ПРИТЧА О ПОСТУПКЕ, СОВЕРШЁННОМ ИЗ ЛЮБВИ



 

Было у матери пять сыновей, четверо работящие, а пятый только читал да что-то вычерчивал. Пока дети маленькие были, в доме был мир и покой. Старшие на земле работали, помогали матери, а младший всё маленьким был, всё при своих детских забавах: то на звёзды смотрит, то рисует что-то. В работе он ничего не смыслил да и не был приспособлен к ней, и считали его бестолковым и тупым, а потому оставили в покое и не трогали.

Настало время, старшие, выпорхнув из родного гнезда, обосновались на земле, обустроились, стали жить богато, и всё у них было, да всё чего-то не хватало. Жил в их душах червячок, который точил одной-единственной мыслью их головы: была у матери земля, которая могла достаться нерадивцу, ни ума он ей не даст, ни толку — загубит кормилицу, — а от неё большая польза была бы.

Пришли они как-то в родной дом и увидели, что мать на земле работает, а брат по-прежнему в небо упёртый сидит. Взбесило это старших братьев, злость и зависть змеёй горло обвили. И начали они убеждать мать, чтобы та выпроводила сына на собственные хлеба — и ей легче будет, и нерадивого сына жизнь работать научит. Долго колебалась мать — жалко ей было своё дитя, — но потом всё-таки согласилась с сыновьями и предложила своему глупому и ленивому последышу начать самостоятельную жизнь. Сын не стал спорить, собрался и покинул родной дом.

Пролетели годы. Снова старшим сыновьям неймётся, видят они: мать старая, землю обрабатывать не может и пропадает добротный кусок земли без сильных рук. И пришли они к матери просить землю.

— Разделите, — предложила мать, — и пусть каждому достанется равная часть.

Но ни одному из сыновей ответ матери не понравился. Они понимали: если разделить землю поровну, то достанется столько, что развернуться, собственно, негде будет. Целый кусок ещё что-то значил, а разделённый — терял свою ценность. Видит мать: недовольны сыновья её ответом.

— Решайте сами, — сказала она, — у кого земли меньше, тому и отдайте.

Стали мерять братья, но, как ни крути, выходит одно и то же: если дать всю землю тому, у кого её сейчас меньше, то у него с новым куском станет земли значительно больше, чем у самого богатого. Так начался спор, который длился бесконечно. И про мать сыновья совершенно забыли. И доживала она свои трудные года в одиночестве и печали, глядя на бесполезные споры своих детей. И чувствовала она вину перед тем, кому, может быть, не хватает сейчас крова, своего клочка земли, любви и заботы. И хотелось ей уже уйти из жизни, но словно что-то удерживало её на этой грешной земле. Не могла она спокойно покинуть этот мир, не зная, что с её младшим сыном. Долго жила она и долго мучилась, глядя на обезумевших в кровавой мести старших детей и не ведая, что с её сыном, которого она из любви выгнала из дому.

Но как бы долго ни длилась жизнь, она не вечна, всему когда-то приходит конец. С тяжёлым, изболевшимся сердцем покинула этот мир уставшая женщина. Немощное тело её схоронили сыновья и облегченно вздохнули: «Отмучилась». И начали они жестокую войну за землю. Только душа мученицы не покинула грешную землю: не было ей дороги ни в ад, ни в рай, потому что осталась она привязанной к земле, где ходил по ней тот, кого она из любви собственной обездолила. И бродила душа по земле и всё чего-то искала. Давно уже не было в живых того, кому причинила она когда-то боль. Давно уже светлая душа её младшего сына светила звездой в небе, которому посвятил он свою жизнь, свой труд, свою безграничную любовь. Давно не было уже и тех, кто породил вечную войну за землю и чёрным ураганом носился над ней. А она в своём тонком теле всё бродила по земле, бродила, всё искала чего-то, искала... Привязавшая сама себя, она не могла разорвать этот узел и подняться туда, где ждал её отдых.

 

Существует поверье: если душа по какой-либо причине привязала себя к земле и не в силах оторваться от неё, то остаётся она на ней вечно, становясь низшим духом, который бродит по земле среди людей и пугает их своим внезапным появлением. И боятся его люди, и зовут привидением, и изгоняют его, применяя магию, не зная вечных мук этой души и причиняя ей боль.

Не так страшен грех, который можно искупить в аду, страшен поступок, который не причислишь ни к грешным, ни к праведным и который не имеет дороги ни в ад, ни в рай.

 

 

Вопросы для предварительной беседы

1. Согласны ли вы с тем, что поступок матери совершён из любви?

2. В чём трагедия, матери?

3. Почему четверо «работящих» братьев представляют в тексте единое целое?

