ПРИТЧА ОБ УЧИТЕЛЕ, ПРОДАЮЩЕМ ЗНАНИЯ
Один человек, получивший знания, решил стать учителем и обучать детей тому, что знал сам. Сначала он учил всех, кто к нему приходил, но со временем учеников стало больше и их количество стало обременять учительствующего человека, тогда он решил обучать только тех, кто может платить.
— И им — польза, и я буду всегда сыт, — рассуждал он.
И стал человек брать плату. Чем больше он брал денег, тем больше ему не хватало, и со временем он стал обучать только самых богатых, а так как богатые самые ленивые, то и напрягаться особо не надо было.
Однажды прибился к нему мальчик, умный и нищий. Поначалу человеку было интересно с ним заниматься: пытливый, любознательный юнец впитывал знания как губка, но потом учительствующий понял, что наступит время и из мальца вырастет ученейший человек, который тоже может стать учителем и иметь учеников, и тогда он, учитель, останется без средств к существованию. И стал учительствующий гнать мальчика. Ни уговоры, ни мольбы жаждущего знаний ребёнка не действовали на алчного человека. Он стал бояться мальчика, ему уже было мало изгнать его из школы, и он с помощью учеников изгнал его из города.
Прошло не так много времени, и в городе появился новый учитель, который обучал учеников и не брал плату. И опустела школа учительствующего человека, не стало денег, и он быстро из имущего превратился в нищего. И решил он пойти к новоявленному учителю, чтобы обвинить его в разорении, которое тот ему принёс. Когда он подошёл к дому учителя, там шли занятия. Человек решил дождаться, когда закончится урок, но день клонился к закату, а учитель не прерывал свою беседу. Наступила ночь, ученики не расходились, а учитель продолжал свой бесконечный урок.
|
|
— Я хочу, чтобы ты уделил мне внимание, — обратился человек к учителю, и тот прервал свою речь, чтобы выслушать пришедшего.
— Ты увел моих учеников и разорил меня, теперь я нищий. Уходи в другое место и оставь мне мой хлеб, — потребовал обиженный человек.
— Я ничего у тебя не отнял, ибо отнимать у тебя нечего. Я пришёл, чтобы отдать свои знания, и раздаю их бесплатно, чтобы приумножить их, а не похоронить. Чем больше учеников получит их от меня, тем больше знаний станет в мире, чем больше учеников будет у моих учеников, тем больше умных людей появится на этом свете, чем больше будет умных людей, тем лучше, светлее и счастливее будет жизнь. Я пришёл не только дать знание великих наук, но и научить людей науке жизни. А мне нужно немного: хлеб на этот день, кров от непогоды да лишь та одежда, которая скроет мою наготу. Это не так много, и поэтому мне вполне хватает того, что я имею, а лишнего мне не надо.
|
|
При этих словах учитель разломил хлеб и протянул его человеку. Ел человек хлеб на пороге бедного дома учителя, окропляя его своими слезами, и казался этот хлеб горько-солёным то ли от слёз, то ли от горечи, скопившейся в душе обиженного.
— Если бы только не было таких мудрецов, — плача, рассуждал сам про себя человек, — таким, как я, легче жилось бы. Какое нам дело до общей жизни, когда личная не устроена. Все сразу не могут стать умными, ибо без дураков никогда не было. И всем сразу не может быть хорошо, потому что так не бывает. А потому есть ли смысл надрывать живот, стараясь образумить и осчастливить всех, если такого случиться не может. Если мне даны знания, значит, я избранный. Если другой не имеет их, значит, он просто обделен Богом. Учитель может жить только за счёт своих учеников — таков справедливый закон жизни, а таких праведников, как этот, надо гнать.
Но гнала судьба человека, не понимающего великой Сути Жизни, по трудному пути и отнимала у него каждый раз что-то, пока не лишила в конце концов ума. И шёл он по жизни, лишенный рассудка, и всё твердил одно и то же: «Человек должен жить для себя — в этом суть его жизни». Так он и бродил по свету, пока не скрылся во тьме безвременья. И ничего не осталось после него: богатые ученики совсем отупели от своего богатства, а умных он не сотворил. Но не скудеет земля от ухода таких людей, а полнится теми, кто рождался для знания, жил знаниями и приумножал их во славу разумной жизни.
|
|
Не множить богатство своё за счёт знаний призван человек, а приумножать знания как богатство. Не в богатстве своём он оставит память о себе, а в людях, которые возродятся из огня Великого Учения.
