Семинар 3.  Ода М.В. Ломоносова «На день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 года»



1.  Динамика жанра оды в русской литературе XVIII века.

2. Идейно-художественный анализ оды 1747 года:

· Какие исторические события вспоминает автор в связи с образом Елизаветы Петровны? Как художественно поданы эти события, какие риторические приемы наиболее часто использует Ломоносов?

· О каких фактах государственной деятельности Петра I идет речь в оде 1747 года? Какие художественные средства использует при этом автор? Как связаны между собой тема Елизаветы и тема Петра I?

· Какие проблемы в области науки, культурного развития России автор считает приоритетными и какую предлагает программу для их решения (отметить художественные приемы) ?

· Каков земной облик государя (Елизаветы, Петра) в оде 1747 года? Каков идеал государственного деятеля в оде классицизма времен М.В.Ломоносова?

· Образ автора в оде Ломоносова, художественные приемы его создания.

· Лиро-эпическая структура оды 1747 года (привести характерные примеры сюжетно организованных строф и строф лирических). Сделать выводы о взаимодействии двух начал русской оды.

· Есть ли общие черты между жанрами оды и сатиры в русском классицизме (в отборе проблем, принципах их отражения, в художественных приемах)?

· Можно ли сопоставить (соотнести) 1-ю сатиру А.Кантемира и оду М.В.Ломоносова 1747 года, посвященную Елизавете Петровне?

3. Сделайте  выводы о значимости риторических стихотворных жанров классицизма (оды, сатиры) для русской жизни и литературы.

4. Дайте научную формулировку жанра русской оды ХVIII века.

 

Семинар 4.  Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль».

1. Развитие жанра комедии в ХVIII веке.

2. Идейно-художественный анализ пьесы:

· Какие предварительные сведения о персонажах вы получили из списка действующих лиц? Как связаны «говорящие» фамилии с сущностью характера персонажей пьесы?

· Определите проблему каждого явления 1-го действия, дайте характеристику каждому персонажу. Какое продолжение будет у этих проблем в сюжете пьесы и в общем идейном замысле произведения? Подтвердится ли первое впечатление от каждого персонажа, усложнится ли это мнение?

· Определите характер и функции ремарок в 1-ом действии комедии (для характеристики персонажа, для усиления реальности происходящего, для улучшения сценичности пьесы и т.д.).

· Проблематика комедии, группировка образов вокруг каждой проблемы. Внесценические персонажи и их роль в комедии.

· Идеи века Просвещения и «вечные» проблемы в пьесе; отражение в комедии национальных проблем жизни.

· Художественные особенности комедии (композиция, внутренний и внешний комизм сцен и характеров; речь персонажей, связь речевых характеристик с сущностью характера и др.)

3. Выводы о типологической общности жанров трагедии и комедии в системе классицизма.

 

 

Семинар 5.   Ода Г.Р. Державина «Фелица»

1. Беседа по конспекту статьи С.Н.Травникова.

2. Идейно-художественный анализ оды «Фелица»:

· Проблематика и тематическое богатство оды «Фелица». Главная проблема оды.

· Образ Фелицы и его трансформация. Художественные приемы создания образа. Идеал государя в представлении Державина.

· Образ автора-повествователя в оде Державина и его эволюция.

· Жанровое своеобразие оды «Фелица»: главные жанры (ода и сатира), особенности их соединения; другие жанровые образования (эпиграмма, сказка, натюрморт, портрет, памфлет, идиллия и др.) и принципы их включения в произведение.

· Художественные особенности оды Г.Р.Державина («восточный» колорит оды, его формы и значение; «забавный русский слог» произведения и др.). Какие художественные приемы, в том числе риторические, наиболее часто используются автором «Фелицы»? (Сопоставьте с излюбленными художественными приемами М.Ломоносова).

3. Сделайте выводы о ломоносовских традициях и новаторстве Державина в жанре оды.

Задания.

1. Письменно составить план оды «Фелица» по строфам или смысловым интервалам.

2. Составить план и по плану законспектировать статью С.Н.Травникова «Ода Г.Р.Державина «Фелица».

 

Семинар 6. Путевые заметки А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

1. Жанр путевых заметок в русской литературе..

2. Идейно-художественный анализ произведения:

· программный характер посвящения «любезнейшему другу А.М.К.». Роль Эпиграфа в идейном замысле произведения

· система образов «Путешествия из Петербурга в Москву»: путешественник, царь, придворные, чиновники, купцы, офицерство, помещики, крестьянство;

· проблематика произведения А.Н. Радищева: проблема идеала, вольности, развития гуманитарного образования, семейные проблемы и др.;

· поэтика «Путешествия из Петербурга в Москву»: композиция, жанровая доминанта, художественный метод и др.

3. Литературная полемика по актуальным проблемам российской действительности, общественной, культурной жизни страны между А.Н. Радищевым и А.С. Пушкиным. Анализ «Путешествия из Москвы в Петербург» А.С. Пушкина.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 655; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!