4. Младший посвятил себя небу, старшие — земле. Даёт ли это какой-либо ключ к пониманию замысла притчи?

5. Что же такое поступок, который не причислишь ни к грешным, ни к праведным?

 

Примерный план

I. Мать и пятеро её сыновой.

II. Неприязнь старших братьев к младшему.

III. Мать отправляет младшего сына «в люди».

IV. После ухода младшего сына.

1. Спор сыновей о земле.

2. Переживания матери.

3. Смерть матери.

4. Неприкаянность её души.

V. Авторский итог: «...страшен поступок, который не причис­лишь ни к грешным, ни к праведным...»

 

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Выполните мини-исследование: «Фольклорные элементы в при­тче».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционный и стилистические особеннос­ти.

2. Выполните мини-исследование: «Лексические и синтаксичес­кие средства, использованные при изображении страданий матери».

 

 

ПРИТЧА О ЛИЦЕДЕЕ

 

Один человек мечтал дарить людям праздники, делать их счастливыми, веселыми, радостными, преображать их суровые лица. И стал он актёром. Бродил по городам и устраивал на площадях для народа свои представления. Имел крохи, которых с трудом хватало на жизнь. Но не это поддерживало его, а огонь, который горел в глазах людей и оживлял их лица на какое-то время, делая красивыми, светлыми, одухотворенными. Но это преображение длилось недолго. Как только актёр заканчивал представление, люди опускали головы и шли по делам, озабоченные своими трудностями.

Жизнь становилась всё тяжелее и тяжелее: одни безмерно богатели, другие бесконечно беднели, и ни те ни другие не стали счастливее; в глазах и тех и других было одно и то же: забота о хлебе насущном или о богатстве беспредельном. И как ни старался актёр, чего только ни выдумывал, как ни ухищрялся, ничего не получалось. Лица людей становились всё суровее, глаза тусклее, а сами люди злее. Но он не унимался, он всё творил чудеса, призывая на помощь и ум, и талант, и смекалку.

Но однажды после представления из толпы вместо монет кто-то бросил сначала злую шутку, потом раздались крики недовольства, язвительный смех и в завершение полетели в актёра гнилые овощи и тухлые яйца. По лицу отчаявшегося лицедея вместе с гнилым бурым соком текли светлые чистые слёзы.

— Люди! — произнёс мим. — Поднимите глаза к небу!

Толпа стихла, и все как по команде подняли глаза на небо в надежде увидеть чудо.

— Посмотрите в чистую лазурь его, — продолжал лицедей, — вы увидите там необозримый простор, зовущую светлую даль, глубину чистоты, ясный свет и преобразитесь. Вы забудете свои тяготы, оставите непосильные ноши, устремитесь к счастью на крыльях духовной устремлённости и постигнете торжество той жизни, которая существует только в чистых и светлых душах!

Но люди не увидели чуда в небе и не поняли, о чём говорил лицедей; они решили, что он призывает их к безвременной смерти, чтобы подняться к призрачным высотам. В диком безумстве они схватили камни и стали бросать их в бедного актёра.

— Умри сначала ты, — кричали они, — а мы посмотрим, каким счастливым ты будешь на том свете!

И обезумевшая толпа забросала лицедея камнями.

Прошло время, всё забылось, но скука, воцарившаяся в городе, червоточила души людей. Росли злоба, зависть, ненависть, которые привели сначала к вражде, а потом и к войне. Люди стали убивать друг друга. И некому было остановить их...

 

Не будет войны там, где умеют ценить искусство человеческой души, мастерство ума и талант сердца. Не будет её и там, где царит духовность. А духовность приносят те, кто наделён Божьим даром. Убить их — значит уничтожить Дух в собственном сердце. Дух сердца — это магнит, притягивающий духовность, которую принесли на землю более одаренные. Если по какой-то причине не одарён от Бога, одари себя сам — прими духовность, даваемую другими.

 

 

Вопросы для предварительной беседы

1. Как толкуется слово «лицедей» в словаре С. И. Ожегова? А что сообщает о его происхождении этимологический сло­варь?

2. А что говорят словари о слове «мим»?

3. Почему мим заговорил?

4. А как вы думаете, в чём назначение искусства?

5. Война — следствие бездуховности. Поразмышляйте над этим.

 

Примерный план

I. Актёр и зрители.

II. Толпа забрасывает лицедея гнилыми овощами и тухлыми яйцами.

III. Мим заговорил.

IV. Гибель лицедея.

V. Размышления автора о духовности.

 

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Напишите рассуждение на тему «Душевное и духовное: об­щее и различное».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. Выполните мини-исследование: «Языковые средства создания образа лицедея».

