Літературні казки О. Пушкіна. Погляди письменника на дитячу літературу та виховання дітей. Твори Пушкіна у дитячому читанні. Казки, їх джерела та історія створення.



Белинский рекомендовал для детского чтения многие произведения Пушкина, он говорил, что на Руси  нет более нравственного, при великости таланта, поэта, как Пушкин».

Взгляды Пушкина на детскую литературу и воспитание детей.

Пушкин не писал специально для детей, но многие его стихотворения и отрывки из его произведений давно вошли в детское чтение, т.к. оказывают на ребёнка глубокое влияние, раскрывают перед ним большие явления человеческой жизни и важные социальные и нравственные проблемы в простой, яркой и эмоциональной форме.

Пушкин внимательно следил за развитием детской литературы и высказывал своё отношение к ней. Его возмущение вызывали бездарные писатели, которые создавали произведения, оторванные от современной жизни, написанные высокопарным слогом.

Пушкин опубликовал «Детскую книжку», в которую вошло 3 фельетона. Хорошо показаны типичные недостатки детской литературы того времени.

В творческом наследии Пушкина есть записи, заметки, наброски, статьи, по которым можно судить, что он живо интересовался вопросами воспитания молодого поколения и придавал воспитанию важнейшее значение. Резко критиковал его состояние в России. «Воспитание, или, лучше сказать отсутствие воспитания есть корень всякого зла»,- утверждал он.

Еще более убогим и насквозь порочным считал Пушкин домашнее воспитание. Оно «есть самое недостаточное, самое безнравственное; ребенок не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трёх иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь помятым учителем».

Также критиковал существовавшие в то время типы учебных заведений и намечал положительную программу их преобразования.

Вопросы воспитания Пушкин рассматривал в тесной связи с проблемой народности. В то время о народности много писали и спорили. В черновом наброске «О народности в литературе» Пушкин замечал, что нельзя смешивать народность с требованием просторечных русских слов и выражений в литературе. Он призывал к серьёзному осмыслению проблемы народности.

А что касается вопроса, почему не писал (и не хотел!) именно для детей, то 2 причины:

· не хотел иметь ничего общего с той назидательной литературой;

· он писал для читателей всех возрастов, а главное – это чтобы они были наделены поэтическим чутьём и способны понять его творчество.

Однако в школьные программы творчество Пушкина вошло не сразу.

Ушинский внес в школьные программы более 40 произведений поэта и отрывков.

Поэзия .

Ни один поэт не создал такой мудрой и светлой пейзажной лирики. Стихотворение «Ещё дрожат холодные ветры», пейзажные зарисовки из романа «Евгений Онегин», поэмы «Цыганы», доступные восприятию детей дошкольного возраста, развивают нравственную и эстетическую восприимчивость маленьких читателей.

Особенность пушкинской пейзажной лирики:

1. Дети узнают исполненную прелести природу средней полосы России;

а) своеобразное очарование унылой осени;

б) вглядываются в голубые небеса и великолепие снежного ковра зимы;

в) любят ясную улыбку весны.

2. Все приметы реалистические и в то же время глубоко поэтические, ясно узнаваемые.

3. Удивительная красочность образов (цветовые эпитеты).

4. Простота и ясность языка.

5. Эмоциональность, динамика.

6. Развивает детскую фантазию (зима – волшебница и проказница).

Вывод:даются яркие, лаконичные бытовые зарисовки. Описание природы тесно связано с крестьянским бытом, оживлено поступками и действиями людей. Поэт изображает природу жизненно правдиво, в многообразных и конкретных её признаках, свойствах, явлениях.

Сказки.

Источники сказок Пушкина и история их создания.

«Сказка о попе и о работнике его Балде»(1830)

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833) (в Болдине).

«Сказка о царе Салтане» (работал в 1831г. в Царском Селе).

«Сказка о золотом петушке (1834).

