КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ 24 страница



«А к ночи небо заледенело как лед, звезды примерзли к небесному своду и колючий мороз прошел по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип валенок по твердому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые бревна в стенах и они трещали и лопались». «А сорока рассказывала, что она долетела до теплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз, помочь людям. Ветер будто бы не осмелился отказать ей, сороке, и задул, понесся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом».

— Как описаны в сказке сорока, лисицы, мыши?
Обратим внимание на рассказ о лисице, которая заметила тень сороки:

«Сорока была опытная, старая и нарочно летела у самой земли, потому что от деревень и лесов все-таки тянуло теплом и сорока не боялась замерзнуть. Никто ее не видел, только лисица в осиновом яру высунула морду из норы, повела носом, заметила, как темной тенью пронеслась по небу сорока, шарахнулась обратно в нору и долго сидела, почесываясь и соображая: куда ж это в такую страшную ночь подалась сорока?»

Прочитаем так, чтобы слушатели смогли ощутить аромат и вкус хлеба, и предложим детям попытаться так же прочитать отрывок от слов: «По всем дворам кололи звонкие березовые дрова» — до слов: «...хоть кусочек этого чудесного хлеба».
Паустовский не выдумывает каких-то особых сказочных персонажей. Он превращает в сказочных существ самых обычных животных и птиц: мышей, лисиц, сорок, ворон. Простой мирный труд — починка мельницы, разбивание льда, приготовление хлеба — превращается у Паустовского в волшебный и радостный праздник. Мастерство писателя в том, чтобы открывать чудеса вокруг нас, в простых делах каждого дня.
Перед тем как дать детям домашнее задание, вспомним, что такое сравнения и эпитеты.

Домашнее задание
К 4-му уроку темы: выписать сравнения и эпитеты (с определяемыми словами) из описания пути Фильки к Панкрату (от слов: «Ночью он слез с печи» — до слов: «Бежать он уже не мог, а тяжело шел, загребая снег валенками») или выполнить 8-е задание (с. 78).
Подготовить выразительное чтение рассказа «Заячьи лапы».

Урок 72
К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Сюжет и композиция рассказа. Мысль автора об ответственности человека перед природой

Рассказ «Заячьи лапы» сочетает в себе глубокую мысль автора об ответственности человека перед природой, лиризм описаний, яркость и точность языка, композиционное своеобразие и умение К. Г. Паустовского видеть необычное в обычном. Обсуждение этого рассказа предоставляет учителю большие возможности в работе с детьми.

I. Артикуляционная разминка
Повторяем скороговорки. Следим за четкостью артикуляции при различных интонациях.

II. «Заячьи лапы». Сюжет и композиция рассказа
Выразительное чтение
Ученики читают текст рассказа «Заячьи лапы». Поможем им осмыслить восприятие рассказа:
— Какие эпизоды рассказа вызвали у вас интерес? Что удивило вас, что заставило задуматься?
— Что вам показалось необычным в построении рассказа?
Мы долго читаем о том, что Ваня и дед хотели вылечить зайца, но не знаем, почему они этого хотели. И только в самом конце рассказа мы узнаем о причинах этого желания и о чувстве вины и благодарности, которые испытывал дед Ларион.

Анализ композиции рассказа
Коллективно составим план рассказа, выделяя границы эпизодов. Цифры слева обозначают порядок расположения эпизодов в рассказе.
— Восстановите порядок событий.
Цифрами справа обозначим расположение эпизодов в реальном времени (фабула).

План

1. Ваня у ветеринара. Совет бабки Анисьи. 2
2. Ваня несет зайца домой. 3
3. Дед и Ваня ищут Карла Петровича. 4
4. Разговор Карла Петровича с дедом. 5
5. «Беседа о зайце» и письма профессора. 6
6. Рассказчик в гостях у деда Лариона. 7
7. История спасения деда от пожара. 1
8. Рваное ухо. Дед показывает рассказчику зайца. 8

— Зачем автор не по порядку рассказывает нам, что произошло, а меняет порядок эпизодов?
Композиция произведения всегда функциональна, в соответствии с замыслом автора она несет какую-то нагрузку. Ответы детей на этот вопрос будут неоднозначны. Вместе придем к мысли, что автор хотел, чтобы читатели представили себя на месте рассказчика, который сам до последнего момента не понимает причины такой необычной заботы деда о больном зайце. Автор заставляет читателя испытать недоумение, удивление, затем понимание и откровение.

