ИСТОРИЧЕСКИЙ ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ ХУЛИГАНСТВА



 

Хулиганство относится к преступлениям против общественного порядка и общественной нравственности. Борьба с преступлениями подобного рода имеет многовековую историю. Еще в Соборном уложении 1649 года Государства Российского существовали статьи, которые устанавливали уголовную ответственность за преступления, посягающие на общественный порядок. Чтобы понять саму сущность хулиганства, надо узнать происхождение этого слова.

Существует несколько теорий возникновения слов «хулиган» и «хулиганство». Сами слова «хулиган» и «хулиганство» английского происхождения. Как отмечают сами исследователи, Hooligan – фамилия злостной семьи преступников, проживавших в XVIII в. в Ирландии и прославившейся беспрецедентным дебошем.  В то же время П. Люблинский появление данного термина связывал с именем Петербургского градоначальника Фон-Валя, предпринявшего в 1892 г. меры против шаек насильников, которых он в своем приказе назвал хулиганами. Полиция внедрила слово в массы.

По другой теории слово хулиганство произошло от древнерусского
слова «хулить» и французского «genes» – люди. Толковый словарь В. Даля
дает следующее определение слову «хулить» – т.е. не одобрять, порицать,
хаять, порочить, унижать и т.д. Кличку хулиган давали крепостным крестьянам, которые были в чем-то повинны и их хотели опорочить, унизить.

Прослеживая в глубинах истории Российского государства начала правового регулирования проступков, затрагивающих устои общественного спокойствия, можно увидеть его ростки уже со времен Русской Правды. Еще в середине прошлого века Н. Ланге в своей работе, посвященной изучению этого памятника отечественного права, отмечал зависимость размера ответственности от мотивов, по которым совершались побои, влекшие за собой причинение вреда здоровью. В том случае, если злонамеренное деяние совершалось без всякого основания, повода, не было ничем спровоцировано, то есть с точки зрения наших дней - из хулиганских побуждений, то наказание существенно усиливалось. «Различие платы за побои, раны и увечья зависело от того, нанесены ли они в раздражении, в сваде, то есть в ссоре или драке, или же без всякой свады, то есть без раздражения». Здесь в то же время справедливо было бы заметить, что в Русской Правде вопросы, посвященные ответственности за нарушение общественного спокойствия, затронуты лишь косвенно, однако даже такое регулирование интересующей нас проблемы в правовом акте, уходящем в самую глубь веков, в период становления права, не может не вызвать самого пристального интереса.

Следующим законодательным актом, где значительное внимание уделялось охране публичного благочиния, стало Соборное уложение 1649 г., составленное и вступившее в действие при правлении Александра Михайловича Романова. В первой главе Уложения "О богохульниках и церковных мятежниках" наряду с преступлениями против церкви предусматривалась весьма строгая ответственность за непристойное, нарушающее спокойствие и порядок во время церковной службы поведение. "А будет кто, во время святыя литургии и иное церковное пение, войдя в церковь божью, начнет говорить непристойные вещи... и тем в церкви божественному пению учинит мятеж... и тому бесчиннику за ту его вину учинить торговую казнь" [60, с. 16-18].

Следует учитывать, что основным объектом охраны рассматриваемой нормы являлись в первую очередь все же отношения, связанные с порядком проведения церковных служб. Однако здесь просматривается стремление со стороны государства оградить общественное благочиние при наиболее важных по тем временам событиях от различных посягательств и других отрицательных воздействий (мятежные действия могли выражаться не только в произнесении ругательных слов, но также в рукоприкладстве, драках и убийствах).

Особый интерес представляет для нас тот факт, что и бесчестие, и ранение, и убийство в Уложении предусматривались как отдельные преступления, но те же действия, совершенные при указанных выше обстоятельствах, то есть публично, образовывали отдельное преступление, за совершение которого предусматривалась более строгая санкция.

В дальнейшем по мере развития правовой системы Российского государства все большее внимание со стороны государства уделялось правовой охране общественного спокойствия. В Воинском Артикуле Петра I, датированном 1715 г., в артикуле 141 под страхом наказания шпицрутенами запрещались «учинение драк в миру без вызова, хоть никто умерщвлен или поражен не будет» [33, с. 165-170].

