КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ 22 страница



Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь.

— Как вы думаете, есть ли разница в значении прилагательных родной и родимый! Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый!
Родной — прилагательное стилистически нейтральное, не окрашенное эмоционально. Эпитет родимый отражает чувство нежности и душевной близости, употребляется в разговорной речи.
— Поэт пишет, что он «оставил Русь». Значит ли это, что он уехал из России? Какую Русь поэт имеет в виду?
В 1918 г. поэт не уезжал из России. Русь для него — это древняя рязанская земля. (Кстати, Рязань упоминается в летописи раньше Москвы, под 1095 годом.)
— Почему поэт называет Русь голубой? Какой образ возникает благодаря этому эпитету?
Образ голубых небес над просторами полей.

В три звезды, березняк над прудом Теплит матери старой грусть.

— Что мы представляем, когда читаем эти строки?
Нам кажется, будто мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звезды над березами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом. Перед нами сложная метафора.

Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде.

Яркая, праздничная метафора: отражение луны в воде пруда сравнивается с золотой лягушкой (словно бы лягушкой-царевной), которая «распласталась на тихой воде».
— Почему вода названа тихой?
Нет ветра, вода неподвижна.

Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде.

Поэт сравнивает седину у отца в бороде с яблонным цветом. Это очень необычное сравнение, которое помогает нам представить одновременно и весну, и отца, ждущего сына в деревне.
Обратим внимание детей на звукопись во второй строфе: в ней всего три раза используется звук [р] и один — [к]. Зато сонорные звуки звучат очень часто: [л] и [л’] в сумме — девять раз, [н] — пять раз. Эта особенность создает мягкость, гибкость, мелодичность звучания. Перечитаем строфу вслух, чтобы убедиться в этом.
По контрасту в третьей строфе идет резкое усиление жесткости с помощью [р]:

Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге.

Здесь же можем обратить внимание детей на богатые мужские рифмы при перекрестной рифмовке. Все строки оканчиваются ударными слогами, и это создает ощущение звучности и законченности, твердости и ясности звучания.
— Какое время года мы видим, читая первую и вторую строфы?
Цветущие яблони, отражение луны в тихой воде пруда, березняк, голубые небеса — перед нами встает картина конца весны — начала лета.
— Как вы понимаете строку: «Долго петь и звенеть пурге»? Почему поэт создает перед нами образ пурги?
Здесь нам придется вспомнить стихотворение А. А. Фета «Задрожали листы, облетая...», где образ мятущегося мира создается с помощью строк:

...С поля буря ворвавшися злая Рвет и мечет и воет в лесу.

Первая мировая война, две революции, иностранная интервенция — события огромного масштаба будоражили Россию. Эти события, как пурга, как вьюга, закружили поэта, завладели его сознанием и воображением. И в то же время он верит, что его «голубая Русь», его родина словно под охраной удивительных сил:

Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге, И я знаю, есть радость в нем Тем, кто листьев целует дождь, Оттого, что тот старый клен Головой на меня похож.

Перед нами — метафора: старый клен предстает перед нами одноногим сторожем, охраняющим старинные традиции и особую атмосферу русской деревни. В русской народной поэзии клен обычно кудрявый, сам поэт был кудрявым, это позволяет ему сказать: «тот старый клен / Головой на меня похож». Но клен перед нами не зеленый, а желтый, осенний; это понятно из фразы: «тем, кто листьев целует дождь». «Дождь листьев» — это листопад. Тот, кого стережет желтый клен, целует опадающие листья и радуется, вспоминая поэта. Кто может видеть кудрявую голову юноши даже в листве клена? Наверное, мать, которая много лет назад часто гладила кудри сына. Перед нами вновь возникает образ матери, но не четкий, а словно бы растворенный в природе, который теплится в душе поэта, как священная лампада.
В заключение стихотворение читает учитель и несколько раз (возможно, хором) дети, воплощая в чтении свое понимание текста.

IV. «Низкий дом с голубыми ставнями...»
В менее подготовленном классе мы рекомендуем выразительно прочитать это стихотворение с детьми, передавая интонацию грустного лиризма, но не анализировать его подробно.
В сильном классе это стихотворение можно сопоставить с первым.
— Каким годом датировано это стихотворение?
1924-м.
— Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом...»?
Прошло шесть лет, которые прокатились по стране огненным валом гражданской войны. Каждый год из этих шести может засчитываться для каждого из живших тогда людей за несколько лет. Что же звучит в душе поэта, какая музыка?
В двух прочитанных стихотворениях поэт говорит о любви к родной земле. В первом стихотворении слово любовь не сказано прямо, но в каждой строке мы видим любование голубой Русью, восхищение перед родимой землей.
Во втором стихотворении поэт прямо говорит о любви, но это любовь, близкая к горькому душевному переживанию, к страданию, поэт уже не восхищается родиной так, как прежде, но любит ее еще больше:

Как бы я и хотел не любить, Все равно не могу научиться, И под этим дешевеньким ситцем Ты мила мне, родимая выть.



