Философия и методология науки 14 страница



98 См., например,: Авенариус Р. Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры силы. - СПб., 1913.

99 Планк М. Единство физической картины мира. - СПб., 1910. С. 31.

противники Маха не подозревали, насколько они сами пропитаны его идеями, «всосав их с молоком матери»100.

По ряду гносеологических вопросов примыкал к эмпириокритицизму из­вестный французский математик и физик Анри Пуанкаре. В книге "Ценность науки" (1905) он формулирует известное положение о том, что прогресс в науке подвергает опасности самые устойчивые принципы - даже те принципы, кото­рые считались основными. Оказывается, что скорость света не зависит от ско­рости источника света. Третий закон Ньютона попадает под угрозу ввиду того факта, что испускаемая радиопередатчиком энергия не обладает массой покоя, и эквивалентность действия и противодействия отсутствует. Геометрия Евк­лида не есть единственно возможная геометрическая система. В итоге - кризис математической физики на рубеже XIX - XX вв.

Это дало основание утверждать, что законы природы следует понимать как конвенции, т. е. условно принятые положения. Именно это понятие закона как условно принятого положения, конвенции, стало ведущим понятием гносе­ологической концепции Пуанкаре, получившей название «конвенционализм». «Эти конвенции являются произведениями свободной деятельности нашего духа, который в данной области не знает никаких препятствий. Тут он может утверж­дать, так как он же и предписывает.»101. Сторонники философии махизма рас­пространили конвенционализм из сферы математики и логики на всю науку.

«Наивный» эмпиризм первого позитивизма трансформировался в «мето­дологический», «радикальный» эмпиризм второго позитивизма102, и позити­визм стал «философией чистого опыта». В отличие от первого позитивизма эм­пириокритицизм сводил философию к психологии познания, утверждал, что ко­ренные философские вопросы неразрешимы из-за слабости и ограниченность человеческого разума. Если Конт считал, что философия есть особая наука, то Авенариус заявлял, что философия «не есть наука в собственном смысле этого слова», она «научное мышление».

6.3.3. Неокантианство

Позитивизм с его установками на эмпиризм не давал возможности решить проблемы обоснования математического и математизированного знания. Го­ловокружительный взлет математизированной теоретической физики, начатый в области учения об электричестве Максвеллом, а в термодинамике Больцманом, Гиббсом и Максвеллом, которые по сути были антисозерцательными, т.е. вступали в конфликт с установками эмпириокритицизма, привел к снижению авторитета философской платформы Маха. Вопрос о базисе ощущений физи­ческого знания для теоретической физики не был главным: в качестве своей эм­пирической основы она рассматривала количественные результаты эксперимен­та, а не его чувственно-наглядные характеристики. С созданием геометрии Римана и Лобачевского стало очевидным, что геометрия Евклида не является единственно возможной. Возникли значительные затруднения в связи с попыт­ками дать обоснования всего математического знания и введением понятия ак­туальной бесконечности.

100 Холтон Д. Эйнштейн о физической реальности. - Эйнштейновский сборник. 1969-1970 гг. - М., 1970. - С. 209.

101 См.: Пуанкаре А. Ценность науки // Пуанкаре А. О науке. - М., 1990.

102 Радикальный эмпиризм выступает против теоретической нагруженности фактов, теоретического мышления вообще, отрицает его конструктивный характер.

Все это приводит к возвращению к идеям И. Канта103, возникновению осо­бого философского течения - неокантиантства (60-е годы ХК в., Германия).

Так же как и позитивисты, неокантианцы утверждали, что познание есть дело только конкретных, «позитивных» наук. Философию в смысле учения о мире в целом они отбрасывают как «метафизику». Она, на их взгляд, должна ограничиться методологическими вопросами, не затрагивая мировоззренческих. Философия должна выступать логикой науки, исследовать сам процесс научно­го познания (и прежде всего, математического естествознания).

