Идейный смысл и своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова«Железная дорога». Чтение наизусть отрывка из стихотворения



Ответ:

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года в городе Немиров Подольской губернии в семье зажиточного помещика и поручика Алексея Сергеевича. В малолетнем возрасте родители перевезли мальчика в родовое имение Грешнёво Ярославской губернии.

Детство маленького Коли прошло на берегу реки Волги. Там он впервые увидел бурлаков, тянущих баржи. Туда он убегал, когда его отец, человек жестокий и деспотичный, наказывал крепостных.

Мать Николая Алексеевича была образованной и гуманной женщиной, поэтому старалась дать сыну хорошее образование. После домашнего обучения будущий поэт учился в Ярославской гимназии. Отец мечтал видеть сына военным, но молодой Некрасов уезжает в Петербург, где посещает университетские занятия в качестве вольного слушателя.

Отец, обиженный на сына, лишает его содержания, и Николаю приходится самому зарабатывать на жизнь.

Работал он переписчиком, чертёжником и писал. Стихи и критические статьи Некрасова печатали в журнале «Современник».

В 1843 году выходят сборники его фельетонов и стихов.

Немного позже Николая Некрасова приглашают на работу в журнал, и он становится фактическим редактором и издателем.

В это же время он создаёт ряд произведений, которые подвергаются жёсткой критике с одной стороны, и уважительным отзывам — с другой.

Поэзия Некрасова отличалась от поэзии Тютчева и Фета, так как носила народный характер.

Примером является стихотворение «Железная дорога», котором поэт с гневом рассказывает об угнетении народа.

Это произведение было написано в 1862 году, после отмены крепостного права в России, но опубликовано в 1865-ом. Надежды, которые возлагал народ на этот закон, так и не сбылись.

Обратите внимание на эпиграф:

 

- Папаша! кто строил эту дорогу?

- Граф Пётр Андреевич Клейнмихель, душенька!

 

Стихотворение начинается описанием пейзажа, в котором звучит покой, восхищение красками осени:

 

Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит;

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит…

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни...

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни —

Всё хорошо под сиянием лунным…

Обратите внимание на слова:

Нет безобразья в природе. Гармоничная жизнь природы в первой части противопоставляется жизни рабочих, которые и строили эту дорогу.

 

Попутчик решается на разговор с мальчиком, чтобы рассказать о труде людей, строивших эту дорогу.

Они пришли сюда не сами, их прислал голод. Именно об этом идёт речь во второй части стихотворения.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден, —

Не по плечу одному!

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод названье ему...

 

Голод заставляет человека взяться за самую трудную работу.

Автор перечисляет все беды, выпавшие на долю строителей железной дороги. От одной строфы к другой меняется интонация рассказа.

 

Чу! восклицанья послышались грозные!

Топот и скрежет зубов;

Тень набежала на стёкла морозные...

Что там? Толпа мертвецов!..

 

Местоимение «чу» выполняет в стихотворении роль призыва: слушай! Начинается страшное. Мёртвые строители преследуют бегущий по рельсам поезд. Почему? Они рассказывают, как им было холодно и голодно на этой громадной стройке. Они болели, их обижали десятники. Особое внимание автор уделяет белорусу, больному и измождённому человеку. Он обращает тем самым внимание на условия жизни строителей.

В третьей части стихотворения толпа мёртвых строителей исчезает:

 

В эту минуту свисток оглушительный

Взвизгнул — исчезла толпа мертвецов!

 

Паровозный гудок стал сигналом, разогнал призраков, которые преследовали поезд. Ване кажется, что он видел сон, может и пять тысяч рабочих.

Но генерал, отец мальчика, воспринимает рассказчика как реальное лицо и вступает с ним в спор. Этому диалогу Некрасов отводит третью часть стихотворения.

Генерал презирает простой народ:

 

Вот ваш народ — эти термы и бани,

Чудо искусства — он всё растаскал!

 

Его рассказ о произведениях искусства и посещении Ватикана, Колизея, Вены полон насмешки, он утверждает, что простой народ не способен на созидание. Просит рассказать Ване о светлой стороне жизни:

 

Знаете, зрелищем смерти, печали

Детское сердце грешно возмущать.

Вы бы ребенку теперь показали

Светлую сторону...

 

Автор не спорит с генералом.

Строительство дороги закончено: мёртвые — в земле, больные — в землянках, рабочие — собрались у конторы: каков же будет заработок?

 

И здесь своё слово сказали плуты-десятники. Они всё рассчитали. Оказалось, что строителям и получать-то нечего. Наоборот, они остались должны, им предлагают выплатить недоимку.

 

Всё заносили десятники в книжку —

Брал ли на баню, лежал ли больной:

«Может, и есть тут теперича лишку,

Да вот, поди ты!..» Махнули рукой...

 

Появляется и сам подрядчик. Он обещал людям заработок, обещал кров и питание. Обманул: заставил жить в землянках, работать от зари до зари, кормил кое-как.

Он поздравляет работников, готов простить долги и даже угостить.

 

…С богом, теперь по домам, — Поздравляю!

(Шапки долой — коли я говорю!)

Бочку рабочим вина выставляю

И — недоимку дарю!..

 

Что остаётся делать бедным строителям? Только ура кричать:

 

Кто-то «ура» закричал. Подхватили

Громче, дружнее, протяжнее... Глядь:

С песней десятники бочку катили...

Тут и ленивый не мог устоять!

 

Замученные тяжким трудом люди понимают, что правды они не добьются, поэтому принимают условия подрядчика.

Стихотворение заканчивается строфой:

 

Выпряг народ лошадей — и купчину

С криком «ура!» по дороге помчал...

Кажется, трудно отрадней картину

Нарисовать, генерал?..

 

Картины описания рабочих, строивших железную дорогу, связаны единым ритмом, трёхсложным размером стиха, который позволяет воспринимать произведение в целом, как рассказ.

И этот рассказ заканчивается риторическим вопросом. Тему страдания народа, освобождённого от крепостничества, автор оставляет открытой.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1001; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!