Братья Зевса - Аид и Посейдон 4 страница



Во всяком случае, в те времена, когда родился Гермес, а его старший брат Аполлон основал свое святилище в Дельфах и Деметра странствовала в поисках дочери, род человеческий уже укрепился, возрос, знал хлебопашество, ремесла, торговлю. Люди бороздили на кораблях моря, плыли чуть ли не на край света, стремились к упорядоченной жизни, управлялись царями, почитали богов, строя им храмы и принося обильные жертвы.

Были даже целые народы, особенно дорогие богам. Эфиопы на крайнем востоке и крайнем западе приглашали на пиршество богов, именуясь "беспорочными". Гиперборейцы на далеком севере принимали у себя Аполлона; феаки, потомки Посейдона, на загадочном острове Схерии жили блаженной, беспечальной жизнью, проводя целые дни за пирами, плясками, играми, омовением в банях (Од. VIII 248 сл.), наслаждались роскошью царских дворцов, а также удивительным изобилием природы (там же VI-VIII). Феаки спасали терпящих бедствие на море, отвозя их в родные места на своих быстроходных кораблях, что вызывало гнев Посейдона, наказавшего их за помощь Одиссею. Это у них на пиру Одиссей повествует о своих скитаниях (там же IX-XII). Феакам, что особенно редкостно, боги являются в собственном виде и пируют с ними за одним столом. Феаки милы богам, так же как Киклопы или буйное племя гигантов (там же VII 201-206). В последнем утверждении чувствуется гомеровская ирония по поводу превознесения людей, близких к природе и не терпящих никакого вмешательства со стороны, поскольку свирепые Киклопы, мирно разводящие стада, оказываются на деле людоедами (там же IX 106-566), а гиганты числятся среди предков феаков, они тоже потомки Посейдона, погубленные своим же владыкой Евримедонтом (явное смещение понятий - гиганты как дети Земли и противники богов и гиганты как племя, сначала любимое, а потом истребленное богами).

Однако как ни простирают боги свою власть за пределами Олимпа, как ни вмешиваются в дела земли, то создавая, то истребляя людей, то покровительствуя им, то питая злобу, еще больше они мечтают укрепить и утвердить свою волю и свои замыслы, опираясь на своих же собственных потомков, близких по крови. Отсюда стремление Олимпийцев вступать в брак со смертными.

Сначала это делают богини, как типичные матриархальные владычицы, выбиравшие себе мужей.

Так, Афродита, влюбленная в троянца Анхиза, приходит к нему на свидания и рождает от него Энея (Гом. гимн. IV). Богиня Эос влюбляется в троянца Титона, вступает с ним в брак и дарует ему бессмертие, забыв дать вечную молодость (там же 218-238). Селена тайно приходит в пещеру к Эндимиону (Аполл. Род. IV 54-65).

Боги не отстают от богинь и, вступая в брак со смертными женщинами, создают поколения героев. Но здесь нам следует остановиться и разобраться в том, что древние греки понимали под героизмом и героями и как можно в сжатом виде представить всю историю героизма вплоть до V в. до н. э.

Вслед за этим мы подробно остановимся на различных типах мифологических героев и на гибельной судьбе всего героического поколения в конце мифологического развития.

Кого греки называли героями

Итак, герой (heros) в древнегреческой мифологии - сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера героем обычно именуется отважный воин или благородный человек, имеющий славных предков. Гесиод впервые называет род "героев", созданный Зевсом, "полубогами" (hemitheoi) (Труд. 158-160). Лексикограф Гесихий Александрийский (VI в. н. э.) разъясняет: "герой: мощный, сильный, благородный, значительный". Современные этимологи не дают единого толкования этого слова, выделяя в нем функцию защиты, покровительства (корень *ser - вариант *swer- *wer-; ср. servare, а также сближение с именем богини Геры - Неrа).

