Смысл немой сцены в финале комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»



Ответ:

Николай Васильевич Гоголь – одинокая «звезда» русской литературы. О «загадке» его художественного таланта спорят на протяжении полутора столетий. Творчество великого писателя – живое явление современности. Этому доказательство — комедия «Ревизор».

Каким был путь Гоголя к театру?

Отец, Василий Афанасьевич, был известным на Украине драматургом. Если Пушкина благословил как своего литературного преемника Державин, то дарование мальчика Николая Гоголя первым отметил сосед Гоголей-Яновских по имению Василий Капнист, автор острого комедийного памфлета «Ябеда», направленного против правительственно-бюрократического аппарата России. Юному таланту, получившему благословение Капниста, словно самой судьбой предназначено было стать сатириком.

Поступив в Нежинскую гимназию высших наук, юный Гоголь сразу проявил свои актерские способности. В гимназических спектаклях будущий писатель принимал самое активное участие – и как актер, и как художник-оформитель. Весь Нежин говорил о гимназической постановке «Недоросля» Фонвизина, и зрителей особенно поразило исполнение роли госпожи Простаковой воспитанником Николаем Гоголем-Яновским.    

Приехав в 1828 году в Петербург, нежинский выпускник стремится попасть в труппу императорского АлександрИнского театра. Пробы были удачными, но актером Гоголь так и не стал. Николай Васильевич серьезно задумывается в 30-е годы о русской комедии.

Продолжив творческие достижения своих предшественников Дениса Ивановича Фонвизина, Александра Сергеевича Грибоедова, Гоголь-драматург внес новое, доказав, что комедия выполнит свое назначение только тогда, когда идея произведения выявится в системе образов, в композиции, в сюжете, а не в прямых словесных назиданиях, нравоучениях с наказанием пороков на глазах у зрителей.

Гоголь работает одновременно над двумя комедиями из современной жизни: «Игроки» и «Женихи» (позднее переработанные в «Женитьбу»).

В октябре 1835 года Гоголь пишет Александру Пушкину:

«Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но чисто русский анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Если ж сего не случится, то у меня пропадёт даром время, и я не знаю, что делать тогда… Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из 5 актов, и, клянусь, будет смешнее чёрта».

И в одну из ближайших встреч Пушкин рассказал Гоголю «русский анекдот», случай в Новгородской губернии, где какой-то проезжий, выдав себя за чиновника из министерства, обирал жителей. Кроме того, сам Пушкин, отправившись в Оренбург собирать материал для истории Пугачёвского восстания, вскоре узнал, что местными властителями от «доброжелателей» было получено предупреждение, будто сбор исторических сведений только предлог, а настоящая цель приезжего – провести негласно ревизию служебной деятельности оренбургских чиновников. Эти два случая стали основой гоголевской комедии.

Над текстом комедии Гоголь работал 17 лет, внося изменения в редакции в 1836 году, 1841-ом, 1842-ом и даже за год до смерти — в 1851-ом году — он изменил реплику в ІV-ом действии.

Вспомните отличительные признаки пьесы: нет описания внешнего вида героя, непосредственного выражения отношения автора к событиям и персонажам, его чувств. Автор скрыт за действиями и речами персонажей.

В комедии 25 конкретных действующих лиц разного ранга и положения и множество гостей, купцов, мещан, просителей без имен. Уже чтение афиши дает возможность предположить, что в комедии дана широкая критическая жизнь окружающей действительности и своеобразная анатомия уездного города: глава администрации – городничий и его министры…

…Пауза

Такого широкого взгляда на официальную жизнь русская комедия еще не знала.

В комедии 5 актов, или действий.

В первом действии — завязка: чтение письма и появление Добчинского и Бобчинского с известием о приезде мнимого ревизора. В этом же действии своеобразная экспозиция (вступительная часть): из диалогов чиновников вырисовывается картина, позволяющая судить о прошлом и настоящем уездного города, о произволе вышестоящих, они прежде всего должны были заботиться о красоте своего города и его жителях. Со «злостью и солью» автор описывает грязь, взяточничество, ничтожество, бюрократизм города, похожего на все российские.

Во втором действии читатели знакомятся с Хлестаковым, проигравшим в карты все деньги, которого принимают за ревизора, и слугой Осипом.

В третьем действии — кульминация: Хлестаков, описывая свою жизнь, дает полный простор своей убогой фантазии.

В четвертом действии Хлестаков собирает деньги с перепуганных чиновников, признается в любви обеим дамам.

Действие пятое – развязка. Хлестаков уезжает, оставляя городничего в мечтах о столичной жизни.

А в финале всех так ошеломляет известие о приезде настоящего ревизора, что перед читателями — немая сцена.

«В «Ревизоре», — вспоминал впоследствии Гоголь, — я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

Эпиграф к пьесе: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»,

немая сцена, фраза Хлестакова «Я везде, везде»,

реплика городничего «Чему смеетесь? Над собой смеетесь», обращенная в зрительный зал – всё подчеркивает главную идею произведения – идею неизбежного духовного возмездия, которого должен ожидать каждый человек.

Смех сквозь слезы над общественными и личными пороками вызван его высоким представлением о назначении человека, его верой в добро. Великий драматург Николай Васильевич Гоголь писал: «…Нельзя иначе устремить общество или даже всё поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости»

Билет 16.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 790; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!