1. Фольклор. Интерес к народному творчеству у Пушкина возник с раннего детства. На всю жизнь запали в его душу сказки, услышанные еще с колыбели. В 20-е годы, живя в Михайловском, собирал и изучал фольклор. К народным сюжетам он обращался в 30-е годы, когда разгорелись споры о русском характере, об отношении к народному творчеству, о народной литературе, в своё время поднятые декабристами.

2. Лубочная повесть.

3. Произведения писателей других стран, перерабатывая их в национальном духе. («Сказка о царе Салтане» - русская народная сказка от Арины Родионовны в Михайловском. Из этих же сказок часто элементы использовал, перерабатывал по-своему. «Сказка о попе и о работнике его Балде» - тоже на народной основе от няни. «Сказка о мёртвой царевне» - тоже, но везде добавлено и из других народных вариантов, записанных собирателями фольклора. «Сказка о золотом петушке» - на сюжет американского писателя Ирвина Вашингтона. «Сказка о рыбаке и рыбке» - сюжет, считают многие, из сборника братьев Гримм. Однако похожие сюжеты встречаются и в русском фольклоре: у Афанасьева есть сказки «Золотая рыбка» и «Жадная старуха».

        Народные сказки, вошедшие в детское чтение, веками оттачивались, наилучшим образом приспосабливались для детского восприятия. В них отразилось своеобразие детской литературы.

Народные сказки сюжетные. Действие развивается быстро, протекает без промежуточных событий.

Особенности сказок Пушкина:

- Динамичные сюжеты (герои постоянно действуют, поэтому почти в каждой строке имеется глагол, минимум дополнений и все же – яркие картины…).

- Каждое событие логично и реалистически точно в деталях; даже чудеса логичны.

-  Много бытовых подробностей.

-  Как и в народных сказках, герои делятся на положительных и отрицательных.

-  Не только использует приемы народной сказки, но и разнообразит их:

· усложняет сюжет;

· разнообразит повторы.

- Экономен в изобразительных средствах:

· почти нет метафор;

· простые фольклорные эпитеты;

· краткие пейзажные зарисовки, тесно связанные с чувствами героев;

· скуп в обрисовке характеров, но достаточно одного слова!

-  Не избегает интимных вопросов, но просто, мудро, по - народному подает.

-  Стих ровный, как будто льётся обычная речь (широко использует народные пословицы, поговорки, просторечия; создает свои афористические выражения).

Вывод: Сказки Пушкина привлекают внимание детей динамичным сюжетом, необычными ситуациями и событиями, сценами, полными чудес и роскоши. И так как каждая деталь в них естественна, реальна, тесно связана с жизнью или взята из мира, окружающего ребёнка, то они легко воспринимаются и в то же время вызывают удивление, воспитывают благородные чувства.

Идейная глубина и художественное совершенство сказок.

«Сказка о рыбаке и рыбке».

Название стало афоризмом и применяется при разных обстоятельствах.

Динамичный сюжет.

Повторение описаний, монологов , но видоизменяет.

Нет вычурности стиха, яркие, но краткие описания (море даже реагирует на растущую жадность старухи, но одним словом!). Стих как обычная речь.

Сказочные превращения логичны и реалистически точны в деталях: старик, возвращается, видит реальную картину и ситуацию, в которой по воле рыбки оказывается его старуха (они реальны лишь их появление сказочно).

Герои.

Старик олицетворяет народное начало. Он вынужден покорятся воле жадной старухи, но не испытывает к ней почтения, как бы высоко она не поднялась. Он добрый, трудолюбивый, живущий в гармонии с природой, удовлетворён малым в жизни. Но неоднозначен: своей безропотной покорностью способствует преумножению зла.

Старуха - носитель тёмных сил. И не только жадность осуждается: по мере развития сюжета она становится символом социального гнёта.

Сказка представляет собою сатиру на крепостничество. Это противопоставление старика старухе (он остался крестьянином, а она подымается по социальной лестнице).

Как во всех сказках много превращений.

«Сказка о Царе Салтане» (1831)

Первая печатная (народный сюжет, но брал только яркие картины!).

