Позиция автора по отношению к герою 3 страница



  Вторая учебная ситуация Самостоятельная работа с карточкой № 1 «Смысл названия рассказа» Учитель. Прочтите небольшие комментарии автора к отдельным эпизодам рассказа, выпишите из них ключевые слова, найдите общий смысл этих эпизодов, соотнесите его с названием произведения и ответьте на вопросы: Какой смысл вкладывает автор в название рассказа? Какую характеристику внутреннего мира писателя мы можем извлечь из анализа этого рассказа? Карточка №1 Смысл названия рассказа В. Ф. Тендряков. Хлеб для собаки (1969—1971) Ключевые слова Общий вывод о мироощущении автора Мне думается, совести свойственно чаще просыпаться в теле сытых людей, чем голодных. Голодный вынужден больше думать о себе, о добывании для себя хлеба насущного, само бремя голода понуждает его к эгоизму. У сытого больше возможности оглянуться вокруг, подумать о других. Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть. Не скажу, чтобы моей совести так уж нравилась эта подозрительная пища. Моя совесть продолжала воспаляться, но не столь сильно, не опасно для жизни ...Совести свойственно... просыпаться в теле сытых людей... Само бремя голода понуждает... к эгоизму. ...Кормил я кусками хлеба... свою совесть... Совесть продолжала воспаляться... но... не опасно для жизни В обоих отрывках ключевым для автора является слово совесть. Он утверждает, что совесть — это важнейшая константа внутреннего мира человека, и ее отсутствие, как у сытого, так и у голодного, ставит человека на грань распада личности, превращая его в существо, центром существования которого становится собственное я — эго, латинское слово, давшее корень русскому эгоизм, обозначающему, в частности, полное небрежение жизнью и интересами другого человека Проблема совести, к которой обращается Тендряков, не является для него новой — на ней настояно все его творчество, корнями своими глубоко связанное с традициями русской литературы. Пытаясь решить эту проблему в рассказе «Хлеб для собаки», Тендряков использует, по словам публициста 17, совершенно новый для него жизненный материал — детские воспоминания об одном из самых страшных периодов в истории России — голоде 1933 года. Обращение к этой форме говорит о попытке автора осознать степень своей вины и ответственности за происшедшее. Такая постановка вопроса является для Тендрякова концептуальной в решении проблемы личности; название же рассказа в свете этой концепции приобретает метафорическое, переносное значение, указывающее на то, что подоплекой событий, ставших основой сюжета, становятся размышления автора о времени и человеке и том нравственном законе, соблюдение которого формирует суть и смысл личности каждого из нас. Закон этот — совесть. Учитель. Мы нашли ключевое слово в раскрытии личности «потаенного» Тендрякова: главной движущей силой в отношении писателя к окружающим и к себе самому является совесть. Проанализируем и свой собственный духовный мир — попытаемся выяснить, как мы сами понимаем, что такое совесть.   Третья учебная ситуация Работа с карточкой № 2 Карточка №2 «Что такое совесть?» Задание. Вдумайтесь в этимологию слова совесть; внимательно прочтите толкование, данное этому понятию В. И. Далем в его словаре; подумайте над смыслом наших собственных определений, выбранных из анкеты, на вопрос которой вы отвечали в процессе подготовки к уроку. Выпишите из всех предложенных определений ключевые слова и ответьте на вопрос: Как мы, молодые люди начала третьего тысячелетия, понимаем, что такое совесть? 