Неокантианцы сосредоточили внимание на активной, творческой, конст­руктивной деятельности разума, усматривая в ней основу всякого научного по­знания. Научное познание трактовалось как логический процесс, как чисто по­нятийное конструирование предмета104. Чувственные элементы познания отбра­сывались. «Мы начинаем с мышления. У мышления не должно быть никакого источника, кроме самого себя», считал Коген. И в исследовании конструктив­ной деятельности разума они достигли немалых успехов, зафиксировав ряд важ­ных моментов в механизмах научно-исследовательской работы ученых-теоре­тиков. Неокантианцы математизировали философию Канта, интерпретируя кан-товскую «вещь в себе» как математический предел, к которому стремится процесс познания, но никогда его не достигает.

В рамках неокантианства сформировалось две научные школы - Марбургская школа - Герман Коген, Паулъ Наторп, Эрнст Кассирер и Баденская школа -Вилъгелъм Винделъбанд, Генрих Риккерт.

Марбургская школа особое внимание обращала на изучение логических оснований философии И. Канта, отстаивая первенство «тео­ретического» разума над разумом «практическим», ставя в центр сво­их интересов метод интерпретаций явлений культуры, конституиро­ванных в сферах морали, искусства, права, религии, науки. При этом марбургская школа рассматривала математику как образец для социо-гуманитарного знания: способы образования понятий в математике полагались в качестве эталона для образования понятий вообще.

Основатель марбургской школы Герман Коген105 рассматривал научное зна­ние как абсолютно самостоятельную и постоянно развивающуюся систему, в рамках которой развертывается все разнообразие отношений между познанием и действительностью, субъектом и объектом. Коген отстаивал положение Кан­та о том, что вне знания нет ничего, поэтому сравнить знание не с чем. Делая акцент на логической стороне кантовского учения, он трактовал познание как чисто понятийное конструирование предмета. Коген утверждал, что чистое мыш­ление само строит свой предмет. Поэтому предмет субъекту «задан», но не «дан». Познаваемая действительность в его понимании - не данность, а «переплетение отношений»,

103 Лозунг "Назад к Канту!" был сформулирован в 1865 г. О. Либманом, опубликовавшим книгу " Кант и эпигоны".

104 Основную заслугу Канта один из основателей неокантианства Ф.А. Ланге видел в обосновании утверждения о том, что не наши представления согласуются с познаваемыми предметами, а наоборот. По мнению Ланге, физиология органов чувств показала, что то, что Кант называл априорными формами познания, вытекает из психофизиологических особенностей человеческого организма и поэтому нет оснований полагать, что действительность такова, какой мы ее воспринимаем.

105 Герман Коген (1842 - 1918) - немецкий философ, возглавил после смерти Ф. Ланге кафедру философии в Марбургском университете. Основная работа, в которой изложены его оригинальные идеи - " Логика чистого познания" (1902).

заданное наподобие математической функции. Действительность -лишь форма, в которой мыслится знание, поэтому любое изменение знания ве­дет к изменению действительности, но не наоборот.

Полнота знания гарантирует полноту существования предмета. Филосо­фия трансформировалась Когеном в логику чистого познания, ориентирован­ную на поиски внутреннего систематического единства знания. Она должна ус­тановить основания этой заданности, определяя через категориальный синтез, протекающий по априорным законам мышления, тот первоначальный импульс, который привел к развертыванию самого мышления. Природа синтеза обуслов­ливает то, что предмет познания всегда остается незавершенным, стремясь к абсолютной полноте и сущностному становлению. Становление предмета со­впадает с процессом познания, в результате которого неопределенный предмет постепенно определяется, оставаясь, однако, всегда незавершенным и откры­тым для новых серий определений в последующих синтезах.

Пауль Наторп106 также принадлежал к марбургской школе. Трактуя фило­софию как метод достижения позитивного знания, Наторп разрабатывал кон­цепцию панметодизма, доказывая, что мышление имеет основания и источник в себе самом. Философия - не позитивное знание о мире, отмечал Наторп, а метод постижения этого знания. Философия выступает как логика науки и преж­де всего математизированного естествознания.