Сложные взаимоотношения между людьми (ткачиха, повариха…).

Действие динамично, без длинных описаний, нет монотонности, стих подвижен, события напряженны и всё это рядом с пейзажными картинами.

Звуковая организация (звуки передают и плеск воды, и полёт комара).

Язык народный (суффиксы ласкательные), передают простоту.

Не моралью заканчивается, а пиром.

Неоднозначно дети реагируют на царя.

Гвидон – смел, отважен, находит выход из любой ситуации.

Мать-царица - нежная, преданная жена.

Лебедь - благородная, рассудительная (народная мудрость: жена – не рукавица…)

"Сказка о царе Салтане..."

Высокодуховный град без денег, без материальной обеспеченности (без злата и изумрудов) не может долго существовать (белка). Это явный вызов благу: по мнению зла, благо само, без материальных и преземленных ценностей невозможно.

Зло оказывается паразитом на теле блага.

Богатыри олицетворяют не столько грубую военную силу, сколько политическую мудрость руководства государства.

Такова действительная сущность блага: оно не слабеет под напором критики и сомнений, а усиливается, поскольку не отрицает эту критику, а творчески относится к ней.

В образе царя Салтана мы видим ситуацию, которая сильно напоминает реальность, когда добрый, но слабохарактерный самодержец оказывается окруженным сворой слуг, утверждающих от его имени свою черную волю.

Таким образом, рассмотренное поэтическое произведение Пушкина оказывается, по сути, своеобразным политическим трактатом. Толчком к подобного рода рассуждениям, очевидно, послужило неудавшееся восстание декабристов, к которым поэт имел известное отношение. Именно после этого знакового события появились «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка» и, конечно, «Сказка о царе Салтане.

«Сказка о мёртвой царевне» .

Особенно чётко отразился гуманизм.

Положительные персонажи – доброта, великодушие, храбрость, преданность в дружбе.

Царица – мать: верно ждёт мужа (описывает близким к фольклору языком).

Дочь- романтический характер, добрая, готова прийти на помощь, все ей хотят помочь, она кроткая, символ добра, нуждается в защите.

Елисей – в былинных традициях, обращение к силам природы, лиризм, обаяние особое.

Сатирические герои: мачеха олицетворяет темные силы, но и не уверена в себе (ищет поддержку у зеркальца); царь и богатыри изображены с иронией.

Эта сказка о хрупкости доброты.

Анализ "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" Пушкина А.С.

Сказка Пушкина, несмотря на кажущуюся внешнюю простоту, свойственную всему творчеству поэта, является глубокой по смыслу и сложной по психологической насыщенности. Юной царевне автор противопоставляет злую мачеху. Молодую девушку поэт рисует доброй, кроткой, трудолюбивой и беззащитной. Ее внешняя красота соответствует красоте внутренней. Трудно ей жить в мире, где есть зависть, зло и обман.
Совсем иной предстает перед нами царица-мачеха. Она тоже красавица, но «гневлива», и ревнива, и завистлива.

Мысль о том, что красота внешняя — ничто без красоты внутренней, пронизывает всю сказку. Молодую царевну многие любили. Возникает вопрос, почему же они не спасли ее. Да потому, что только королевич Елисей любил ее по-настоящему, искренне и преданно.

Верная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждая ее от вечного сна.

Зло, утверждает поэт, не всесильно, оно терпит поражение.

Злая царица-мачеха, хоть «умом и всем взяла», не уверена в себе. Поэтому и в зеркальце она нуждается постоянно. Умирает царица-мачеха от зависти и тоски. Так Пушкин показал внутреннюю несостоятельность и обреченность зла.

«Сказка о золотом петушке» 1834.

Сатирический образ царя Дадона, который предпочитает царствовать без забот. Не способен любить не только страну, но и собственных сыновей. Сластолюбивый, самодур, не умеет держать слово.

