КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ 15 страница



О, милые плуты! Кто часто их видел, Тот, верю я, любит крестьянских детей; Но если бы даже ты их ненавидел, Читатель, как «низкого сорта людей», — Я все-таки должен сознаться открыто, Что часто завидую им: В их жизни так много поэзии слито, Как дай Бог балованным деткам твоим. Счастливый народ! Ни науки, ни неги Не ведают в детстве они.

— Почему автор называет крестьянских детей милые плуты?
Автор называет так детей потому, что они хитрят, плутуют, но их плутовство наивно, в нем нет злого умысла.
— «О, милые плуты!» — этими словами автор обращается к детям или это риторическое восклицание?
— В первом отрывке охотник рассказывает историю встречи с детьми своим друзьям. Изменяется ли образ рассказчика? К кому он обращается в этом отрывке?
Первое, что заметят дети, — меняется адресат. В тексте он назван: читатель, причем читатель преимущественно из дворянского сословия, — автор предполагает, что он может относиться к крестьянским детям как к людям «низкого сорта».
Образ рассказчика тоже становится совершенно иным: перед нами журналист, с публицистическим пафосом обращающийся к публике, высказывающий мнение, которое в те годы противоречило устоявшейся в обществе традиции: «...Я все-таки должен сознаться открыто, / Что часто завидую им...»
— Почему рассказчик завидует крестьянским детям? Что значит фраза «В их жизни так много поэзии слито...»?
— Кого автор называет балованными детками?
— Как вы понимаете строки: «Счастливый народ! Ни науки, ни неги / Не ведают в детстве они»?
2. Читаем следующий отрывок со слов: «Я делывал с ними грибные набеги...» — до слов: «Должно быть, за подвиги славы мы ждали».
— Кто «делывал с ними грибные набеги»?
Рассказчик, когда он был мальчиком. Сделать этот вывод нам помогают прозвучавшие рассказы о детстве Некрасова.
— Что значит грибные набеги! Почему автор употребляет слово делывал! Какой у него смысловой оттенок?
— О какой ситуации говорит нам автор в первых четырех строчках этого отрывка?

Я делывал с ними грибные набеги: Раскапывал листья, обшаривал пни, Старался приметить грибное местечко, А утром не мог ни за что отыскать.