1. Немецкий ученый М. Фасмер соотносит значение слова совесть с понятием, заключенным в глаголе ведать 18, которое, с его точки зрения, в целом ряде европейских и в древнеиндийском языках восходит к словам знать, я знаю, мы знаем, я вижу, знание, знающий. 19 2. Совесть — это «...внутреннее сознание добра и зла... способность распознать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвергающее ото лжи и зла...» 20. 3. Наше собственное толкование слова совесть (варианты ответов): • Обычно говорят, когда ругают: совести у тебя нет, тебе не стыдно. Совесть — это умение осознать, что ты поступил плохо. • Если ты совершишь дурной поступок, тебе тут же скажут: как тебе только совесть позволила? Но человек не всегда может отчитаться за свои поступки. И только то, как он это переживает, говорит о его совести. • Совесть — это качество души каждого человека. Например, человек поступил неправильно, жестоко, и он сам это понимает; проходит время, он все больше убеждается, что поступил неправильно, и начинает действовать — помогает, извиняется и т. д. Совесть диктует человеку поступки, искупающие его вину. • Говорят: заговорила совесть. Значит, совесть — это что-то живое, действующее. • Совесть — это высший личный судья человека. А человек, у которого есть совесть, — это тот человек, который даже тогда, когда его никто не видит, поступит точно так же, как если бы на него посмотрел весь мир. Это умение не идти на компромисс с самим собой в выборе между добрым и злым, умение никогда не делать противное себе, хотя так было бы намного легче. • Совесть — это чувство человека, которое контролирует отношения между людьми. Совесть заставляет человека посмотреть на свои поступки со стороны. Это внутренний контролер, помогающий человеку сделать правильный выбор. Ключевые слова: ведать, знать, знающий, умеющий; сознание добра и зла, способность распознать качество поступка; умение осознать свой поступок; толчок к размышлениям над собственным поступком; что-то живое, действующее; высший личный судья человека; умение не идти на компромисс с собой в выборе между добрым и злым; внутренний контролер, помогающий в выборе между добром и злом. Вывод. Итак, совесть — это высший личный судья человека, знающий, ведающий, как должен поступить человек, чтобы избежать компромисса с самим собой в выборе между добром и злом; это внутренний контролер, помогающий человеку осознать степень собственной вины и понять необходимость искупления ее, если выбор был сделан неправильно. Учитель. В ситуации выбора каждый из нас находится постоянно, даже если не сознает этого; но последнее относится к человеку, который не обладает «чувством, побуждающим его к истине и добру», то есть к человеку, у которого атрофировано чувство совести. У героя рассказа Тендрякова, десятилетнего мальчика Володи Тенкова, как показывает развитие сюжета, совесть является мощнейшим стимулом к действию, то есть к выбору поступка, смысл которого не тяготил бы его ношей собственной вины за содеянное. Понять суть выбора, перед которым находится герой, нам поможет обращение к такому структурному элементу художественного произведения, как экспозиция; в рассказе «Хлеб для собаки» автор выносит ее в самое первое предложение, с которого начинает повествование; эта дата — «лето 1933 года», предельно точно и лаконично обозначенная писателем.   Четвертая учебная ситуация Сообщение «1933 год в судьбе страны» Учитель. Внимательно прослушайте сообщение группы историков, связанное с экспозицией рассказа; ответьте на вопросы: 1. C какой целью автор начинает повествование с обозначения даты — указания на время, когда происходят описанные им события? 2. Какой дополнительный материал к пониманию внутреннего мира писателя дает нам ответ на 1-й вопрос?  