Рассматривая познание как последовательную реконструкцию актов, в ко­торых субъект осознает сам себя в отличие от положенного им предметного мира, Наторп разработал социальную педагогику, целью которой стало вклю­чение человека в контексты мировой культуры, эволюционирующей к идеаль­ному обществу, в котором личность выступает как самоцель.

Неокантианство традиционно проявляло большой интерес к культуре, по­нимаемой как совокупность духовных способностей человека, которые дают ему возможность воспринимать мир, обладающий смыслом. В кантианстве культу­ра становилась истинным предметом «наук о духе», требующих для своего ис­следования разработки новых специальных познавательных методов. «Науки о духе» должны, используя специальные методы, во-первых, изучать символичес­кие формы, непосредственно создающие человеческую культуру, а, во-вторых, исследовать те инструменты, механизмы, способы символизации, которые оп­ределяют человеческое видение мира. Они выступают как априорные условия взаимодействия человека с действительностью, а сама действительность - это результат культурной символизации.

Такие антипозитивистские и антинатуралистские установки неокантиан­ства нашли наиболее последовательное воплощение в творчестве одного из круп­нейших представителей марбургской школы - Эрнста Кассирера107 автора книг «Философия символических форм», «Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры» и многочисленных культурологических и историко-фи­лософских работ.

В центре внимания Кассирера, как и других представителей неокантиан­ства, конструктивно-конституирующая роль разума, полагающего предмет соб­ственного исследования. При этом предмет следует понимать «не как суб

106 Пауль Наторп (1854-1924) - немецкий философ. Основные работы: "Кант и марбургская школа", "Социальная педагогика".

107 Эрнст Кассирер (1874-1945) - немецкий философ и культуролог. В течение двадцати пяти лет преподавал философию в университетах Берлина и Гамбурга. После прихода Гитлера к власти эмигрировал в США, где активно работал в Йельском и Колумбийском университетах.

стан­цию, лежащую по ту сторону всякого познания, а как объект, формирующийся в прогрессивном опыте». Важно подчеркнуть, что предмет науки эволюциони­рует и неразрывно связан с субъектом, который вписан в определенную социо­культурную познавательную ситуацию. Наука, следовательно, должна изучать не субстанцию, а законы, связи и отношения; не данное, а заданное, т.е. функци­ональные зависимости.

Познать, считает Кассирер,- значит найти ряд, в который вписывается элемент, и конституировать принцип этого ряда. Мышление при этом рассматривается как ряд опосредований. По его мнению, всякое теоретическое определение связано с тем, что мысль, вместо того, чтобы непосредственно обращаться к действи­тельности, устанавливает систему знаков и употребляет их в качестве пред­ставителей предметов. По сути Кассирер вводит понятие знака-символа как кон-ституирующе-конституируемого посредника в актах мышления. Это приводит к «освобождению» от образности науки, что ведет к плюрализации теоретичес­ких картин реальности, плюрализации философии, осуществляющей рефлексию над наукой. Поэтому объективность научного познания должна быть рассмот­рена внутри субъективности мира культуры, а следовательно философию нельзя редуцировать к методологии естествознания. Поэтому логика развития самой философии, с его точки зрения, предполагает ее эволюцию от философии науки к философии культуры и философской антропологии.

Построенные на основе богатого культурного материала, книги немецко­го философа отразили потребность в осмыслении информационно-коммуника­тивных функций культуры. Проблема передачи и сохранения больших блоков информации, ее более или менее верной интерпретации и степень ее усвоения неизбежно приводила к вопросу о природе символа и его месте в системе куль­туры. Человеческая способность к символизации стала рассматриваться как основа культурной деятельности. Сам символ выступает как априорная форма, конституирующая действительность. Символическая форма коммуникации, сделавшая возможным присвоение индивидуального опыта, превращение его во всеобщий, стала осознаваться как основа и условие производства, сохране­ния и ретрансляции культурных ценностей.

