Позиция автора по отношению к герою 1 страница



Серия «Библиотека учителя Русская литература последних десятилетий Конспекты уроков для учителя 11 класс Под редакцией В. Г. Маранцмана Урок литературы в современной школе — дело трудное и часто обреченное на неудачу, потому что потребность чтения разбужена далеко не в каждом ученике. И даже если эта потребность существует, мотив, ведущий к чтению, часто сомнителен. Иной читает, «чтоб только время проводить», иной — чтобы забыться, третий — чтобы похвастаться своей осведомленностью. И потому не всякий раз чтение рождает необходимую потребность обдумывания, без которой искусство не побеждает калейдоскоп реальных впечатлений, не открывает неба над головой, не прорубает для человека русла судьбы. Калининградские учителя решили завоевать юных читателей на пороге выхода из школы. Их книга с небольшим вкраплением опыта петербургских педагогов не просто пособие для учителя, а реальный способ определить для выпускника школы ценностные ориентации личности: где добро и где зло, где искусство, а где подделка. И преподано это в такой энергичной манере, что ученику не отвлечься от урока. Сцепление проблемных ситуаций задано четко, проясняет сознание и увлекает неустанным поиском истины. В 60—70-е годы почти каждое лето я читал в Калининграде лекции о проблемном обучении. Семена проросли, и всходы шумят радостно. Этого могло бы не случиться, если бы тонкий филолог и педагог, редкой душевности и такта человек Лия Георгиевна Максидонова не отдала бы всю жизнь делу воспитания учителей. Дело не ограничивалось лекциями в университете и Институте усовершенствования учителей. Лия Георгиевна жила тревогами и радостями своих учеников и несла им вдохновение. Она читала курс древнерусской литературы и занималась XVIII веком, она ходила с ними на концерты, выставки, обсуждала театральные премьеры и фильмы. Она жила нашим временем и сохраняла все обаяние русской культуры как естественную природу современного человека. Результат, как вы увидите, поразительный. Книга эта рассматривает современную литературу с высоких позиций русской культуры и страстно вовлекает выпускников школы в водоворот времени, не давая возможности сфальшивить, пропустить поэзию жизни. Может быть, не со всеми оценками литературных явлений каждый из нас согласится, читая эти уроки. Но в них есть здоровые дрожжи, на которых учитель поднимет свой урок, научившись здесь искусству общения с художественным текстом, механизму педагогического языка, энергичности и последовательности операций урока, современной манере разговора, не терпящего «ваты» и скуки. Решительно защищая те или иные позиции, резко очерчивая особенности литературных явлений, авторы уроков не навязывают ученикам свое мнение, а предлагают им выбор. Это не только демократично, это умно, потому что юность всегда строптива, а нынешнее поколение менее всего расположено к доверчивому послушанию. Да и чего стоит напрокат взятое мнение? Оно сдувается первым встречным ветром, а школа отвечает за основания личности. Учителя озабочены тем, чтобы развить сознание, формирующее позиции. И современная литература становится прямым материалом нравственного воспитания. Иногда эти формулы-оценки слишком однолинейны, категоричны. Но это, пожалуй, не только просчет учителей, а свойство поколения, которое они воспитывают, заражаясь его болезнями. Конечно, в уроках учителя стремятся раскрыть эстетическую сущность искусства слова. Они обостряют слух учеников вниманием к художественной детали и к именам героев, они показывают отличие авторского голоса от реплик героев, они прослеживают сплетения времени и пространства в композиции произведения, они раскрывают многозначность смысла произведения искусства сопоставлением мнений критиков и литературоведов. Но главная забота анализа — привести читателя-школьника к самостоятельной интерпретации текста. Порой эта самостоятельность интерпретации текста читателем ограничивается самовыражением школьника. Да, уроки литературы должны дать возможность исповеди каждому ученику. Но литература не просто