Смысл названия и проблематика рассказа А.П.Чехова «Хамелеон». Мастерство писателя в произведении



Билет 13

Тема родины в стихотворении А.Блока «Россия». Чтение стихотворения наизусть.

Ответы:

Александр Блок родился 16 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге в семье профессора права и дочери ректора университета.

Родители маленького Саши разошлись, и он с трех лет жил и воспитывался у родителей отца, которые принадлежали к «сливкам» петербургской интеллигенции.

Семья матери поэта имела непосредственное отношение к литературе и науке. Дед, Андрей Николаевич Бекетов, был ректором Петербургского университета, бабушка, Елизавета Григорьевна, переводила научные и художественные произведения. Мать, Александра Андреевна, занималась переводами стихов и прозы с французского. Отец, Александр Львович Блок – профессор варшавского университета по кафедре государственного права, знаток литературы. Отношение в семье к литературе имело первостепенное значение, поэтому первые литературные опыты маленького Саши были встречены с особым вниманием.

В юности будущий поэт готовился к театральному поприщу. Однако под влиянием отца летом 1898 г. Александр Блок поступает в Петербургский университет на юридический факультет, позже переводится на филологический факультет, который и заканчивает в 1906 г.

 

В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Вскоре выходит первый сборник стихов поэта «Стихи о прекрасной даме», написанный под впечатлением первой любви и первых месяцев счастливой семейной жизни.

Блок экспериментировал в то время с поэтическим ритмом, изобретая все новые и новые формы. Для него первостепенными в поэзии были звук и музыка стиха.

В 1909 году происходит два тяжёлых события в семье Блока: умирает ребёнок Любови Дмитриевны и умирает отец Блока. Чтобы прийти в себя, Блок со своей женой уезжают отдохнуть в Италию и Германию.

Летом 1911 года Блок едет за границу, на этот раз во Францию.

Революционные события в Петербурге Блок отразил в своих стихотворениях, поэмах, статьях. Писатель принял советскую власть, не эмигрировал, а работал в издательстве города Петрограда. Объем работы постоянно возрастал, Александр очень уставал. Он писал о себе:

 «Почти год как я не принадлежу себе, я разучился писать стихи и думать о стихах…»

Тяжёлые нагрузки и жизнь в голодном и холодном революционном Петрограде окончательно расшатали здоровье поэта.

Умер Александр Александрович Блок 7 августа 1921 года в своей петроградской квартире от воспаления сердечных клапанов.

Поэта похоронили на Смоленском православном кладбище Петрограда. В 1944 году прах Блока был перезахоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище.

Годы после революции 1905 года писатель ощущал, как годы безвременья. Выход из тупика связывается поэтом с образом Родины. Трагические события в России он воспринимает не как катастрофу, а как начало долгого, тернистого пути. Каким бы ни было настоящее России, поэт всегда верил в ее будущее. Тревожные думы о судьбе горячо любимой Родины захватывают поэта. Тема Родины становится сквозной в его творчестве.

«Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», — признавался поэт.

 

Стихотворение «Россия» написано самым правдивым поэтом Серебряного века Александром Блоком в 1908 году.

 

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые —

Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, —

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одной заботой боле —

Одной слезой река шумней,

А ты все та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

 

«Опять, как в годы золотые» – значит, что все это уже было давно, история повторяется.

 

Аллитерация (повтор согласных звуков) в строке – «три стёртых треплются шлеи» — подчеркивает трудность пути России. 

 

Антитеза словосочетаний «спицы расписные» — «расхлябанные колеи» говорит о контрастности, свойственной нашей стране.

 

Эпитет (образное определение) во второй строфе «песни ветровые» напоминает стихотворение Алексея Константиновича Толстого «Край ты мой, родимый край»:

Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

 

А также стихотворение Сергея Есенина «Топи да болота»:

Слухают ракиты

Посвист ветряной…

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной…

 

Образ Руси в стихотворениях русских поэтов соединяется с образом ветра. Такой образ называется архетипическим (архетип — первоначальный образ, мотив, лежащий в основе общечеловеческой символики).

 

В третьей строфе Блок говорит, что не умеет жалеть родину, и в то же время несет крест. А крест — символ страдания одного человека за всех.