История героизма, как известно, относится к классическому, или олимпийскому, периоду древнегреческой мифологии (II тыс. до н. э., расцвет - середина II тыс.), связанному с укреплением патриархата и расцветом микенской Греции. Олимпийские боги, ниспровергшие титанов в борьбе с доолимпийским миром чудовищных порождений матери-Земли, создают поколения героев, вступая в брак с родом смертных людей.

Известны так называемые каталоги героев с указанием их родителей и места рождения (Гес. Теог. 240-1022; он же фрг. 1-153 Rzach (Hesiodi carmina ed. A. Rzach. Lipsiae, 1913); Аполл. Род. I 23-233). Иной раз, правда, герои не знает своего отца, воспитывается матерью и отправляется на его поиски, совершая по пути подвиги.

Герой призван выполнять волю олимпийцев на земле среди людей, упорядочивая жизнь и внося в нее справедливость, меру, закон вопреки древней стихийности и дисгармоничности. Поэтому он наделяется обычно непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями. Однако герой лишен бессмертия, остающегося божественной привилегией. Отсюда несоответствие и противоречие между ограниченностью смертного существа и стремлением героев утвердить себя в бессмертии. До нас дошли мифы о попытке богов сделать героев бессмертными. Так, Фетида закаляет Ахилла в огне, выжигая в нем все смертное и умащая его амбросией (Аполлод. III 13,6), или Деметра, покровительствуя афинским царям, закаляет в огне их сына Демофонта (Гом. гимн. V 239-262). И в том и в другом случае богиням мешают неразумные смертные родители (Пелей - отец Ахилла, Метанира - мать Демофонта). Стремление нарушить исконное равновесие сил смерти и бессмертного мира принципиально не имеет успеха и карается Зевсом. Так, Асклепий, сын Аполлона и Корониды, пытавшийся воскрешать людей, был поражен молнией Зевса (Аполлод. III 10, 3-4). Геракл похитил яблоки Гесперид, дарующие вечную молодость, но затем Афина возвратила их на место (там же II 5,11). Так же безуспешна попытка Орфея вернуть к жизни свою жену Эвридику (там же I 3,2).

Невозможность личного бессмертия компенсируется в героическом мире бессмертием подвига и славой среди потомков. Личность героя большей частью имеет драматический характер, так как жизни одного героя не хватает, чтобы воплотить предначертания богов. В связи с этим в мифах укрепляется идея страдания героической личности и бесконечного преодоления испытаний и трудов. Герой часто гоним враждебным божеством, например Геракла преследует Гера (там же II 4,8), и зависит от слабого, ничтожного человека, через которого действует враждебное божество. Так, Геракл подчинен царю Еврисфею, Ясон зависит от царя Пелия, оба они близкие родичи героев, несправедливо захватившие власть.

Чтобы создать великого героя, требуется не одно поколение героев. Зевс трижды вступает в брак со смертными женщинами, чтобы через тринадцать поколений появился от брака Зевса и Алкмены Геракл (Эсх. Пром. 774), среди предков которого уже были Данай, Персей, Алкей и другие сыновья и потомки Зевса. Таким образом, происходит нарастание героической мощи, достигающей апофеоза в мифах об общегреческих героях, таких, например, как тот же Геракл.

Можно наметить разные типы героев, сложившиеся исторически. Более ранний героизм связан с подвигами героя, физически уничтожающего чудовищ. Такова борьба Персея с Горгоной, Беллерофонта с Химерой, ряд подвигов Геракла, вершиной которых является борьба с Аидом (то есть со смертью), которого он ранит (Аполлод. II 7,3). Поздний героизм связан с интеллектуализацией героев, с их культурными функциями, как, например, у искусного мастера Дедала или строителей фиванских стен Зета и Амфиона. Среди героев - певцы и музыканты, овладевшие магией слова и ритма, укротители стихий (Орфей), прорицатели (Тиресий, Калхант, Трофоиий), отгадыватели загадок (Эдип), хитроумные и любознательные странствующие герои (Одиссей), установители законодательства (Тесей).