Рассказчик сопоставляет себя с детьми: он, дворянский сын, не мог сравниться в смекалке и наблюдательности с детьми крестьян (они легко находили на следующий день замеченные раньше грибные места, а рассказчик не мог отыскать).
Савося — уменьшительное имя. Как будет звучать это имя полностью?
Севастьян.
— Почему дети клали змей на перила моста?
В русских народных сказках богатыри сражаются со Змеем Горынычем. Может быть, дети губили змей под впечатлением сказок, желая подвигов и славы.
3. Третий отрывок со слов: «У нас же дорога большая была...» — до слов: «Что новый прохожий, то новый рассказ...»
— Как вы понимаете значения слов вологжанин, лудильщик, портной, шерстобит!
Вологжанин — житель города Вологды.
Лудильщик — рабочий, который лудит (чинит) посуду.
Портной — мастер по шитью одежды.
Шерстобит — работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась мягкой.
— Когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, то длина строки становится меньше. Потом, когда говорится об отдыхе, строки вновь удлиняются. Как вы думаете, почему?
— Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда?
Этот вопрос может показаться излишним, но ответ на него должен обязательно прозвучать: многие современные дети с трудом представляют, что когда-то не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров и узнать о мире и о жизни можно было из газет и журналов, из книг, а неграмотному человеку — только из рассказов путешествующих, странников.
— Как вы понимаете такие строки: «Иной подгуляет, так только держися — / Начнет с Волочка, до Казани дойдет!»
Если человек «подгуляет» (выпьет вина, но не напьется!), то в кураже он рассказывает обо всем, что видел, о народах, населяющих города и веси России: «начнет с Волочка» (с жителей Вышнего Волочка Тверской губернии), затем с шутками расскажет о всех народах Поволжья от Вышнего Волочка до Казани.
Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребятишек?
4. Следующий отрывок со слов: «Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали» — до слов: «.. .Бояться смиренной лошадки своей?»
Мы видим, что автор снова возвращает нас в один из летних дней, когда он с крестьянскими детишками собирал грибы. Рассказ о дороге оказывается маленькой матрешкой, заключенной в большую матрешку рассказа о «грибных набегах».
— Чем закончился поход за грибами?
— Что делают дети, вернувшись домой?
5. От слов «Грибная пора отойти не успела...» до слов «Живого в деревню тащат с торжеством...».
— Объясните смысл слов и выражений: «чернехоньки губы у всех, / Набили оскому: черница поспела!», «взлетит ли тетеря, / Закокав птенцам».
— Подсчитайте количество предложений в этом отрывке. Определите вид этих предложений по интонации.
Из шести предложений четыре — восклицательные.
— Какое настроение передает нам поэт с помощью этого отрывка?
6. От слов: «— Довольно, Ванюша! гулял ты немало...» до слов: «Ванюша в деревню въезжает царем...».
— Расскажите с помощью этого отрывка, что необходимо сделать, чтобы вырастить хлеб.
— Объясните значения слов серп, сноп, рига, цеп, навьют сенца.
Рига — сарай для сушки снопов и молотьбы.
Навить сено — накладывать сено. Просушенное сено накладывают, высоко навивают на воз, ребенок влезает на самый верх и «в деревню въезжает царем».
— Почему труд оборачивается к Ванюше сначала «нарядной своей стороной»?
Под «нарядной стороной труда» автор подразумевает радость от красивой и дружной физической работы, от возделывания земли, которая приносит богатый урожай. Когда ребенок видит, что работа, в которой он принимал участие, приносит видимые результаты, что человек, который выполнил эту работу, пользуется почетом и уважением, ему тоже хочется принимать участие в труде, и такой труд — не тягость, не наказание, а радость.
7. Читаем следующий отрывок, в котором вновь звучит голос публициста, от слов: «Однако же зависть в дворянском дитяти...» — до слов: «Зато ему рано знакомы труды...»
— Как вы понимаете выражение «в дворянском дитяти»? С какой интонацией надо произнести это выражение: серьезно, любовно или иронично?
— Автор хочет сказать, что, прочитав описание крестьянского детства, дворянский ребенок может позавидовать крестьянам. Что делает автор, чтобы читатель представил себе не только «нарядную сторону» жизни крестьянских детей?
— Как вы понимаете выражение «две стороны одной медали»? Как использует это выражение автор?
— Подберите синонимы к словам положим, сгибнуть, гарцует.
— Поставьте логические ударения в строках: «...Но вырастет он, если Богу угодно, / А сгибнуть ничто не мешает ему».
8. От слов: «Однажды в студеную зимнюю пору...» до слов: «...В которых так много любви!».
— Описание встречи рассказчика и мальчика Власа вам известно из уроков литературного чтения в начальной школе. Что в этом отрывке для вас нового?
— Почему рассказчику сначала кажется, что «как будто все это картонное было», что он попал в детский театр?
— Почему рассказчик убеждается в том, что «все настоящее русское было»?
— Как вы понимаете выражения «зимнего солнца холодный огонь», «что русской душе так мучительно мило»? Какой литературный прием использован в этих выражениях?
Если дети еще не знают термина антитеза, можно использовать понятное им слово противопоставление.
— Найдите противопоставление в двух последних строках этого отрывка:

...Те честные мысли, которым нет воли, Которым нет смерти — дави не дави, В которых так много и злобы и боли, В которых так много любви!

