Позиция автора по отношению к герою 2 страница



  Первая учебная ситуация Учитель. Есть такие произведения, из которых мы извлекаем нравственные уроки. Кто я? Зачем я живу? Что останется после меня на Земле? Эти вопросы возникают у нас после прочтения произведений Ф. Абрамова, В. Распутина, В. Астафьева. Мы восхищаемся кремневым упорством Василисы Милентьевны, сопереживаем труженице Пелагее, волнуемся за Альку, потому что дорога, которую она выбрала, очень опасна и извилиста. Нас привлекает символичность повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Туман, окутывающий остров, — это и туман нашего сегодняшнего времени, туман непонимания людьми друг друга, туман, в котором мы бредем неизвестно куда и зачем... Есть произведения на первый взгляд незамысловатые, но, когда вчитываешься в них, душу пронзает такая боль... «Яшка-лось» — один из таких рассказов, рассказ не новый (впервые он появился в 1968 году), но недавно был переиздан и вошел в книгу В. Астафьева «Веселый солдат» и в Собрание сочинений В. Астафьева в 4-х томах. Кем являются главные герои рассказа В. Астафьева «Яшка-лось»? Какие у них имена? Как автор описывает их жизнь? Герои рассказа (жеребенок Яшка и его мать кобыла Марианна) имеют человеческие имена. Но не только имена, а и характеры, поступки, даже мысли приближают их к миру людей. «Попьет, попьет Марианна, голову поднимет, осмотрится, подумает и, ровно бы сама себе сказавши: „Да пропадите все вы пропадом!“, брыкнет задом, ссыплет с себя ребятишек и ударится бежать неизвестно куда и зачем». Живут эти «сварливая баба» Марианна и «парень ласковый» Яшка в далеком уральском селе. И мир этот какой-то сказочный, добрый. Этот мир, главными действующими лицами которого являются животные, словно показывает нам, людям, как нужно жить. В нем обиженного лошадьми Яшку «приголубила» лосиха, потерявшая лосенка. Марианна, потеряв сыночка, «раскаялась в своем поведении», начала воспитывать других жеребят. И вновь человеческое в Яшке: «Он уже окреп и напоминал подростка с налившимся телом и мускулами...» Но потерял и вторую маму Яшка. Второй раз осиротел. Голод выгоняет его к селу, к людям. «Блудный сын» возвращается в мир, вытолкнувший его в детстве.   Вторая учебная ситуация Что можно сказать о композиции рассказа? На сколько частей можно ее разделить? Как меняется тональность рассказа? Рассказ имеет трехчастную композицию. Первая часть — это детство Яшки (мама, жизнь со второй мамой на воле, теплое лето, ребятишки, протягивающие ломтик хлеба). В этом мире еще нет людей, только дети — чистые души. Вторая часть — возвращение к людям. «Тяжелый болотный запах» от лежащего человека (пьяного), узда, «железные удила», которые Яшка «кровенил», пытаясь перегрызть. Здесь, в этом мире людей, он уже не «парень ласковый», «жеребенок-несмышленыш», а «бродяга», «морда беспачпортная». Яшку не оставляет жажда свободы. Он сделался верховой лошадью, «голос его летит по горам»; и сам он не скачет, а летит, и кажется ему, что он «все будет лететь и лететь по бескрайней тайге... радуясь раздолью, свободе и живому миру». Третья часть рассказа — весна. Но вместо обновления в природе и в жизни людей царит уныние. «...Весна была сама по себе. Она взялась вымещать за осень», солнца нет, но люди клянут «небесную канцелярию» не за плохую погоду, а за отсутствие выпивки, так как они оказались отрезанными от другой стороны Камского моря «неезжалым... льдом». Страшен трезвый бригадир, который «пил каждый день, начиная с сорок второго года, с тех самых пор, как отпущен был из госпиталя по ранению». И вот он седлает Яшку, не выдерживая испытания трезвостью. Яшка не идет по льду. Он летит! Может, он представил себя птицей? Может, он думал, что взлетит, оторвется от этой земли, на которой так тяжело и страшно живут люди?! Но нет... не произошло чуда... Яшка «будто руками, хватался копытами за лед...» Он не ржал, услышав жаворонка, он плакал слезами и крикнул «пронзительно и высоко», когда тонул. «А на берегу с визгом, плачем, с мужицкими матюками били бабы бригадира». А он «взывал, как о милости: „Убейте меня! Убейте меня!“».   