Каковы особенности композиции 28-й главы?



3. Где в эпилоге сильнее звучат лирические мотивы, а где иронические?

4. Как изменяется авторская интонация в последнем абзаце романа?

Обратим внимание на изменения авторской интонации в эпилоге. Записываем в тетради следующий вопрос: «О ком из героев писатель рассказывает с явной иронией, то усиливая ее, то уменьшая?» Доказывая свое мнение, ученики находят строки, посвященные Петру, княжне X., а также Одинцовой. Особенно внимательно нужно перечитать предложение, посвященное Анне Сергеевне и ее мужу: «Они живут в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до счастья... пожалуй, до любви». Тонкая тургеневская ирония улавливается не сразу, а только лишь при внимательном перечитывании этих страниц. Более того, можно обратить внимание класса и на еще одну особенность этой части эпилога: о дальнейшей судьбе Одинцовой рассказывается в том же абзаце, где повествуется о Петре и его выгодной женитьбе.

Продолжая беседу, спросим учеников: «В каких предложениях эпилога мягкий юмор сменяется едкой сатирой и даже сарказмом?» Попросим привести примеры из абзаца, посвященного мнимым ученикам Евгения.

Отметим и еще некоторые художественные приемы, использованные автором в самом конце романа. Предложим ученикам найти самостоятельно в тексте повторы, восклицания, вопросы. Все эти приемы передают драматизм раздумий автора, искренность его чувств. Более сложным может оказаться задание, связанное со своеобразием авторского стиля. Попросим найти в эпилоге двойные и даже тройные эпитеты («святая, преданная любовь», «страстное, грешное, бунтующее сердце») и подумать, какова их роль в тексте.

Ученики приходят к выводу о том, что так можно писать лишь о дорогом и очень близком человеке. И хотя возможны различные объяснения последних строк романа, несомненно одно - автор, прощаясь со своими героями, еще раз отчетливо выразил свое к ним отношение.

№ 3

1. Методы и приемы преподавания литературы в школе, классификация методов обучения, их взаимосвязь.

Вклад в классификацию методов внесли Голубков, Никольский, Ионин. По Голубкову метод обучения - такой способ обучения, который применяется систематически и оказывает более влияние на общее направление педагогической работы, выделяет 3 основных метода:

1) лекция - сообщение нового материала и выразительное чтение и рассказ учителя (элементы беседы, риторические вопросы, работа над планом и записью лекции, использование наглядности).

2) беседа - анализ произведения (умелая постановка вопросов, вводное и заключительное слово учителя).

3) самостоятельная работа учащихся - устные доклады и письменные сочинения (предварительная работа над планом, помощь учителя). Прием - составная часть метода, каждый метод располагает соответствующим приемом. В основе классификации Голубкова - источник знаний. Она не учитывает логико-познавательной деятельности, этапов работы над художественным произведением - не прижилась.

В основе классификации Кудряшева - логико-познавательная деятельность учащихся при направляющей роли учителя. Метод - система последовательно взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Методы:

1) Творческое чтение. Цель - активизация художественного восприятия. Приемы - выразительное чтение, комментированное чтение, беседа, творческое задание, создание проблемных ситуаций. Виды деятельности учеников - чтение, заучивание, слушание, составление плана.

2) Эвристический - поиск учащимися ответа на вопросы. Приемы - построение системы вопросов, заданий, создание проблемных ситуаций. Виды деятельности учеников - подбор художественного материала, пересказ с элементами анализа, анализ эпизода, образа, составление плана.

3) Исследовательский. Цель - развить умение самостоятельного анализа литературного произведения. Приемы - постановка проблемных вопросов, формирование исследовательских заданий, составление списка литературы по проблеме. Виды деятельности учеников - самостоятельный анализ части или целого художественного произведения, сопоставление и оценка разных видов интерпретаций текста.