Независимо от рода героизма подвиги героев всегда сопровождаются помощью божественного родителя (Зевс, Аполлон, Посейдон) или бога, функции которого близки характеру того или иного героя (мудрая Афина помогает умному Одиссею). Соперничество богов и их принципиальное отличие друг от друга сказывается на судьбе героя (гибель Ипполита как результат спора Афродиты и Артемиды; буйный Посейдон преследует Одиссея вопреки мудрой Афине; Гера, покровительница моногамии, ненавидит Геракла, сына Зевса и Алкмены).

Герой зачастую испытывает мучительную смерть (самосожжение Геракла, см. Софокл "Трахинянки", Сенека "Геракл Этейский"), гибнет от руки вероломного злодея (Тесей), по воле враждебного божества (Гиацинт, Орфей, Ипполит). Вместе с тем подвиги и страдания героев рассматриваются как своего рода испытания, вознаграждение за которые приходит после смерти. Геракл обретает бессмертие на Олимпе и получает в жены богиню Гебу (Гес. Теог. 950-955). Однако, по другой версии, на Ол импе находится сам Геракл, а тень его скитается в Аиде (Од. XI 601-604), что указывает на двойственность и неустойчивость обожествления героев.

Такая же двойственность в судьбе Ахилла: он гибнет под Троей, но затем оказывается на острове Левке (аналог Островов блаженных), где вступает в брак с Еленой (Паве. III 1, 11-13) или даже с Медеей в Елисейских полях (Аполл. Род. IV 811-814). На острове Левке находились после смерти также оба Аякса, Патрокл и Антилох (Павс. III 19, 13). Большая определенность у таких героев, как Менелай, который, будучи зятем Зевса, не испытав смерти, переносится в Елисейские поля (Од. IV 561-563). Гесиод же считает обязательным для большинства героев переселение на Острова блаженных (Труд. 167-173). Асклепий, сын Аполлона, убитый молниями Зевса, мыслится ипостасью Аполлона, обретает божественные функции целителя, и культ его даже вытесняет в Эпидавре культ его отца Аполлона.

Единственный полубог, то есть герой, сын Зевса и Семелы, Дионис, становится еще при жизни божеством (см. "Вакханки" Еврипида), но и эта его божественность подготавливается рождением, смертью и воскресением Загрея, архаической ипостаси Диониса, сына Зевса и богини Персефоны (Нонн VI 155-388). В песне Элейских женщин к богу Дионису обращаются как к Дионису-герою (Anthologia lyrica graeca. Ed. E. Diehl. Lipsiae, 1925. Vol. 2, p. 206, frg. 46). Таким образом, Геракл явился образцом для представления о герое-боге (Пиндар. Нем. III 22), а Дионис считался героем среди богов.

Развитие героизма и самостоятельности героев приводит к их противопоставлению богам, к их дерзости и даже преступлениям, которые накапливаются в поколениях героических династий, приводя к гибели героизма вообще. Известны мифы о родовом проклятии, которое испытывают на себе герои конца классического олимпийского периода мифологии, соответствующего упадку микенского владычества. Таковы мифы о проклятиях, тяготеющих над родом Атридов, или Танталидов (Тантал, Пелопс, Атрей, Фиест, Агамемнон, Эгисф, Орест), над родом Кадмидов (дети и внуки Кадма - Ино, Агава, Пенфей, Актеон), Лабдакидов (Эдип и его сыновья), Алкмеонидов (Амфиарий и его сын Алкмеон). Создаются также мифы о гибели всего героического рода людей. Таковы мифы о войне семерых вождей против Фив и о Троянской войне. Гесиод рассматривает их как войны, где герои истребили друг друга (Труд. 156-165). Итак, конец II тысячелетия можно рассматривать как конец всего героизма.