зеркало для читателя, а способ вхождения в широкий мир, не ограниченный личностным существованием. В некоторых из представленных уроков приоритет самовыражения все же доминирует. Но педагог, читающий эту книгу, тоже оказывается вовлеченным в проблемную ситуацию и делает выбор между уроками разного типа. С этой целью мы помещаем в некоторых случаях уроки разных учителей на близкую тему. В то же время учителя, не беря на себя миссию пророков, ведут школьников к осознанию собственной личности, анализу времени и сопоставлению нынешнего с прошлым. Это создает перспективу движения и, пользуясь выражением одного из авторов сборника, разгоняет «туман, в котором мы бредем неизвестно куда и зачем». Драматизм литературного материала, который учителя вводят в школьный оборот, не их прихоть. Это не заданное стремление видеть лишь изъяны жизни. Скорее это свойство современной литературы, которая часто обходится без катарсиса. И в этой сложной ситуации учитель, чтобы остаться педагогом, а не репортером, фотографирующим действительность, находит на уроках дорогу к ясному сознанию, оправданному выбору позиции и свету не только истины, но веры в добрые и справедливые основания жизни. В. Г. Маранцман, доктор педагогических наук, профессор, член-корр. РАО, зав. кафедрой методики преподавания русского языка и литературы РГПУ им. А. И. Герцена   Памяти Учителя Лии Георгиевны Максидоновой От составителя Учителя, преподающие литературу в старших классах, знают, как непросто отобрать произведения для курса современной литературы. Часто в качестве современной литературы изучается литература 60—70-х годов, уже ставшая классикой. Иногда новые имена авторов и их произведения недоступны для загруженного и лишенного возможности знакомиться с новыми именами учителя. Бывает так, что в конце года на это не остается времени. Еще одна трудность в преподавании этого периода — невозможность выстроить целостную концепцию литературного процесса: он распадается на две части — «до» и «после» перестроечного времени. Как же быть учителю? Какой путь в изучении современной литературы выбрать? Результатом раздумий над этими вопросами и стал сборник конспектов уроков, созданный учителями для учителей. Сборник состоит из трех частей: в первую вошли прозаические произведения известных авторов, вторая представлена драматургией, третью составляет поэзия. Каждая часть предваряется обзорным уроком-лекцией об особенностях современной литературы последней трети XX — начала XXI века. Возможность ведения факультативных занятий по современной литературе представлена темой «Русская проза конца XX — начала XXI века» в конце первого раздела книги. Мы не стремились ответить на все вопросы и выстроить полный учебный курс преподавания литературы. Здесь отобраны лучшие уроки, многократно проведенные в классах, обсужденные на заседаниях методических объединений учителей, в лаборатории «Вуз — школа», на курсах повышения квалификации учителей Калининграда и Калининградской области. В нашей книге представлен опыт работы учителей над произведениями, входящими в Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта («Утиная охота» А. Вампилова, «Хлеб для собаки» В. Тендрякова и многие другие), и малоизвестными произведениями известных авторов («Яшка-лось» В. Астафьева, «Кролики и удавы» Ф. Искандера), над произведениями, ранее не изучавшимися в школе, но очень актуальными («Новые Робинзоны» и «Мост Ватерлоо» Л. Петрушевской, «Цинковые мальчики» С. Алексиевич, «Кавказский пленный» В. Маканина). Обратите внимание на то, что в сборнике конспектов уроков представлены произведения не только разной тематической направленности (так называемая «литература факта»: о войне, о деревне, о голоде в стране, о временах «застоя»), но и разножанровые (пьеса А. Вампилова, рассказы В. Астафьева, В. Тендрякова, Л. Петрушевской, Т. Толстой, сказка Ф. Искандера, роман М. Веллера, стихи Н. Рубцова, И. Бродского). Объединяют эти произведения их несомненная значительность, своевременность, талантливость. Создатели конспектов уроков литературы стремились выбрать