4) Репродуктивный - подача знаний в готовом виде, проблемный способ изложения. Приемы - лекция, самостоятельная работа с литературой. Виды деятельности учеников - запись плана или конспекта, работа по учебнику, подготовка доклада. Возник еще

5) Комбинированный.

Никольский (литература воздействует на воображение и чувства читателя) выделял 2 группы методов:

1) Эмоционально-образное постижение произведений. Приемы - выразительное чтение учителя и учащихся, заучивание, пересказывание, художественное иллюстрирование;

2) Истолкование произведений. Приемы - комментированное чтение, беседа, слово учителя.

Ионин строит классификацию на определении характера совместной деятельности учителя и учащихся. Методы:

1) Художественная интерпретация - ученик становится чтецом-

интерпретатором, а учитель - режиссером.

2) Критико-публицистический - формирование определенного типа читателя-критика.

3) Литературный поиск - развитие школьного литературоведения, исследовательских возможностей школьников.

Приемы обучения. Их несколько десятков. Основные:

1) Рассказ учителя - повествовательное изложение содержания изучаемого материала. Должен обеспечивать достижение целей, содержать достоверные факты, достаточное количество примеров, иметь четкую логику, доступный язык.

2) Лекция - выстраивает систему знаний, обладает особой убедительностью и формирует мировоззрение; вызывает эмоционально-эстетическое отношение учащихся; средство формирования устной и письменной речи; средство стимулирования самостоятельной работы. Два вида - лекционный цикл для параллели и урок-лекция.

3) Справка (биографическая, историческая, культурно-бытовая) 2-4 мин. Цель - ввести в эпоху, дать представление о быте, культуре. Достоверность, убедительность, доступность. Стиль - научно-популярный.

4) Словарная работа - толкование слов учителем, обращение к словарям, толкование слов учащимися, запись толкования слов на доске, самостоятельная работа учащихся по словарям.

5) Беседа - диалогический метод. Учитель с помощью вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит их к пониманию нового материала. Виды - вводная, эвристическая - аналитическая, заключительная - обобщающая. По форме - индивидуальная (вопросы для одного ученика), групповая, фронтальная - для всего класса.

6) Работа с книгой. Две формы - под руководством учителя и самостоятельная. Ученики овладевают новыми знаниями и навыками работы с книгой.

7) Пересказ - способствует усвоению и пониманию текста + развитие речи. Виды - подробный, сжатый, выборочный, художественный.

Составить вариант планирования системы уроков по одному из разделов программы для средних классов. Показать, как осуществляется принцип преемственности в изложении материала.

Литература за 7 класс. Учебник под редакцией Коровиной.

Раздел «Из русской литературы xix века».

Ø Александр Сергеевич Пушкин (5 ч.). Краткий рассказ о поэте. «Полтава»( «Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн ... »), «Песнь о вещем Олеге». «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений. «Станционный смотритель» (принцип преемственности в локальном смысле, то есть уже в «Медном всаднике» была затронута и освещена тема» маленького человека», которая дополняется и разворачивается за счёт изучения «Станционного смотрителя»).

Ø Михаил Юрьевич Лермонтов (3 ч.). Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества (Устное народное изучается со вемён начальнй школы – освоенный материал. Принцип приемственности). Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива ... », «Молитва», «Ангел».

Ø Николай Васильевич Гоголь (5ч.) .Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба».

Ø Иван Сергеевич Тургенев (3 ч.). Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. «Бирюк». Для чтения и обсуждения.

Ø Николай Алексеевич Некрасов (2 ч.). Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» ("Княгиня Трубецкая"). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь.«Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза. Для чтения и обсуждения.

Ø Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч.). Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира и юмор в «Повести ...». «Дикий помещик». Художественное мастерство писателя-сатирика в обличении социальных пороков.

Ø Лев Николаевич Толстой (2 ч.). Краткий рассказ о писателе. «Детство».

Ø Антон Павлович Чехов (2 ч.).Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова.

Ø Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, И.А.Бунин и др.). Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

№ 4


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 964; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!