В постдорийский период, период после нашествия дорийцев, то есть в начале I тысячелетия до н. э., большое распространение получает культ умерших героев, совсем незнакомый гомеровским поэмам, но зато хорошо известный по микенским царским захоронениям. В культе героев сказалась идея божественного вознаграждения их после смерти, продолжение их заступничества и покровительства людям. На могилах героев приносили жертвы, желая отвратить несчастье (ср. жертвы Агамемнону в "Хоэфорах" Эсхила), им отводили священные участки (например, Эдипу в Колоне), вблизи их погребений устраивали состязания певцов (в честь Амфидаманта в Халкиде с участием Гесиода - Труд. 654-657). Плачи, или френы, по героям, прославлявшие их подвиги, послужили одним из источников эпических песен (ср. "славные деяния мужей", которые поет Ахилл, - Ил. IX 189). Общегреческий герой Геракл считался установителем Немейских игр (ср. Пиндар. Нем. I). Ему приносили жертвы в разных храмах - в одних как бессмертному олимпийцу, в других как герою (Геродот II 44). Некоторые герои воспринимались как ипостаси бога, например Зевса (ср. Зевс - Агамемнон, Зевс - Амфиарай, Зевс - Трофоний, Посейдон - Эрехфей). На месте исчезновения Трофония вопрошали оракула (Павс. IX 39, 5).

Там, где была прославлена деятельность героев, строились храмы (храм Асклепия в Эпидавре).

В VII - VI вв. до н. э. с развитием культа Диониса некоторые древние герои, эпонимы городов, вынуждены были уступить торжества в их честь Дионису (при тиране Клисфене в Сикионе почитание Адраста сменилось почитанием Диониса - Геродот V 67).

В Греции мифологический героизм перешел начиная с VII в. до. н. э., с эпохи формирования городов-государств, в стадию религиозно-культового героизма, освященного полисными установлениями и игравшего политическую роль. Герой оказывался защитником полиса, мыслился посредником между богами и людьми, предстателем за людей перед богами. Останки древних героев переносили в города, как это было в 475 г. до н. э. с прославлением Тесея в Афинах, куда перенесли его прах с острова Скироса (Плутарх, Тесей 36). Отсюда - жертвы героям, павшим в битвах, например, в греко-персидской войне при Платеях (Плутарх, Аристид 21). Отсюда же обожествление после смерти и причисление к лику героев известных исторических лиц (Софокл после смерти стал героем по имени Дексион). Почетное звание героя получали после гибели выдающиеся полководцы (Брасид после битвы при Амфиполе - Фукидид V 11,1). В культе героев сказалось древнее почитание мифологических героев, которые стали восприниматься потомками как предки - покровители семьи, рода и полиса.

Разные типы героизма - сила и разум

Как говорилось выше, расцвет героизма в классической мифологии связан с серединой II тысячелетия до н. э. И начинается он с представления о героях, наделенных необычной физической силой. Что же касается тонкостей ума, то обычно рядом с героем находится божество, подающее мудрые советы и приводящее героя к определенному решению. Предоставленный самому себе, герой может совершить непоправимый поступок, стоящий ему жизни. Именно таким образом погиб Мелеагр, сын Ойнея, этолийский герой. Это тот самый Мелеагр, чья жизнь была заключена в тлеющей головешке, спрятанной его матерью в ларце. Тот самый Мелеагр, который прославился охотой на Калидонского вепря (Аполлод. I 8,1-3), собравшей героев со всех концов Греции, причем все это герои раннего поколения, предшествовавшего Троянской войне: Идас и Линкей, сыновья Афарея из Мессении, Кастор и Полидевк из Аакедемона, дети Зевса, Тесей, сын Эгея из Афин, Пирифой, сын Иксиона из Лариссы, Пелей, сын Эака из Фтии, Амфиарай, сын Оиклея из Аргоса, Ясон, сын Эсона из Иолка, и дева Аталанта из Аркадии. Здесь, таким образом, мыслится некое единство всех частей Греции, представленное отдельными героическими личностями. Калидонская охота - общегреческое предприятие. Однако оно чревато усобицами и взаимным истреблением.