Вопросы для предварительной беседы
1. «Какое нам дело до общей жизни, когда личная не устроена». Что вы думаете о такой позиции?
2. Как вы думаете, можно ли считать знания товаром?
3. А как вы оцениваете положение учителя в современном обществе?
4. «Оставь память о себе в людях». Что это означает?
5. «Человек должен жить для себя». «Человек должен жить для других». Где истина?
Примерный план
I. Учитель и ученики.
II. Решение обучать только богатых.
III. Учитель и умный мальчик.
IV. Учительствующий и новый учитель: столкновение жизненных позиций.
V. Размышления учительствующего.
VI. Судьба человека, «не понимающего великой Сути Жизни».
VII. Мораль: «не множить богатство своё за счёт знаний призван человек, а приумножать знания как богатство».
|
|
Задания
I вариант
1. Перескажите текст подробно.
2. Выполните мини-исследование: «Два учителя: средства создания образов».
II вариант
I. Перескажите текст сжато, сохранив при этой его важнейшие жанровые, композиционные и стилистические особенности.
2. Выполните мини-исследование: «Своеобразие синтаксиса текста».
ПРИТЧА О БЛАГОДЕЯНИИ
Пришли чужеземцы из богатых земель на новые и увидели, как бедны эти места и как нищ народ, обитающий на них. И решили они помочь и этим людям, и этим землям. И стали они все менять и всё по-новому строить, и выросли богатые города, и зацвели сады, и всё преобразилось на некогда скудных землях. Но люди, жившие в этих краях, покинули богатые города и ушли в горы. Чужеземцы удивились неразумности поступка жителей этой земли и посчитали их решение за глупость, но огорчаться сильно не стали и зажили по-новому, но недолго царило счастье на этой земле: вдруг стала исчезать вода в водоёмах, растрескиваться земля, начали обваливаться горные вершины. И все это стало уничтожать новую жизнь. Начало умирать все сразу: и природа, и люди; и из некогда бедного, но по-своему прекрасного своей скудной красотой и жизнью края образовалась мёртвая пустыня. Не в силах что-либо изменить, чужеземцы пошли в горы и отыскали там старца.
— Скажи, древний человек этой земли, почему благие намерения принесли вред? Мы давно живём хорошо и богато и хотели, чтобы все так жили. Почему же наше добро обернулось злом? — спросили они.
И ответил старец:
— Нельзя изменять то, о чем не ведаешь. Мы родились на этой земле и знали, что бедна она водой, поэтому берегли ее; знали, что вершины гор очень хрупки и стары, и молчанием своим мы сохраняли их стойкость; знали, что горы защищают нас от ветров, которые могут иссушить землю, поэтому были чутки ко всему, что нуждалось в заботе. Мы тысячелетиями храним свою землю, приютившую нас. Мы передавали её из рук в руки как слабое дитя, чтобы не нарушить ничего на ней. Из поколения в поколение передаётся из уст в уста и тайна её. Не ради себя, своего личного счастья и богатства мы живём в этом суровом месте, не уходя на лучшие земли, а ради спасения её, во имя сохранения жизни на ней. Только чужеземец, не знающий тайн захваченных земель, жаждущий богатств, слеп, глух и безжалостен к чужому. Любое завоевание земли, даже с благой целью, не принесёт ей добра, но, более того, уничтожит её, умертвит всё то, чем она была бедна и богата. Благо с вашей стороны обратилось для нас злом. Значит, не всегда благодеяние — благо.
Оглянулись чужеземцы на иссохшую от зноя, выветренную ураганами землю, и страшно им стало. Стояли разрушенные, рассыпавшиеся на куски скалы, лежала потрескавшаяся мертвая земля, был усеян костями рыб и животных высохший водоём, повсюду валялись безжизненные сухие деревья и высились руины построенного ими города. Непонятно было для пришельцев это явление, но уже ничего нельзя было изменить, и они покинули опустошенный край.
