)

Изменение ритма, переход от длинных строк в первой части к коротким, легким во второй создают иллюзию счастья и согласия, но недоговоренность, обозначенная многоточиями, свидетельствует о другом. Светлая печаль сквозит во всем стихотворении.

2) Стихотворение II группы «Песня последней встречи».

              Так беспомощно грудь холодела,

              Но шаги мои были легки.

              Я на правую руку надела

              Перчатку с левой руки.

              Показалось, что много ступеней,

              А я знала – их только три!

              Между кленов шепот осенний

              Попросил: «Со мною умри!

              Я обманут своей унылой,

              Переменчивой, злой судьбой».

              Я ответила: «Милый, милый!

              И я тоже. Умру с тобой…»

              Это песня последней встречи.

              Я взглянула на темный дом.

              Только в спальне горели свечи

              Равнодушно-желтым огнем.

                                                             1911

Стихотворение названо песней, но в нем гораздо больше от новеллы.

Место действия – город.

Время действия – мгновение назад и сейчас. Впереди – бесконечность. Настроение меняется, нарастая от осознания беспомощности, безнадежности, равнодушия любимого – до порыва к бесчувствию физическому. Равнодушное молчание мира живых людей – и диалог с миром природы. Отсюда и цветовая гамма: равнодушно-желтый оттенок (шепот осенний, горящие в доме свечи).

3) Стихотворение III группы «Память о солнце в сердце слабеет…».

              Память о солнце в сердце слабеет.

              Желтей трава.

              Ветер снежинками ранними веет

              Едва-едва.

              В узких каналах уже не струится –

              Стынет вода.

              Здесь никогда ничего не случится, –

              О, никогда!

              Ива на небе пустом распластала

              Веер сквозной.

              Может быть, лучше, что я не стала

              Вашей женой.

              Память о солнце в сердце слабеет.

              Что это? тьма?

              Может быть!.. За ночь прийти успеет

              Зима.

                                                 1911

Учащиеся демонстрируют свое «видение» стихотворения: акварельный пейзаж «Осенняя грусть».

Пожухлая трава, первые снежинки, застывшая вода в канале, голые ветви ивы… Осень – конец любви, зима – конец жизни. Все в прошлом. Природа передает состояние души человеческой.

Длинные строки чередуются с короткими, подчеркивая безысходность. Создается впечатление рыдания: вечная трагедия разлуки, одиночества.

4) Стихотворение IV группы «Я научилась просто, мудро жить…».

              Я научилась просто, мудро жить,

              Смотреть на небо и молиться Богу,

              И долго перед вечером бродить,

              Чтоб утомить ненужную тревогу.

              Когда шуршат в овраге лопухи

              И никнет гроздь рябины желто-красной,

              Слагаю я веселые стихи

              О жизни тленной, тленной и прекрасной.

              Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

              Пушистый кот, мурлыкает умильней,

              И яркий загорается огонь

              На башенке озерной лесопильни.

              Лишь изредка прорезывает тишь

              Крик аиста, слетевшего на крышу.

              И если в дверь мою ты постучишь,

              Мне кажется, я даже не услышу.

                                                             1912

Это стихотворение похоже на письмо.

Нелегкой науке «просто, мудро жить» она (героиня) учится; учится не ждать, не связывать с приходом любимого свое возрождение – учится жить, увы, без любви. Ее новое умение сказывается на стихах – она начинает слагать «веселые стихи» о жизни, которая одновременно «тленна и прекрасна». Эта мудрость далась ей дорого: героиня пишет «веселые стихи», «когда шуршат в овраге лопухи / И никнет гроздь рябины желто-красной». дело не только в увядании растений – дело в увядании любви.

5. Стихотворение V группы «Сероглазый король».

От первой фразы текста зависит многое: героиня Ахматовой поет славу… «безысходной боли»! Любовь в лирике Ахматовой почти всегда – несчастная; в данном стихотворении героине пришлось пережить самое страшное – смерть Сероглазого короля. О чувствах женщины мы узнаем в ее собственном пересказе. Оказалось, что даже «вечер осенний» уже пророчил недоброе – он был «душен и ал». Узнает она страшную весть от мужа: он «спокойно» сообщил о смерти короля на охоте, назвал место гибели («у старого дуба») и простодушно пожалел только королеву, поседевшую за ночь. Героиня же, оглохшая от страшной вести, только и может отчужденно и в стороне следить в тот момент за действиями мужа – «Трубку свою на камине нашел / И на работу ночную ушел». Эта «спокойная констатация» заменяет здесь описание бурных и безысходных чувств, охвативших героиню. Потрясение и остолбенение героини изображается через этот будничный жест. Хорошо, что муж ушел «на работу ночную» – а то как бы удалось героине скрыть свою боль?! Герой этого стихотворения – избранный, человек особой судьбы, тем не менее тайно связанный с героиней, чье происхождение, видимо, обычное. Смысл ее жизни и был в этой тайной любви. Узнав страшную весть, героиня приникает к самому дорогому, что осталось от короля, – к своей сероглазой дочке. Тайна их любви, конечно, будет сохранена – героиня привыкла нести с достоинством свою боль, она, слабая, умеет молчать! Говорят за нее только тополя, в их шелесте – горькая надежда: короля нет «на земле», значит, на небе он есть, значит, есть возможность новой встречи и любви.