Поэт ощущает, что годы, уже ушедшие, «отзвучавшие в сумрак», не исчезли совсем, он чувствует их как совсем недавние, как будто он только что уехал с родины. Картины родной земли снятся ему постоянно. Это помогает ему помнить о родной земле, воспевать ее в стихах.
Стихотворение «Я покинул родимый дом...» кажется более ярким, праздничным, чем второе — «Низкий дом с голубыми ставнями...». Сравним несколько строк:

«Я покинул родимый дом...» «Низкий дом с голубыми ставнями...»
...Голубую оставил Русь... ...Наше поле, луга и лес, Принакрытые сереньким ситцем Этих северных бедных небес
...Старый клен на одной ноге... Только видели березь да цветь, Да ракитник, кривой и безлистый...
Долго петь и звенеть пурге ...Да разбойные слышали свисты, От которых легко умереть
...И я знаю, есть радость в нем... ...Нежность грустную русской души
   

В первом стихотворении мы встречаем яркие, праздничные метафоры, например: «Золотою лягушкой луна / Распласталась на тихой воде», «кто листьев целует дождь» (листопад сравнивается с дождем из листьев). Во втором стихотворении метафора одна: «северные бедные небеса» кажутся
поэту «принакрытыми сереньким ситцем», и в этой метафоре употреблен не яркий («голубая Русь»), а совсем иной цветовой эпитет: «серенький».
— Обратим внимание на эпитеты в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...». Как они окрашены?
«Сереньким ситцем», «северных бедных небес», «нежность грустную», «седых журавлей», «в тощие дали», «сытных хлебов не видали», «ракитник, кривой и безлистый». Эпитеты окрашены в тусклые, грустные, бедные тона.
— Какие два эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся?
«Голубая Русь» — «голубые ставни»: романтический образ словно противопоставлен простому бытовому образу.
«Родимый дом» — «родимая выть»: представление о доме словно расширяется, «родимый дом» — это уже не только та изба, в которой жил поэт, но и вся земля, которая кормит русский люд и которая полита крестьянским потом, земля, на которой спето много радостных и горестных песен, — родимая выть.
— Какие строки из этого стихотворения сразу подсказывают нам, что перед нами поэзия Есенина?
Стихи Есенина очень легко узнать среди многих других стихов. Поэт часто употребляет слова и выражения, которые не встречаются у других поэтов и сразу запоминаются. Например:
— «...Наше поле, луга и лес, / Принакрытые сереньким ситцем / Этих северных бедных небес» — это сравнение неба с ситцем первым употребил в своей поэзии Есенин, и оно звучит как визитная карточка его поэзии;
— «Только видели березь да цветь...» — журавли видели не сытные хлеба, а березь, т. е. березняки, которые могут расти на небогатых почвах, да цветь, т. е. неприхотливые, мелко цветущие растения;
родимая выть. Выть — это диалектное слово, т. е. такое, которое встречается только в отдельных областях. Выть в рязанских говорах обозначает пашню, вспаханное поле. В стихах это слово впервые употребил Есенин.
Можно потренироваться в определении типов рифмовки. В стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...» в 1—4-й и в 7-й строфах рифмовка перекрестная, в 5—6-й строфах рифмовка опоясывающая (кольцевая).
Стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми строками:

Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда...

Перед нами кольцевая композиция. Поэт в финале возвращает нас к тому, с чего начиналось стихотворение, показывая свою верность главной идее: любви к родной земле.

Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Я покинул родимый дом...».

Урок 66
Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная творческая работа «Картинка из моего детства»

I. Артикуляционная разминка

II. Проверка домашнего задания
Слушаем выразительное чтение наизусть стихотворения «Я покинул родимый дом...».

III. Стихотворение «С добрым утром!»
Стихотворение дано на нахзаце второй части учебника вместе с репродукцией картины А. Куинджи «Березовая роща». Глубина работы с текстом будет зависеть от наличия времени и от степени знакомства детей с этим стихотворением (возможно, они учили его наизусть в начальной школе). Здесь мы даем материал для подробного анализа.
Дети часто сразу ощущают праздничность и даже волшебность этого стихотворения, но причины такого ощущения для них в основном непонятны. После прочтения полного текста стихотворения обратим более пристальное внимание на каждую из строф. Задача учителя — визуализировать, помочь детям ярко представить себе образы стихотворения, тогда станет ясно видна удивительная сила и точность поэтического слова.

Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона.

Уже из названия стихотворения нам понятно, что речь в нем пойдет о наступлении утра. Общее ощущение утра действительно остается у нас в душе от этих строк. Но каждая конкретная строка порой ставит детей в тупик. Постараемся разобраться в есенинских образах.
«Задремали звезды золотые...» — метафора: ночью яркие звезды живут своей жизнью, а к утру, на рассвете, они начинают гаснуть, будто дремлют.
Эпитет «золотые» не только указывает нам на цвет звезд, но одновременно передает их ценность, эмоционально окрашивает первую строку.
Затон — вдавшийся в берег речной залив. На картине Архипа Куинджи «Березовая роща» изображен именно такой затон.
«...Задрожало зеркало затона...» — метафора: затон в этом стихотворении представляется нам круглым, как круглое, на ручке зеркальце русской красавицы, в которое смотрится природа. Когда вода затона неподвижна, она отражает мир, как зеркало. Но вот подул легкий утренний ветерок, и вода слегка заколыхалась.
Заводь — небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.
Брезжить — рассветать, чуть светиться.
«...Брезжит свет на заводи речные...» — рассвет только начинается, небо едва окрасилось светом зари, берега еще темны, но вода отражает, зеркалит этот свет, умножая его. Обратим внимание детей на точное употребление глагола.
«...И румянит сетку небосклона» — глагол румянит словно бы намекает нам на то, что заря — прекрасная румяная девушка, таким образом Есенин олицетворяет зарю. Почему в строке возникает метафора «сетка небосклона»? Какой образ представить детям? Есенин рыбачил на Оке, и он мог вообразить себе ночное небо огромной сетью, в которой золотые звезды — как узелки, между которыми натянуты нити-лучи. Этой сеткой небо ловит утреннюю зарю.
Первая строфа — яркий пример использования аллитерации.
Следующая строфа показывает нам новый этап утра: поэт переводит взгляд на берег, где уже посветлело. Солнце поднимается над горизонтом:

Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы.

«Улыбнулись сонные березки...» — олицетворение, эпитет «сонные» усиливает созданный при помощи глагола образ.
«...Растрепали шелковые косы» — широко распространенная в устном народном творчестве метафора, представляющая нам длинные ветви берез косами девушек. «Шелковые» — устойчивый эпитет, использующийся в фольклоре, например травы шелковые.
«Шелестят зеленые сережки...» — поэт помогает нам рассмотреть детали. Сначала мы видим весь небосклон, любуемся целой картиной, затем начинаем рассматривать внимательно все то, что дорого поэту. «Зеленые сережки» помогают нам ясно представить себе начало лета. С другой стороны, сережки — слово многозначное, это не только соцветие в виде кисти мелких цветов, но и излюбленное женское украшение. Эта многозначность помогает нам укрепить сравнение березки с девушкой, а следующая строка подсказывает нам образ драгоценных камней, горящих на солнце огнем.
«...И горят серебряные росы» — кто видел, как переливается роса в момент восхода солнца, тот никогда не забудет этого зрелища. Но почему поэт использует эпитет «серебряные»? Когда солнце еще не осветило травы, роса кажется дымчатой, белой, холодной, унизывает тонкие пушистые волоски растений, как ювелиры унизывают украшения маленькими шариками серебра. Но вот взошло солнце, и в каждой росинке зажглась радуга.
Последняя строфа показывает нам, как обычная, всем надоевшая крапива, на которую никто не обращает внимания, вдруг превращается в чудесное растение, которое дарит поэту ощущение не всегда доступной человеку, но прекрасной жизни природы. Сам человек сливается с миром, чувствует свое единство с небом, водой и растениями:

У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»