 

 

ПРИТЧА О СМЕХОТВОРЦЕ

 

Один человек очень любил посмеяться над другими. У каждого он мог найти какой-то изъян и потешиться над ним. У одного были раскосые глаза, и смехотворец, чтобы высмеять этот недостаток, сводил свои к носу или разводил так, что они то смотрели в разные стороны, то одновременно вверх и вниз. Делал он это комично, и все весело смеялись. У другого был скошен рот, и тут смешливец не упускал возможности, чтобы не исказить в гримасе свой, да так, что толпа заливалась от хохота. У кого-то были неловкие длинные руки, и здесь находился повод для смеха. У кого-то была некрасивая походка, и это с успехом было высмеяно. Кто-то плохо говорил, заикаясь или искажая звуки, и тут талант даровитого смехотворца проявлялся с особой силой. Даже такие человеческие изъяны, как горбинка носа или больших размеров уши, которые невозможно показать, не применяя уловок, когда формы правильны и красивы, смехотворец мог без особых трудностей высмеять, используя свой неотразимый талант.

Долго этот человек смешил толпу, теша при этом то ли её низменные запросы, то ли свою гордыню. Он достиг высокого мастерства, и толпа шла смотреть на него, когда он появлялся, и веселилась, потешаясь над любыми человеческими недостатками. Этим смехотворец зарабатывал себе на хлеб и был счастлив, что ему хватает даже на сладкие булки.

Прошло время. По-прежнему создатель публичного смеха пытался смешить толпу, но видел уже, что народ не смеётся так же задорно, как смеялся немногим раньше, а чаще толпа то ли с жалостью, то ли с грустью смотрела на него, и нередко вместо смеха по щекам людей катились слёзы. Деньги давали, не скупясь, но что-то странное было в этом жесте. Если раньше они бросались игривой рукой и, падая, звенели так, словно заливались смехом, то теперь жалость читалась в полете жертвующей руки, а монеты, ударяясь одна о другую, издавали звук капающих слёз. И хлеб, который ел смешливец, казался теперь горьким.

— Что же случилось? Почему народ стал так странно относиться ко мне? — спрашивал сам себя человек и не находил ответа.

Однажды он брёл по базару и, проходя мимо лавки одного богатого торговца, остановился, увидев в большом зеркале до ужаса смешного человека. Сгорбленный уродец на кривых ножках с развёрнутыми в разные стороны ступнями, с обвисшими длиннющими руками, с яйцеобразной головой, лысой сверху и со всклокоченными волосами на затылке, с взлохмаченными бровями, с глазами непонятного цвета, с неопределенным взглядом от разошедшихся в разные стороны зрачков, со сгорбленным носом, развёрнутым вправо, с раздутыми, вздыбленными крыльями ноздрей, с искривлённым в дикой улыбке ртом — и на этом перечень всех изъянов не заканчивался. Уродец в зеркале был так смешон, что человек долго и безудержно хохотал. Ему было так смешно, что он не мог остановиться.

Из лавки вышел недовольный торговец, протянул человеку монету и сказал:

— Это не лучший способ для выпрашивания денег.

Но смехотворца они интересовали меньше всего, ему было до безумия смешно видеть все уродства одновременно.

— Я ещё никогда не встречал такого изобилия уродства сразу, — сквозь смех пытался объяснить своё состояние человек.

— Но это же — ты! — недоумевая, воскликнул торговец.— Неужели тебя веселит твоё собственное уродство? — возмутился пораженный таким явлением хозяин лавки.

— Я? — удивился человек.

Он внимательно вгляделся в зеркало и понял, что урод, которого он видит и над которым так заразительно смеется, — это его отражение. И вдруг он заплакал. Он так горько плакал, что торговец вынес ему ещё две монеты.

— Мне жаль человека, который зарабатывает таким гнусным способом, — сказал он, бросив деньги.

Никогда так больно и горько не было смехотворцу. Теперь он понял чувства толпы, которая собиралась только для того, чтобы посмотреть на такого уникального урода. Более безобразного человеческого существа смехотворцу никогда не приходилось видеть. А ведь несколько лет назад он был не таким: он был высоким, стройным и красивым, но желание иметь лёгкий заработок изуродовало его до неузнаваемости, и теперь он был обречён на вечное уродство, которое могло вызвать смех только у идиота.

 

Каждый человек сам себе выбирает путь. И если судьба бывает жестока к нему, то не её надо винить, а себя, ибо человек дразнит её играя, а расплачивается страдая.

 

 

Вопросы для предварительной беседы

1. Не напоминает ли герой притчи так называемых писате­лей-сатириков и актеров разговорного жанра, веселящихся на сценах в столь трудное для нашей страны время?