Вариант сообщения

1-й ученик. 1933 год связан в истории России с одним из самых трагических событий — голодом, охватившим население почти всей страны. Голод возник в результате громадного недостатка продуктов сельского хозяйства, с поставкой которых в нужном количестве не справлялись ни товарищества по совместной обработке земли, ни колхозы, создание которых началось в 1929 году. Именно в этом году появляется статья И. В. Сталина «Год великого перелома», положившая, по сути, начало форсированному процессу коллективизации. Зачем в развитии экономики понадобился такой шаг, как коллективизация единоличных крестьянских хозяйств? В декабре 1925 года XIV съездом партии, вошедшим в историю как съезд индустриализации, была предложена программа скорейшего создания в стране мощной промышленной базы. Проведение этого плана в жизнь требовало огромного количества капиталов для вложений в промышленное строительство и производство оборудования. СССР же приступил к индустриализации, не имея для этого достаточных накоплений. Так, к 1 октября 1927 года золотой и валютный запас государства составлял 173,5 млн рублей, к 16 июля 1928 года он снизился до 96,5, а к 11 ноября 1928 года — до 78 млн рублей. Недостаток денежных средств и привел к необходимости субсидирования планов индустриализации за счет форсированного развития сельского хозяйства. Внешне цели были благие, но что в действительности представляла собой коллективизация?
2-й ученик. В деревне разворачивались два взаимосвязанных насильственных процесса — создание колхозов и раскулачивание. Ликвидация кулацких хозяйств имела своей целью прежде всего обеспечение коллективных хозяйств материальными средствами. С конца 1929 года до середины 1930-го было раскулачено свыше 320 тысяч крестьянских хозяйств; их имущество стоимостью более 175 млн рублей было передано колхозам. Зачастую в кулаки записывали середняков и даже неугодных власти бедняков; для оправдания этих действий было даже придумано слово «подкулачник». В отдельных районах страны число раскулаченных достигало 15—20% населения. Разорение деревни раскулачиванием, полная дезорганизация работы колхозов привели в 1932—1933 годах к невиданному голоду, охватившему примерно 25—30 млн. человек. Районами голода стали Дон, Кубань, Нижняя и Средняя Волга, часть Центрально-Черноземной полосы, Южный Урал, юг Сибири, Казахстан и вся Украина. Оценка числа умерших от голода в 1932—1933 годах колеблется в пределах 10—15 млн человек. Но несмотря на масштабы голода, по решению правительства за границу было вывезено 18 млн центнеров зерна для получения валюты на нужды индустриализации 21.
Экспозиция рассказа Тендрякова «Хлеб для собаки» — дата, с обозначения которой автор начинает повествование, прямо указывает на время действия и — по ассоциации — на главное событие этого времени: голод, разразившийся в стране. Экспозиция строго фиксирует время события и действие, ставшее центральным в потоке этого времени; это значит, что Тендряков сразу хочет ввести читателя в эпицентр трагических событий в стране, в числе которых раскулачивание 1933 года, значимое само по себе, становится вместе с тем «рубежным» в череде многих последующих официально принятых партийных решений. Автор не только хочет рассказать о непосредственном событии, свидетелем и участником которого он был, — голоде 1933 года, но, пробудив в читателе определенные ассоциации, ввергнуть его в круг размышлений о судьбах страны, о времени и человеке. Тендряков не проводит экскурс в историю — он ведет курс жесткой психологии, на примере жизни своего героя помогая читателю понять в себе самом все «за» и «против» и сделать свой выбор, независимо от того, течение и коллизии какого времени он переживает.

 

Урок 2

Проблема выбора в рассказе
В. Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки»

Цель: понять историко-философский смысл рассказа; на основе анализа некоторых структурных особенностей рассказа восстановить внутренний мир автора и выстроить концепцию личности, главенствующую в его мироощущении.
Учитель. Писатель Вячеслав Кондратьев говорил: «Я старался писать „из того времени“, и мой герой не должен знать то, что знаю я сегодня как автор. Иначе будет неправда» 22. Говоря о своем кредо писателя, Кондратьев настаивает на необходимости предельной объективации изображаемого — видимо, с тем, чтобы, как ему кажется, читатель проникся самым большим доверием к слову писателя, сознательно дистанцирующегося от времени и героя.
Совсем другую позицию, связанную с возможностью погружения читателя в течение времени, занимает Тендряков, ведя повествование в «Хлебе для собаки» от первого лица, то есть предлагая читателю оценку событий лирическим героем.

Как характеризует Тендрякова его желание вести разговор с читателем от первого лица?

