КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ 20 страница



Пусто, одиноко Сонное село; Вьюгами глубоко Избы занесло.

При описании можно вспомнить и строки И. З. Сурикова из стихотворения «Зима»:

И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Все его одело.

Обсуждая стихотворения, стараясь зрительно представить картины, описанные поэтами, не забываем отмечать эпитеты, ритм и способы рифмовки.
Если останется время, посвятим его выразительному чтению выученных стихов на оценку.

Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

Урок 58
Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения

Урок развития речи

I. Артикуляционная разминка

II. Восстановление деформированного текста
Повторим теоретические понятия:
— Что такое ритм, рифма?
Работу по восстановлению деформированного текста можно организовать как по группам, так и индивидуально. Эта работа поможет закрепить навык определения рифмующихся строк и способа рифмовки. Учитель предлагает ученикам собрать тексты, разрезанные по строчкам, записать их и прочитать выразительно.

Текст для работы

Можно предложить ученикам стихотворение И. С. Никитина «Тихо ночь ложится...», пронумеровать строфы и раздать ученикам пяти или трех групп, а затем «собрать» стихотворение и прочитать его целиком.

И. С. Никитин

* * * Тихо ночь ложится На вершины гор, И луна глядится В зеркала озер; Над глухою степью В неизвестный путь Бесконечной цепью Облака плывут; Над рекой широкой, Сумраком покрыт, В тишине глубокой Сонный лес стоит; Светлые заливы В камышах блестят, Неподвижно нивы На полях стоят; Небо голубое Весело глядит, И село большое Беззаботно спит. <...>

 

III. Анализ одного из стихотворений (по выбору учителя и учащихся)
Глубина анализа будет зависеть от уровня подготовки класса. Задача работы не в том, чтобы дать детям готовый анализ, а в том, чтобы показать им на практике основные приемы работы с поэтическим текстом, научить их ставить вопросы, наблюдать за словом и делать выводы.
Для анализа возьмем стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

Слово учителя
Федор Иванович Тютчев почти двадцать лет провел за границей, работая в русской дипломатической миссии. Когда он вернулся в Россию, то поселился в Петербурге, изредка приезжая в свое родное село Овстуг в Брянской губернии. Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить радость и красоту жизни.
22 августа 1857 г. поэт вместе с дочерью Марией направлялся из Овстуга в Москву.
«Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из ее рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать:

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все — простор везде, — Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.

Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не дает писать, берет у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь — И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле...» 11.



Эвристическая беседа
Анализируем стихотворение в ходе эвристической беседы, основные мысли записываем в тетрадь.
В стихотворении «Есть в осени первоначальной...» Федор Иванович Тютчев передает читателю свое настроение.
— На сколько строф делится стихотворение? О чем они рассказывают?
В первом четверостишии поэт описывает картину природы, которую он видит. Во второй строфе он вспоминает о времени жатвы, а потом внимательно всматривается в паутину на стерне («на праздной борозде»). В третьей строфе он говорит о том, что впереди ждут зимние бури, но сейчас поэт не хочет о них думать и наслаждается теплом.
— Какие эпитеты употребляет поэт?
Для создания настроения нежной грусти и торжественности Тютчев употребляет выразительные эпитеты: «в осени первоначальной», «дивная пора», «бодрый серп», «на праздной борозде» (на праздной — т. е. на отдыхающей, на которой закончена работа), «чистая и теплая лазурь», «отдыхающее поле».
Предложим детям найти метафоры — сравнения, которые словно бы скрыты, спрятаны в тексте (скрытые сравнения).
Поэт сравнивает паутину с волосом: «лишь паутины тонкий волос»; голубой цвет неба он называет лазурью и говорит, что небесная лазурь льется. Мы вслед за поэтом представляем поле как большого и сильного отдыхающего человека.
Природа замерла в ожидании, и это передается в первом четверостишии всего двумя глаголами: есть и стоит.
— Какой способ рифмовки в этих строфах? Что он помогает передать? Понаблюдайте за длиной строк.
Мы представляем, что поэт задумчиво смотрит на осеннее поле и размышляет неторопливо. Это состояние задумчивости передает разный способ рифмовки (в первых двух строфах рифмовка перекрестная, в третьей кольцевая, или опоясывающая), разная длина строк 12: длинные строчки в 10 слогов рифмуются с более короткими, в 8 слогов, строки в 11 слогов — со строками из 9 слогов. Более короткие строки идут вслед за длинными, ритм как бы сбивается, и это создает впечатление, будто человек устал и хочет отдохнуть:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, (11 слогов) Но далеко еще до первых зимних бурь — (12 слогов) И льется чистая и теплая лазурь (11 слогов) На отдыхающее поле... (9 слогов)

Описывая осенний день, Тютчев передает читателям красоту природы, настроение грусти и покоя.
Заканчиваем анализ выразительным чтением стихотворения Тютчева.

IV. Проверка домашнего задания
В оставшееся время урока слушаем выразительное чтение наизусть стихотворений о природе.

Домашнее задание
Для тех, кто не ответил стихотворение: подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений.

1 См.: Эзоп. Заповеди. Басни. Описания / перевод М. Л. Гаспарова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999; Классическая басня / сост., подг. текста, прим. М. Л. Гаспарова и И. Ю. Подгацкого. — M.: Московский рабочий, 1981. — С. 4—41.
2 См.: Классическая басня / сост., подг. текста, прим. М. Л. Гаспарова и И. Ю. Подгацкого. — М.: Московский рабочий, 1981. — С. 117—145.
3 Цит. по кн. Гаршин В. М. Люди и война // В. М. Гаршин. — М., 1988. — С. 371.
4 Маршак С. Я. Воспитание словом / С. Я. Маршак. — М., 1964. — С. 12.
5 Сочельник — канун Рождества Христова.
6 Материал подготовлен по книге: Власова М. Русские суеверия: энциклопедический словарь / М. Власова. — СПб.: Азбука, 2000. — С. 226—234.
7 Скатов Н. Н. Некрасов / Н. Н. Скатов. — М.: Молодая гвардия, 1994. — С. 339.
8 Скатов Н. Н. Некрасов / Н. Н. Скатов. — М.: Молодая гвардия, 1994. — С. 30—31.
9 Скатов Н. Н. Некрасов / Н. Н. Скатов. — М.: Молодая гвардия, 1994. — С. 297—299.
10 Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарева И. В. Поурочные разработки по литературе / О. Б. Беломестных, М. С. Корнеева, И. В. Золотарева. — М.: ВАКО, 2002. — С. 131, 298—299.
11 Чагин Г. И. Федор Иванович Тютчев / Г. И. Чагин. — М.: Просвещение, 1990. — С. 78.
12 Стихотворные размеры по программе под редакцией В. Я. Коровиной изучаются в 6 и 7 классах, поэтому мы говорим не о количестве стоп и не о размерах. Однако детям доступна работа по подсчету слогов.

 

     

 

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 257; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!