2. Почему смех героя притчи нельзя назвать высоким и очищающим?

3. За что был наказан смехотворец?

4. Каждый человек в ответе за свою судьбу. Согласны ли вы с этим?

5. Стремление к лёгкому заработку — это порок или естест­венное желание?

 

Примерный план

I. Человек, который любил посмеяться над другими.

II. Смехотворец и толпа.

I. Благодарные зрители.

2. Изменение отношения толпы.

III. Смехотворец у зеркала. Разговор с торговцем.

IV. Разочарование.

V. Мораль: «Каждый человек сам себе выбирает путь».

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Выполните мини-исследование: «Портрет героя: средства со­здания».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. Охарактеризуйте синтаксический строй текста.

 

 

ПРИТЧА О ЧЕЛОВЕКЕ И ГОРЕ

 

Жил человек, и нельзя было сказать, что он был счастлив, но и горя он никогда не испытывал. И привык он жить, не болея душой, не задумываясь о поступках, не подчиняя свои действия разуму. Всё шло своей чередой: что случалось, то случалось, и сам человек никогда и ничего не пытался изменить, улучшить, поправить. Принимал всё как должное, да, собственно, и не было ничего такого, что нарушило бы его размеренную, вялую жизнь. Но наступил час, когда постучало в дверь горе и, не дожидаясь приглашения, вошло, и не просто вошло, а ввалилось, придавив собой человека. И взглянуло оно ему в глаза, и не просто взглянуло, а заставило человека вглядеться в свой страшный лик. И увидел человек уродливое лицо горя, зловещий взгляд и ядовитую улыбку, и защемило у него в груди, налилось болью сердце и разбухло от этой боли так, что треснула грудь. И сжал он руками грудь, чтобы уменьшить боль, и сжался сам, словно желая спрятаться от жестокого взгляда горя. Но горе ещё больше сдавило, ещё больше подмяло под себя. И понял человек, что он бессилен перед ним и никогда не сможет преодолеть натиск его. И стал он тогда прятаться от этой напасти, но горе находило его и впивалось своим жутким взглядом в безумные от страха глаза несчастного.

Видя мучения собрата, другой, более сильный человек, не раз сражавшийся со злом и неоднократно побеждавший горе, сказал ему:

— Ты должен победить в себе свою слабость, распрямить тело, развернуть душу, чтобы смогла раскрыться в тебе воля твоя, чтобы смогла она набраться сил и стать перед лицом горя щитом нерушимым. И, увидев силу твою, горе отступит, ибо слабее его нет ничего на свете, а приходит оно только к тому, кто более его слаб.

Но несчастному казалось, что большего горя, чем у него, нет в мире и противостоять он ему не в силах, ибо как можно победить то, что непобедимо. Чем больше он боялся горя, тем ужаснее оно становилось. Страшным чудовищем оно разрасталось над человеком, накрывало беспомощное тельце слабого существа своим огромным безобразным телом и сдавливало его. Тяжесть и темнота, порождённые этим явлением, разрушали остатки сил, и оставалась у человека только единственная способность — плакать. И он, чтобы хоть как-то облегчить свою участь, плакал, жалея себя, и, плача, жалел. И снова пришли люди, чтобы помочь, желая спасти несчастного, и снова давали они советы:

— Расправь тело, как крылья, и поднимись над горем. Раскали стержень воли своей, и он станет непобедимым мечом твоим. Восстань против горя живой жизнью своей.

Но человек всё твердил:

— Вот придёт счастье ещё большее, чем горе, оно одолеет его, растворится тогда горе и исчезнет; и заполнится всё светом, и расправится моё тело, и засветится душа, улыбнется чистым сиянием счастья, окрылится и взлетит. Только счастье может противостоять горю, а человек — ничто перед превратностями судьбы. Вам никогда не понять меня, — заключил несчастный, — ибо вы никогда не испытывали такой тяжести от такого страшного горя.

И ушёл этот человек в небытие, так и не справившись со своей болезнью, так и не поняв, что счастье приходит к тому, кто готов принять его, кто раскрыл для него душу, кто очистил для него место в своём сердце.

 

Жалость к себе обессиливает, сила окрыляет, и нет ничего сильнее воли человеческой. Она — побеждающий меч, она — защищающий щит. Жалость — это те оковы, которыми, раз сковав себя, останешься навсегда прикованным к скале бессилия. Сила воли — это те крылья, которые поднимут человека над бездной несчастий. Понять бы только эту истину да сделать усилие, чтобы подняться над собой.

 

 

Вопросы для предварительной беседы

1. Можно ли быть счастливым, не зная горя?