Чудовищный вепрь был убит, но в споре за почетный дар Мелеагр отдал предпочтение Аталанте, первой поразившей зверя, и убил братьев матери, претендовавших на шкуру вепря. Тогда Алфея - мать - прокляла сына Мелеагра и бросила в костер головешку, с уничтожением которой огнем погиб в муках и Мелеагр.

В этом мифе наряду с архаическим фетишистским представлением о жизни человека, заключенной в материальный предмет, наряду со следами матриархата и важной ролью женского начала выдвигается мощный герой, избавитель от чудовища, разоряющего страну и губящего посевы.

По другой версии, Мелеагр убивает дядьев в войне, разгоревшейся после споров за шкуру вепря, но сам тоже гибнет в сражении, а мать и жена его кончают в горе самоубийством. Конец героя и в одном и в другом случае зависит и от его собственной, ничем не сдерживаемой воли и от напора древних стихииных сил. Рядом нет мудрого божества-помощника. Но зато миф предполагает, что истинным отцом Мелеагра был сам бог Арес (там же I 8,2). Это дикое и буйное божество только и могло толкать Мелеагра на безрассудные поступки и кичливость своей физической мощью. Вот почему результаты подвига, собравшего всех греческих героев, оказались столь горестны.

Гибнет от руки героя Беллерофонта, сына Главка, чудовищная Химера, рожденная Тифоном и Ехидной. Химера с львиным туловищем, хвостом дракона, тремя головами, из которых козья, средняя, изрыгала пламя, тоже опустошала землю и губила скот. Но Беллерофонт взнуздал Пегаса, коня, рожденного от

Медузы Горгоны и Посейдона, поднялся ввысь и оттуда поразил Химеру (там же II 3,1). В дальнейшем герой стал наследником царя Иобата, отдавшего за него дочь, когда убедился в безупречности Беллерофонта, оклеветанного царем Пройтом. Замечательно, что этот последний, чью дочь отверг Беллерофонт, по ее наущению послал героя к Иобату с дощечками, на которых, по словам Гомера, были начертаны "губительные знаки" (Ил. VI 169), то есть просьба предать Беллерофонта смерти. Беллерофонт избежал смерти, так как не пытался прочитать послание (а известно, что судьба настигает тех, кто пытается ее избежать); а затем, убивая Химеру по воле царя Иобата, он имел косвенным союзником самого Посейдона, породившего от Горгоны Медузы коня Пегаса.

Другой герой, один из предков Геракла, Персей, сын Зевса и Данаи, в опочивальню которой Зевс проник в виде золотого дождя, уже непосредственно руководим в своих действиях мудрыми советами богов (Аполлод. II 4,1-5). Он - освободитель рода человеческого от Медузы Горгоны, превращавшей своим ужасным взглядом каждого человека в камень. Как Пройт Беллерофонта, Персея жаждет погубить царь Полидект и посылает его за головой Медузы. Но Персеем руководят Гермес и Афина. По их советам он сначала приходит к сестрам Форкиадам, затем к нимфам, от которых получает крылатые сандалии, заплечную сумку и шапку-невидимку. Гермес вручает ему изогнутый меч, Афина направляет его руку, готовую поразить Медузу, и по ее совету он смотрит на отражение чудовища в своем медном щите, не встречаясь с ее живым ликом. Персею удается избежать преследования двух бессмертных Горгон благодаря шапке-невидимке.

На своем пути он совершает еще подвиг, освободив царевну Андромеду, отданную на съедение морскому чудищу. Заметим, что Персей не только убивает чудовищ, разорявших посевы и поедавших скот, как это было с Мелеагром и Беллерофонтом. Персей освобождает от страха людей и восстанавливает справедливость, губя врагов, поправших ее, головой Медузы. Именно таким образом он восстановил на царство Диктиса и свергнул Полидекта, угрожавшего его матери Данае. Когда же подвиг завершен, Персей возвращает своим божественным помощникам атрибуты бессмертной силы. Сандалии, сумку и шапку через Гермеса вновь обретают нимфы, а голову Горгоны Афина помещает на свой щит.