 

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

 

Далее поэт создаёт новую мифологию: возникает образ чародея, который хочет похитить «разбойную красу» России:

 

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, —

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одно заботой боле —

Одной слезой река шумней

А ты все та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

 

Выражение «прекрасные черты» напоминает образ Прекрасной Девы, которая находит новое воплощение в образе России. Именно у Блока Родина предстает в образе женщины, жены, матери. Поэт пишет о невидимой глазу духовной сущности России.

 

Последняя строфа отличается от предыдущих светлым чувством веры в будущее, возвращает нас в настоящее.

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

Антитеза «даль дорожная» соединяется с понятием времени и противопоставляется «мгновенному взору», а выражение

«глухая песня ямщика» противопоставляется слову «звенит»! 

 

Звенит тоской. Вот такая она Россия, непредсказуемая, загадочная, вечно в движении.

Поэтому и композиция стихотворения кольцевая: начинается и заканчивается образом дороги, тройки, вечными символами Родины.

 

Произведение написано четырёхстопным ямбом (двусложный размер с ударением на четный слог), который гибок и пластичен.

Чередование богатых мужских и женских рифм создаёт ощущение мелодичности и гармонии.

 

Александр Блок был чужд благолепных дум о России. Ему нужно было любить её именно нищую, униженную, дикую, хаотичную, несчастную, гибельную, потому что таким он ощущал и себя: он всегда любил отчаянно.

В долготерпении, в жизнестойкости народа, которые не истребить никакими «обманами», поэт видит спасение.

Именно нищета страны, убогий вид видятся поэту залогом будущего просветления России. «И невозможное возможно» – считает поэт, намекая на ожидаемые им перемены в судьбе Родины.

 

Это стихотворение – признание в любви своей земле, её народу, традициям и обычаям. Поэтому оно будет актуально всегда.

Читая произведения Александра Александровича Блока, мы чувствуем неразрывную связь своей судьбы с судьбой России.

Смысл названия и проблематика рассказа А.П.Чехова «Хамелеон». Мастерство писателя в произведении.

Ответ:

Писатель Антон Павлович Чехов родился 17 января 1860 года в городе Таганроге в семье купца. Его дед в прошлом был крепостным. У отца Павла Егоровича была лавка с различным товаром, где работали его дети. В семье было пятеро детей. Отец Антона был очень религиозным человеком, поэтому семья не пропускала ни одной службы в церкви — все пели в хоре. Как говорил сам Антон Павлович Чехов: «В детстве у меня не было детства».   В 1876 году отец из-за долгов вынужден был переехать в Москву. Антон остался один: он доучивался в гимназии, продавал оставшиеся вещи и подрабатывал репетитором. В 1879 году Антон Павлович приехал к семье в Москву и поступил в Московский университет на медицинский факультет. Денег в семье не хватало, у него с братом была пара сапог на двоих.   Тогда Чехов начинает писать юмористические произведения. В 1888 году в журнале «Стрекоза» появляются его первые рассказы под разными псевдонимами: Человек без селезёнки; Антоша Чехонте; Макар Балдастов; Брат моего брата и другими.   В 1884 году, окончив университет, Антон Павлович становится врачом. К тому времени он был уже известным писателем. Его рассказы «Хирургия», «Жалобная книга», «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий» станут известными произведениями. В 1890 году Чехов отправляется лечить людей на Сахалин. Писателя потрясла нищенская жизнь простого народа в Сибири. Он пишет девять очерков и объединяет их в цикл «Из Сибири». С 1890 по 1895 годы Чехов живет на Малой Дмитровке в Москве. Здесь он работает над книгой «Остров Сахалин», рассказами «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата № 6», а также встречается с известными людьми — писателями, актерами, художниками. С 1892 по 1899 годы Чехов решает заниматься только литературой. Он покупает дом под Москвой в Мелихово, строит школы, помогает нищим, работает участковым врачом, но главное — пишет не только рассказы, но и драматический произведения: «Чайка», Дядя Ваня», «Вишневый сад». Всего в этот период Чехов написал 42 произведения.   В 1901 году он женится на актрисе Московского Художественного театра Ольге Леонардовне КнИппер. Но семейное счастье было недолгим: у Чехова обострился туберкулез. По совету врачей писатель едет в курортный немецкий городок Баденвайлер. Здесь 2 июля 1904 года умирает великий писатель и драматург Антон Павлович Чехов.   За 25 лет творчества писатель создал около девятисот литературных произведений. Многие из них — классика мировой литературы. «Чехов умеет писать так, — утверждал Максим Горький, — чтобы словам было тесно, а мыслям просторно».
Кто из нас не знаком с выражением «Краткость – сестра таланта»? Эту фразу уже многие называют народной мудростью. А ведь она принадлежит Антону Павловичу Чехову. Из-под пера этого одаренного человека вышло много искрометных крылатых выражений. Смело можно сказать, что и вся жизнь Антона Павловича была искрометной, как и его юмор.  Решил стать образованным человеком – и стал врачом. Решил заставить засмеяться Россию над ее житейскими мелочами и случаями — и поныне читатели, открывая страницы рассказов писателя, смеются над сумбуром и неурядицей российской жизни.
Русский писатель Владимир Короленко вспоминал, как Чехов говорил ему: «Знаете, как я пишу свои маленькие рассказы?.. Вот. — Он оглянул стол, взял в руки первую попавшуюся на глаза вещь, — это оказалась пепельница, — поставил ее передо мною и сказал: — Хотите, — завтра будет рассказ...» Так появился рассказ «Пепельница». Такие рассказы-миниатюры являются ярким примером проявления комического в творчестве писателя.
Понятие «комическое» в литературе — это средство раскрытия жизненного противоречия путем осмеяния.   Основные виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм. Основа комического — несоответствие, нарушение нормы.   Это может быть выражено: x на языковом уровне (нелепицы, оговорки, имитация дефекта речи, акцента, не к месту звучащая иностранная речь);   x на уровне сюжетной ситуации (недоразумение: одного героя принимают за другого);   x на уровне характера (противоречие между самооценкой и произведенным впечатлением, между словом и делом, между желаемым и действительным).
Антон Павлович Чехов умел ловко подмечать несоответствия и недоразумения, особенно остро он чувствовал фальшь и никогда не проходил мимо этого. Вот идет по базарной площади Очумелов, главный герой рассказа «Хамелеон», в сопровождении рыжего городового, в руках которого решето с конфискованным крыжовником. На первый взгляд, ничего особенного не происходит. А читатель, зная, что каждая деталь в рассказах Чехова знаковая, понимает: сейчас что-то произойдет. Появляется следующий герой с не менее говорящей фамилией — Хрюкин. И действие начинает развиваться. С одной стороны, Очумелов — добросовестный надзиратель порядка, с другой стороны, Хрюкин — полупьяный пострадавший. Но есть и еще одна сторона — жалкая собачонка, цапнувшая Хрюкина за палец. Дело оказывается настолько запутанным, что полицейскому несколько раз приходится менять выдвинутые им обвинения то в адрес Хрюкина, то в адрес хозяина собачонки. Самое главное не в том, чтобы справедливо вынести вердикт чьей-то виновности, главное для Очумелова — не попасть впросак с хозяином беззащитного щенка! Художественная деталь — пальто — четко показывает состояние полицейского:   «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто…»  Сначала читателю весело следить за манипуляцией с пальто, затем становится грустно. Как же надо себя не уважать, чтобы лебезить не перед генералом, а перед его собачонкой!
Грустно становится читателю и после прочтения рассказа «Злоумышленник». Судят Дениса Григорьева, деревенского мужика. Его злой умысел кроется в том, что он откручивал гайки на рельсах железной дороги. Правда, сам он не видит в этом ничего предосудительного. Гаек в рельсах много, а для невода, которым он ловит рыбу, лучшего грузила не найти. И как бы судья ни объяснял мужику, что его действия опасны: может поезд с рельсов сойти и погибнут люди, Денис Григорьев упорно утверждает, что у него и в мыслях этого нет, а вот невод без гаек непригоден для ловли рыбы.   Сначала такая наивность вызывает снисходительный смех: бедный, безграмотный мужик, что он может понимать! Но потом становится уже не грустно, а страшно. Такие неводы Григорьев продает господам в деревне. Что же, и они безграмотные и ничего не понимают?   Каким будет приговор — неизвестно. Скорее всего, и Чехов не ставил задачи вынести приговор. А вот заставить задуматься читателя и вынести приговор России, наверное, Антон Павлович желал.

Билет 14


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 464; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!