— Как вы думаете, что за мысли мучают автора? Почему в них соединяются и злоба, и боль, и любовь? Как эти мысли выражены поэтом в прочитанном нами стихотворении «На Волге»?
Важно, чтобы дети поняли, что мысли о крестьянских детях, об их дальнейшей судьбе вызывают у поэта мысль о судьбе России и всего русского народа. Любовь к России смешивается с мучительным чувством боли за нее; вспомним отрывки из стихотворения «На Волге»:

О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки, И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски!.. <...> Прочна суровая среда, Где поколения людей Живут и гибнут без следа И без урока для детей! Отец твой сорок лет стонал, Бродя по этим берегам, И перед смертию не знал, Что заповедать сыновьям. И, как ему, — не довелось Тебе наткнуться на вопрос: Чем хуже был бы твой удел, Когда б ты менее терпел?

(Заполняем таблицу — с. 140 настоящего пособия.)
Н. H. Скатов пишет:
«В 1861 году пишутся „Крестьянские дети“. <...>
В „Крестьянских детях“ — сами детские слезы и смех, радость и драка, игра и работа. Именно летом 1861 года с „Крестьянскими детьми“, с „Похоронами“, с „Коробейниками“ — прежде всего с „Коробейниками“ — была разгадана роковая загадка многих лет, решился стоном ставший главным вопрос:

Ты проснешься ль, исполненный сил, Иль, судеб повинуясь закону, Все, что мог, ты уже совершил, — Создал песню, подобную стону, И духовно навеки почил?..

Создав, по сути, в соавторстве с народом „Коробейников“, поэт снял с себя этот буквально измучивший его до сей поры вопрос. Оказалось, что народ еще и не совершил всего, что мог, и создал совсем не только подобные стону песни, и совсем не почил духовно. Соответственно менялась вся система координат и переставлялись точки отсчета. <...>
Пришла большая внутренняя поэтическая свобода, редкая у Некрасова творческая легкость. Вот начало „Крестьянских детей“:

Опять я в деревне. Хожу на охоту, Пишу мои вирши. Живется легко.

Казалось бы, всего лишь непритязательные „вирши“ всего лишь о „крестьянских детях“ вырастают в поэму о русской жизни: ведь, по сути, здесь идет уяснение жизнестойкости основного ядра национальной жизни.
Кстати сказать, сама работа над „взрослой“ поэмой «Коробейники» последовала тем же летом, немедленно вслед за этой „детской“ поэмой. Сами стихи в этой детской поэме стягиваются, собираются и наконец концентрируются буквально в образе-символе, каким стал почти немедленно приобретший хрестоматийность „Мужичок с ноготок“. <...>
Может быть, на первый взгляд такое утверждение применительно к обытовленному нами Некрасову покажется необычным, но на самом деле он один из самых больших и подлинных в нашей словесности мастеров и любителей контраста. За этим и литературный опыт романтика, и театральная практика драматурга, и — главное — особенности собственного глубоко русского национального характера с его крайностями и умением, в свою очередь, схватить и представить национальную жизнь в таких крайностях — противоречиях и противоположностях, часто полюсных. Потому-то, казалось бы, всего лишь непритязательная зарисовка у Некрасова деревенского детства, в сущности, есть сложное, буквально во всем, взаимодействие контрастных начал: „в больших рукавицах, а сам... с ноготок“; „Мужиков“, но... „ребенок был так уморительно мал“; „малюточка“, но — „басом“. Лето: „А солнце палит их полуденным зноем“. И почти сразу зима: „И зимнего солнца холодный (!) огонь (!)“.<...>
Сами беспрерывные перепады образов и их контрастное противостояние обеспечивают взаимоусиление. Картинная бутафория, детский театр (первоначально все стихотворение называлось „Детская комедия“), но — жизнь.
Да не просто в ее житейской достоверности, а в глубинной доподлинности.