для анализа самые яркие произведения известных писателей, которые сумеют не только привлечь внимание современных, зачастую мало читающих учеников, но и заставить их думать, рассуждать, сопоставлять. Не менее важно и то, что эти произведения невелики по объему. Старшеклассникам предстоит принять участие в коллективном комплексном анализе художественных произведений, как прозаических, так и драматических и поэтических. Этап за этапом им будет предложено исследовать биографию автора, черты эпохи, название произведения, характеры героев, особенности жанра, композиции, языка и т. п. Учитель сможет использовать не только материал для подробного литературоведческого анализа каждого произведения, но и методическую структуру одного или двух уроков, а также подробное описание методических приемов. Многие из представленных уроков велики по объему, но благодаря прозрачности их структуры (они состоят из нескольких учебных ситуаций, каждая из которых содержит проблемный вопрос) их при желании легко моделировать: менять логику урока, последовательность, сокращать или расширять те или иные этапы. Ознакомившись с краткой информацией об авторах настоящего сборника в конце книги, вы увидите, что в работе над этой книгой приняли участие как опытные, так и молодые педагоги. Т. Ю. Угроватова, учитель высшей категории, Отличник просвещения Российской Федерации Часть первая СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ПРОЗА Л. Н. Соколова Обзорный урок Русская проза последней трети XX — начала XXI века Цель урока: познакомить учащихся с особенностями литературного процесса рубежа XX—XXI веков. Дать понятие о массовой и элитарной литературах, представить предположительную классификацию литературы этого периода. Первая учебная ситуация Какую литературу считать современной? Назовите современных, с вашей точки зрения, отечественных авторов. В. Астафьев, А. Солженицын, В. Шукшин, В. Пелевин, Б. Акунин, Д. Донцова, А. Маринина, В. Сорокин, Л. Петрушевская, В. Токарева, Т. Толстая, Ю. Поляков, Л. Улицкая и др. Учитель. Современная литература должна отражать нашу реальную, нами переживаемую действительность. Перемены в обществе влекут за собой перемены роли литературы и ее содержания. «Августовские события 91-го года, ставшие привычной точкой отсчета того нового времени, в котором живет постсоветское общество, связаны и с переворотом в русской литературе: неудавшийся переворот здесь удался» 1. Таким образом, большинство критиков и литературоведов предлагают считать началом современной русской литературы 1991 год, который, помимо глобальных социальных перемен, ознаменовался расколом Союза писателей. Общество перестало быть литературоцентричным: «Русская литература, бывшая „нашим всем“ — и кафедрой учителя, и святым словом, и пророчеством, и философией, политикой, социологией, освободится от всех-всех этих функций... она становится... просто литературой» 2, изменилась и роль писателя — рынок уравнял в правах всех, кто имеет возможность написать и издать свое произведение. «После 91-го года русский писатель — впервые! — остался один на один с русским читателем» 3.   Вторая учебная ситуация Как отличить массовую литературу от элитарной? Учитель. Обычно не учитывается разница между литературой элитарной и массовой, поэтому в одном ряду оказываются А. Солженицын и А. Маринина, В. Астафьев и Д. Донцова. Как сориентироваться в море ярких обложек многочисленных книжных магазинов, как отличить настоящую литературу от проявлений массовой культуры? Многие исследователи говорят о сосуществовании в современной культуре нескольких субкультур. «Если раньше у слова „культура“ было единственное число и противостояла она „некультуре“, то есть варварству, то теперь одной культуре противостоит другая. Культур много, а, значит, ни одной из них не принадлежит истина» 4. Литература неутилитарна (утилитарный — сообразующийся исключительно с практической пользой или выгодой). Писатель пишет для самовыражения, коммерческий успех чаще всего случаен. «Писатель пишет, а читатель читает не ради чего-то, а потому что без