III. Мысль автора об ответственности человека перед природой
Итак, после рассказа деда о спасении от лесного пожара рассказчику и нам вместе с ним кажется, что мы поняли причины заботы деда о зайце. Но оказывается, что это понимание было не окончательным, что есть еще одна потайная дверь в глубину души Лариона Малявина.
Перечитаем последние строки рассказа:
«— Да, — сказал дед, поглядывая на самовар так сердито, будто самовар был всему виной, — да, а перед тем зайцем, выходит, я сильно провинился, милый человек.
— Чем же ты провинился?
— А ты выдь, погляди на зайца, на спасителя моего, тогда узнаешь. Бери фонарь!
Я взял со стола фонарь и вышел в сенцы. Заяц спал. Я нагнулся над ним с фонарем и заметил, что левое ухо у зайца рваное. Тогда я понял все».
— Что понял рассказчик, заметив рваное ухо зайца?
Вопрос для детей непростой, но именно в ответе на него — выход на философскую проблему рассказа. Дадим детям возможность высказать свои мнения, и если нащупаем в одном из ответов зерно истины, то наводящими вопросами выведем детей на понимание философской глубины рассказа.
Фактический уровень: до пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с рваным ухом, который потом вывел деда из огня.
Философский уровень: человек хотел нанести зло природе, но природа великодушно не помнит зла, она готова прийти на помощь человеку, если только ее не уничтожить. Рассказчик вслед за дедом ощутил ответственность за те поступки, которые человек совершает по отношению к природе, ответственность за все живое на Земле, понял, что спасение и жизнь человека зависит от того, как мы сейчас, в нашем сегодняшнем дне, будем относиться к природе.

Объяснение домашнего задания
Паустовский — мастер показывать необычное в обычном. Отметим в тексте рассказа несколько предложений, в которых проявляется эта особенность писательской манеры Паустовского: «Недавний лесной пожар прошел стороной на север около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на полянах». Подчеркнем, что поэт сравнивает заросли гвоздики с островами и это помогает нам представить яркие, выделяющиеся пятна этих цветов.

Домашнее задание
Отметить в тексте рассказа «Заячьи лапы» строки, в которых писатель помогает нам увидеть необычное в обычном.
Нарисовать иллюстрацию к одному из изученных в 5 классе произведений Паустовского.

Урок 73
Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. Выразительность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказе К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Урок развития речи

I. Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. Выразительность и красочность языка
Для того чтобы этот урок прошел успешно, учитель заранее распечатает и сделает копии двух абзацев из рассказа «Заячьи лапы», чтобы раздать на уроке всем ученикам класса. Сделаем расстояние достаточным для анализа текста между строками.

Тексты для работы на уроке
1. Дед с Ваней добрели до Почтовой улицы как раз вовремя — из-за Оки заходила высокая гроза. Ленивый гром потягивался за горизонтом, как заспанный силач, распрямлял плечи и нехотя потряхивал землю. Серая рябь пошла по реке. Бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга; далеко за Полянами уже горел стог сена, зажженный ими. Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу, и вскоре она стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер.
2. Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывали вереницы плотных белых облаков. В полдень облака стремительно рвались вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень.

Проверка домашнего задания
Слушаем, какие строки отметили ученики как авторские находки необычного в обыкновенном. Ученики могут отметить целые абзацы или отдельные предложения, например: «Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде»; «Потом поставил самовар — от него окна в избе сразу запотели и звезды из огненных точек превратились в мутные шары».
— Почему вы выделили именно эти строки? Что вам показалось близким? Видели ли вы подобные картины?
— Опишите картины, которые вы себе представляете, читая эти строки Паустовского.

Анализ текста
Даем ученикам текст 1. Читаем его выразительно. (При ответе на вопросы можно работать в тексте карандашом.)
— Какую картину вы себе представляете?
— Какие особенности вы можете отметить в этом тексте?
— Найдите в тексте сравнения. Как автор описывает гром? Почему у нас возникает впечатление, что это живой человек?
— С помощью какого слова автор «очеловечивает» молнии? Что означает слово исподтишка? Какой прием мы называем олицетворением?
— С чем сравнивает автор след, который оставляет дождевая капля на пыльной дороге? Как в этом предложении проявляется поэтическое ви́дение мира?
— Подчеркните в тексте прилагательные. Какими членами предложения они являются? Какие из этих прилагательных вы можете назвать эпитетами? В чем выразительность этих эпитетов?
Работаем с текстом 2.
— Прочитайте текст выразительно. Какую картину вы представили? Какие в ней цвета?
«Плотные белые облака», «Смола... превратилась в янтарный камень».
— Можем ли мы сказать, что этот текст мелодичен? Почему?
— Подчеркните в каждом предложении подлежащее и сказуемое.
— Что такое ритм? Можем ли мы сказать, что этот текст ритмичен? С помощью чего автор создает ощущение ритма?
Отметим двумя косыми чертами большие паузы, которые мы сделаем при чтении текста, одной чертой — небольшие паузы. Добиваемся выразительного, передающего внутренний ритм отрывка чтения.