„Семья-то большая, да два человека Всего мужиков-то: отец мой да я...“

Ведь уже в одной только этой фразе, которая выглядит вызывающим улыбку всего лишь бытовым ответом, сошлись и предстали такая природная жизненная сила, такая изначальная готовность к труду, такое исконное чувство ответственности, что последовавшая за этим — впервые у Некрасова — такая степень обобщения и такое заключение от самого малого к самому большому (опять — какой контраст) выглядят как естественная и необходимая формула закона:

Все, все настоящее русское было, С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы, Что русской душе так мучительно мило, Что русские мысли вселяет в умы, Те честные мысли, которым нет воли, Которым нет смерти — дави не дави, В которых так много и злобы и боли, В которых так много любви!» 9

 

9. Читаем и комментируем последний отрывок от слов: «Играйте же, дети! Растите на воле!» — до слов: «Проводит вас в недра землицы родной!..»
— К кому обращается поэт в этих строках? Как меняется образ рассказчика? Кого мы видим перед собой: охотника в гостиной, журналиста или кого-то еще?
(Заполняем таблицу — с. 140 пособия.)
— Как вы понимаете выражения: красное детство, скудное поле, хлеб трудовой, обаянье поэзии детства?
— Как вы думаете, какое вековое наследство призывает хранить поэт?
Вековое наследство — это лучшие традиции русского народа: любовь к родине, к родной земле, любование ее красотой, радость жизни, радость трудиться и растить хлеб.
— Мы прочитали текст стихотворения, который находится внутри нашего домика, т. е. между началом и концом, в которых рассказывается о встрече охотника с крестьянскими детьми. Мы увидели, что этот текст состоит из нескольких частей. Сколько крупных частей в этом тексте? Какой прием лежит в основе его построения?
Предыдущая работа поможет детям увидеть две большие части (можно сказать «комнаты», если продолжать метафору дома): светлую, «нарядную сторону» жизни и трудную, тяжелую сторону.
Светлая сторона: 1—6-й отрывки.
Трудная сторона: 7—8-й отрывки.
9-й отрывок — кульминационное обращение к детям — в этом контексте можно сравнить с крышей, которая венчает наш дом.

Домашнее задание
Разделим между учениками девять прочитанных отрывков и предложим каждому подготовить выразительное чтение своего отрывка стихотворения «Крестьянские дети». Четырем сильным ученикам поручим подготовить выразительное чтение и комментарии к первой и четвертой (заключительной) частям стихотворения (сцены встречи охотника с детьми): каждый отрывок и комментарии к нему будут готовить два ученика.
Прочитать статью учебника об И. С. Тургеневе.

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ

5 ЧАСОВ

Урок 42
И. С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму». Историко-культурный контекст рассказа. Портрет Герасима. Сравнение, гипербола

I. Артикуляционная разминка. Проверка домашнего задания
Вернемся к стихотворению «Крестьянские дети».
Начнем с комментированного чтения начального и заключительного отрывков. Первый отрывок читают поочередно дети, у которых слабая техника чтения. Ученики, которые дома готовили комментарии, объясняют непонятные слова и выражения, например: вирши, чу, барин, у бар бороды не бывает — усы, вода с языка-то бежит, стволина двойная, замочки резные, так стаей с мякины летят воробьи.
— Какой приговор изрекли дети охотнику? Прочитайте этот отрывок. Что означает такой приговор?
Дети рассуждают о герое, разглядывают его, пытаются определить его социальную принадлежность: барин он, т. е. помещик, дворянин, или разночинец. Они обращают внимание на бороду (дети считают, что «у бар бороды не бывает — усы»), на дорогие часы, на породистую собаку, на двуствольное ружье, всему удивляются.
Дети считают, что охотятся люди, чтобы добыть дичь и съесть ее. Они видят, что человек, заснувший в сарае, достаточно богат, чтобы охотиться ради пропитания, и может спокойно отдыхать, т. е. по мнению детишек, лежать на печи. Они видели, что гость ехал с охоты рядом с Гаврилой, вероятно, с одним из крестьян их деревни, а «баре», по их мнению, никогда не будут дружно и свободно общаться с крестьянами. Поэтому гость — «не барин».
Затем аналогичную работу проводим с заключительным отрывком.
Словарная работа: серьезную мину, пожитки, дичина, обширная область собачьей науки, публика, когда разразиться грозе суждено, зрители дали стречка.
— Каким человеком вам представляется автор стихотворения? Объясните, почему вы так считаете.
Работу над стихотворением завершаем выразительным чтением. Для этого пригласим «на сцену» 9 человек (по количеству выделенных нами отрывков), предложим им встать по порядку следования отрывков, которые они готовили, и поочередно прочитаем стихотворение целиком.
Задача детей, которые не участвуют в чтении, — оценить выразительность чтения каждого участника для того, чтобы потом коллективно обсудить и выставить оценки.