письма или чтения ему жизнь не в жизнь» 5. Массовая литература утилитарна, ее цель — развлечь читателя, автор подразумевает коммерческую выгоду. «Принципиальное отличие массовой и элитарной литератур заключается в различных эстетиках: массовая литература опирается на эстетику тривиального, обыденного, стереотипного, тогда как элитарная литература — на эстетику уникального» 6. Перед вами таблица основных отличий массовой и элитарной литератур. Попытайтесь разделить названных вами авторов на две группы. Отличительные черты массовой литературы Отличительные черты элитарной литературы Использование набора сюжетных штампов и клише, строгой системы жанров (детектив, мелодрама, триллер, боевик, фэнтези и т. п.) Художественный эксперимент Размытая авторская позиция или ее отсутствие Ярко выраженная авторская позиция Стереотипизация, адаптация идей подлинного искусства Уникальная авторская идея Обращение к человеческим инстинктам, желаниям Обращение к традиционным нравственным ценностям Учитель. Задание может вызвать затруднения. Не всегда такое деление корректно: в наше время наблюдается сокращение разрыва между массовой и элитарной литературами. Целый ряд писателей расположился на границе. Это и В. Токарева, и В. Тучков, и А. Слаповский, и В. Золотуха, и многие другие.   Третья учебная ситуация Каковы характерные черты современной литературы? Учитель. Прослушайте мое сообщение о характерных чертах современной литературы. Ваша задача — вести конспект. 1. Абсолютная свобода — писатель творит в бесцензурном пространстве. Это обернулось, особенно в начале 90-х годов, так называемой «ликвидацией лакун» — обращением к запретным темам (социальное дно, эротика, мистика и т. п.). 2. Переходность, переклички с литературой Серебряного века — «сегодня литература живет по законам „рубежа веков“, так же, как и сто лет назад, содержанием литературы являются трагические противоречия действительности» 7; «Подведение итогов, апокалипсические настроения, спор с классической традицией, дискуссии о новом герое, поиски адекватного наступающему веку языка — это все черты литературы рубежа веков, символически зажатого между словами „конец“ и „начало“» 8. 3. Жанровые трансформации, поиски нового слова — писатели активно занимаются жанротворчеством. Стирается грань между художественной литературой и документалистикой: сегодня популярны жанры мемуаров, документальных хроник, исторических романов, различных форм автобиографий. В художественной прозе предпочтение отдано малой прозе: жанр-фаворит — рассказ. 4. Диалог культур — проза современных отечественных писателей находится в едином экспериментальном пространстве с прозой современных зарубежных авторов: М. Кундеры, М. Павича, X. Мураками, П. Коэльо и других. «В новой России писатель обречен быть современным. Он стоит у той же развилки, что и любой другой автор, живущий в самом конце XX века» 9. 5. Многоголосие — отсутствие единого метода, единого стиля, единого лидера. Современная литература — это пространство сосуществования и взаимодействия разных художественных языков. 6. Сегодняшнюю литературу составляют люди разных поколений. Это писатели-шестидесятники (В. Аксенов, В. Войнович, А. Солженицын, Ф. Искандер и др.); авторы поколения 70-х (С. Довлатов, А. Битов, В. Маканин, Л. Петрушевская, В. Токарева и др.); поколение «перестройки» (В. Пелевин, Т. Толстая, Ю. Поляков, Л. Улицкая, В. Сорокин, А. Слаповский, В. Тучков, О. Славникова и др.); молодые писатели, пришедшие в литературу в конце 90-х годов (А. Уткин, А. Гостева, И. Cтoгoff, E. Радов, Б. Ширянов, И. Денежкина и др.). 