Тема 7. Русская комедия второй половины 18 века



Творчество Д.И.Фонвизина. (СРС 1 час)

Требования к знаниям: Особенности сатирического и комического. Русская комедия второй половины 18 века. Жизнь и творчество Д.И.Фонвизина. Просветительские взгляды автора и его произведения.

Содержание учебного материала

Самостоятельное изучение:

1. Жизнь. Творчество. Личность.

2. Просветительство Фонвизина.

3. Комедии Д.И.Фонвизина.

 

Тема 8. Литература последней четверти 18 века. Сентиментализм.

Требования к знаниям: Представление о социально-политической и исторической обстановке в России последней четверти 18 века. Формирование сентиментализма в русской литературе. Яркие представители сентиментализма. Драматургия. Появление русской комической оперы.

Содержание учебного материала

Политическая обстановка последней четверти 18 века определялась обострением социальных противоречий, идеологическое осмысление которых и составило главное содержание просветительских учений. Французская буржуазная революция 1789 года покончила с феодальной монархией. Десятилетием ранее буржуазный порядок установился на американском континенте. В России абсолютистская система испытала ощутимые потрясения в ходе крестьянской войны под руководством Пугачёва 1773 – 1775 годов. В литературе происходит активный поиск новых форм утверждения национального сознания. Особое внимание уделяется крестьянской теме (Фонвизин, Радищев).

Серьёзна переориентация в системе жанровой иерархии, сложившейся со времени перенесения Сумароковым на русскую почву теоретических постулатов классицизма. Особо популярен становится жанр комической оперы. Державин ломает структурный канон оды, сливая её с интимным дружеским посланием и превращая оду в подобие лирических стансов.

Екатерина II использовала трактовку национального характера для обоснования незыблемости абсолютизма. Спор императрицы с Фонвизиным делает эту проблему литературной теморй, рассматриваемой в контексте национальной истории. (Я.Б. Княжнин «Росслав», «Вадим Новгородский», П.А. Плавильщиков «Нечто о врождённом свойстве душ российских», Н.М. Карамзин «Наталья, дочь боярская»). Новый подход к трактовке идеи государственности виден на примере пьес Княжнина. Следование кодексу сословных добродетелей, сохранению «чести» - символа избранничества дворянина сменилась утверждением национальных черт гражданина Отечества.

Для последователей Сумарокова – Майкова, Хераскова, Николева характерна реализация идеи единения господ и крестьян, взаимной любви доброго барина и благодарных, полных счастья поселян. Но у Аблесимова такая тема оказалась наиболее обоснованной и органичной.

В этот же период обостряется интерес авторов к истории. Ряд пьес написала и сама императрица, в частности, «Из жизни Рюрика».

Опыт подражания Шекспиру не нашёл продолжения в русской литературе конца 18 века. Последовательным оппонентом Екатерины II стал Я.Б. Княжнин, разработавший по иному тему древнего Новгорода «Вадим Новгородский» (1789).

Княжнин столкнул две правды: искреннюю восторженность республиканскими добродетелями Вадима, которому он, несомненно, сочувствует. И столь же искреннюю веру в идею просвещённого абсолютизма.

Теория и практика классицизма, строго нормировали частную и общественную жизнь. Масса регламентаций сковывавала сознание и волю человека, привела к усталости душевной и духовной. Классицизм, ориентированный на индивидуализм, богоборческий по сути не мог дать человеку необходимую нравственную основу. Поэтому необходима и закономерна переориентация сознания и системы жизненных ценностей, происшедшая в конце XVIII века. Русский человек торжеству общегосударственных догм предпочёл интерес к частной жизни. «Указ о вольности дворянства» освободил дворянина от госслужбы, дал возможность устремиться в деревню, в хозяйственную деятельность.

Расцвела садово-парковая культура. Эвдемонические устремления русского общества достигли апогея. Классицизму присуще иное понимание счастья. В русской культуре конца 18 века оно напрямую связано с сельской идиллией. Поэты забывают о вечной славе героев, лелеют в душе сердечную нежность, воспевают уединённую частную жизнь, далёкую от государственной лямки. Появляется популярный жанр послания, в котором часто воспевается несуетливая жизнь в окружении естественной натуры. Заметны имена Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина, И.И. Дмитриева. Термин партикуляризм (приверженность художников к описанию частной жизни) не прижился. В ходу иной термин – сентиментализм.

Одним из излюбленных жанров сентиментализма – «путешествие». К сентиментализму относят и «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

Аудиторное изучение:

1. Историческая обстановка.

2. Русская комическая опера. Драматургия.

3. Сентиментализм.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 469; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!