II. И. С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности
— Какие произведения И. С. Тургенева вы изучали в начальной школе?
Дети уже читали одно из стихотворений в прозе.
Учитель показывает портрет Тургенева. Находим в справочном материале учебника очерк о доме в Спасском-Лутовинове (с. 303—305).
Ученики пересказывают статью, которую они читали дома. Учитель добавит, что И. С. Тургенев долгое время дружил с Н. А. Некрасовым. Оба писателя были страстными охотниками, часто делились друг с другом рассказами о своих охотничьих впечатлениях, хорошо знали жизнь русских крестьян.
В четырнадцать лет И. С. Тургенев сдал экзамены и стал студентом словесного отделения Московского университета. В 1852 г., будучи уже зрелым человеком, писатель издал сборник рассказов «Записки охотника». В нем повествовалось об охотнике, который описывает не только саму охоту, но и встречи с крестьянами, их жизнь и обычаи. Тургенев описывал крестьян с любовью и, по словам Белинского, заставлял читателей тоже полюбить своих героев. До Тургенева так проникновенно о крестьянах в русской литературе не писал никто.

III. «Муму». Историко-культурный контекст рассказа
Беседа
Чтению и изучению рассказа мы посвящаем пять уроков, начнем их с введения в историко-культурный контекст времени. Для современных учеников бывает достаточно сложно вообразить, какой была жизнь полтора столетия назад. Сведения, которые они получают на уроках истории, не всегда дают возможность представить воочию жизнь и быт людей.
Скажем, что рассказ «Муму» написан в 1852 г., за девять лет до 1861 г., когда было отменено крепостное право. Запишем в тетради:

1852 год — рассказ «Муму».
1861 год — отмена крепостного права.


Что же такое крепостное право? Все население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьянство. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями.
Дворяне имели право владеть землей и людьми — крепостными крестьянами. Больше половины крестьянского населения Центральной России было крепостным.
— Что вы знаете о крепостных крестьянах?
Расскажем, что дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, в том числе разделять семьи; например, продать мать одному помещику, а ее детей — другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. По сути, это была узаконенная форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).
Часто дворяне жили в принадлежащих им деревнях, но бывало так, что дворяне путешествовали, жили в городе или за границей, а в деревне хозяйничал управляющий. Если дворянская семья жила в собственном доме в городе, ее обслуживала многочисленная дворня, т. е. крепостные, жившие с хозяевами в городе.

Литература и изобразительное искусство
Рассмотрим репродукцию картины художника-передвижника В. М. Максимова «Все в прошлом» (1889, ГТГ), которую учитель подготовит к уроку.
— Что мы видим на картине? Какие чувства вызывает эта картина?
Картина «Все в прошлом» является одним из лучших образцов жанровой живописи. Старуха-помещица доживает последние дни в избе, где когда-то, вероятно, жила прислуга. Старый двухэтажный помещичий дом с белыми колоннами заколочен и разрушается. Деревья старого парка сломаны ветром. Дорожки зарастают травой.
Помещица сидит в кресле, облокотившись на подушку. Ноги ее покоятся на красной бархатной подушечке, протертой от долгого употребления. На помещице надет белый кружевной чепец с зеленым бантом, на шее повязан цветной шарф. На узорчатое золотистое платье накинута темная шаль, в правой руке она держит золотое пенсне. Справа у ее ног на земле старая собака, рядом на корыте, полном воды, чирикает воробей.
Простая баба в темном платке, черной рубашке, темной с цветами юбке и клетчатом домотканом переднике с вязанием в руках сидит на ступеньке. Она заменяет старухе камеристку. Вся обстановка убога: медный самовар стоит прямо на голых досках крыльца, на перилах висит рваный цветастый ковер, на столе скудная еда в блюде прикрыта белой салфеткой. Только китайская дорогая чашка говорит о былом богатстве помещицы.
Над головой старухи буйствует цветущая сирень, в небе летают ласточки, солнце ясно светит на разрушающийся дом и на желтые бревна крестьянской избы с открытыми окнами. Жизнь движется вперед, и это ощущение жизни резко контрастирует с неподвижным, неживым лицом старухи и опустошенным лицом прислуживающей ей женщины, для которых уже ничего не осталось в этой жизни, только сидеть на дворе и вспоминать былое.