«Защита» стихотворений заканчивается общим обменом мнениями, оценкой или взаимооценкой работы групп.

II. Итог уроков.

Слово учителя.

Вот мы и познакомились со всеми сообщениями, выслушали все точки зрения. Следующее задание непростое, поэтому вы будете выполнять его дома: дайте краткую поэтическую характеристику, творческий автопортрет Анны Ахматовой.

Домашнее задание:см. выше; индивидуальные задания.

Уроки 84–85

поэма анны ахматовой «реквием».
«Я голос ваш, жар вашего дыханья,
я отраженье вашего лица…»

Цели:познакомить с поэмой «Реквием».

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

Исследователь жизни и творчества А. А. Ахматовой М. Кралин попытался выделить в творческой жизни поэтессы три периода («пролог», «центральная часть» и «эпилог»). О «прологе» мы говорили на предыдущем уроке, а сегодня остановимся на «центральной части»: 1923–1935 гг. и 1946–1955 гг. Помогут понять суть поэтического завещания, сформулировать поэтическое кредо Анны Андреевны «исследователи жизни и творчества поэта» (подготовленные ученики).

Ваша задача – выслушать сообщения и сделать записи об основных событиях и фактах биографии А. Ахматовой.

2. Сообщения учащихся (в виде монтажа с чтением стихов).

Исследователь жизни. 8 декабря 1924 г. состоялось знакомство А. Ахматовой с Павлом Лукницким, который начал работать над биографией Н. Гумилева, мужа поэтессы.

Исследователь творчества. А чуть раньше, в 1923 г., выходит вторым изданием сборник «Anno Domini», который продолжил темы ее первых книг, указав гражданскую позицию поэта, не принявшего новых властей и порядков.

Исследователь жизни. Страшный для Ахматовой 1921 г., год известия о самоубийстве любимого брата, год смерти А. А. Блока и расстрела Н. С. Гумилева, обвиненного в участии в белогвардейском заговоре, и 1922 г. были отмечены, вопреки тяжелому настроению, творческим подъемом. Именно тогда родились знаменитые строки:

         Не с теми я, кто бросил землю

         На растерзание врагам.

         Их грубой лести я не внемлю,

         Им песен я своих не дам…

Исследователь творчества.Противопоставляются в нем не только уехавшие («бросившие землю») и оставшиеся, но и «бросившие» и «изгнанники». Это люди разные. К первым сочувствия нет. Зато ко вторым: «Но вечно жалок мне изгнанник, / Как заключенный, как больной…». Мы явно слышим политический протест против высылки цвета русской интеллигенции из Советской России в 1922 г. в качестве враждебного элемента. Этот протест сочетается с величественным приятием собственного жребия. Исторически «оправдан будет каждый час» мученической жизни.

Исследователь жизни.Апрель и май 1925 г. Ахматова провела в санатории в Детском Селе в связи с обострением туберкулеза.

Демонстрируется фотография Ахматовой 1925 г.

Исследователь творчества.Здесь Анна Андреевна начинает изучать жизнь и творчество А. Пушкина и архитектуру старого Петергофа.

Исследователь жизни.Решением Резолюции ЦК 1925 г. Ахматова, по ее словам, «была изъята из обращения до 1939 г.» за «Новогоднюю балладу», не понравившуюся кому-то «в верхах». А потом были не менее страшные, ужасные годы: с 1927 г. заведенное на нее в ОГПУ «дело»; арест в 1928 г. Л. Гумилева, ее единственного сына; 1934 г. – арест Мандельштама, с которым Ахматову связывала многолетняя дружба; 27 октября 1935 г. – арест Н. Пунина и Льва Гумилева, мужа и сына Ахматовой (30 октября М. Булгаков помог Анне Андреевне составить письмо Сталину об облегчении участи этих двух близких ей людей; 3 ноября Н. Пунин и Л. Гумилев были освобождены).

Исследователь творчества. 3 ноября 1935 г. Ахматова начала работать над циклом стихотворений «Реквием».

Исследователь жизни.10 марта 1938 г. – третий арест сына, за участие в молодежной террористической организации в ЛГУ. Приговорен сначала к 10 годам исправительно-трудовых лагерей, а затем, после пересмотра дела, к пяти. В мае этого же года второй арест Мандельштама и его смерть в пересыльном лагере (декабрь 1938 г.).

Исследователь творчества. В ноябре 1940 г. Анна Ахматова вступает в Союз писателей СССР.

В июне 1941 г., за несколько дней до начала войны, в Москве произошла личная встреча двух выдающихся поэтов-женщин – А. Ахматовой и М. Цветаевой.