Не каждое добро добром бывает. Для одного добродетель — добро, для другого — зло. Прежде чем сотворить добро, узнай: нуждается ли в нём тот, кому ты его навязываешь. Ибо навязанное добро есть насилие.
Вопросы для предварительной беседы
1. Согласны ли вы с тем, что «не всегда благодеяние — благо»?
2. А с тем, что «навязанное добро есть насилие»?
3. Можете ли вы принести исторические примеры, подтверждающие выводы автора?
4. Соотнесите содержание притчи c мыслями Родиона Раскольникова — героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — о возможности малой крови ради большого добра. Что вы думаете об этом?
5. А что вообще вы вкладываете в понятие «добро»?
Примерный план
I. Чужеземцы на новом месте: стремление к добру.
II.Уход коренных жителей.
III. Гибель земли.
IV. Беседа чужеземцев со старцем («...не всегда благодеяние — благо»).
V. Уход чужеземцев.
VI. Мораль: «...навязанное добро есть насилие».
Задания
I вариант
1. Перескажите текст подробно.
2. Выполните мини-исследование: «Особенности строя речи старца».
II вариант
1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важнейшие жанровые, композиционные и стилистические особенности.
2. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Особенности синтаксиса притчи».
ПРИТЧА О ДОСТИЖЕНИИ РАЯ
Сказал однажды Бог человеку:
— Я открою двери в рай, ты можешь войти в него. Возьми с собой кого хочешь, только помни, что дорога эта труднее всех земных дорог.
Знал человек, как трудна жизнь на земле, сколько мучений и страданий она приносит, и предложил он людям пойти с ним. Некоторые побоялись неведомого и продолжили жить, как жили, в трудностях и мытарствах, некоторые не верили в лучшую жизнь и тоже не последовали за зовущим, другие решились и пошли, но дорога оказалась такой тяжёлой, что ряды идущих быстро редели. И осталось рядом с ведущим всего несколько человек.
— Терпение и усилие помогут вам, — подбодрил он уставших.
Но с каждым днём иссякало терпение идущих, потому что каждое мгновение приносило неимоверные трудности. Одному надоело брести по скалистой дороге, он воровато огляделся и юркнул за единственный куст, встретившийся на пути, но только он навалился на него, чтобы укрыться от всевидящих глаз ведущего, как подгнивший куст треснул и оборвался вниз с укрывшимся в нём человеком, а достигнув земли, покатился по полю, гонимый ветром. И катился вместе с ним и человек, неспособный выбраться из-за впившихся в тело колючек, и стал он впоследствии сорняком, который назвали перекати-поле.
Долго поднимались люди, но вот и ещё двоим надоело тащиться по трудному пути, они увидели невдалеке лесочек, где можно было передохнуть, тихо свернули к нему, а когда приблизились, то увидели, как он богат своими дарами. И решили эти двое устроить себе праздник на двоих. Собрали они богатые дары леса, зажгли лучины, как свечи, и сели за праздничный ужин, совершенно забыв о тех, с кем разделяли совсем недавно трудную стезю и скудную еду. Им захотелось праздника для души. Они хотели устроить его на один вечер, но он растянулся на всю жизнь. Так и остались эти двое навсегда в уютном местечке, потому что и товарищи их ушли далеко, и не было у них уже желания постигать через трудности неизвестное.
Один мимоходом всё норовил порешать свои дела, но так увлёкся ими, что сошёл с пути истинного и упустил связующую с благом нить. Он тоже потерялся где-то по пути.
Осталось совсем мало людей рядом с ведущим, но он страстно желал довести до Божественной обители хоть кого-нибудь, однако люди отставали и отставали. Достигнув долгожданного порога, ведущий оглянулся и увидел только одного человека, стоящего рядом с ним.
— Что помогло тебе дойти до цели? — спросил ведущий оставшегося. — Сильное желание увидеть рай?