II. Сравнения и эпитеты в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»
Вернемся к домашнему заданию второго урока темы по произведениям Паустовского и обсудим, как ученики выполнили его.
Проверим, как ученики выписали эпитеты и сравнения (с определяемыми словами) из описания пути Фильки к Панкрату (от слов: «Ночью он слез с печи» — до слов: «Бежать он уже не мог, а тяжело шел, загребая снег валенками»).
Эпитеты: воздух был синий, густой, страшный; в чистом небе; розовыми венцами; пустота — жгучая и такая ясная; черные ивы.
Сравнения: луна, убранная, как невеста; снег пел под ногами, будто артель веселых пильщиков пилила под корень березовую рощу за рекой; ветки их поблескивали, как стеклянные.

Словарная работа
Задание 8 (с. 78 учебника).
Вороной конь — конь черного цвета.
Скорый на работу — быстро выполняющий свою работу.
В воздухе висел дым — была большая влажность воздуха, и казалось, что в воздухе висит дым.
Теплый серый день — зимой, когда нет мороза, небо затягивают серые низкие облака.
Злорадный окрик — резкий крик, в котором чувствуется радость от неудачи другого.
Колючий мороз — в сильный мороз щиплет щеки.
Неминучая смерть — смерть, которую нельзя миновать, которая обязательно придет.
Лютый мороз — очень сильный мороз.
Нашкодил — нахулиганил, набезобразничал.

III. Сочинение-миниатюра «Я увидел чудо...»
Завершая работу над темой, дадим задание написать самостоятельную творческую работу: рассказать о том, что удивительного сумел увидеть ученик в обычных явлениях жизни или в привычных предметах. Сочинение-миниатюру можно назвать так: «Я увидел чудо...»
Задача ребенка — постараться увидеть необычное в обычном явлении и попытаться донести это до своих товарищей с помощью сравнений, эпитетов, олицетворений так, как это сделал Паустовский.

Домашнее задание
Написать (закончить) сочинение-миниатюру «Я увидел чудо...».
Прочитать сказку С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Индивидуальное задание
Принести на урок книги С. Я. Маршака.

 

Самуил Яковлевич Маршак

3 ЧАСА

Урок 74
С. Я. Маршак: краткий рассказ о писателе. Драма как род литературы. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»

I. Артикуляционная разминка
На этом уроке детям предстоит чтение по ролям, поэтому предложим им выучить потешку, которую нужно произносить по ролям.

— Чей нос? — Макеев. — Куда едешь? — В Киев. — Что везешь? — Рожь. — Что возьмешь? — Грош. — Что купишь? — Калач. — С кем съешь? — Один. — Не ешь один! — He ешь один!

II. С. Я. Маршак: краткий рассказ о писателе
Прежде чем учитель расскажет о жизни Маршака, вспомним с ребятами произведения писателя. В этом поможет выставка книг Маршака, организованная учителем или инициативной группой учеников. Маршак — один из самых известных детских писателей в нашей стране. Его произведения дети начинают слушать с самого раннего возраста. Стихи Маршака легко запоминаются.
— Назовите имена детских писателей, произведения которых вы знаете.