Далее все более возрастает не только непосредственная помощь богов героям, но герой учится побеждать и осуществлять свои цели с помощью собственного разумения. Можно сказать, что интеллектуализация героев необычайно усиливается, поскольку герой уже не только претворяет советы богов в дее внутренне вполне подготовлен к самостоятельному размышлению. Мы упоминали уже этих умных героев, певцов, музыкантов, прорицателей. Их действия доказывают преимущество умственного дара, помогающего человеку без применения насилия и без кровопролития.

Так, Амфион, сын Зевса и Антиопы, строит вместе со своим братом Зетом фиванские стены. Пока Зет с огромными усилиями громоздит камни, Амфион, играя на кифаре, заставляет их складываться в мощные стены.

Дедал, внук афинского царя Эрехфея и родня Тесея, отличается особой изобретательностью. Он и архитектор, и скульптор, и великий мастер. Само имя его указывает на "искусного" человека.

Дедалу настолько дорого первенство в мастерстве, что он даже убивает своего племянника Талоса из-за соперничества с ним и вынужден бежать на Крит к царю Миносу (там же III 15, 9). Он - строитель лабиринта для чудовищного Минотавра, но он и освободитель из лабиринта Тесея с его спутниками (вспомним клубок нити, данной им Ариадне для Тесея). Он сооружает тайно крылья для себя и сына, чтобы скрыться в Сицилию. И хотя сын его Икар гибнет, когда солнце растопило воск крыльев, Дедал невредимым добирается до Сицилии к царю Кокалу. И лишь только Минос пытается выманить его оттуда хитростью, царь Кокал с помощью совета Дедала умерщвляет Миноса, навсегда избавляя Дедала от преследования.

Дедал, как и положено герою, - фигура драматичная: его ум и сноровка невольно служат злым целям властителей, и попытка освободиться от их воли приводит к гибели самого дорогого, чем владеет великий мастер, - единственного сына Икара.

Эдип, сын царя Аайя, настолько мудр, что побеждает страшную душительницу Сфинкс, пожиравшую тех, кто не отгадает ее загадки. И что характерно, по версии более классической, Эдип не убивает это чудовище, а побеждает его остротой ума, так, что Сфинкс гибнет сама.

Как только загадка разгадана и тайна открыта, жизнь теряет всякий смысл для кровожадной душительницы. Сфинкс бросается в пропасть с вершины горы и находит там смерть (там же III 5,8).

Орфей, сын речного бога Эагра и музы Каллиопы, обладает магической силой искусства. Он - сотоварищ Ясона, Пелея и Геракла, участник похода аргонавтов. Игрой на форминге он усмиряет волны и успокаивает человеческие страсти (Аполл. Род. I 492-515).

Очарованные музыкой, приходят к Орфею дикие звери, движутся деревья и скалы. Подземные божества Аид и Персефона, тронутые игрой Орфея, отпускают на землю его жену Эвридику.

Орфей известен как учредитель древних религиозных обрядов. Гибель его от рук диких вакханок свидетельствует о столкновении двух сил - дионисийского буйства природы и аполлоновского умиротворения, так как Орфей - певец и музыкант входит в круг героев, близких именно Аполлону и Музам.

Ясон. Героизм в союзе с древней магией

Ясон, сын царя Эсона из Иолка, знаменит как глава похода на корабле "Арго" за золотым руном в далекую Колхиду. Там он овладел золотым руном, избежав козней царя Ээта. Но произошло это с помощью влюбленной в него Медеи, дочери Ээта, сведущей в древней магии и колдовстве. В свою очередь любовь и помощь Медеи возможны благодаря вмешательству великих богинь Геры, Афины и Афродиты, допустивших удивительный союз героической силы и колдовской мудрости.

Главным источником для истории Ясона является поэма Аполлония Родосского "Аргонавтика" (III в. до н. э.), включающая множество сведений из древнейших мифологических пластов.