Исследователь жизни.В конце сентября 1941 г. Ахматову в тяжелом состоянии эвакуировали самолетом из осажденного Ленинграда в Москву. 14 октября на поезде вместе с другими деятелями культуры и искусства она была вывезена из прифронтовой Москвы в Казань, а через некоторое время – в Ташкент, где и прожила до 15 мая 1944 г.

1 июня 1944 г. поездом она вернулась в Ленинград.

В 1944–1946 гг. много выступает в Ленинграде и Москве, выезжает на фронт.

Фото: Ахматова и Пастернак, 1946 г., Москва; Ахматова выступает в Большом драматическом театре на вечере памяти А. Блока, 1946 г., Ленинград.

Исследователь творчества.4 сентября 1946 г. президиум правления СП СССР постановил «…исключить М. Зощенко и А. Ахматову из Союза советских писателей как не соответствующих в своем творчестве требованиям параграфа 2 Устава Союза, гласящего, что членами СП могут быть писатели, «стоящие на платформе советской власти и участвующие в социалистическом строительстве».

Исследователь жизни.26 августа 1949 г. вновь арестовали Н. Пунина. 6 ноября – обыск в квартире Ахматовой и арест Л. Гумилева. Он осужден на 10 лет лагерей. В мае 1951 г. – инфаркт миокарда у Ахматовой. 21 августа 1953 г. умер в воркутинском лагере Н. Пунин.

Исследователь творчества. В этом же году Ахматова восстановлена в СП СССР. В мае 1955 г. Ленинградский литфонд выделил Ахматовой дачу в Комарове, которая известна в литературе под названием «Будка».

Исследователь жизни.15 мая 1956 г. возвращается из лагерей Л. Гумилев.

Учитель. Но гражданское мужество поэтессы неизменно. Тема родины становится ведущей в поздней лирике Ахматовой.

Чтение стихотворений «Клятва» (июль 1941 г.), «Мужество» (было напечатано в «Правде» 8 марта 1942 г.), «Родная земля» (1961 г.).

– Как вы считаете, почему Ахматова, в разные годы критически относясь к тому, что происходило на ее родине, все же никогда не могла ее покинуть?

– Как соотносятся для нее личное и общее?

3. Знакомство с поэмой «Реквием».

В предисловии к поэме «Реквием», которую А. А. Ахматова создает в 1935–1943 гг. и посвящает жертвам сталинских репрессий, она писала: «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде». Свою драму и судьбу Ахматова умещает в лаконичные строки:

         Эта женщина больна,

         Эта женщина одна.

         Муж в могиле, сын в тюрьме,

         Помолитесь обо мне.

Первый смысловой пласт «Реквиема» автобиографичен (арест в 1935 г. Н. Пунина, затем, в 1938 г., – арест и заключение сына). Но за автобиографическим пластом вырисовывается второй, обобщенно-содержательный.

Композиция «Реквиема» уникальна:

 

Пролог

 

Сюжетный центр

 

Эпилог

№ стих. I II 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 I II
число строк 25 12 8 8 5 11 14 8 12 16 20 8 12 34

Сюжетный центр поэмы – главки 5 и 6: обе посвящены сыну и движению Времени – времени его заключения… Однако в поэме больше говорится об общем, чем о своем, личном: героиня (она же автор) словно никак не может перейти к собственному горю, ее устами «…кричит стомильонный народ».

Лирический сюжет наряду с эпическими элементами и позволяет говорить о «Реквиеме» как о поэме. По родовому принципу она в основном лирическая, по проблематике и основному тону – эпическая. В ней преобладает высокий стиль. Прозаизмы и разговорные слова его не разрушают.

Над лирическим циклом Ахматова работала и в начале 60-х гг. По словам Л. К. Чуковской, «Реквием» заучивался наизусть людьми, которым Ахматова полностью доверяла, а таких было не более десятка. Рукописи, как правило, сжигались. Только в 1962 г., в годы «оттепели», Ахматова решилась передать «Реквием» в редакцию «Нового мира», но там его не приняли. К этому времени поэма имела уже широкое хождение среди читателей в «самиздатовских» списках. Один из списков попал за границу, и впервые (без ведома автора) был опубликован отдельной книгой в Мюнхене (1963 г.). В нашей стране поэма была впервые опубликована в журнале «Октябрь» (1987 г., № 3).

II. итог урока.

Учитель. Наши уроки по творчеству А. Ахматовой – это лишь первое приобщение к ее стихам, которое продолжится в 11 классе. А пока мне очень хотелось бы, чтобы вы прочитали самостоятельно «Реквием» и подумали, прав ли был критик Ю. Ф. Карякин, когда писал: «Если бы я был учителем сейчас, я бы выпустил детишек с одним, хотя бы с одним прекрасным впечатлением. Я бы их выпустил с глубоким, прекрасным и трагическим впечатлением от «Реквиема». Чтобы полюбили они «Реквием» навсегда, как судьбу России и судьбу женщины, которая оказалась мужественнее миллионов мужчин. И это был бы заряд и сострадания, и мужества».

домашнее задание:индивидуальное задание:сообщение «Шолохов: жизнь и творчество».

Уроки 86–87


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 418; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!