Задача философии в этом случае - выяснить правила символического функци­онирования в разных сферах культуры (язык, миф, искусство, религия, история, наука). Вопрос о реальности вне символических отношений во внимание не прини­мается. Предельно культура понимается как иерархия символических форм, что, собственно, снимает антиномию «хаоса жизни» и «ее символического отражения», ограничивая действительность миром символов, как синтезом чувственного мно­гообразия без решения вопроса об объективных основаниях символических форм.

Символ, понимаемый как способность вещей, образов, действий, явлений выражать идеальное содержание, определенную идею, указывать на «нечто», играет в культуре огромную роль. Для Кассирера символ - это прежде всего форма самопознания человеческого духа. Результаты этого процесса воплоща­ются в символических формах - сферах культуры. Овладевая символами куль­туры, т. е. творя, субъект обретает и самого себя как свободного деятеля.

В отличие от марбургской школы неокантианства Баденская школа108 основное внимание уделяла психологическому истолкованию философии И. Канта, утверждая приоритет практического разума и обосновывая трансцендентальную, значащую природу ценностей, поэтому в центре исследований баденской школы была аксиологическая, культурологическая, антропологическая проблематика.

108 Земля Баден в Германии, на территории которой находится Фрейбургский университет, где работали основные представители этой школы Виндельбанд и Риккерт.

Ее представители ставили задачу создать методологию исторической на­уки и исторического познания в целом, разработать теорию ценностей и пони­мания, стремясь отделить ее от наук о природе и доказать, что логический ме­тод, которым пользуется естествознание, совершенно не применим в историчес­кой науке, в науках о культуре. В качестве логики «наук о духе» рассматривается этика или аксиология.

У истоков Баденской школы стоял Вильгельм Виндельбанд (1848 - 1915). Отвергая традиционное представление о философии как науке о наиболее об­щих законах действительности, он утверждает, что философия может продол­жать существовать как учение об «общезначимых ценностях». Следуя духу кантовского различения теоретического и практического разума, Виндельбанд про­тивопоставляет философию как чисто нормативное знание, основанное на оценочных суждениях и познании должного, опытным наукам, основанных на теоретических суждениях и эмпирических знаниях о действительности (как о сущем). Ценности (истина, благо, красота, святость) - это то, с помощью чего, по мнению Виндельбанда, конструируется и объективный мир научного позна­ния, и культура.

Для наук о природе свойственен номотетический метод, ориентированный на прояснение и установление законов. Для наук о культуре характерен идиографический метод, связанный с прояснением неповторимых явлений действи­тельности.

Виндельбанд считал, что цель философии - создание новой методологии109, науки об общеобязательных ценностях, обуславливающих нормы и правила в эстетических, научных, этических, религиозных сферах.

Он отмечал, что одной из особенности такой методологии является разработка трансцендентального метода, метода, который рассматривает отнесенность к ценностям как необходимую черту историко-культурного познания. Поэтому определяющим значением обладает не знание само по себе, а понимание и создание новой понимающей науки. В основе последней должно лежать стремление понять смысл совершаемого человеком в различных культурно-исторических контекстах, в различных сферах жизнедеятельности. Каждой из них соответствуют своя система ценностей.

Особое значение для развития Баденской школы имели работы Генриха Риккерта (1863-1936), который, разделяя идеи Виндельбанда, доказывая, что фило­софские проблемы суть проблемы аксиологические.

Цель философии - нахождение единого принципа, смысл и сущность кото­рого раскрывается в системе ценностей. Риккерт подчеркивал, что главное - не только установить, каков мир в действительности, но и каковы ценности, кото­рые придают ему смысл, т. к. философия наука о целостном человеке и его от­ношении к миру. Мир, согласно Риккерту, не может быть предметом познания в силу своей иррациональности.

