ТЕМА: Бытовые повести XVII в



План

1. Историко-литературное значение XVII века.

2. Проблематика повестей, идейная направленность.

3. Жанровое своеобразие повестей.

4. Расширение авторского начала в памятниках.

5.  Новые приёмы изображения человеческой личности.

6. Стилевое своеобразие и язык памятников.

 

Тексты для анализа: "Повесть о Горе-Злосчастии", "Повесть о Фроле Скобееве".

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

ТЕМА: Демократическая сатира XVII века

ЦЕЛЬ: рассмотреть причины возникновения демократической сатиры, определить тематику, жанровое своеобразие, назвать приёмы сатирического изображения действительности.

 

План

1. Возникновение демократической сатиры XVII века (традиции древнерусской литературы XI XVII веков, социальные и идеологические предпосылки).

2. Проблематика сатирических произведений, идейная направленность.

3. Жанр сатиры.

4. Приёмы сатирического изображения действительность.

5. Сатирические произведения и фольклор.

 

Тексты для анализа: "Повесть о Ерше Ершовиче", "Повесть о Шемякином суде", "Калязинская челобитная", "Повесть о бражнике", "Повесть о Фоме и Ерёме", "Сказание о Куре и Лисице" и др.

 

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

При изучении учебной дисциплины рекомендуются следующие виды самостоятельной работы студентов: подготовка к аудиторным занятиям (в соответствии с планами занятий); выполнение отдельных видов самостоятельной работы, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины, в том числе: подготовка презентаций, написание рецензий, эссе и иных письменных работ, связанных с анализом художественных текстов и литературно-критических работ, подготовки и выполнения текстовых и творческих заданий и др. Выполнение самостоятельной работы студентами контролируется в ходе практических занятий, на консультациях, при проверке выполненных заданий, в процессе самоконтроля

 

№ п/п

 

Содержание учебной дисциплины

Количество часов

Лекции Лаборат. Практич.

СРС

1. Мировоззренческие основы ДРЛ. Исторические предпосылки. Формирование древнерусской государственности. Появление славянской письменности (Кирилл и Мефодий). Тесные экономические, торговые и политические связи с Древней Болгарией и Византией. Принятие христианства от Византии, влияние книжной византийской и древнеболгарской христианской культуры. Существование высокоразвитых форм устного народного творчества. 2    

 

2. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДРЛ КАК ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ ДРЛ как национальная и средневековая литература. Общекультурные особенности (рукописный характер, типы письма, особенности письма, функционирование памятников в виде сборников). Трудности восстановления первоначальной редакции текста. Идейно-психологическая специфика (имперсональный и коллективный характер творчества, философски-богословская и историческая насыщенность памятников, соединение христианского (православного) и патриотического начал, публицистичность, "учительный" характер, отсутствие сознательной установки на вымысел, принципиальное недопущение на страницы произведений быта, особое внимание к прошлому и месту действия, герой ДРЛ). 2    

1

4. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЖАНРОВОЙ СИСТЕМЫ ДРЛ Основные этапы функционирования: становление, развитие, расцвет, кризис, распад. Условность деления на жанры церковные и мирские. Основные жанры церковной литературы (жития, хожения, патерики, жанры ораторского искусства). Четьи – Минеи. Понятие об апокрифической литературе, апокрифических мотивах. Основные жанры мирской литературы (летопись, воинские повести, поучение, моление, политическая легенда, бытовые повести, жанры демократической сатиры, вирши, силлабические стихи, первые опыты драматургии). Жанровая неоднородность памятников. Трансформация жанров (напр. житие, хожение). Терминологическая неопределённость жанра (повесть, слово). Жанры заимствованные и собственно русские (летопись, "трудная повесть"). 2    

 

5.   "СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ" МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА КАК НАЧАЛО НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ РУССКОГО НАРОДА. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧОСТИ МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА. Личность Илариона Киевского. Эпоха создания памятника (первые десятилетия христианства на Руси, внутренняя стабильность и международный авторитет Руси, отголоски противостояния Руси и Хазарского каганата как борьбы христианства и иудаизма). Закон ― иудаизм, Благодать ― христианство. Иларион о диалектике противостояния закона и Благодати и неизбежности ухода закона. Отношение митрополита к князьям-язычникам, устроителям Руси. Утверждение христианско-патриотической идеи как основы национальной литературы. Образ Иисуса Христа. 2    

2

6.     ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕРИОДЫ ГОСПОДСТВА СТИЛЯ ПЕРВОГО МОНУМЕНТАЛИЗМА (КИЕВСКАЯ РУСЬ) Процесс "трансплантации" византийской общеславянской литературы и период становления собственно русской литературы. Широкое наполнение термина "русская литература". Становление древнерусской государственности. Киев как культурный центр. Понятие Русская земля как следствие осознания общности исторических судеб восточных славян. Идея единения. Русская земля – главный герой ДРЛ. Феодальные усобицы. Появление жанра повести о княжеских преступлениях. Утверждение основ христианской нравственности. Исторические и религиозно-дидактические жанры. 2    

2

7. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ РУССКОГО ЛЕТОПИСАНИЯ Летопись и византийская хроника. Появление жанра как закономерный этап развития самосознания человека. стремление определить достойное место Руси и русичей среди других цивилизаций и народов. Начало летописания (гипотезы академиков А.А Шахматова, Б.А. Рыбакова, Д.С. Лихачёва). Понятие о летописном своде. 2  

 

6
8. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ АВТОРА "ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ"    

2

10
9.   ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ АВТОРА "СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ"    

4

4
10.   "ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ Епифания Премудрого (стиль плетения словес)»    

2

 
11. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОГО МОНУМЕНТАЛИЗМА (СЕРЕДИНА 16 века)    

2

8
  ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В РУССКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ XVI ВЕКА (Иван Пересветов, Иван Грозный, Ермолай Еразм)    

 

 
12. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ «БУНТАШНОГО»ВЕКА    

4

4
13. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ САТИРЕ XVII ВЕКА    

4

8
14. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В БЫТОВОЙ ПОВЕСТИ XVII ВЕКА    

 

 

ИТОГО:72

12 0

16


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 475; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!