2. Как, по-вашему, должен человек встречать беду?

3. Почему герой притчи не может противостоять горю?

4. Согласны ли вы с тем, что «человек —  ничто перед пре­вратностями судьбы»?

5. А что вы думаете о жалости и о силе воли?

 

Примерный план

I. Человек и горе.

II. Советы людей несчастному.

III. Отчаяние человека и смерть.

IV. Авторский итог (о жалости и силе воли).

 

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Выполните мини-исследование: «Многосоюзие как приём и его использование в тексте».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. Выполните мини-исследование: «Синтаксические средства вы­разительности, использованные в тексте».

 

 

ПРИТЧА О ПОМОЩИ

 

Подошёл человек к лодочнику и сказал:

— Мне нужно переправиться на тот берег. Я иду к людям, которые бедствуют, чтобы помочь им. Они очень нуждаются в помощи, и, кроме меня, никто этого не сделает. Не мне это нужно — другим. Помоги, брат, дело не терпит отлагательства.

— Я рад помочь тебе, — ответил лодочник, — этим живу и кормлюсь. Я перевезу тебя, куда скажешь, но мне нужна плата за мой труд.

— Я нищ, у меня ничего нет, кроме одежды, которая на мне, — стал объяснять путник. — Мне нечем тебе заплатить.

— Дай тогда свою одежду, — торговался лодочник, — и она сойдёт мне — согреет в холода.

— Я готов отдать тебе последнее, ибо я должен успеть.

Странник разделся и отдал лодочнику все, кроме обветшалой повязки, прикрывающей наготу.

Ночь была тёмной и ветреной, но стремление человека было так сильно, что он не замечал холода. Когда лодка причалила к берегу, лодочник спросил:

— Чем же ты поможешь бедствующим, если у тебя самого ничего нет?

— Словом, — спокойно ответил странник.

— Кому нужны твои слова, если в желудке пусто, а тело дрожит от холода? Разве они накормят и обогреют тех, кто нуждается в хлебе и одежде? — недоумевал лодочник.

— У меня нет ничего, кроме моей мудрости, и я хочу поделиться ею.

— Ты более глуп, чем я думал, — усмехнулся лодочник. — Мудростью не насытишься и не согреешься.

И тогда сказал странник:

— Мудрость никого ещё не кормила и не одевала, но мудрость учила законам жизни, и тот, кто постигал её, не испытывал более нужды в том, без чего мог обойтись. Мудрый может перетерпеть нужду и холод, обойтись малым, прожить так, что ничто не омрачит его светлого облика; и жизнь его не истлеет бесследно, и память о нём сохранится в веках.

— Глупость все это, — ответил озадаченный лодочник. — Зачем мне светлый облик, если от темноты спасает фонарь, и зачем мне память обо мне, если безжизненное тело моё будет лишено сознания и я никогда не увижу, как помнят меня. Прощай, странник, и не обессудь: разные у нас дороги, разные суждения о жизни. Я живу нынешним днём и должен думать о том, чтобы сегодня я был сыт, одет, имел кров и был счастлив.

Странник поднял вверх руки и произнёс:

— Счастья тебе, того, которого ты заслуживаешь. Жизненный путь длинный, но пусть осознание истинного счастья не растянется навечно. Благодарю тебя за помощь. Плыви.

И погреб лодочник к своему берегу, а странник отправился туда, где в нём нуждались. Но случилась буря, поднялся шторм, и в борьбе с ураганным ветром лодочник потерял сначала полученную вместо платы одежду незнакомца, а потом и лодку. С огромным трудом он добрался до берега, обессиленный упал лицом на холодные камни и заплакал:

— Это моя жадность лишила меня не только лишнего, но и необходимого. Теперь у меня нет ни одежды, которая вряд ли согрела бы меня в холод, ни лодки, которая всегда кормила меня. Я видел Бога, слышал его и не вынес пользы из урока о бескорыстии, который он преподал мне. Судьба жестоко наказала меня. Теперь я нищ, и у меня нет ничего, кроме одежды, которая на мне, но если его одежда принесла бы ему пользу, то моя навряд ли будет кому-либо нужна, а тем более полезна. Как мы бываем безнадежно глухи и слепы в гордыне своей и как сразу прозреваем в горе своём. Мы потому и несчастны, что глупы. Мы оттого и бедствуем, что жадны. Мы потому и нищи в жизни, что нищи духом. Мы богаты лишь самостью своей, которая приносит нам больше утрат, чем богатств. Но как долго ни ругай себя, пользы не будет. Умереть раньше времени не умрёшь, надо подниматься и жить, и жить так, чтобы судьбе не пришлось разбивать лодку жизни о камни самости.