Сама тема похода с ее дальними странствиями, подвигами в загадочной Колхиде и многотрудным возвращением на родину заставляет включить в спутники Ясона характерных героев. Во-первых, это минийцы, то есть герои из племени древних орхоменских автохтонов, потомков Эола, а во-вторых, многие из них знамениты даже не сами по себе, а своими отцами и дедами, предками явно хтонического происхождения. Не говоря уже о самом Ясоне, потомке Эола, на "Арго" находятся: Геракл (он, правда, вернется с середины пути), Орфей, лапиф Полифем Элатид (собственно "сын ели"), лапиф Кеней, известный оборотничеством, Флиант - сын Диониса, Навплий - потомок Посейдона, Линкей и Ид - сыновья Афарея, некогда сражавшиеся с Диоскурами, Авгий - сын Гелиоса, Евфем из Тенара - сын Посейдона и Европы, дочери великана Тития, Эргин и Анкей - сыновья Посейдона, сын Ойнея Мелеагр, жизнь которого была заключена в тлеющей головешке, Зет и Калаид - сыновья северного ветра Борея и Орифии, Палемоний - сын Гефеста. Дети и внуки богов сохраняют рудименты былой демонической мощи, объединяя ее зачастую с новым типом разумной силы, разрушающей грубый, исполненный магии и фетишизма хтонизм своих праотцев.

Так, Орфей, сын музы Каллиопы, унаследовал от нее магическую силу искусства. Дети Борея мчатся по воздуху, на ногах с золотыми пятками у них черные крылья. Евфем, сын Посейдона, не ведая морских глубин, бегает вихрем по водной глади. Линкей видит сквозь воду, а глаза потомков Солнца наделены особым, но уже не опаляющим блеском Гелиоса. Душа Эфалида, сына Гермеса, живет то в царстве смерти, то среди живых, будучи отражением и подобием двойного бытия самого Гермеса, водителя душ в Аиде и путников на дорогах земли. Периклемен, внук Посейдона, обладает особой силой, которая заставляет сбываться всему, чего бы он ни пожелал. Палемоний, сын Гефеста, ничего не унаследовал от отца, кроме хромоты, а в похвальбе Ида своим копьем, что помогает ему вместо Зевса, слышатся отголоски древней безудержной силы. Она не так уж чужда героическому миру, являясь то в виде богов, чудовищ и демонов, то воплощаясь в как будто бы совершенно безобидные предметы - растения, животных, воду и землю.

Уч астие в событиях похода принимают в основном Олимпийские боги. Однако некоторые из них, сохранившие архаические рудименты, соседствуют с чисто хтоническими божествами, воздействуя на героический мир своими благодетельными или губительными потенциями.

Хирон, сын Кроноса и нимфы Филиры, дает благие советы Ясону (там же I 33 сл.). Афина, наделенная архаическим эпитетом Тритонида, дарит Ясону плащ своей работы; Гера Пеласгическая (ее имя указывает на большую древность) гневается на Пелия, не принесшего ей жертвы (и отсюда вся ее дальнейшая вражда к нему). На пути аргонавтов встречается Аполлон Заревой, идущий из Ликии к гипербореям, вселяя одним своим видом ужас в сердца героев, сотрясая землю и моря.

Тритон, обитатель водных глубин, с рыбьим хвостом, по молитве Ясона является в божественном виде, продвигая корабль аргонавтов к морю. Ночная богиня Геката не раз возникает, вызванная заклинаниями Ясона, среди факельных огней, лая подземных псов, воплей болотных и речных нимф, обвитая змеями.

 

Путникам встречаются удивительные чудовища: шестирукие "землерожденные", крылатые Гарпии, железные птицы Ареса. Золотое руно в Колхиде охраняется змеем, сыном Геи, родившимся на Кавказе. Медные быки, выдыхающие пламя, пашут ниву Ареса, где из зубов дракона появляются воины.