Третья учебная ситуация Какие выводы мы можем сделать? В. Астафьев открывает в человеке жуткого, «самого себя пожирающего зверя». Безбожный бригадир молит Бога о помиловании. Кого — помилуй? Яшку? Не помиловал — утонул Яшка. Бригадира? Спасла его от смерти жена, успела вырвать из рук «освирепевших баб». Но не об этом он молил Бога... Учитель. Рассказ В. Астафьева «Яшка-лось» — страшное, жестокое произведение, оно ранит душу и сердце. Поймут ли его старшеклассники? Нужно ли читать такие рассказы, или бесчисленные произведения о Гарри Поттере все-таки предпочтительнее для юных душ? Сегодня, как никогда, нам нужна такая правда о нас, беспощадная, жестокая, но правда. Два мира в рассказе: мир Яшки-лошади, наделенной человеческими чертами, душой, взмывающей жаворонком в небо, и мир людей, душу свою пропивающих. Учитель. Обратимся к эпиграфу урока — к словам Н. В. Гоголя. Что же делать, чтобы пустота (мыслей, чувств, поступков) не заполнила весь мир? Об этом, как нам кажется, говорит и кричит рассказ В. Астафьева «Яшка-лось»: «Душа обязана трудиться...»   Л. Н. Соколова Рассказ В. П. Астафьева «Пролетный гусь» (2001) Война все равно осталась противоестественным состоянием для каждого человека, не потерявшего людской облик. В. П. Астафьев Цель урока: познакомить учащихся с рассказом В. П. Астафьева «Пролетный гусь»; продолжить обучение анализу литературного произведения; обратить внимание учащихся на своеобразие трактовки темы войны в произведениях современной литературы на примере данного произведения. Информация для учителя. Группа учеников получает предварительное домашнее задание: исследовать значения имен героев и попробовать с их помощью объяснить особенности созданных Астафьевым образов (составить таблицу: «Имя героя — Значение имени — Особенности характера, смысл образа»). Учитель. Ведущей темой творчества Виктора Петровича Астафьева всю жизнь была тема войны «во всех ее проявлениях». Впервые полнозвучно и ярко она прозвучала в повести «Пастух и пастушка» (1971). И стала центральной в 90-е годы, когда были созданы роман «Прокляты и убиты», повести «Так хочется жить», «Обертон» и «Веселый солдат». Видимо, с каждым годом военные воспоминания становились все более тяжелым грузом для писателя. О войне и последний опубликованный при жизни рассказ Астафьева — «Пролетный гусь» — его своеобразное духовное завещание. Значительность прощального произведения писателя подтверждает и полученная за него премия имени Юрия Казакова, и спектакль, созданный на его основе во МХАТе им. А. П. Чехова. Как звучит тема войны в произведениях современной литературы? В чем своеобразие позиции Астафьева?   Первая учебная ситуация Анализ композиции рассказа (беседа) Учитель. При ответах на вопросы свои мысли необходимо подтверждать цитатами из текста. Что является завязкой в рассказе? Где и при каких обстоятельствах встретились главные герои рассказа — Данила и Марина? «...Свело их, Марину и Данилу, в долгом послевоенном пути, прямо на железной дороге», — это и есть завязка. Какие возможности открывает перед автором мотив дороги? Позволяет показать послевоенную страну: «На станциях вдоль эшелона, всяк со своей посудинкой, выстраивались оборванные ребятишки, молча протянув руку. Стояли старики, кособочась, на тележках к линии выкатывались инвалиды. Много было инвалидов, и сама сплошь поувеченная земля выглядела инвалидно». Что известно о довоенном прошлом героев? Что общего в их судьбах? Марина. «Родилась она — по документам — в Ленинграде, была еще крошечной, когда ее родителей, папу, затем и маму, куда-то завербовали и увезли, более о них ни слуху ни духу не было. Папина сестра какое-то время держала девочку в виду, собиралась со временем, когда разрешат, забрать ее из детского спецприемника. Но началась война, тетя попала в блокаду, видимо, там и погибла. На письма, которые посылала Марина в Ленинград, никто не откликался, или они возвращались с пометкой „адресат не значится“». Данила. «Он рос в семье ссыльного дяди, который, по сообщению его жены Дарьи Фоминичны, погиб на войне, ребятишек, а их накопилась куча, пришлось горемычной женщине сдавать в детдом, сама же она, видать, тоже сгинула в военной коловерти или переехала куда. Сколько ей ни писал Данила — ответа не было». «В армию он был призван из серенького райцентра, где учился в двухгодичном РЭУ на полевода для совхоза, к городку прилегающего, важным кадром земледелия быть намечался. Что такое поле и полевод, он толком не успел узнать, спешно загребли почти все училище в армию и затем направили на фронт». Общее. Оба героя — сироты, на войну Марина и Данила попали в очень молодом возрасте, прямо со школьной скамьи. У них, выражаясь словами автора, «короткая, не насыщенная жизнью биография». Им обоим некуда ехать, у них нет родственников, нет имущества, кроме чемоданчика Марины; героев никто и нигде не ждет, они не могут рассчитывать на чью-то помощь. Как складывается жизнь героев после войны? Марина и Данила оседают в маленьком городке Чуфырино и постепенно начинают привыкать к мирной жизни: находят жилье, устраиваются на работу. Трудолюбием и бескорыстием они завоевывают любовь сначала квартирной хозяйки, Виталии Гордеевны, а затем и других жителей городка: «...