— Нет, — ответил человек, — я хотел постичь себя и постиг. Я знаю теперь, что могу преодолеть не одну гору, подняться не по одной скале и покорить не одну вершину. Не желание увидеть рай двигало мной, а стремление познать свои возможности, покорить свои слабости и обрести силу Духа. Я знаю теперь, что рай — в моей душе, и видел его. Нет рая лучше, чем духовное совершенство. Я увидел ту красоту, которая была заложена Богом в мою душу, постиг рай своей души, и с этого момента жизнь моя приобрела другой смысл.
И оба человека перешли порог и вошли в иную, новую жизнь.
Всем даётся возможность познать рай, да не у всех хватает сил достичь его.
Вопросы для предварительной беседы
1. «...Рай — в моей душе... Нет рая лучше, чем духовное совершенство». Как вы понимаете эти слова?
2. Как бы вы сформулировали тему притчи?
3. Проблематика притчи. Что вы скажете об этом?
4. Какова главная идея, заключённая в произведении?
5. Что значит «постичь себя»?
Примерный план
I. Бог открывает двери в рай.
II. Путь в рай.
1. Перекати — поле.
2. «Праздник для души».
3. Сошедшие с пути.
III. У порога рая.
1. Разговор ведущего с товарищем. «Нет рая лучше, чем духовное совершенство».
2. К новой, иной жизни.
IV. Мораль: «Всем даётся возможность познать рай, да не у всех хватает сил достичь его».
Задания
I вариант
1. Перескажите текст подробно.
2. Выполните мини-исследование: «Способы связи предложений в тексте».
II вариант
I. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важнейшие жанровые, композиционные и стилистические особенности.
2. Выполните мини-исследование: «Особенности синтаксиса текста».
ПРИТЧА О СОСУДЕ ЛЮБВИ
Однажды почувствовал человек, что не любит он уже свою жену и стали раздражать его дети. Жена потеряла свою прежнюю красоту и прелесть, постарела и подурнела, а дети растут дерзкими и непослушными. Жизнь в семье начала обременять его, и захотелось ему свободы и нового счастья. Но так как с благословения Бога и семья создается, и дети рождаются, то сам человек не может разрушить созданный Свыше союз. И решил он обратиться к Создателю, чтобы тот освободил его от тяжелой ноши и дал что-нибудь полегче и получше. И пошёл недовольный жизнью к Богу.
Выслушал Всевышний пришедшего и спокойно сказал:
— Я рождаю человека в любви и награждаю его любовью, но, чтобы он смог правильно оценить мой дар, Я превращаю любовь в живительную влагу и наполняю ею сосуд, который даю каждому при его рождении. И несёт тогда каждый человек свою чашу по жизни, только не все умеют делать это бережно, не расплескав. По-разному несут люди свой сосуд, но чаще забывают о том, что любовью жизнь создается, а без любви погибает. И как бы ни относились люди к этой ноше, к жизни и ко Мне, любовь Моя к ним никогда не иссякает в Моём сердце, и хватает её и на беспомощных младенцев, и на дерзких юнцов, и на дряхлых старцев. Одинаково льётся она на глупых и на умных, на красавцев и на уродов, на добрых и на злых, ибо каждый нуждается в любви, которая не только обогащает душу, делает добрым сердце, но и учит милосердию и разумности. Когда в сердцах мужчины и женщины загорается любовь, Я из двух сосудов делаю один, чтобы общей стала любовь их и жизнь. И необыкновенной красоты становится эта чаша, а влага в ней приобретает чудодейственную силу, чтобы родились дети ещё лучше родителей, чтобы умножили они любовь их и пронесли по земле. Но трудна оказывается эта ноша для многих, и считают они её удвоенной, а не разделенной на двоих. И от непонимания начинаются все беды в семье, потому что каждый хочет переложить общую ношу на одного. И начинаются распри, и расплескивается драгоценная влага любви, и разбивается прекрасный сосуд, и остаются одни черепки, о которые режутся и ранятся, над которыми плачут и сетуют. Только тот не разобьёт своего сосуда, кто бережно несёт его. Только тот не расплескает животворящей влаги, кто источает свою любовь светом и разливает её на тех, кто близок и дорог. Только тот сохранит чистоту и свежесть этого Божественного нектара, кто нежными поцелуями окропляет лица любимых, как утренней росой, омывая их свежестью, от чего расцветают они с новой силой и красотой; кто покрывает теплом губ своих натруженные руки, от чего вливается в них сила; кто видит во всем лишь прекрасное; кто терпелив и нежен; кто готов вознести себя на жертвенный огонь любви; кто с наступившими сумерками укрывает близкого своего покрывалом покоя и зажигает у изголовья лампаду любви, которая горит ясным светом и в тихую и в грозовую ночь. Только тот, кто дозрел, донесёт эту чашу, не только не потеряв ни капли, а наполнив до краев. И в конце жизни будет в руках любящих не мелкая миска с сухим дном, а огромный и лёгкий сосуд с чистейшей влагой любви, и нести его будет и приятно и радостно. Тот, кто поймёт это, будет жить по Моим Божественным Законам и станет действительно счастливым. Кто о себе будет печалиться — большой высоты не достигнет, великой силы не получит, истинной любви не испытает, а сосуд счастья превратит в черепки.