С точки зрения жанра рассказ автобиографичен; это значит, что «автор включает в анализ себя, свое собственное сознание, свою оценку... Он не отделяет свидетельство о времени от собственного в нем, времени, участия. Именно поэтому... горькая исповедь соединяется с художественным рассказом... сплавляется с документом...» 23. В цитате, приведенной нами, есть ответ на вопрос, почему автор не отделяет себя сегодняшнего от того времени: для него важен исповедальный тон повествования, обнаженная правда о себе самом, давнем, ищущем успокоения своей совести. «Исповедь, прежде всего перед самим собой, помогает оценить свои качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее. А это значит приоткрыть еще одну тайну самого себя» 24. Взрослый человек, Тендряков понимает, что он, будучи десятилетним мальчиком, ничем не смог бы изменить ситуацию с голодающими, но, но, но... — говорит писатель, исповедуясь перед нами почти через сорок лет после пережитого. Предельно жесткий суд над самим собой, хотя бы и ребенком, вершит сейчас, на наших глазах, взрослый человек, жаждущий понять природу компромисса, ставшего, по существу, предательством не только голодающих, но своих собственных нравственных устоев прежде всего. Исповедуясь перед читателем, лирический герой, а вслед за ним и автор, пытается воспитать в нем человека, который был бы способен сделать выбор между добром и злом с достоинством, не пряча свою совесть в зыбкое марево полумер.
Учитель. Уже много лет человек ведет спор с самим собой — время ли виновато в том, что человек часто идет против своей совести, или все-таки сам человек виновен в этом? Тендряков дает однозначный ответ на этот вопрос: при всех смягчающих вину обстоятельствах за любой свой поступок отвечает только человек, ибо только ему одному даровано знание о себе — то знание, которое мы сопоставляем с понятием «совесть»; это знание может быть интуитивным или организованным в стройную систему нравственных понятий, но при любых условиях оно побуждает человека совестливого вдумываться в ход времени, вслушиваться в те его сигналы, которые оно, время, подает человеку. В структуру повествования Тендряков вводит определенную систему символических обозначений времени, усложняя тем самым смысл разговора с читателем.

 

Первая учебная ситуация Символы времени в рассказе

Задание. Внимательно прочтите материалы карточки № 3, прослушайте заданное на дом индивидуальное сообщение на тему «Символы времени в рассказе В. Ф. Тендрякова „Хлеб для собаки“», ответьте на вопросы:

С какой целью автор обращается к символике, обозначающей характер времени? Какую новую грань в мироощущении писателя можем мы назвать, познакомившись с символами времени в рассказе?

Карточка №3

Песня
Песня о встречном Слова Б. Корнилова, музыка Д. Шостаковича
Нас утро встречает прохладой, Нас ветром встречает река. Кудрявая, что ж ты не рада Веселому пенью гудка? Не спи, вставай, кудрявая! В цехах звеня, Страна встает со славою На встречу дня! И радость поет, не смолкая, И песня навстречу идет, И люди смеются, встречая, И встречное солнце встает. Горячее и бравое Бодрит меня. Страна встает со славою На встречу дня! Бригада нас встретит работой, И ты улыбнешься друзьям, С которыми труд, и забота, И встречный, и жизнь — пополам. За Нарвскою заставою В громах, в огнях Страна встает со славою На встречу дня! И с ней до победного края Ты, молодость наша, пройдешь, Покуда не выйдет вторая Навстречу тебе молодежь. И в жизнь вбежит оравою, Отцов сменя. Страна встает со славою На встречу дня! Такою прекрасною речью О правде своей заяви! Мы жизни выходим навстречу, Навстречу труду и любви. Любить грешно ль, кудрявая, Когда, звеня, Страна встает со славою На встречу дня!

 

Частушки
Хорошо тому живется, У кого одна нога, — Сапогов не много надо И портошина одна. Враг-вражина, Куркуль-кулачина Кору жрет, Вошей бьет, С куркулихою гуляет — Ветром шатает.
Телега
В это время далеко, где-то в самом конце нашей улицы, загремело. Распарывая сонный поселок, приближалась расхлябанная телега, сминая серебряный голос кукушки, писк синиц, потуги бездарного скворца. Кто это и куда так сердито спешит в такую рань?.. И неожиданно меня ожгло: кто? да ясно! Об этих ранних поездках говорит весь поселок. Комхозовский конюх Абрам едет «собирать падалицу». Каждое утро он въезжает на своей телеге прямо в привокзальный березняк, начинает шевелить лежащих — жив или нет? Живых не трогает, мертвых складывает в телегу, как дровяные чурки. Гремит расхлябанная телега, будит спящий поселок. Гремит и стихает... Теперь я всегда просыпался перед рассветом, никогда не пропускал стука телеги, которую гнал конюх Абрам к привокзальному скверику. Гремела утренняя телега...
Не спи, вставай, кудрявая! В цехах звеня...