Процесс, делающий возможным его относительное познание, определяет­ся трансцендентальным долженствованием - необходимостью, заставляющей

109 Решающим в различении "наук о природе" и "наук о духе" Виндельбанд считал различие по методу.

человека утверждать или отрицать что-либо по отношению к предмету, вынося его оценочное суждение. При этом субъективизм снимается у Риккерта утверж­дением примата этически ориентированного практического разума по отноше­нию к познавательно ориентированному, теоретическому разуму.

В процессе познания предмет при помощи системы категорий, обретает форму правил и норм, требующих признания. Поэтому истина определяется Риккертом как согласованность понятий между собой, содержание которых детерминиру­ется значимостью, обусловленной теоретической ценностью. Риккерт полагал, что ценность проявляется в мире как объективный смысл. При этом смысл выс­тупает своеобразным посредником между бытием и ценностями. Трактовка Риккертом действительности как иррационального, непосредствен­ного бытия привела к ее пониманию как гетерогенного и континуального образо­вания. Его познание (рационализация иррационального) могло осуществляться двумя путями: разнородная непрерывность действительности могла быть офор­млена либо в однородную непрерывность, либо в разнородную прерывность. С пер­вым были связаны науки о природе, со вторым - науки о духе (или о культуре). Риккерт полагал, что науки о природе генерализируют понятия, а науки о куль­туре их индивидуализируют.

Неокантианство внесли существенный вклад в философию языка, филосо­фию мифа, философию культуры.

6.3.4. Прагматизм

Прагматизм - философское течение, возникшее в конце XIX в. и получив­шее наибольшее распространение в США.

Своим рождением прагматизм обязан деятельности небольшой группы на­учных работников, собиравшихся в начале 70-х гг. Х1Х в. в Кембридже (штат Массачусетс), названной Пирсом «Метафизическим клубом». В 1871 г. Чарлз Пирс (1839-1914) выступил с докладом, содержавшим основные идеи прагма­тизма, а в конце 1878 г. изложил их в статьях «Закрепление верования» и «Как сделать наши идеи ясными», опубликованных в «Популярном научном ежеме­сячнике». В то время эти статьи остались незамеченными. В 1898 г. психолог и философ Уильям Джеймс (1842-1910) в статье «Философское понятие и практи­ческие результаты» возродил и развил идеи Пирса, придав им более популяр­ную форму. После этого прагматизм стал предметом оживленных философских дискуссий. В начале XX в. к прагматизму примкнули Джон Дьюи (1859-1952) и Джордж Герберт Мид (1863-1931), с конца 80-х гг. ХХ в. идеи прагматизма за­нимают большое место в работах Ричарда Рорти (р. 1931), Хилари Патнэма (р. 1926) и др.

Прагматизм, также как и позитивизм, и неокантиантство, стремился отка­заться от ряда основополагающих идей предшествующей классической филосо­фии. Его сторонники утверждали, что философия должна быть не размышлени­ем о первоначалах бытия и познания, а общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ("проблемных") ситуа­циях, в процессе их практической деятельности в изменяющемся мире. Они пред­ложил совершенно новый тип философского мышления, исходящий из своеоб­разного понимания человеческого действия, ставшего той осью, вокруг кото­рой формируются все философские понятия и концепции. Поскольку действие в той или иной форме является основной формой жизни (жизнедеятельности) человека, а само оно имеет преимущественно не рефлекторный, а сознательный

< нет текста >

Идеи, понятия и теории - лишь инструменты, орудия или планы действия. «Научные понятия суть интеллектуальные инструменты для направления на­шей активности по отношению к существованию», «все понятия, все интеллек­туальные описания должны быть сформулированы в терминах операций, акту­альных или возможных в воображении» (Дьюи). Их значение сводилось к воз­можным практическим последствиям. В качестве метода познания прагматизм был предназначен, по мнению Джеймса, для улаживания философских и иных споров путем выявления практических последствий каждого учения, их сопос­тавления и оценки. Соответственно, истина определялась как успешность или работоспособность идеи, как ее полезность для достижения той или иной цели, которую ставит и осуществления которой добивается человек. Успех абсолюти­зируется и превращается не только в единственный критерий истинности идей, но и в само содержание понятия истины.