 

Каждый человек гребет, куда хочет, и у каждого свой берег. Один человек живёт одним днём, другой — множеством жизней. Думающий о сегодняшнем никогда не постигнет будущего, ибо оно всегда в завтрашнем дне. Тот уносится в прошлое, кто меряет всё по-вчерашнему. Нет в реальности жизни сегодня без вчера, а завтра — без сегодня. Но в жизни разума есть только завтра, ибо без устремления к нему разум гаснет. Когда человек подчинит свою жизнь разуму, он увидит гармонию будущего, в которой нет ни прошлого, ни даже настоящего, в ней есть только устремление вперёд, которое уносит жизнь в необозримые просторы вселенского пространства.

 

 

Вопросы для предварительной беседы

1. А вы верите в силу слов?

2. Как бы вы истолковали фразу Н. С. Гумилёва: «И дурно пахнут мёртвые слова»?

3. Жить нынешним днём и думать о бессмертии в веках... В чём, по-вашему, больше мудрости?

4. В чём суть описанного в притче «урока о бескорыстии»?

5. «В жизни разума есть только завтра». Как вы это пони­маете?

 

Примерный план

I. 3авязка. Человек и лодочник.

II. Разговор. Плата за помощь.

III. Лодочник перевозит странника. Прощание.

IV. Кульминация и развязка. Буря. Лодочник на берегу.

V. Идейная развязка. Прозрение лодочника.

VI. Размышления автора о жизни (жить, подчиняясь разуму).

 

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Выполните мини-исследование: «Монолог лодочника: своеобразие синтаксиса».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. Выполните мини-исследование: «Афоризмы в речевой ткани произведения».

 

 

ПРИТЧА О НЕЛЮБИМОМ УЧЕНИКЕ

 

Обучал один человек детей, и знал он много, и любви лишён не был, и всё, казалось, было хорошо, но раздражал его один ученик; таким он глупым ему казался, что не хватало терпения относиться к этому недолюбышу, как к другим детям. Он часто унижал ученика, оскорблял его перед сотоварищами, выставлял на посмешище, но самым обидным для нелюбца были россказни учительствующего об ужасном будущем, которое ждёт этого ученика. Тут он доходил до редчайшего сарказма, рисуя красочные, сочные картины безрадостной, тяжёлой жизни, которая ждёт в будущем этого несчастного.

 Прошло время, и покинул ученик школу, вышел в большую жизнь и надолго пропал из виду. Но не забыл его незадачливый учитель, каждый раз он рассказывал своим ученикам о самом глупом и бездарном ребёнке, которого ему пришлось учить. И вот однажды прослышал учитель, что убогое место их посетил великий человек, самый мудрый, самый почитаемый на всей земле. И побежал учитель чудо посмотреть. С трудом он протиснулся сквозь толпу и пробрался к самому возвышению, на котором стоял человек в простой одежде, ничем особо не приметный. Учительствующий человек хотел было крикнуть: «Какой же это великий мудрец, если он ничем не отличается от смертного!» Но вдруг мудрец замолчал, внимательно посмотрел на учителя и сказал:

— Это — мой учитель. Именно он научил меня мудрости жизни, терпению в невыносимо трудные минуты и любви, когда в сердце уже зарождалась ненависть, злоба и месть. Не познав вкуса зла и тяжесть трудностей, я не освоил бы науку жизни. Всем, чем я обладаю в мудрости своей, я обязан этому человеку.

И он поклонился в ноги сгоравшему от стыда учителю. Народ ничего не понял, он ликовал, восхвалял и учителя и ученика и в своём возбуждении оттеснил учителя от центра, в котором возвышался ученик. Ничего обидного не было в словах бывшего недолюбыша, но большего унижения учительствующему не приходилось испытывать. Он решил извиниться перед учеником и, дождавшись конца его выступления, подошёл к мудрецу:

— Я некогда был излишне строг к тебе, — начал оправдываться учитель, — но это делалось ради твоего же блага, поэтому ты не должен держать зла на меня.

— Я более чем благодарен тебе, — ответил мудрец, — я прошёл суровую школу жизни и получил ценный для меня урок мудрости, без него я бы не достиг того, чем обладаю, но не всем по плечу эта ноша: сильный окрепнет, слабый сломается. Я бы пожелал миру не иметь таких учителей.

Мудрец поклонился и ушёл. Вся толпа побежала за ним в надежде услышать ещё какую-нибудь мудрость, которая могла бы обогатить душу, а учительствующий смотрел с завистью вслед, бубня себе под нос:

— Не предугадаешь, чем дело обернётся.

 

Не достоин звания учителя тот, кто учеников своих через унижение учит.