Выслушал человек Бога: всё было так просто и так сложно. Вспомнил он жену, которая опостылела, детей, которым ладу дать невозможно, и снова стало жалко себя. Но собрался он с духом и пошёл домой. И встретили его на пороге родного дома жена и дети. И преклонил он голову перед своими близкими, и коснулся он ладоней жены губами, благодаря за всё, что сделали эти добрые руки, и расправилась сморщенная от тяжелой работы кожа, и сошла чернота, и посветлели они, словно светом наполнились. И поцеловал он жену в сердце, благодаря за терпение и нежность, и услышал он в груди песню, тепло и сияние которой влились в его душу. И приложил он свои губы ко лбу её, благодаря за разум. И посветлело в его голове, словно засиял там Божественный свет. Посмотрел он на свою начинающую стареть жену и не узнал её: прежняя красота была в ней. И поцеловал человек детей своих, и приникли они к нему, облепили как пчелы и зажужжали каждый о своей радости. И рассказал тогда он близким своим о встрече с Богом, поведал о словах Его мудрых, и поняли они вдруг, в чём было их несчастье, и стали собирать они черепки своей разбитой чаши и склеивать их. И не сразу все ладилось, но терпение и желание возродить свой сосуд было сильнее всех неудач. И склеилась чаша, и получилась ещё лучше, и наполнилась она до краев живительной влагой любви, и стала расти и шириться. И поняли люди, жившие столько лет вместе и рушившие собственное счастье, что только любовью любовь рождается, только от любви жизнь расцветает и любовь в ней множится. И понесли они вместе свой сосуд любви, да так бережно, что не пролили из него ни одной капли священной влаги.
Кто знает Законы Бога и по ним живёт, тот не только создаёт своё собственное счастье, но одаривает счастьем других.
Вопросы для предварительной беседы
1. В чём своеобразие композиции притчи?
2. Речь Бога — образец учительного красноречия. Согласны ли вы с этим?
3. Бог — это любовь. Как вы понимаете эти слова?
4. «...Только любовью любовь рождается, только от любви жизнь расцветает...» Не могли бы вы истолковать эти слова?
5. Семья и любовь. Не исключают ли эти понятия друг друга?
Примерный план
I. Недовольный жизнью перед Богом.
II. Урок Всевышнего.
1. «Я рождаю человека в любви и награждаю его любовью...»
2. «Когда в сердцах мужчины и женщины загорается любовь, я из двух сосудов делаю один, чтобы общей стала любовь их и жизнь».
3. «Кто о себе будет печалиться — ...истинной любви не испытает, а сосуд счастья превратит в черепки».
III. Прозрение («...только любовью любовь рождается, только от любви жизнь расцветает...»).
IV. Мораль: «Кто знает Законы Бога и по ним живёт, тот не только создаёт своё собственное счастье, но одаривает счастьем других».
Задания
I вариант
1. Перескажите текст подробно.
2. Выполните мини-исследование: «Лексические и синтаксические средства, рисующие картину прозрения человека».
II вариант
1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важнейшие жанровые, композиционные и стилистические особенности.
2. Выполните стилистико-синтаксический анализ монолога Всевышнего.