Таким образом, в концепции Дьюи, как и во всем прагматизме, процесс познания изменяет познаваемый предмет, если и не создает его. Наука стано­вится лишь умением решать проблемы, а ее цель - обслуживание индивидуаль­ных или групповых интересов, связанных с текущим моментом.

Возможность функционирования «метода науки» или «метода разума» Дьюи связывает с демократическим устройством общества, предоставляющим свобод­ным индивидуумам широчайшие возможности как для социального, так и для иного экспериментирования и непрерывного улучшения жизни общества, так что «сам рост есть единственная моральная цель». При решении социальных проблем Дьюи считал особенно опасным стремление руководствоваться заранее установ­ленными конечными целями или идеалами, которые определяют наше поведение.

К концу 30-х годов ХХ в. прагматизм утратил свою привлекательность. Одной из причин этого с точки зрения Р.Дж. Бернстайна было влияние фило­софов-неопозитивистов, бежавших в США от фашизма в Германии (Рейхенба-ха, Карнапа, Гемпеля) и влияние Оксфорда и Кембриджа на философскую мысль США (Дж. Мура, Б. Рассела, Л. Витгенштейна). В них привлекало основатель­ное знание естественных наук, превосходная логическая выучка, умение выст­раивать точную и основательную аргументацию.

Рекомендованная литература:

1. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. - М., 1985.

2. Мах Э. Познание и заблуждение. - М., 1905.

3. Позитивизм и наука. - М., 1979.

4. Пуанкаре А. О науке. - М.,1990.

5. Философия в современном мире. Философия и наука. - М., 1972.

6. Философские проблемы естествознания. Учебное пособие. - М., 1985.

7. Философский энциклопедический словарь. - М., 1986.

Контрольные вопросы:

1. Какие исторические формы взаимосвязи философии и науки Вы знаете?

2. Охарактеризуйте особенности натурфилософии как исторической фор­мы взаимосвязи философии и науки.

3. Чем обусловлено возникновение в середине Х1Х в. позитивистской фи­лософии?

4. Охарактеризуйте основные особенности философии О. Конта.

5. Чем отличается новая форма позитивизма - махизм - от "первого" пози­тивизма?

6. Охарактеризуйте особенности философии неокантианства.

7. Какие особенности характерны для прагматизма в его понимании фило­софии и науки?

 

Раздел 7.

Философия науки в XX в

Неопозитивизм

Постпозитивизм

Антипозитивистские концепции в философии науки XX в.

Неорационализм

- Концепция «нового рационализма» и «нового образа» науки Г. Башляра

- Структурализм и постструктурализм

- Философия процесса А.Н. Уайтхеда

Феноменология

Герменевтика

7.1. Неопозитивизм

К началу XX в. и в его первой трети происходит становление теории относительности и квантовой механики, усиливаются процессы математизации и формализации естествознания, осознается зависимость способов рассмотрения действительности от типов языка, от экспериментальной ситуации, в которой находится объект исследования. Позитивизм как философия науки вынужден трансформироваться, стремясь ответить на новые проблемы, возникшие в раз­витии науки в 20-30-е годы ХХ в.

Суть этих проблем заключалась, прежде всего, в необходимости осмысления роли знаково-символических средств научного мышления в связи с математизацией и формализацией научных исследований; отношения теоретического аппарата науки и ее эмпирического базиса; необходимости анализа структурных характеристик научного исследования - соотношение анализа и синтеза, индукции и дедукции, логики и интуиции, открытия и обоснования, теории и фактов; решении проблемы демаркации - отделения науки от метафизики.