«Сказка о попе и о работнике его Балде»(1830)

  Сказка о попе и о работнике его Балде выделяется из остальных сказок Пушкина и своим нарочито простецким языком, и тем, что среди персонажей мы не встретим ни царей, ни цариц. В сказке все обыденно и просто, в ней действуют обычные люди в окружении обычных предметов и привычного для жителя  России пейзажа. Все декорации неприхотливы и будничны. Перед нами дом с подворьем, пашня, лесок и до смешного малюсенькое море.

Начинается же повествование на базаре, зато храмов, чудотворных икон, церковных ритуалов, здесь вовсе нет, хотя главный персонаж служит Богу. Впрочем, попу не до высоких материй, он занят по преимуществу делами личной выгоды и мелким интересом экономии. Поп занят увлекательной погоней за дешевизной.

Изо всех персонажей Пушкинских сказок грязный, черный ручной труд предстает жизненной необходимостью и дает пропитание для одного только Балды. Зато сам этот мужик обладает удивительным талантом легко, как в танце пахать, сеять, плотничать, обращаться со скотиной, нянчиться с малым дитятей. Благодаря этому, он получает громадную власть над миром. Герои остальных сказок отличались от него тем, что для обретения этой власти вначале становились или уже рождались царями или царицами. Обладая привилегиями, они начинали жить за счет чужого труда, а собственных рук не ни к какому делу не прикладывали.

    Выдержки из статьи "Тайны сказок Пушкина"

1. Идеальный мир Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

2. Цена исполнения желаний в мире Сказки о рыбаке и рыбке

3. Единение магии и власти в мире Сказки о золотом петушке

4. Волшебные и рукотворные чудеса в мире Сказки о царе Салтане

5. Труд - владыка мира Сказки о попе и о работнике его Балде

       В каждой сказке доминирует определенная идея, и герои тратят все силы, порой даже жертвуют жизнью, чтобы не сойти с желанного пути и ни при каких обстоятельствах не изменить себе. Царица, героиня первой сказки верит в собственную избранность, в торжество вечной молодости и красоты, несмотря на то, что ради этого ей пришлось пожертвовать обычными радостями жизни и материнством, сделаться черствой, бездушной и даже жестокой. Героиня другой, старуха это материалистка до мозга костей, которая верит только в торжество корысти, но сама не в состоянии распорядиться никаким хоть сколько-нибудь значимым имуществом и в финале остается у разбитого корыта. Герои третьей признают лишь силу власти и оружия, спокойно отправляют на смерть одну армию за другой, но губит их не война, а любовь к нежной красавице. В финале этой самой страшной сказки Пушкина погибают все главные герои, кроме петушка и шамаханской царицы, которые живыми, а, следовательно, смертными не являются по самой своей сути. Четвертой сказкой правит любовь. Это любовь материнская, движимая ею Бабариха изо всех сил пытается устроить счастье двух одиноких дочерей, для чего соглашается отправить на верную смерть свою третью замужнюю дочь с сыном. Это возвышенная и земная любовь, которая преодолевает любые расстояния и преграды, обходит тайные козни и, в конце концов, побеждает. В пятой сказке показан идеолог масс. Он берется учить тому, во что не верит сам, он думает и живет не так, как учит, за это двуличие и за презрение к людям его серьезно наказывают, оставляя без языка и без ума.

Сказки Пушкина являются уникальными учебниками школы жизни, по которым мы, сами того не подозревая, учимся с раннего детства. Как учат нас сказки Пушкина, героев каждой из них обогащают определенные радости, подстерегают определенные опасности, им приуготовлено конкретное будущее и конкретное отношение со стороны людей. Стоит только погрузиться в каждую, примеряя сюжет на себя, как станет понятно, какие опасности и награды приуготовлены нам и что вообще нас ждет. Каждая из этих идей давно и привычно обрела право на существование.

Анализ сказок показывает, что в каждой из них заключен собственный мир, каждая следует определенному своду законов, а ее герои подчиняются набору программ, из которых они (в отличие от нас, живых людей) ни при каких обстоятельствах не могут выйти.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 317; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!