Основной акцент сделан здесь на обстановке драки, то есть "в миру", публично, что, без сомнения, в первую очередь затрагивало общественное спокойствие. Сравнив размер наказания за данное преступление и санкции за побои, причиненные при других условиях, можно сделать вывод о том, что указанное обстоятельство значительно повышало степень опасности и, соответственно, наказуемости данного проступка.

В продолжение изучения истории уголовной ответственности за нарушение общественного порядка нельзя не обратить внимание на следующий законодательный акт XIX в., без анализа которого рассматриваемая тема не будет, по нашему убеждению, полной.

В 1864 г. был принят Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. В ст. ст. 38 и 39 Устава довольно четко были сформулированы признаки уголовно-правового деликта, объект которого находится в непосредственной связи с кругом общественных отношений, на который распространяется действие хулиганства в наши дни. В ст. 38 Устава предусматривались меры наказания в виде ареста до семи дней или денежного взыскания не свыше 25 рублей "за ссоры, драки, кулачный бой, или другого рода буйство в публичных местах и вообще за нарушение общественной тишины". В случае учинения подобных действий целой толпой либо необходимости прекращения беспорядков силой имел место квалифицированный состав этого преступления.

Статьей 39 Устава устанавливалась ответственность за нарушение порядка в публичных собраниях или во время общенародных увеселений, театрализованных и тому подобных представлений. Под нарушением общественной тишины понимались в то время "шум, крики, ругательства, нанесение оскорблений и другие бесчинства в публичном месте, повлекшие за собой нарушение общественного спокойствия".

Другие действия квалифицировались по соответствующим статьям Устава о наказаниях, в которых предусматривалась ответственность за преступления против личности, имущества и другие преступления.

Развитие общественных отношений, стремительные изменения в жизни нашего государства на рубеже XIX-XX вв. со всей остротой обнажили потребность в коренном реформировании всей системы отечественного права того периода.

В последующие годы по отношению к хулиганству произошел резкий всплеск интереса. Именно с начала ХХ в. приобрел всеобщее распространение термин "хулиганство", имеющий хождение и поныне. В этот период можно наблюдать существенный рост числа публикаций в прессе и иных источниках, посвященных настоящей теме. Свои работы исследованию этой темы посвятили видные деятели науки того времени: П.П. Башилов, В.И. Громов, Н.Ф. Лучинский, А.В. Маклецов, А.Н. Трайнин, И.В. Чубинский и другие.

Столь значимый интерес к этому вопросу был обусловлен резким ростом нарушений общественного порядка. "Со всех концов России от Архангельска до Ялты, от Владивостока до Петербурга в центры летят сообщения об ужасе нового массового безмотивного преступления, которое мешает населению мирно жить, развиваться, дышать. Деревни охвачены ужасом, города в тревоге, а земства и городские общественные управления нервно реагируют на общую беду и дикий размах хулиганства - ищут выхода и вырабатывают меры борьбы с хулиганством".

Вкупе с очевидной необходимостью обеспечения самого строгого порядка в условиях надвигавшейся войны это не могло не вызывать ответной реакции со стороны государства. Результатом этого стала разработка законодательной базы по борьбе с хулиганством [60, с. 25-28].

Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война не позволила продолжить развитие правовой базы борьбы с хулиганством.

Для новой власти, пришедшей на смену самодержавию, центральной задачей была необходимость удержать в руках штурвал руководства страной. В первую очередь она была заинтересована в утверждении нового порядка, укреплении собственных позиций, борьбе со своими противниками. В силу этого главным врагом власти были политические соперники, на подавление которых были направлены ее основные усилия. Это наглядно проявляется в законах того времени, где устанавливается крайне жесткая ответственность за любые политические преступления, но гораздо меньшее внимание уделялось уголовным преступлениям. Не явилось исключением и хулиганство.

Несмотря на то что в Декрете СНК РСФСР от 4 мая 1918 г. "О революционных трибуналах" среди прочих преступлений - погромов, взяточничества, шпионажа - к компетенции трибуналов было отнесено и хулиганство, рассматривать это как меру, направленную на защиту общественного порядка можно было лишь с большой оговоркой, так как оно рассматривалось не как уголовное, а как политическое преступление. Подтверждение этому утверждению можно найти в Постановлении кассационного отдела ВЦИК от 6 октября 1918 г. "О подсудности революционных трибуналов", где в п. 7 хулиганство имело явно выраженную политическую окраску и определялось, как действия с целью внести дезорганизацию в распоряжения советской власти или оскорбить нравственное чувство окружающих учинением бесчинства.