Не всем суждено возвыситься, многие падут, не найдя силы для борьбы, и тогда лягут на плечи учителя грехи, свершённые его же учениками, ибо какое зерно посеешь, такое растение и получишь, и горькие плоды собирать придётся, да других не будет.

 

 

Вопросы для предварительной беседы

1. Почему учитель назван в тексте «незадачливым»?

2. А что вы вкладываете в понятие «учитель»?

3. Могли бы вы изложить ваше представление об идеальном учителе?

4. Учители и учителя — в чём разница?

5. Почему к герою притчи применяется определение «учитель­ствующий»? Что вкладывает в это слово автор?

 

Примерный план

I. Учитель и унижаемый им ученик.

II. Учитель и мудрец.

1. Учитель узнаёт своего ученика.

2. Мудрец об учителе.

3. Разговор учителя с бывшим учеником.

III. Авторский вывод: «Не достоин звания учителя тот, кто учеников своих через унижение учит».

 

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Выполните мини-исследование: «Средства создания ироническо­го эффекта в тексте».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. Выполните мини-исследование: «Комическое и возвышенное в тексте: лексические и синтаксические средства создания».

 

 

ПРИТЧА О МУДРОСТИ

 

Один умный человек зашёл в очень богатый дом. Среди не имеющей цены роскоши он увидел книгу в золотом переплёте, украшенную отборным жемчугом.

— Позволь мне взглянуть на эту книгу, — спросил гость разрешения у хозяина.

— О, это очень дорогая вещь. Будь предельно осторожен с ней, — предупредил богач.

— Я ни с чем так бережно не обращаюсь, как с книгами, — успокоил хозяина гость. — Нет для меня ничего более ценного в жизни, чем умная книга. — А открыв её и перевернув несколько страниц, добавил: — Но эта, которой ты обладаешь, поистине бесценна. Поведай мне, откуда у тебя это сокровище?

— Мне посчастливилось купить её у одного довольно странного человека. Он сказал, что отдал все свои богатства, чтобы создать это творение. Вид его не внушал доверия, но он так убедительно доказывал, что это его книга, что мне ничего не оставалось, как поверить ему. При этом он заверил меня, что это бесценная вещь и наступят времена, когда за неё будут отдавать целые состояния. Мне словно кто-то шептал: «Купи её, купи». И я отдал за неё только то, что было при мне. Теперь я чувствую, что мне очень повезло, и, когда я буду решать судьбу этой вещи, я не продешевлю.

Гость перевернул ещё несколько исчерченных непонятными буквами страниц и воскликнул:

— Это книга самого знаменитого Мудреца! Здесь собраны все его изречения! Это — поистине жемчужина Мудрости! Ты счастливейший человек, коль обладаешь таким сокровищем!

— Да, я верю, что получу за неё в тысячу раз больше, чем отдал! — воскликнул обнадёженный словами гостя богач.

— Ты получишь в миллионы раз больше, если прочтёшь её. Она не только обогатит тебя, но и сделает сильным мира сего.

— Может быть, она так сильна, как ты говоришь, но, к сожалению, а может к счастью, я не умею читать.

— Научись, она того стоит! — пытался вразумить хозяина гость, но тот только с удивлением посмотрел на гостя и спокойно ответил:

— Я думаю, что мне вполне хватит и того богатства, что я выручу от продажи этой вещи, чтобы купить власть над миром.

 Хозяин взял из рук гостя книгу и поставил её на самое видное место.

— Пусть все видят, каким сокровищем я обладаю! — с какой-то дикой гордостью произнёс он.

— Такое добро и в таких руках, — посетовал умный человек. — Тебе сама судьба преподнесла такой дар, а ты не лучшим образом распоряжаешься им. Жаль, что драгоценнейшие жемчуга Мудрости не осветят тебе путь, не обогатят твою душу, не украсят твою жизнь, не возвысят тебя над обыденностью жизни, не прославят имя твоё.

С болью в сердце покинул умный человек дом богатого глупца, в котором Золотая Книга Жизни будет пылиться на полке, имея целью только удивлять алчные взоры своей внешней красотой и быть проданной подороже.

 

Так и в жизни не ценится то, в чём Мудрость заложена, а отдаётся предпочтение тому, что может принести выгоду, что не требует работы ума, что тешит самость и гордыню.

 

 

Вопросы для предварительной беседы

1. Ценность книги по-разному объясняется хозяином и гос­тем. Что они вкладывают в это понятие?

2. Ситуация непонимания друг друга — как она обрисована в тексте?

3. Согласны ли вы с тем, что люди больше всего ценят то, что может принести выгоду.

4. Почему гость с болью в сердце покидает богатый дом?