ПРИТЧА О ПУТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ
Пришёл семилетний мальчик к Богу и сказал:
— Я слышал, что через семь лет человек становится мудрым. Я прожил уже свои семь лет, но не стал умнее своего деда.
— В первые семь лет человек научается не только видеть, слышать и говорить, но и познавать мир. Ты достиг этого. Проживи ещё семь лет, и ты преодолеешь ещё одну ступень.
Через семь лет юнец снова оказался перед Богом.
— Я прожил второе семилетие своей жизни, но мало чего достиг.
— Ты прожил только детство, которое открыло перед тобой мир, отрочество, которое научило тебя мыслить и трудиться, но тебе необходимо прожить ещё семь лет, чтобы узнать ещё больше, — сказал Бог отроку.
Миновало ещё семь лет, и юноша опять обратился к Богу.
— Я прожил третье семилетие своей жизни, но чувствую, что я ещё недостаточно умён.
— Первые три семилетия — это юность человека, ты прожил их, но не осознал ещё всей ценности жизни, и тебе говорят, что ты юн. Но после двадцати восьми лет тебе уже никто не скажет, что ты юн. Только тогда начнётся твоя зрелость, и ты войдёшь в полное сознание, станешь на путь наивысшего развития всех твоих сил, деятельности своей и труда. Иди вперёд, тебя ждут новые открытия твоей жизни. Цени прошлый опыт и набирай новый. Настанет час, когда ты овладеешь великой мудростью.
Прошло ещё несколько семилетий, и перед Богом предстал Мудрец.
— Я поднимался по лестнице вверх к непостижимым высотам Знаний и Мудрости, преодолевая ступень за ступенью каждое семилетие моей жизни, но так и не познал всех Знаний и не изведал всей Мудрости. Мне хотелось познать всё, но для этого, видимо, одной жизни мало.
И ответил Бог Мудрецу:
— Когда Я создал Землю, ты пришёл на неё бездуховной песчинкой и прожил долгую жизнь камня, набирая опыт твёрдого тела Земли. Когда ты преодолел эту первую свою ступень, душа твоя переселилась в растение и постигала опыт живых, но неразумных членов Великой Жизни. И новая ступень была тобою пройдена. И тогда душа твоя перешла в животное, и появилась в тебе способность ощущать мир при помощи глаз, ушей и сердца. И много ты узнал и постиг. И настало время стать на новую ступень, и испытал ты счастье человеческой жизни. Но был ты сначала полудиким и только учился человеческому. Потом ты преодолел ступень разума и стал человеком творящим. Но стремление твоё к познанию было таково, что подняло оно тебя на новую ступень — на высоту Мудрости. Но не удовлетворила тебя и эта ступень. Твоя жажда познания заслуживает уважения, и Я открою тебе дверь в Высшие Миры. Мало кто достигает этих Высот, но ты достиг Моего Высшего Благословения. Иди, тебя ждут Великие открытия и познание Вселенной.
И человек ступил на самую высокую ступень человеческого Мира, чтобы подняться к Богу.
Каждый проходит путь, вымощенный Богом. Но одни его проходят быстро, потому что устремление к Высокому даёт им крылья, другие превращают его в бесконечность, потому что страсти тянут их к низменному, словно тяжкий груз.
Вопросы для предварительной беседы
1. Какую роль в тексте и почему играет число семь?
2. Что вы думаете об «истории эволюции человека», изложенной Богом?
3. Как в этой «истории» устанавливается нерасторжимость природы?
4. Как вы думаете, в чём же смысл пути человеческого?
5. Человек творящий... Как вы понимаете это?
Примерный план
I. Мальчик, юнец и юноша перед Богом.
1. После первых семи лет жизни.
2. Когда закончилось детство.
3. На границе юности и зрелости,
II. Мудрец и Бог.
1. «Мне хотелось познать всё, но для этого, видимо, одной жизни мало».
2. «...Я открою тебе дверь в Высшие Миры».
III. Человек поднимается к Богу.
IV. Мораль: «Каждый проходит путь, вымощенный Богом».
Задания
I вариант
1. Перескажите текст подробно.
2. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Повторяемость ситуации как композиционный приём».
II вариант
1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важнейшие жанровые, композиционные и стилистические особенности.