Плетень — изгородь из сплетенных прутьев и ветвей.
Перламутр — ценное вещество с переливчатой окраской, составляющее твердый внутренний слой некоторых раковин.
«...Обрядилась ярким перламутром...» — метафора (поэт сравнивает капли росы с перламутром).
Во 2-й и 3-й строфах Есенин постоянно играет звукописью, чередуя строки с шипящими, свистящими и фрикативными согласными и строки с акцентом на сонорных: «...Шелестят зеленые сережки...» — и сразу «...И горят серебряные росы», «...Обрядилась ярким перламутром...» — «...И качаясь, шепчет шаловливо...».
Эта игра особенно заметна при чтении стихотворения вслух и придает ему особенную прелесть.
Размер стихотворения — пятистопный хорей, только последняя строка состоит из двух стоп; рифмы женские (с ударением на предпоследнем слоге), в основном богатые; рифмовка перекрестная.
При работе над выразительным чтением стихотворения покажем детям, что мы начинаем читать сравнительно тихо, постепенно увеличивая громкость звука. В 1-й строфе звучат интонации тайны, ожидания чуда. Во 2-й строфе голос становится громче, мы любуемся неожиданной, раскрывающейся прямо перед нами красотой. В 3-й строфе — восхищение, радость от причастности к преображению мира.
Предложим детям описать пейзаж на картине Куинджи. В заключение еще раз полностью прочитаем с учениками есенинское стихотворение.

IV. Самостоятельная творческая работа «Картинка из моего детства»
Предложим детям создать небольшую зарисовку — рассказать о своем детском (имеется в виду раннее детство), наиболее ярком воспоминании о природе. Чтобы побудить детей к открытости и инициировать их самоанализ, учитель может поделиться своими детскими воспоминаниями, возможно, выраженными в художественной форме. Такими воспоминаниями делится с вами, уважаемые учителя, автор этого пособия:

Формула счастья

Учительский дом. Окно С видом на сосны и Волгу. Струны слепого дождя. Дети резвятся в траве. Вот, улыбаясь в душе, Вышла из дома соседка. Хлеб в ее правой руке, Лук и солонка в другой. Теплые доски стола, Хлеб — еще теплый, пахучий. Крупная соль на куске, Перья зеленого лука. Нет угощенья вкусней! Мигом умяли буханку. Дождь прекратился. А я Вывела формулу счастья.

Дома дети закончат свою творческую работу, если не успеют ее выполнить на уроке.

Домашнее задание
Закончить творческую работу «Картинка из моего детства».
На усмотрение учителя: подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «С добрым утром!».

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БАЖОВ

3 ЧАСА

Урок 67
П. П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки

I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение наизусть стихотворений Есенина.

II. П. П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя
Слово учителя
Павел Петрович Бажов родился в 1879 г. — спустя 18 лет после отмены крепостного права, за 38 лет до Октябрьской революции, изменившей коренным образом жизнь страны. Будущий писатель родился и прожил свою жизнь на Урале.
«Его детство и отрочество прошли в городке Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ. Отец его в ту пору был рабочим. Независимый характер отца, за острый язык получившего прозвище Сверло, был причиной недовольства им со стороны заводского начальства. За обличение несправедливых порядков его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли с работы. Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его в цех.
Мать писателя была искусной кружевницей. Еще в детском возрасте она была отдана в мастерскую-„рукодельню“, где научилась искусству плетения кружев и вязания чулок. Не щадя глаз, плела она кружева и вязала ажурные чулки для жен и дочерей заводского начальства. Это было большим подспорьем для семьи, особенно во время вынужденной безработицы мужа» 3.
Дома Бажов слушал рассказы отца и бабушки о былой жизни, о труде рабочих и искусстве уральских камнерезов. В Сысерти были хорошие рассказчики — знатоки прошлого Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но самым лучшим и любимым у детворы рассказчиком был старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин.
«Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории. В то время Хмелинину уже шел восьмой десяток» 4. «Старик еще бодро держался, бойко шаркал ногами в подшитых валенках, не без задора вскидывал клинышек седой бороды, но все же чувствовалось, что доживал последние годы. Время высушило его, ссутулило, снизило и без того невысокий рост, но все еще не могло потушить веселых искорок в глазах», — писал Бажов.
Василий Алексеевич Хмелинин рассказывал ребятишкам о Гумешковском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, «тайной силе», девке Азовке, бурой кошке, ящерках и других чудесных помощниках горняков и камнерезов. Он отличал свои рассказы от сказок. Павел Петрович вспоминал:
«Человек пять ребятишек уже давно ждут, но если кто-нибудь попросит сказку, старик всегда поправит: „Сказку, говоришь? Сказки — это, друг, про попа да про попадью. Такие тебе слушать рано. А то вот еще про курочку-рябушку да золото яичко, про лису с петухом и протча. Много таких сказок маленьким сказывают. Только я это не умею. Кои знал, и те позабыл. Про старинное житье да про земельные дела — это вот помню. Много таких от своих стариков перенял, да и потом слыхать немало доводилось... Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются. Иное, слышь-ко, и говорить не всякому можно. С опаской надо. А ты говоришь — сказку!“»
Рассказчик часто обращался к слушателям и приговаривал: «Слыш-ко». Так и прозвали старого горняка дедушкой Слышко. Когда мы читаем сказы П. П. Бажова, то словно бы слышим добрый, чуть насмешливый голос и видим живую улыбку дедушки Слышко.
Бажов был единственным ребенком в семье, поэтому родители смогли собрать денег, чтобы дать ему образование. Он учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской семинарии. В гимназии и реальном училище плата была значительно выше, требовалась дорогая форменная одежда, а в училище форма была не нужна и предоставлялось общежитие.
После учебы П. П. Бажов почти двадцать лет работал учителем. В годы гражданской войны он сражался в крестьянских партизанских отрядах против белой армии на Урале, в Сибири и на Алтае. После войны он начал работать редактором газеты. В 1936 г., когда Бажову самому было уже пятьдесят семь лет, в журнале «Красная новь» были опубликованы первые сказы Бажова, и среди них — «Медной горы Хозяйка». Успех этих сказов побудил Бажова продолжить работу. С этого момента и до конца своей жизни Бажов посвящает себя работе над книгой «Малахитовая шкатулка». Эта книга действительно как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов, мастеров по обработке камня.
Будет очень хорошо, если учитель сможет показать ученикам какие-нибудь изделия из малахита и других самоцветных камней. На слух человек воспринимает только пять процентов всего объема поступающей информации, и важно, чтобы слуховые образы были подкреплены зрительным впечатлением и осязательными ощущениями. Не у всех детей дома есть изделия из драгоценных камней и самоцветов, и когда детей восхитит красота камня, они будут активнее воспринимать текст бажовских сказов.