Комментированное чтение
Читает рассказ И. С. Тургенева «Муму» учитель. На первом уроке читаем описание первого года жизни Герасима в Москве до слов: «Он не любил, чтобы к нему ходили» (с. 211).

IV. Портрет Герасима. Сравнение, гипербола
— Какие чувства вызвал у вас рассказ о Герасиме?
— Что мы узнали о барыне?
В начале рассказа о барыне говорится, что она одиноко доживала свою жизнь в старом доме в Москве. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать.
— Как вы понимаете слова: «День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи»?
Утром человека называют его детство и юность, день — это зрелость, вечер — старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной и старость — совсем мрачной.
— Как Герасим попал в Москву?
— Как описывает автор Герасима? Ответы подтверждайте цитатами.
Тургенев называет Герасима «самым замечательным лицом» из числа всей челяди. Герасим был высокий мужик богатырского сложения, глухонемой от рождения.
— Как работал Герасим? Почему новые занятия казались ему шуткой?
Автор пишет:
«Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и, не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж...»
По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою: Тургенев любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы Герасима, т. е. о его неутомимости и трудолюбии.
— Что такое сравнение? (См. определение на с. 243 учебника.) Найдите сравнение в описании работы Герасима.
Сравнение: «...как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей».
— Как воспринимал Герасим свое новое житье?
— Какие сравнения использует автор, чтобы описать ощущения Герасима, по воле барыни оказавшегося в городе?
Писатель сравнивает его с молодым, здоровым быком, «которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо», и поселили в город, где крестьянин чувствует себя как «пойманный зверь». Эти сравнения помогают подчеркнуть его любовь к свободной жизни.
— Как исполнял Герасим обязанности дворника? Найдите сравнение в описании его работы.
«...Дрова ли он примется колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья...»
— Какие строки вызывают у вас смех?
«...Даже петухи при нем не смели драться, а то беда!»
— С кем еще сравнивает автор Герасима?
«...Он сам смахивал на степенного гусака».
— Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье дворника?
Каморка Герасима была маленькая и располагалась над кухней.
«...Он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили».
Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный.
— Тургенев, рассказывая о Герасиме, использует гиперболы (см. определение на с. 243 учебника).

Гипербола — сильное преувеличение.

— Найдите примеры гипербол в тексте.
Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы. Про кровать писатель говорит: «сто пудов можно было положить на нее — не погнулась бы». Когда Герасим косил, то мог «молодой березовый лесок смахивать с корней долой». Двух воров он стукнул друг об дружку лбами так, «что хоть в полицию их потом не води».
— Какие черты Герасима производят на вас наибольшее впечатление?
Детям нравится сила Герасима, они отмечают его любовь к труду, к прочности и основательности, привычку к аккуратности.
Очень важный вопрос, который будет служить ключом к дальнейшему разговору:
— Какое положение занимал Герасим среди челяди? Как относился он к дворне?
«Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских, — они его побаивались, — а коротких: он считал их за своих». Дальше мы будем видеть, как изменяются отношения Герасима и остальных дворовых.
Домашнее задание
Прочитать до конца рассказ И. С. Тургенева «Муму».


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 308; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!