Гремела телега — знамение времени! Телега, спешившая собрать трупы врагов революционного отечества.

Сообщение «Символы времени в рассказе
В. Ф. Тендрякова „Хлеб для собаки“»

В структуру повествования автор вводит определенную систему символических обозначений времени, усложняя тем самым смысл разговора с читателем, ибо разговор этот приобретает не только исторический, но и философский характер — о человеке и поиске им его собственного «я» в потоке времени. В текст рассказа — рефреном через все его содержание — автор включает, прямо противопоставляя их друг другу, слова из «Песни о встречном» и звук гремящей телеги, на которую конюх Абрам укладывает по утрам тела умерших «куркулей». «Песня о встречном» была написана Борисом Корниловым и Дмитрием Шостаковичем специально для кинофильма «Встречный», авторы которого, режиссер Фридрих Эрмлер и Сергей Юткевич, считали ее мелодию «главным интонационным стержнем своей картины. Судьба песни была долгой и счастливой, она звучала на праздниках, на физкультурных парадах, неслась из репродукторов... ей суждено было перелететь через десятилетия, через моря и океаны, получить „Гран-при“ на Всемирном конкурсе гимна для ООН, воспроизводиться во множестве фильмов разных стран и остаться непревзойденной в своем благородстве, изяществе» 25.
В 30-е годы было создано немало кинофильмов, песни из которых перешагнули свое время, — например, «Веселые ребята» Григория Александрова. Официальная идеология, рупором которой были, в частности, кино, литература, музыка, старалась внедрить в сознание народа оптимистическое начало, уверенность в том, что страна идет в строительство новой жизни верным путем.
Часть населения действительно почувствовала «вкус» новой жизни — например, с 1 января 1935 года были отменены карточки на мясо, рыбу, сахар, картофель. Но это в 1935 году, а в его преддверии, в году 1933-м, сытно жили только семьи «ответственных работников»: так, в семье Володи Тенкова, отец которого был «ответственным служащим, получал ответственный паек... мать даже пекла белые пироги с капустой и рубленым яйцом!». Но душевного спокойствия эта сытая жизнь мальчику не приносит, его совесть не позволяет ему не заметить, что даже в их небольшом северном поселке, помимо сосланных сюда «куркулей», голодают почти все, у кого в семье нет опоры в лице «ответственного служащего»: это и дети из больших семей; и учительница, едва сумевшая заставить себя отвести взгляд от растоптанного, валяющегося на классном полу куска хлеба с повидлом; и женщина, ложкой аккуратно выбирающая из следа лошадиного копыта пролитое молоко; и скрюченная неизвестной болезнью Отрыжка. Наверное, автор мог бы продолжить «список» голодающих, но его внимание оказывается сосредоточенным на «куркулях» — внимание очень избирательное, связанное с тем, что герой ищет «самого голодного».
Ситуация, введенная автором в сюжет рассказа, складывается парадоксально: с одной стороны, как об этом говорится в песне, страна «встает со славою На встречу дня», «жизни выходит навстречу», «Навстречу труду и любви», но в этой же самой стране умирают от голода миллионы ни в чем не повинных людей. Система противопоставления, когда основная «мелодия» сюжета — смерть от голода — обрамляется словами прекрасной песни, — это и есть система символического обозначения времени, система доказательства того, что господствующей идеологией в стране стала идеология обмана, и мальчик очень тонко чувствует этот обман, потому что говорит о себе — и не единожды: «...я дурной, неисправимый мальчишка, ничего не могу с собой поделать — жалею своих врагов!»; «А кто враг?.. Враг ли тот, кто грызет кору?»; «Но это же куркули грызут кору! Ты жалеешь?..» Эти сомнения были для мальчика симптомом «ненормальной» жизни — «нормальная» же была другой: «Долго выдержать сквера мы не могли... бежали в поселок... туда, где шла нормальная жизнь, где часто можно было услышать песню: „Не спи, вставай, кудрявая! В цехах звеня, Страна встает со славою На встречу дня!