Слово учителя
В России очень богатая детская литература. В мире мало стран, у которых была бы такая же богатая и добрая литература для детей. Сейчас нам такое положение кажется само собой разумеющимся. Мы думаем, что так было всегда. Между тем до XX века было очень мало писателей, которые бы создавали книги специально для детей. Как писать для взрослых — знали все, но никто не мог точно сказать, чем литература для взрослых должна отличаться от литературы для детей.
В 1923 г., после окончания Гражданской войны, в Петрограде появляется человек, который осознает, как важно в новой Советской стране создать новую литературу для детей, которая будет воспитывать в людях самые лучшие качества. Это был Самуил Яковлевич Маршак.
Он родился в 1887 г. в Воронеже и уже в четыре года начал сочинять стихи. К одиннадцати годам он написал уже несколько поэм, под руководством школьного учителя латыни перевел оду древнеримского поэта Квинта Горация Флакка. На мальчика, который проявил такой удивительный талант, обратил внимание известный критик и искусствовед Владимир Васильевич Стасов. Он приглашает мальчика в Петербург и устраивает его в лучшую гимназию. Но в Петербурге здоровье Маршака ухудшается, и Максим Горький, знаменитый русский писатель, приглашает талантливого мальчика пожить у него в Ялте. Там, у теплого моря, Маршак живет два года.
В 1904 г. умирает Стасов, и Маршак вступает в свою трудовую молодость. Он пишет статьи в различные газеты и журналы, дает уроки и наконец в 1912 г. отправляется в Англию, чтобы завершить образование. Маршак учится в политехникуме, слушает лекции в Лондонском университете, а во время каникул путешествует по Англии. Но путешествует он не так, как обычный цивилизованный турист: он не ездит по городам, охотясь за достопримечательностями. Он ходит пешком по Девонширу, живет в Южном Уэльсе, рыбачит в море. Маршак полюбил Англию, английские народные песни и начал переводить их на русский язык.
Перед началом Первой мировой войны С. Я. Маршак возвращается в Россию. Он задумывается над вопросами детского воспитания. После революции и Гражданской войны в нашей стране было много беспризорников — детей, потерявших родителей, не имевших своего дома. Они бродяжничали, воровали, чтобы прокормиться. Советская власть организовывала для таких детей колонии. Одной из таких колоний в Екатеринодаре заведовал Маршак. Он много думал о том, каким должен быть новый человек свободной страны, и понял, что сам он может искусством помочь созданию такого человека. Там же, в Екатеринодаре, он создает первый советский детский театр.
И вот в 1923 году Маршак начинает работать в Петрограде в Театре юного зрителя, пишет для него пьесы-сказки в стихах. Маршака можно назвать создателем детского театра в России.
Маршак работает в журнале для детей «Новый Робинзон» и привлекает к созданию произведений для детей многих талантливых писателей: Б. Житкова, Н. Тихонова, Б. Лавренева, В. Бианки и др. Маршак подружился и с К. И. Чуковским. Одну за другой выпускает С. Я. Маршак детские книжки. Они известны сейчас всем детям нашей страны: это «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный», «Мистер Твистер», «Кошкин дом» и др.
Маршак обладал удивительными организаторскими способностями. Благодаря ему «взрослый» писатель Алексей Толстой написал знаменитую детскую книжку «Золотой ключик, или Приключения Буратино». По его просьбе стал писать рассказы для детей Михаил Зощенко. Маршак помог войти в детскую литературу Евгению Чарушину, Евгению Шварцу, Ольге Берггольц, одобрил Даниила Хармса и Андрея Введенского.
Маршак одним из первых понял огромное значение детской литературы: по книгам детских писателей ребенок учится не только читать, но и говорить и мыслить. От того, какой будет детская литература, зависит будущее страны. Маршак говорил, что книжка для маленьких не должна быть книжкой ничтожной. И советские писатели под руководством Маршака создали прекрасную литературу для детей, которую мы любим и читаем уже в XXI веке.
Одно из самых лучших произведений Маршака — пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Она была написана в 1943 г., когда шла Великая Отечественная война. Основой послужила чешская народная сказка. Дети и во время войны остаются детьми, а сказка помогает им верить в торжество добра и справедливости.

III. Драма как род литературы
Беседа
Вспомним, что такое роды литературы (см. материал учебника, часть первая, с. 53).
Роды литературы — это три большие группы, на которые делятся художественные произведения.
— Назовите роды литературы.
Эпос, лирика, драма.
— К какому роду литературы мы отнесем стихотворения, поэмы, рассказы, повести, романы?
— Произведения каких видов мы отнесем к драме?
— Были ли вы в театре? Какие пьесы вы видели? В постановке каких пьес вы участвовали? Чем, по-вашему, отличается пьеса от других произведений?
Слово драма переводится с греческого языка как действие. На сцене не звучат слова автора, которые поясняли бы поступки героев. Драматург, т. е. создатель драмы, раскрывает свою идею через диалоги героев. Актеры произносят слова, играя каждый свою роль. Вместо описаний природы на сцене стоят декорации, играет музыка.
— Что можно купить в театре перед спектаклем?
Дети вспоминают, что они покупают программки, в которых перечислены главные действующие лица пьесы и исполнители.
Перед текстом пьесы тоже есть список действующих лиц.
— Рассмотрим список действующих лиц к драматической сказке «Двенадцать месяцев» (лучше сделать это по полному изданию пьесы, но можно и по учебнику).
— Какие пояснения даны автором?

IV. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»
Выразительное чтение
Главное внимание на уроках надо сосредоточить на выразительном чтении сказки по ролям. На первом уроке достаточно будет картин, данных в учебнике. На втором уроке необходимо будет обратиться к полному тексту сказки.
Перед распределением ролей спросим детей:
— Что надо сделать, чтобы выразительно прочитать реплики «своего» героя?
Надо представить характер этого героя, мысленно увидеть поступки, которые он совершает, передать мысли и настроения действующего лица.
Распределяем роли. Читаем сказку. Учитель помогает детям выбрать нужную интонацию, поощряет учеников.
Готовясь к работе на следующем уроке, учитель распределит учеников по группам, поможет определить для каждого подходящую роль.

Домашнее задание
Повторить роды литературы.
Подготовить выразительное чтение своей роли по полному тексту пьесы.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 416; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!