медсестре кто бидончик молока, кто творожку, когда и сметанки принесут, когда и рублишко, когда и пятерку незаметно в карман халатика сунут». В молодой семье рождается сын Аркаша. Что разрушает налаживающуюся жизнь молодых людей? Болезнь ребенка, приезд сына хозяйки с женой. Какова роль Владимира Федоровича Мукомолова и его жены Нелли в повествовании? Как относится к ним автор? Труженикам Марине и Даниле противопоставлены самодовольные мещане Владимир Федорович и Нелли Сергеевна. С их появлением в рассказе начинает звучать тема истинного и ложного героизма и тема мещанства. Мукомолов не воевал, всю войну отсиделся в политотделе; однако его задевает, что у «парнишки, молокососа» гораздо больше боевых наград (эпизод — новоселье у Мукомоловых). «Приехали супруги Мукомоловы с кучей добра, румяные, пригожие, на дворян похожие». Особенно страшно, что они сильнее, они наделены властью, богаты, успешны. Мукомолову «предложили возглавить партком нового завода», «закрепили персональную черную „Волгу“». Автор открыто высказывает свое отношение: «Неужели они оба... не понимают, что путались в ногах воюющих, теперь вот путаются в ногах работающих людей, мешают им нормально жить и трудиться?» Именно они, Мукомоловы, пусть косвенно, становятся виновниками гибели Аркаши и Данилы (эпизод с ружьем), а затем и Марины (эпизод выселения Марины). Какой эпизод можно считать кульминацией рассказа? Возвращение Марины и Данилы с похорон Аркаши (со слов «домой шли отчужденно, по отдельности...» до конца главки). Как раскрывается в этом эпизоде основная идея рассказа? Наибольшую идейную нагрузку несут слова Данилы: «Да не научены, не умеем мы жить!.. Какой я муж? Какой я отец? Не гожусь я на эти ответственные должности!» Война разрушает не только города, самое страшное — она разрушает человеческие души. И особенно она губительна для молодых, неокрепших, для тех, кто не имеет опыта мирной жизни. (Вспомним, что у героев не было родителей, они попали на фронт в очень юном возрасте.) Почему рассказ заканчивается смертью героев (развязка)? Автор подчеркивает, что война ужасна, последствия ее неизгладимы в душах людей поколения войны. Вторая учебная ситуация Работа с именами героев Группа учеников представляет домашнее задание. Как связаны имена героев с их судьбами? С помощью «говорящих» имен автор ярче раскрывает характеры героев, логику их судеб, демонстрирует свое отношение к ним и в конечном итоге помогает читателю понять идею произведения. Третья учебная ситуация Работа с названием рассказа Учитель. В творчестве В. Астафьева, начиная, пожалуй, с повести «Пастух и пастушка», реалистические образы приобретали концентрированный, обобщенный смысл, вырастая до образов-символов. Такой образ есть и в последнем произведении писателя — это образ пролетного гуся, давший рассказу название. Символом чего является «гусь — ...редкая здесь птица, бывает только пролетом»? Трактовка этого образа может быть двоякой. С одной стороны, этот образ можно связать с судьбой Данилы, Марины и Аркаши: их жизнь оказалась короткой, они не задержались на земле, словно «пролетели» мимо жизни, так и не сумев найти в ней место для себя. С другой стороны, этот образ может быть понят как символ краткого, «пролетного» счастья, которое так редко в человеческой жизни и которое очень трудно поймать, удержать. Эта трактовка подчеркивает свойственное Астафьеву трагическое ощущение хрупкости, мимолетности бытия. Как звучит тема войны в произведениях современной литературы? В чем своеобразие позиции Астафьева? Война в произведениях современной литературы представлена как противоестественное, губительное для человека состояние, как трагедия народа. Особенность позиции В. Астафьева в том, что он убежден: трагедия народа, пережившего такую войну, как Великая Отечественная, не только в том, что погибло двадцать миллионов человек, но и в том, что она, кроме того, искалечила десятки миллионов, обездолила, надломила и сократила им жизнь, наполнив ее болезнями, страданиями, муками физическими и духовными.   Владимир ТЕНДРЯКОВ В. Д. Лыкова Урок 1 Время в рассказе В. Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки» (1969—1970) Цель урока: понять историко-философский смысл рассказа; на основе анализа некоторых структурных особенностей рассказа восстановить внутренний мир автора и выстроить концепцию личности. Информация для учителя. Для подготовки к уроку учитель заблаговременно предлагает старшеклассникам несколько коллективных, индивидуальных и групповых заданий. Задание для всех. Прочитать рассказ В. Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки». Ознакомиться с таблицей 14 «В. Ф. Тендряков. Личное дело» (см. ниже). Заполнить анкету «Что такое совесть?». Групповое задание. Группа биографов готовит комментарий к таблице «В. Ф. Тендряков. Личное дело» (см. ниже), предоставленной учителем. Группа литературоведов готовит сообщение «Смысл названия рассказа» по карточке 1. Группа журналистов готовит анкету «Что такое совесть?», проводит анкетирование, отбирает подходящие ответы и дополняет карточку 2, данную учителем. Группа историков готовит сообщение «1933 год в судьбе страны». Индивидуальные задания (предлагаются ко второму уроку). Подготовить сообщение «Символы времени в рассказе В. Ф. Тендрякова „Хлеб для собаки“» (с использованием карточки № 3, данной учителем, см. ниже). Выразительное чтение отрывка от «Как-то под утро я внезапно проснулся...» до «Щедра без устали...». Подготовка материалов к карточке № 4 «Страна на пути к счастью» (см. ниже): выписки из текста: разговор Дыбакова с «костяком»; география переселения ссыльных, социальное положение ссыльных, портреты и поведение ссыльных (1-е описание), документы, материалы, введенные в рассказ, решение героя накормить голодных, его сомнения, его окончательный выбор.   Ход урока Учитель. Сегодня мы познакомимся с одним из произведений замечательного русского писателя Владимира Федоровича Тендрякова, с рассказом «Хлеб для собаки». В год его публикации (1988), уже после смерти автора, он способствовал настолько глубокому открытию личности писателя, что один из публицистов назвал свою статью о нем «Потаенный Тендряков» 15. Несмотря на видное место, которое занимает Тендряков в современной литературе, о его личной и творческой жизни написано очень мало, однако открыть «потаенного» Тендрякова можно, не только зная контекст его творчества в целом; важнейшей целью нашего исследования станет «реконструкция» внутреннего мира писателя, каким он предстает в рассказе «Хлеб для собаки». Какие особенности мироощущения писателя можем мы открыть для себя, читая рассказ «Хлеб для собаки»? Как характеризует автора открытый нами образ мыслей и чувств? Первая учебная ситуация Комментарий к таблице «В. Ф. Тендряков. Личное дело» Учитель. Ознакомьтесь с таблицей «В. Ф. Тендряков. Личное дело» и внимательно прослушайте комментарий, соотнесите его основные положения с данными о жизни и творчестве писателя, внесенными в таблицу, и запишите в тетради ответ на вопрос: Каким предстает внутренний мир писателя в кратком обзоре основных событий его жизненной и творческой биографии? В. Ф. Тендряков. Личное дело 1. Фамилия, имя, отчество Тендряков Владимир Федорович 2. Даты рождения и смерти 5 декабря 1923 года — 3 августа 1984 года 3. Место рождения Деревня Макаровская ныне Верхневолжского района Вологодской области 4. Родители Отец, Ф. Тендряков, — народный судья, затем прокурор 5. Основные факты биографии (до учебы в Литературном институте) После окончания школы ушел на фронт, был ранен и демобилизован; преподавал в школе военное дело, затем был секретарем райкома комсомола 6. Образование В 1945 году приехал в Москву, поступил учиться во ВГИК на художественный факультет. В 1946 году перешел в Литературный институт им. М. Горького, который окончил в 1951 году. В студенческие годы начинает писать рассказы, часть из них публикуют журналы «Огонек», «Новый мир», «Наш современник» 7. Профессия Писатель, прозаик, сценарист 8. Произведения Повести «Падение Ивана Чупрова» (1953), «Не ко двору» (1954), «Ухабы» (1956), «Чудотворная» (1958), «Тройка, семерка, туз» (1960), «Суд» (1961), «Чрезвычайное происшествие» (1961), «Короткое замыкание» (1962), «Поденка — век короткий» (1965), «Находка» (1965), «Кончина» (1968), «Апостольская командировка», «Весенние перевертыши» (1973), «Три мешка сорной пшеницы» (1973), «Ночь после выпуска» (1974), «Затмение» (1977), «Расплата» (1979), «Шестьдесят свечей» (1980), «Путешествие длиной в век» (1964); романы «Тугой узел» (1956), «За бегущим днем» (1959), «Свидание