7. Поиск нового героя — одна из ключевых проблем смены эпох. Особенно остро она стоит в прозе молодых авторов: А. Уткина, Е. Радова, С. Шаргунова, И. Cтoгoffa и др. Собирательный портрет попыталась составить критик М. Ремизова в статье «Детство героя»: «Приходится признать, что лицо типического героя современной прозы искажено гримасой скептического отношения к миру... Поступки его страшат, и он не спешит определиться ни с собственной личностью, ни с судьбой. Он угрюм и заранее раздражен всем на свете, по большей части ему как будто бы совсем незачем жить. (А он и не хочет.) Он раним, как оранжерейное растение, и склонен отрефлексировать даже тень эмоции... Он ни во что не верит и почти ничего не хочет. Ему страшно не хватает энергии — он являет собой наглядный пример действия энтропии, поразившей мир и обитающее в нем человечество. Он страшно слаб, этот герой, и по-своему беззащитен. При всей его романтизированной „надменности“, он всего лишь заговоривший о себе маленький человек» 10.   Четвертая учебная ситуация Какими направлениями представлена современная проза? Учитель. Познакомьтесь с наиболее часто встречающейся классификацией современной литературы Г. Л. Нефагиной 11 и составьте краткий конспект. • Неоклассическое (реалистическое) направление, которое традиционно обращается к социальным и этическим проблемам жизни, продолжает традиции русской литературы с ее проповеднической и учительской позицией; ей свойственны психологизм и философичность, активная жизненная позиция героя, ищущего решения проблем; диалог автора с читателем. К этому направлению относят в основном писателей старшего и среднего поколения: А. Солженицына, В. Астафьева, В. Белова, Г. Владимова, В. Распутина, В. Аксенова, Б. Васильева и др. • Писатели условно-метафорического направления строят художественный мир на основе различных типов условностей (сказочной, фантастической, мифологической); им несвойственны глубокий психологизм, объемность характеров. В условно-метафорической прозе сильно игровое начало: персонажи исполняют заданную роль. Писатели этого направления часто обращаются к жанрам притчи, легенды. Это писатели Ф. Искандер, А. Ким, В. Крупин, Л. Петрушевская, В. Пелевин 12. • Термин «другая проза» появился в русской литературе в конце 1980-х годов. Произведения Т. Толстой, В. Пьецуха, С. Каледина, Л. Габышева и других оказались острополемическими по отношению к советской действительности и способам ее изображения. Этому направлению свойственны отрицательная реакция на официоз, изображение мира абсурдным, нелогичным. В мире «другой прозы» нет идеала, никто не собирается воздавать добром за добро, а жизнь представляет собой мелкое копошение в обыденных делах без особой цели. Авторская позиция замаскирована либо отсутствует: писатель не обязан судить героев, давать духовные наставления. В конце 80-х «другой прозе» прочили большое будущее. Но сегодня она утрачивает свои позиции, поскольку исчезает та действительность, которая вызвала ее к жизни. • Постмодернизм как литературное направление, сложившееся на Западе в 60—80-е годы XX века, в Россию пришел позднее и достиг расцвета в 90-е годы. Возникновение постмодернизма связывают с общей духовной, культурной и социальной ситуацией в мире. «Ситуация эта характеризуется... все большей атомизацией, разделением, отчуждением людей, мировоззрений... утратой цельности и во внутреннем мире человека, и в людских сообществах», все усиливающимся «чувством глобального одиночества человека в доме, в стране, на Земле, в космосе и соответственно чувством безнадежности и беззащитности» 13. Это провоцирует утрату общей шкалы ценностей, каких бы то ни было авторитетов и ориентиров. Центральными моментами постмодернистской картины мира является обесценивание реальности, разрушенная иерархичность, смешение стилей, теснейшая связь с современной субкультурой, полифонизм культур, обязательный элемент игры, интертекстуальность. Утверждая постулат о «конце литературы», когда уже ничего нового написать нельзя, постмодернизм воспринимает чужие языки, культуры, знаки, цитаты как собственные и из них, как из осколков или пазлов, строит новый художественный мир.   Виктор АСТАФЬЕВ Н. А. Аксунова Рассказ В. П. Астафьева «Яшка-лось» (1968) Боже правый! Пусто и страшно становится в Твоем мире. Н. В. Гоголь Цель урока: познакомить учеников с рассказом В. Астафьева. Учить анализировать художественное произведение, следить за мыслью автора.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 319; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!