5. Согласны ли вы с тем, что гордыня — великий грех?

 

Примерный план

I. Умный человек в богатом доме.

II. Разговор гостя и хозяина о ценности книги. Ситуация непонимания.

1. Ценность материальная.

2. Ценность духовная.

III.Умный человек покидает дом богатого глупца.

IV. Мораль: «...в жизни не ценится то, в чём мудрость заложена...»

 

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Выполните мини-исследование: «Речи гостя и хозяина: лек­сические и синтаксические различия».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. Выполните мини-исследование: «Диалог как текстообразующий фактор в “Притче о мудрости”».

 

 

ПРИТЧА О ПТИЦАХ

 

Стаями живут птицы, стаями летают. Летают над землёй, но живут на земле. И появилась в стае птица, которая решила полететь высоко в небо, чтобы увидеть, что там, за облаками, у самого светила. И позвала она за собой других птиц. Но не все вызвались совершить такой трудный перелёт, одни сразу же сослались на дела земные, другие — на слабость крыльев, но нашлись и такие, которые вспорхнули с устремившейся ввысь птицей и полетели.

Всё выше и выше поднимались птицы, всё труднее и труднее им было в грозовых тучах, всё жарче и жарче становилось под палящими лучами солнца, но они поднимались в крутом полёте ввысь. И вот они вырвались на бесконечный простор неба, который был выше туч и облаков. И солнце ослепило их так, что потемнело в глазах, закружилась голова и был потерян ориентир. И повернули некоторые птицы назад, и полетели к земле, но устремление их было так сильно, что камнем упали они на землю и разбились.

А птица летела и летела ввысь. И почувствовали летевшие за ней птицы запах палёных перьев, и испугались они и тоже повернули назад, но, пока летели к земле, крылья их обгорели, и упали голые, обезображенные тушки наземь.

А птица летела и летела, и вдруг раскрылся перед ней удивительный мир. Неописуемая красота царила кругом, и невиданной красоты птицы были повсюду. Этот мир, в который попала птица, был настолько чист и лучезарен, что казался прозрачным. Влетела она в этот мир и словно растворилась в нём. Почувствовала чистый, свежий воздух и словно вдохнула его небывало большой грудью. Ощутила всю Вселенную и словно приняла её в своё огромное сердце. Оглянулась она, а за ней никого нет. И захотелось ей рассказать своим сородичам, что удивительный мир существует и при сильном желании его можно достичь. И полетела она назад, через опаляющие, ослепляющие лучи солнца, через густые облака и грозовые тучи, превозмогая все трудности, только для того, чтобы поведать о прекрасном, которое существует и которое недоступно лишь тем, кто полон страха перед неизвестным, кто привязан к тихому родному болоту.

Но не успела птица достичь земли, как налетели на неё хищные собратья и разорвали в небе на куски.

— Зачем вы растерзали невинную птичку, парившую в небе? — спросил вожак стаи.

— Мы знаем, что она полетела высоко в небо, все, кто полетел с ней, умерли, значит, мертва и она, только тело её долетело к земле позже остальных, видимо, задержалось в облаках, — объяснили стервятники. — Каждая птица знает: если попасть в грозовые тучи, вернуться живым уже невозможно. По логике, она мертва, поэтому мы и склевали её в небе. Мы первые увидели её, значит, это наша добыча.

И все согласились с хищными птицами, ибо знали, что «оттуда» никто живым не возвращается.

 

Суровы законы стаи. И часто они убивают тех, кто поднялся над этими законами.

 

 

Вопросы для предварительной беседы

1. Как вы думаете, в чём смысл аллегорического образа «удивительного мира»?

2. Пессимистичен или оптимистичен пафос притчи?

3. «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Как соотносится эта «мысль» чеховского героя с тем, что изложено в притче?

4. А что вы думаете о «законах стаи»?

5. Птицы повернули, когда ослепило их солнце. Как вы ис­толкуете эту сюжетную ситуацию?

 

Примерный план

I. «...Птица, которая решила полететь высоко в небо...»

II. «И солнце ослепило их... И повернули некоторые пти­цы назад...»

III. «А птица летела и летела, и вдруг раскрылся перед ней удивительный мир».

IV. «И полетела она назад... чтобы поведать о прекрас­ном...»

V. «...Налетели на неё хищные собратья и разорвали... на куски...»

VI. «Каждая птица знает: если попасть в грозовые тучи, вернуться живым уже невозможно».

VII. «Суровы законы стаи».

 

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Выполните мини-исследование: «Стилистические функции сою­за и в тексте».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. Выполните мини-исследование: «Роль лексических и синтак­сических средств в создании образа “удивительного мира”».

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 308; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!