с Нефертити» (1964); пьесы, очерки, рассказы в книге «Плоть искусства» (1973); повесть «Шестьдесят свечей» не разрешалось публиковать в течение 10 лет (издана в 1980); при жизни писателя не увидели свет роман «Покушение на миражи» (опубликован в 1987), рассказы «Пара гнедых», «Хлеб для собаки», «Параня», «Донна Анна», «День седьмой», «Охота» (все опубликованы в 1988 году) 9. Сценарии кинофильмов по собственным произведениям «Чужая родня» (1956) — по повести «Не ко двору»; «Саша вступает в жизнь» (1957) — по повести «Тугой узел»; «Чудотворная» (1960); «Суд» (1962); «Весенние перевертыши» (1975), премия Всесоюзного кинофестиваля; «Житейское дело» (1977) — по новелле «Где ты, Любовь Дуняшова?» 10. Постановки спектаклей по произведениям В. Тендрякова «Три мешка сорной пшеницы» (1975) — Большой драматический театр; «Без креста» (1963), по повести «Чудотворная» — Московский театр «Современник» 11. Награды, отличия Награжден двумя орденами; назван «человеком 1976 года» 12. Основные темы произведений Жизнь колхозной деревни; жизнь современной школы; воспитание молодого человека; история страны в наиболее трудные периоды ее развития 13. Основная проблематика произведений Острейшие вопросы, связанные с жизнью деревни; проблемы двойной морали, порожденные конформизмом человека как старшего, так и молодого поколений; проблемы образования и воспитания, вопросы перестройки всей системы школьного образования, нивелировавшей, с точки зрения писателя, личность молодого человека; осмысление трагических событий в истории страны Вариант комментария к таблице 16. Из биографических данных писателя мы узнаем, что он, став студентом ВГИКа, отказывается от учебы в нем, чтобы поступить в Литературный институт. Это решение Тендряков принимает в 28 лет, то есть вполне сложившимся человеком, имеющим свой, особый взгляд на окружающий мир. Выбор между ВГИКом, по окончании которого Тендряков стал бы художником, оформляющим кинофильмы, и Литературным институтом не явился для него случайным — это выбор человека, вполне осознавшего возможности своего личностного развития и сознающего реальную необходимость помочь в таком развитии другому человеку. Видимо, Тендряков уверен, что именно в труде писателя он будет иметь возможность не просто заявить о себе, но сможет прежде всего активно влиять на умонастроение и формирование чувств своего современника. Уже в выборе своего жизненного пути Тендряков выказывает такие качества личности, как целеустремленность, воля, активность жизненной позиции, связанной с пониманием своих творческих возможностей. Более того, потенциал внутреннего развития писателя оказывается настолько высок, что он в «застойные» годы, (с 1969 по 1971) создает произведения, выход в свет которых, как он хорошо понимает, предрешен цензурной политикой государства, — мы говорим о рассказах, напечатанных только после смерти Тендрякова, в 1988 году, и тематически связанных с повествованием о самых трагических страницах в истории страны — о коллективизации, раскулачивании, об охоте на «космополитов». Обращение к «запретным» темам всегда требует от писателя смелости и уверенности в том, что обществу это необходимо. Кроме того, содержание рассказа «Хлеб для собаки» позволяет говорить о том, что Тендряков обладает способностью к глубокому и беспощадному анализу своих собственных поступков. Видимо, все те качества личности, сведения о которых нам удалось почерпнуть из данных «личного дела» Тендрякова, и позволили современникам писателя назвать его «человеком 1976 года». Осознанный выбор жизненного пути, безусловный талант, позволивший создать произведения, востребованные и в наши дни, желание быть активным участником формирования духовного мира современника, пробудить в нем высокие чувства чести, совести, достоинства, бесстрашный анализ своих собственных поступков — все это позволяет говорить о Тендрякове как о человеке, главным качеством которого было честное и требовательное отношение не только к окружающим, но прежде всего к себе, своим мыслям, чувствам, поступкам. Учитель. Наш опыт по составлению «карты» внутреннего мира писателя Тендрякова мы продолжим, анализируя содержание некоторых структурных элементов рассказа «Хлеб для собаки». Один из таких элементов — название любого произведения, являющееся своеобразным ключом к раскрытию содержания произведения и тайны личности автора.

Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 455; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!