По мере укрепления советской власти назрела насущная необходимость принятия единого кодифицированного закона, который пришел бы на смену многочисленным и разрозненным правовым актам, являвшим собой в то время систему уголовного законодательства. В силу этого в 1922 г. обрел жизнь новый Уголовный кодекс РСФСР, который в большей степени соответствовал требованиям и веяниям того времени.

Впоследствии хулиганами стали называть уличных буянов, грабителей и иных преступников, а слово «хулиган» стало нарицательным.
В России первая попытка определения хулиганства сделана в постановлении Кассационного отдела ВЦИК от 06.10.1918 г. «О подсудности
революционных трибуналов», согласно которому виновными в хулиганстве считались те, кто «исключительно с целью внести дезорганизацию в
распоряжения Советской власти или оскорбить нравственное чувство или
политические убеждения окружающих учинит беспокойство».

При определении хулиганства было учтено, что в трудные годы гражданской войны и иностранной военной интервенции бесчинства, дебоши
и иные нарушения общественного порядка совершались в основном классово-враждебными элементами, либо использовались ими в целях борьбы с Советской властью. Поэтому оно рассматривалось не только как общественное преступление, но и как определенная форма контрреволюционной деятельности.

После окончания гражданской войны и изгнания интервентов с советской земли быстро стал укрепляться социалистический правопорядок. Хулиганство перестало представлять собой форму классово-контрреволюционного сопротивления. В связи с этим изменилось и понятие данного правонарушения. Статья 176 УК РСФСР в редакции 1922 г. определила хулиганство как «озорные, бесцельные, сопряженные с явным проявлением неуважения к отдельным гражданам или обществу в целом действия» [8, с. 5-6].

Постановлением ЦИК Белоруссии от 24.06.1922 г. действие УК РСФСР с 01.07.1922 г. было распространено и на территории Белоруской СССР.

В последующем понятие хулиганства неоднократно изменялось. Постановлением ВЦИК от 16.10.1924 г. оно определялось как «озорные, сопряженные с явным неуважением к обществу действия, в частности буйство и бесчинство». К середине тридцатых годов в Советском Союзе произошло окончательное становление сильного государственного строя. В соответствии с указанными тенденциями развивалась правовая система страны. На этом фоне закономерным выглядело ужесточение мер уголовно-правового воздействия за совершение преступлений. Потребность в обеспечении должного порядка в общественных местах усиливается, как отмечалось выше, по мере укрепления государственной власти. "Для широких обывательских кругов, - говорил Н.В. Крыленко, - вопрос о том, могут ли они спокойно пройти по улице, не рискуя получить плевок в физиономию, является вопросом, на котором они испытывают крепость политической власти того класса, который господствует и который правит".

Указанные обстоятельства обуславливали усиление мер уголовной ответственности за хулиганство. Постановлением ВЦИК СНК СССР от 29 марта 1935 г. "О мерах борьбы с хулиганством" были усилены меры уголовной ответственности за данное преступление. В соответствии с данным Постановлением наказание по ч. 2 ст. 74 УК РСФСР было увеличено с двух лет лишения свободы до пяти лет тюрьмы. В том же году 31 мая было принято Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности", где излагались основные направления по преодолению подростковой преступности, в том числе хулиганства.

Обострение международной политической ситуации, начало Второй мировой войны не могли не отразиться на состоянии дел внутри СССР. В таких условиях, в преддверии войны существенную значимость приобрел фактор, связанный с обеспечением должного общественного порядка. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 августа 1940 г. "Об уголовной ответственности за мелкие кражи на производстве и за хулиганство" уголовная ответственность за хулиганские действия на предприятиях, в учреждениях и общественных местах была усилена до одного года тюремного заключения.

Начавшаяся 22 июня 1941 г. Великая Отечественная война повлекла еще большее усиление правовых мер охраны важных общественных отношений. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. "О военном положении" в местностях, объявленных на военном положении, в компетенцию военных трибуналов была передана категория дел о злостном хулиганстве. Данный шаг значительно упростил процедуру рассмотрения дел, связанных с хулиганством, что соответствовало велениям военного времени.