2. Проведите анализ лексического состава и синтаксического строя монолога Всевышнего.
ПРИТЧА О ЖИВУЩЕМ ДЛЯ СЕБЯ
Вырастил человек детей своих и сказал им:
— Я дал вам жизнь и отдал лучшие свои годы, теперь я вам ничем не обязан — живите сами.
Ушли дети из родного дома, но не всё ладилось у них в жизни: одному нужен был мудрый родительский совет, другому — посильная родительская помощь, но не отзывался человек на просьбы детей.
— Мне никто не помогал, я сам справился со всеми трудностями, справляйтесь и вы сами, — отвечал родитель, желавший теперь себе покоя и счастья.
Стал он устраивать свою жизнь, совсем забыв о тех, кто ещё в нём нуждался. У дочери родился ребёнок, и чужие люди давали ей мудрые советы и оказывали помощь в трудные минуты. Заболел сын, и чужие люди пришли на помощь. Днём и ночью они выхаживали его, не жалея себя, только родителю не было до этого дела.
Окрепли в жизни дети, подросли внуки, много они познали, немало дорог прошли, но ни одна из них не привела к родному порогу, да и не испытывали в родном доме нужду в детях и внуках.
И вот настал тот миг, когда в одночасье отнялись у человека ноги. Тело двигалось, руки повиновались, а ноги висели как плети.
И крикнул человек в небеса:
— Господи, почему ослабли мои ноги?
И ответил Бог с высот своих:
— Ноги у человека что у птицы крылья. Чем больше птица летает, тем она сильнее.
— Но я немало ходил в своей жизни! — бросал человек слова отчаяния.
— Мало ходить ради того, чтобы передвигаться, надо ходить ради того, чтобы летать. А лететь надо туда, где в тебе нуждаются. У тебя не было надобности бежать к нуждающимся в твоей помощи, у тебя была одна надобность — жить ради себя. А зачем тебе ноги? Ради себя лететь никуда не надо — всё при себе имеется, а потому зачем тратить лишнюю энергию жизни, если она нужнее другим. У тебя есть всё, что ты хотел, ничего тебе уже не надо, значит, и ноги тебе не нужны.
Заплакал человек, но — плачь не плачь — всё равно горю не поможешь. Хотелось себе покоя да счастья, покой и приобрёл — совсем без движения остался, а счастья от этого не получил.
К личному счастью стремятся только глупцы, которые не знают, в какие силки беды они попадут. И не выпутаться из этих сетей, не освободиться, а биться в них до последних дней своей жизни. Не грозит такая жизнь только тем, кто как птица устремляется на помощь другим. Счастье — отдавать себя, а не беречь, ибо только проточная вода чистой бывает, стоячая же — загнивает.
Не наделил Бог человека крыльями, но наделил разумом, который и ноги в крылья превратить может.
Человек хочет личного счастья, но даже не знает, что это такое, а потому нередко стремится к противоположному берегу.
Вопросы для предварительной беседы
1. «...Ходить ради того, чтобы летать». Как вы это понимаете?
2. Можно ли смысл притчи определить словами М. Горького: «Рождённый ползать летать не может»? Или автор говорит о другом?
3. Согласны ли вы с тем, что «к личному счастью стремятся только глупцы»?
4. «Счастье — отдавать себя, а не беречь...» Что вы думаете об этом?
5. «Автомобильный король» Генри Форд писал: «Нельзя жить за счёт общества — нужно жить в обществе». В какой степени эти слова великого американца соотносятся с содержанием притчи?
Примерный план
I. Человек и его дети.
1. Дети уходят из дома.
2. Человек отказывает детям в помощи.
II. У человека отнимаются ноги.
III. Человек и Бог.
1. Урок Всевышнего.
2. Горе Человека.
IV. Авторский итог: «Счастье — отдавать себя, а не беречь...»
Задания
I вариант
1. Перескажите текст подробно.
2. Охарактеризуйте особенности композиции притчи.
II вариант
1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важнейшие жанровые, композиционные и стилистические особенности.
2. Выполните мини-исследование: «Афоризмы и их роль в тексте притчи».
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 475; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!