Внеклассная работа по литературе



Одним из важных средств эстетического и нравственного воспитания детей, развития их познавательных интересов являются литературные вечера.

Готовиться к вечеру следует заблаговременно, чтобы в итоге получилось единое представление, а не концерт из отдельных номеров. Подготовительный период очень важен. Ведь мало поручить учащимся выучить наизусть стихи поэта, а потом проверить знание текста. Помочь ребятам понять смысл произведения, его подтекст, расставить акценты, глубоко прочувствовать каждую строку, каждое слово - вот главное, что необходимо в работе со школьниками при подготовке к вечеру. Письма, воспоминания в случае крайней необходимости можно читать с написанного, а вот стихотворения - ни в коем случае.

Подготовить к восприятию темы, выбранной нами, отчасти поможет и эмоциональное погружение в атмосферу мастерской - составление композиции. Каждая композиция сопровождается небольшим режиссёрским комментарием, где прослеживаются возможные формы осуществления творческого замысла. Надо помнить, что эти комментарии не безусловны, ведь выбор музыкального, художественного оформления - тонкий процесс индивидуального творчества, где каждый из участников может внести своё предложение. Как правило, композиции построены в форме либо диалогов, либо монологов лирических героев. В осуществлении замысла постановки важно эмоциональное единство всех участников - это и есть залог цельности спектакля и радости совместного творчества.

После программ, посвященных поэтам (А. Блоку, М. Ц Цветаевой, А. Ахматовой и др.), можно устроить чтение стихов этих поэтов всеми желающими. Полезно предложить викторину “Продолжить стихотворение”: один из участников декламирует первую строку, другой - вторую и т. д. Желательно, чтобы вечера проходили в непринужденной атмосфере и не были бы “мероприятиями” в плохом смысле этого слова. Ведь цель их - развитие интеллектуальных способностей детей, а также речевой культуры.

Постановке спектакля предшествует предварительная беседа о предмете постановки, проводится индивидуальная работа по выбору, обучение выразительному чтению произведений. Исполняя роль, школьник добровольно принимает и присваивает свойственные ей положительные черты. Так формируется умение поступать в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Разнообразие театрализованных представлений, использование в процессе работы над их постановкой различных средств выразительности, особая атмосфера творчества и радости от

достигнутых результатов позволяет использовать спектакли, литературно-музыкальные композиции, литературные вечера, гостиные в целях всестороннего воспитания и развития интереса школьников к предмету “Литература”.

Составить план обзорного урока по изучению лирики одного из поэтов Серебряного века (на выбор). Указать виды деятельности школьников.

Тема урока:Серебряный век русской поэзии. Творчество Зинаиды Гиппиус в констексте литературного движения эпохи. 11 кл.

Цель урока:

· познакомить с творчеством поэта-символиста З.Гиппиус;

· дать представление о философской основе творчества, излюбленных художественных приемах;

· продемонстрировать отличия стихотворений З.Гиппиус от стихотворений представителей других модернистских течений.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Методические приемы: сообщение ученика в форме презентации, аналитическая беседа.

План урока.

1. Вступительное слово учителя.

2. Сообщение ученика в форме презентации:

1) Биография З.Н.Гиппиус.

2) Философская основа творчества.

3) Особенности лирики.

4) Чтение наизусть стихотворения З.Н.Гиппиус.

3. Чтение и анализ стихотворения З.Гиппиус “Перебои”.

4. Вывод по уроку. Место, занимаемое З.Гиппиус в поэзии начала ХХ века, особенности ее поэзии.

5. Домашнее задание. Сделать письменный анализ стихотворения З.Гиппиус “Песня”.

№ 14

Методика преподавания литературы как наука. Предмет, содержание, методы исследования. Актуальные проблемы методики преподавания литературы.

«Все методики, какой бы учебной дисциплины они ни касались, сходны между собой в том, что они в определенной последовательности рассматривают принципы, материал и методы работы учителя, отвечают на три основных вопроса: зачем, что и как?» Это определение Голубкова остается одним из наиболее четких и точных определений методики в методической литературе.

МПЛ – педагогическая наука, предметом которой является общественный процесс воспитывающего обучения школьников литературе как учебному предмету и задача которой состоит в открытии закономерностей этого процесса с целью более глубокого правильного руководства им.

Предмет методики. Предмет научного исследования в методике – обучение учащихся литературе как учебному предмету.

Основная задача МПЛ как науки – открытие закономерностей процесса изучения литературы в школе, которые не сводятся к литературоведческим, дидактическим и психологическим.

Литературоведение изучает закономерности развития художественной литературы, дидактика – общие закономерности обучения, психология – закономерности психической деятельности человека. С этими науками методика непосредственно соприкасается, опирается на их данные, но решает при этом свои специфические задачи. На основе открытия закономерностей процесса обучения методика разрабатывает основные принципы преподавания, а также частные правила, представляющие собою исходные данные для руководства практикой.

Методы исследования.

1. Метод срезов, или метод массового одновременного опроса.

2. Метод целенаправленного наблюдения.

3. Метод естественного эксперимента (близок к методу наблюдений).

4. Лабораторный эксперимент.

Методы наблюдений и эксперимента требуют предварительной и последующей теоретической работы.

В разработке методологии преподавания литературы за основу взято «развивающее образование». В совершенствовании программ предпочтение отдано идее их концентрического построения.

Новое содержание образования связано с поисками новых методов преподавания, новых подходов к содержанию и структуре урока литературы.

Поскольку проблема чтения, формирования читателя, его духовного мира продолжает быть едва ли не самой актуальной научной проблемой, в методической науке предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим целостность восприятия художественного текста, его глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя. Не случайно основой базового компонента литературного образования названы чтение и изучение художественного произведения, его толкование.

Уже в 1-4 классах учитель стремится воспитать читателя, способного к личностному восприятию, чуткому к слову автора. В 5-9 классах постепенно происходит освоение литературы в движении, в контексте культуры. В 10-11 классах школьники начинают сознательно относиться к процессу познания фактов искусства, что реализуется на уроках интерпретации и анализа литературных текстов.

В связи с новыми стандартами образования отмечается пробуждение интереса к чтению книг, опора на читательские впечатления, осознание «художественной ценности и непреходящего общечеловеческого значения произведений», выбор различных методов обучения и форм урока. Особо хотелось бы подчеркнуть, что наряду с термином «анализ» многие «все чаще говорят: чтение и осмысление, интерпретация или толкование текста».

Составить темы сочинений по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (10 класс). Охарактеризуйте основную мысль и примерный план сочинения по одной из тем.

Роль эпилога в романе «Преступление и наказание»

Значение снов в романе «Преступление и наказание»

Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»

Преступление и Наказание Родиона Раскольникова

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.

№ 15


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 649; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!