III. «Медной горы Хозяйка»
Комментированное чтение
Текст сказа должен непременно прозвучать на уроке в исполнении учителя. Постараемся передать детям неспешность, атмосферу тайны, легкую ироничность и глубокую мудрость сказа, особый колорит диалектных и устаревших слов. Для этого учитель, готовясь к уроку, должен сам прочитать вслух текст сказа и поработать над точностью звучания диалогов и описаний.
Чтение сказа занимает около 20 минут. По ходу чтения объясним некоторые слова.
Крепость — здесь имеется в виду крепостное право (рабочие уральских заводов были крепостными, прикрепленными к тем заводам, на которых они работали, и являлись, как и крестьяне, собственностью хозяев-заводчиков).
Душной (о приказчике) — вонючий, такой, от которого идет сильный дух, т. е. запах.
— Понравился ли вам сказ? Что показалось необычным? Какие герои вызвали ваше сочувствие?

IV. Отличие сказа от сказки
Беседа
— Похож ли сказ на сказку? Чем он отличается от нее?
В сказке идет речь о вымышленных героях и событиях. Реальны в ней некоторые детали быта и жизни людей. Необыкновенны говорящие животные, волшебные предметы и помощники, в сказке действуют фантастические персонажи: Баба-яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный.
Сказ похож на сказку, в нем тоже есть необыкновенные персонажи, например Хозяйка Медной горы; с героями происходят необыкновенные события. И все же сказ отличается от сказки.
Запишем в тетради определение сказа.

Сказ — жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.

В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно. Поэтому в сказе картины жизни и быта людей сочетаются с фантастическими событиями.
Прочитаем 11-й вопрос (с. 65 учебника), подумаем, почему в волшебных сказках место указывается неопределенно, а в сказах точно: «за Северушкой где-то», «на Гумешках то есть», «с Красногорки».
— Какие предания лежат в основе сказов Бажова?
— Как вы представляете себе рассказчика?
Нам представляется, что рассказчик — старый, опытный человек, который очень хорошо знает рудное дело, всю жизнь живет и работает на том же месте, где живут его герои. Он любит и уважает своих товарищей, со вниманием относится к природе, к чувствам и жизни других людей. Кажется, что сказитель старый, с седой бородой, с добрыми глазами и глубокими морщинами на лице. Одет он в старинную русскую одежду. Когда он рассказывает, то немного грустно улыбается.

Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение сказа «Медной горы Хозяйка». Выполнить (письменно или устно — на усмотрение учителя) 9-е задание (с. 65 учебника).


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 361; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!