“». Слова песни автор выделяет в столбик, и впервые они появляются как раз после описания скверика, в котором находятся сосланные. Так жизнь ставит ребенка перед выбором: как быть? Помочь? Не помочь? Решение подсказывает даже не частушка, слова которой звучат диссонансом по отношению к словам песни; автор вводит ее в текст в тот момент, когда в поселке появляется Дыбаков — «первый секретарь партии в нашем районе... в полувоенном кителе... в пенсне на тонком горбатом носу», который «ходил... выгнувшись, выставив грудь, украшенную накладными карманами» — знаком принадлежности к власти. Что дает эта власть человеку, который не попал в число «куркулей», но и во власть — тоже? Вспомним слова частушки: «Хорошо тому живется, У кого одна нога...», — пропетые «тенором под балалайку»: это знак меланхолии, помноженной на откровенное издевательство, но над кем? Над собой? Или над тем, кто не дает возможности иметь «портошину» на вторую ногу, если она у него есть? Эту частушку слышит герой — вместе с другими ребятишками он стал свидетелем разговора Дыбакова (фамилия ведь тоже своеобразный символ времени: дыба, орудие пытки, орудие уничтожения!) с одним из «куркулей». Частушка звучит «в обвалившейся тишине», когда «костяк» обращается к Дыбакову со словами: «Поговорим, начальник?» Слова ее, ставшие внезапно слышными, — это тоже знак времени, знак несчастливой жизни, и герой — и не он один, а вся ребятня — остро ощущают это несчастье: они даже не поют привычную частушку о «враге-вражине».
А ведь Володя Тенков остро мечтает о счастье: «В нечаянно вырванную у сна минуту я вдруг тихо радуюсь очевиднейшему факту — существует на белом свете некий Володька Тенков... как это прекрасно!»
И снова — диссонанс: именно в этот момент, когда в предутренние часы мир кажется герою прекрасным, «удивительно покойным», автор вводит еще один, самый трагичный символ времени — грохот телеги, увозящей из скверика тела умерших за ночь «куркулей».
Соединение автором всех этих символов — песни, частушки, грохота телеги — в контексте одновременного звучания позволяет говорить о том, что в самой безвыходной ситуации человек все равно будет искать выход, то есть делать выбор: как жить в стране, где звучит прекрасная песня и где каждое утро кто-то умирает от голода?
Соединение в одном контексте звучания прекрасной песни, перешагнувшей рамки своего времени, слов частушки, которые рождают у читателя ощущение лихой отчаянности, и грохота телеги, увозящей тела умерших, является для автора символическим обозначением сложнейшего хода времени, когда человеку, наделенному способностью знать, ведать, предстоит сделать выбор между покорностью страшному течению времени или неподчиненностью ему, пусть даже в самом «маленьком» деле — таком, какое, например, находит для себя герой: он стал кормить голодную собаку.
Что еще может сделать ребенок в стране, где по утрам «гремела телега — знамение времени!»? В чем-то, как нам кажется, автор оправдывает своего героя — слишком неравны условия выбора: государство — и десятилетний мальчик.
Автор представляется человеком страдающим и сострадающим, понимающим, как велика тяжесть сложившегося выбора, и все-таки вершащим над собой, над своей внутренней слабостью, вылившейся в компромисс с собственной совестью, свой нелицеприятный суд — недаром рассказ заканчивается упоминанием о начальнике станции, застрелившем себя от невыносимо тяжкого груза совести, не позволившей ему принять насилие как норму жизни. (Ребятишки звали этого человека «красная шапочка», и автор не случайно вспоминает это прозвище — ведь оно тоже своеобразный символ времени, навеянный воспоминанием о сказочной героине, ставшей жертвой обмана.) Таким образом, система символических обозначений времени необходима автору для того, чтобы погрузить читателя не только в исторический, но и в философский аспект бытия — с тем, чтобы помочь понять ему его собственное «я».
Учитель. В сложнейшей ситуации, пережить которую оказался не в силах взрослый человек — начальник станции, мальчик делает выбор не между человеком и собакой, а между возможностью или невозможностью оставаться человеком, заслуживающим хотя бы толику уважения к себе самому. В этом самоуважении — залог его возможного, но, скорее всего, недостижимого счастья.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 447; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!