В сказочной Колхиде по воле царя Ээта Ясон совершает свои подвиги, усмиряя огнедышащих быков и уничтожая землерожденных воинов. Но не следует забывать, что Ясону приходит на помощь царская дочь Медея, полюбившая его по решению богинь - Геры, Афины и Афродиты. Однако Медея, внучка Солнца-Гелиоса, колдунья, сведущая в магических ритуалах, призывающая богиню Гекату в союзницы, обладает собственной демонической силой. Именно она делает зелье из цветка, выросшего на крови Прометея, задумывает усыпить змея и действительно усыпляет его с помощью Сна и ночной владычицы недр Хтонии. Чтобы склонить брата Апсирта на встречу с Ясоном, Медея окропляет воздух зельем, сила которого может привести с гор даже дикого зверя. По ее коварным советам Ясон убивает Апсирта. Она же своей колдовской песней очаровывает Кер - демонов смерти, желая погубить медного великана Талоса. Ввергнутый в безумие чарами Медеи, Талое, охраняющий Крит, гибнет, наткнувшись на острый камень и истекая кровью. Медея дает Ясону советы, как совершить жертвы Гекате. По ее совету он вызывает страшную богиню, мажет волшебным снадобьем свое оружие и сам натирается им, чтобы стать неуязвимым.

Таким образом, оказывается, что герой Ясон, потомок Эллина, а значит, Прометеева сына Девкалиона (может быть даже, отцом его был Зевс - Аполлод. I 6,2) и самого Прометея, нуждается в помощи не своих божественных предков, но в колдовской силе Медеи, хотя характерным образом боги для пользы героического предприятия Ясона сами допускают такой союз, доказывая этим свою собственную опору на архаическое прошлое. Для свершения подвига классического героя требуется демоническая сила прошлых веков, еще живая и действенная на краю света, в Колхиде. Однако, по устоявшейся мифологической традиции, Ясон отталкивается от Медеи, пытается уйти от нее, как от чего-то чуждого по существу, как от силы, которая обесценивает своими чарами благородный героический подвиг и низводит его до низких, недостойных дел (например, жестокое убийство Апсирта). Поэтому мифы о Ясоне подчеркивают с самого начала любовь, внушенную богом Эротом Медее, а не Ясону, отсюда удаленность друг от друга героев, связанных кровавыми преступлениями гораздо больше, чем любовью.

Тем не менее разрушительные силы древнего хтонизма губительно сказываются на героической сущности Ясона. И хотя Медея остается только необходимой до времени и только терпимой в героическом мире, но не любимой, она сделала свое дело. Героизм и хтонизм, соединившись по воле богов для свершения подвига, взаимно чуждые по самому своему существу, должны разойтись и вступить в тот драматический конфликт, который зловеще озаряет весь комплекс мифов о Медее и Ясоне. Но, как известно, судьба героев всегда драматична.

 

Чем больше злодеяний при возвращении Ясона на родину совершает Медея, чтобы добыть тому царскую власть, некогда отнятую его дядей, Пелием, тем все более эти усилия оказываются напрасными.

Медея умерщвляет Пелия с помощью его дочерей, но жители Иолка изгоняют ее вместе с Ясоном. Они отправляются в Коринф, но там Ясон пытается расстаться с Медеей и берет в жены царскую дочь. Тогда Медея, брошенная Ясоном, мстит невесте и ее отцу, погибающим в пламени от пропитанных ядом одежд. Из мести Ясону Медея убивает двух своих сыновей, а третий, Фессал, спасается и в дальнейшем царствует в Иолке, на родине отца (по версии Диодора). Сама же она покидает Коринф на колеснице, запряженной драконами и присланной ее дедом Гелиосом. Медея еще пытается устроить свои дела сначала в Фивах, у Геракла, затем в Афинах, соблазняя старого царя Эгея и строя козни против его сына Тесея, но изгнана и оттуда. Не узнанная никем, возвращается Медея в Колхиду, убивает своего брата Персея, чтобы вернуть власть отцу, от которого она когда-то бежала и которого предала ради Ясона.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!