Неопозитивизм сформировался почти одновременно в четырех европейских странах - Австрии («Венский кружок», объединивший логиков, математиков, философов, социологов - Мориц Шлик (1882-1976), унаследовавший кафедру Маха, Отто Нейрат (1882-1945), Рудольф Карнап (1891 - 1970)), Англии {Бертран Рассел (1872-1970), Альфред Айер (1910-1989)), Польше (Львовско-Варшавская школа -Я. Лукасевич (1878-1956). К. Айдукевич (1890-1963), А. Тарский (1902-1984)), Бер­линская школа (Г. Рейхенбах (1891-1953) и др.) в 20-х годах ХХ века. Значительное влияние на взгляды участников «Венского кружка» оказал Людвиг Витгенштейн (1889-1951) и его работа «Логико-философский трактат» (1921).

Многие из основателей неопозитивизма - крупные логики, математики, физики. Им принадлежат оригинальные исследования в области точных наук, выработка новых средств и методов анализа непротиворечивости и точности знания, созда­ние математической логики, различных типов символического исчисления. Обра­щение их к философским проблемам было связано со стремлением использовать математическую логику, математику и логические средства в целях повышения точности философских суждений.

В отличие от махистов, внимание которых было сосредоточенно на анали­зе ощущений и чувственного опыта, неопозитивисты делали акцент на исследо­вании логического аппарата новейшего естествознания.

Противопоставляя науку философии, представители неопозитивизма счи­тали, что единственно достоверным и научным знанием является только специ­ально-научное знание. Традиционные философские вопросы объявлялись ими бессмысленной метафизикой на том основании, что они формулируются с по­мощью терминов, которые являются псевдопонятиями, ибо определения после­дних не поддаются эмпирической проверке (как, например, «абсолют», «суб­станция»).

В отличие от классического позитивизма О. Конта и Г. Спенсера, неопозитивизм видел задачу философии не в систематизации и обоб­щении специально-научного знания, а в деятельности по анализу языковых форм знания110.

Возникновение и формирование неопозитивизма объединило в себе мно­гие направления позитивистской философии: логический атомизм, логический позитивизм, общую семантику (близки к этим направлениям операционализм, прагматизм).

Основное место на этом этапе эволюции позитивизма занимают философ­ские проблемы языка, символической логики, структуры научного исследования и др.

Отвергнув психологизм позитивизма XIX в., представители логического позитивизма, пошли по линии сближения «логики науки» с математикой, по линии формализации гносеологических проблем, продолжая в новых формах традиции эмпиризма и феноменализма первых двух форм позитивизма. Карнап писал о целях исследователей «Венского кружка» - анализу, причем именно с точки зрения логики, подвергаются понятия, высказывания, доказательства, теории, встречающие в различных отраслях науки111. Айер считал, что един­ственное дело, которое философ может делать - это действовать как своего рода интеллектуальный полицейский, следя за тем, чтобы никто не нарушил грани­цы и не перешел в область метафизики.

Позитивисты стремились избавиться от ненаблюдаемого в науке, а поня­тия, в отношении которых такая редукция невозможна, отбросить как «пустые фикции» («философское очищение естественнонаучного метода»).

Цель философии - логическое прояснение мыслей; философия не теория, а деятельность и результат ее - не некоторое количество «философских предло­жений», но прояснение научных предложений.

Традиционная философия лишена смысла, единственная функция философии заключается в том, чтобы с помощью логического ана­лиза очистить язык науки от бессмысленных псевдопредложений.

Такими псевдопредложениями являются, в частности, философские утвер­ждения, поскольку они не могут быть проверены опытным путем или доказаны

110 Многие высказывания обладают синтаксической неясностью. Например, выражение "Мориц Шлик убит студентом" обладает определенной синтаксической неясностью - то ли он был убит в студенческом возрасте, то ли он был убит каким-то студентом. (Шлик действительно был убит студентом-психопатом в 1936 г.). Таких примеров можно привести множество. Задача философии науки - фиксация и исключение таких семантических неопределенностей.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!