На протяжении войны вопрос хулиганства стал менее актуален, чему способствовали условия полной мобилизации всех сил на победу над врагом, законы военного времени, снижение числа лиц мужского пола, не привлеченных в ряды армии.

Завершение военных действий полной победой Советского Союза над фашистской Германией ознаменовалось помимо всего прочего рядом факторов, способствовавших росту хулиганства. В первую очередь это было связано с возвращением домой солдат и офицеров, психологически настроенных за годы войны на разрушение и при малейшем толчке дававших ему выход. Кроме того, немаловажную роль сыграло резкое увеличение объемов производства и продажи спиртных напитков, имевшее место после войны. Данные обстоятельства вкупе с другими страшными последствиями войны обусловили существенный рост преступности в целом, имевший место в те годы, и хулиганства в частности.

В Уголовных кодексах союзных республик до 1950–1961 гг. определения хулиганства не имелось (кроме Грузинской ССР). Этот пробел в законе восполнялся теорией уголовного права и судебной практикой. Большинство советских юристов определяло это преступление как грубое нарушение общественного порядка, сопряженное с проявлением явного неуважения к обществу. Из этого же понятия хулиганства исходила и судебная практика.

В постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 11.07.1947 г. по делу Е. и др. указано: «Хулиганство представляет собой действие, сущность которого выражается в нарушении общественного порядка, связанном с явным неуважением к обществу». Данное понятие хулиганства было закреплено сначала в большинстве УК союзных республик, а затем в статье 9 Указа Президиума Верховного совета СССР от 26.07.1966 г. «Об усилении ответственности за хулиганство» [8, c.6-8]. Установление уголовной ответственности не могло не повлечь изменения определения понятия хулиганства, выработанного теорией уголовного права и судебной практикой в годы, предшествовавшие принятию нового уголовного законодательства. Между тем в юридической литературе и после принятия новых уголовных кодексов хулиганство по-прежнему определялось как грубое нарушение общественного порядка, связанное с явным неуважением к обществу. В БССР за период с 1966–1969 гг. каждый пятый человек, осужденный по ст. 201 ч. 1 УК БССР, признан виновным в совершении повторного мелкого хулиганства. Это обстоятельство нельзя не учитывать при определении хулиганства. Исходя из смысла УК БССР под хулиганством понимались умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок, регулируемый правилами социалистического общежития, связанные с проявлением явного неуважения к обществу [8, с. 8-9]. В последующем в редакцию статьи 201 вносились изменения, и хулиганство определялось как умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу. Преступления против общественного порядка и общественной нравственности включены в главу 30 УК Республики Беларусь 1999 г. [53]. Преступления против общественного порядка и общественной нравственности – это предусмотренные уголовным законом виновные деяния, посягающие на общественный порядок, общественную нравственность и причиняющие им существенный вред. Уголовный закон объявляет преступными именно посягательства на общественный порядок, нравственные основы жизни общества, устанавливая наказуемость за все виды хулиганства, а также за другие деяния, входящие в данную главу.

Часть 1 ст. 339 Уголовного Кодекса Республики Беларусь 1999 г. (далее УК) дает понятие уголовно наказуемого хулиганства и перечисляет квалифицирующие признаки простого хулиганства [53]. «Хулиганство – это умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества либо отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом».

Общественная опасность деяний, объединенных в разделе XI «Преступления против общественного порядка и общественной нравственности» главы 30 УК Республики Беларусь, заключается в том, что они причиняют вред общественному порядку и нравственным основам жизни общества. Общественный порядок – это порядок волевых общественных отношений, которые складываются в процессе сознательного и добровольного исполнения гражданами установленных в нормах права и других нормах неюридического характера правил поведения. Соблюдение этих правил обеспечивает слаженную и устойчивую совместную жизнь людей в обществе и государстве.

Общественная нравственность – мораль, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу. Нравственность – ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде. Хулиганство является одним из наиболее опасных и распространенных преступлений против общественного порядка и общественной нравственности, нередко способствующих совершению более тяжких преступлений: нанесение телесных повреждений, грабежам, разбойным нападениям, изнасилованиям, убийствам.

Чтобы понять суть самого хулиганства, а также ту опасность, которую оно несет в общество, необходимо исследовать состав этого преступления [58, с. 4-10].

 

ГЛАВА 2


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 545; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!