Содержание лекционных занятий



 

Лекция №1.

Возникновение древнерусской литературы

Исторические предпосылки. Формирование древнерусской государственности. Появление славянской письменности (Кирилл и Мефодий). Тесные экономические, торговые и политические связи с Древней Болгарией и Византией. Принятие христианства от Византии, влияние книжной византийской и древнеболгарской христианской культуры. Существование высокоразвитых форм устного народного творчества.

Самостоятельно

Гипотеза В.В. Кожинова: русский героический эпос (былины) (IХ в.) – начало русского искусства художественного слова.

 

Лекция №2.

Проблема периодизации

 

Определение границ ДРЛ. Хронологическая относительность точного определения крайних границ развивающейся литературы (Х в. или начало XI в.; конец XVII или первая треть XVIII в.). Принципы выделения периодов (политико-географический; по названию господствующего литературного стиля). Связь периодизации с историческими событиями и узловыми моментами становления национального самосознания.

Лекция №3.

Специфические особенности ДРЛ

ДРЛ как национальная и средневековая литература. Общекультурные особенности (рукописный характер, типы письма, особенности письма, функционирование памятников в виде сборников). Трудности восстановления первоначальной редакции текста. Идейно-психологическая специфика (имперсональный и коллективный характер творчества, философски-богословская и историческая насыщенность памятников, соединение христианского (православного) и патриотического начал, публицистичность, "учительный" характер, отсутствие сознательной установки на вымысел, принципиальное недопущение на страницы произведений быта, особое внимание к прошлому и месту действия, герой ДРЛ).

Самостоятельно

Принципы подхода к анализу специфических особенностей. Древнерусская и средневековая западноевропейская литература.

 

Лекция №4.

Система жанров ДРЛ

Основные этапы функционирования: становление, развитие, расцвет, кризис, распад. Условность деления на жанры церковные и мирские. Основные жанры церковной литературы (жития, хожения, патерики, жанры ораторского искусства). Четьи – Минеи. Понятие об апокрифической литературе, апокрифических мотивах. Основные жанры мирской литературы (летопись, воинские повести, поучение, моление, политическая легенда, бытовые повести, жанры демократической сатиры, вирши, силлабические стихи, первые опыты драматургии). Жанровая неоднородность памятников. Трансформация жанров (напр. житие, хожение). Терминологическая неопределённость жанра (повесть, слово). Жанры заимствованные и собственно русские (летопись, "трудная повесть").

 

Лекция №5.

"Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона как начало национальной литературы русского народа

Личность Илариона Киевского. Эпоха создания памятника (первые десятилетия христианства на Руси, внутренняя стабильность и международный авторитет Руси, отголоски противостояния Руси и Хазарского каганата как борьбы христианства и иудаизма). Закон ― иудаизм, Благодать ― христианство. Иларион о диалектике противостояния закона и Благодати и неизбежности ухода закона. Отношение митрополита к князьям-язычникам, устроителям Руси. Утверждение христианско-патриотической идеи как основы национальной литературы. Образ Иисуса Христа.

 

Лекция №6.

 

Общая характеристика литературы

Киевской Руси

Процесс "трансплантации" византийской общеславянской литературы и период становления собственно русской литературы. Широкое наполнение термина "русская литература". Становление древнерусской государственности. Киев как культурный центр. Понятие Русская земля как следствие осознания общности исторических судеб восточных славян. Идея единения. Русская земля – главный герой ДРЛ. Феодальные усобицы. Появление жанра повести о княжеских преступлениях. Утверждение основ христианской нравственности. Исторические и религиозно-дидактические жанры.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 309; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!