А. н. островский. ПЬЕСА «БЕДНОСТЬ не порок»
Цели:познакомить с биографией драматурга, отметить его роль в создании русского национального театра, место в литературной и идейной борьбе второй половины XIX века.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
1. Работа с эпиграфом.
Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь, но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой, русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться "театр Островского"».
А. И. Гончаров
– Какую сторону дара А. Н. Островского отметил А. И. Гончаров?
2. Слово учителя об А. Н. Островском.
Островский пришел в литературу как создатель национально-самобытного театрального стиля, опирающегося в поэтике на фольклорную традицию. Драматургическая деятельность его продолжалась более 40 лет. Особенностью таланта А. Н. Островского является сочетание в нем дарований литератора и театрального деятеля. Он не только создал русский национальный репертуар, но и сформировал нового актера. В театре Островского особое внимание уделяется тексту, в котором заложено все. На основе драматургии этого талантливого человека сложилась школа Малого театра.
– Какую школу жизни прошел Островский? Почему его называли «Колумбом Замоскворечья»? Об этом расскажут мои ассистенты.
А чтобы проникнуть в мир пьес А. Н. Островского, нам следует познакомиться с пьесами различных жанров и тематики.
|
|
3. Сообщения учащихся (индивидуальные задания).
1) Служба в Московском совестно́м суде – школе жизни.
2) «Колумб Замоскворечья», пьеса «Банкрот».
3) Вершина зрелого творчества – драма «Гроза».
4) Позднее творчество – «Бесприданница».
4. Чтение статьи учебника (с. 391–393), составление хронологической таблицы.
Этапы биографии и творчества А. Н. Островского.
31 марта (12 апреля) 1823 г. – родился в Замоскворечье в семье чиновника, имевшего частную юридическую практику в купеческой среде.
1840 г. – закончил Первую Московскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета.
1842 г. – бросает учебу в университете.
1843–1845 гг. – служит сначала в Московском совестном суде, а затем в Московском коммерческом суде.
1847–1851 гг. – ранний период творчества. Поиски своего пути. Влияние «натуральной» школы. Пьесы «Свои люди – сочтемся», «Бедная невеста», «Не сошлись характерами», «Утро молодого человека».
1852–1854 гг. – «москвитянинский период». Сотрудничество с журналом «Москвитянин». Славянофильские настроения. Пьеса «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется».
1855–1860 гг. – предреформенный период. Сближение с журналом «Современник» и революционерами-демократами. Пьесы «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанница», «Гроза».
|
|
1859 г. – основатель и активный участник «Литературного фонда».
1861–1886 гг. – пореформенный период. Сатирические пьесы, отражающие жизнь пореформенной России: «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы». Исторические пьесы: «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Воевода». Психологические драмы: «Правда – хороша, а счастье лучше», «Последняя жертва», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», пьеса-сказка «Снегурочка».
1865 г. – инициатор создания «Артистического кружка».
1874 г. – инициатор создания «Общества русских драматических писателей и оперных композиторов».
1886 г. – смерть А. Н. Островского.
5. Рассказ учителя о пьесе «Бедность не порок».
Эта пьеса была задумана автором 10 июля 1853 г., а начата 22 августа того же года.
Первоначально она называлась «Гордым бог противится» и должна была состоять из двух актов.
К концу 1853 г. пьеса была закончена, успех превзошел все ожидания.
Ни одна из пьес не вызвала после своего опубликования таких горячих и принципиальных споров, как «Бедность не порок». Представители демократической критики увидели в ней, и прежде всего в образе Любима Торцова, художественное воплощение своих общественных идеалов.
|
|
Предназначая пьесу для сцены Малого театра, драматург задолго до окончания комедии распределил ее роли между артистами этого театра.
На сцене Московского Малого театра в течение второй половины XIX в. «Бедность не порок» ставилась чаще других пьес Островского. В представлениях этой комедии участвовали лучшие силы «дома Островского»: М. Н. Ермолова, О. О. Садовская, Павел Васильев – один из лучших исполнителей роли Любима Торцова.
6. Обмен мнениями о прочитанном.
– Н. Добролюбов назвал произведения Островского «пьесами жизни». Как вы понимаете это выражение?
– Покажите на примерах из текста, что Островского действительно интересует жизнь русского общества, русского человека.
Домашнее задание: прочитать страницы пьесы, помещенные в учебнике; подготовить выборочное воспроизведение пьесы.
Урок 53
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 469; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!